САЛЬТО ВПЕРЕД : СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» 9 страница




Противоречие, действительно, существует, и преодолеть его луч­ше удается гимнастам, обладающим наиболее благоприятной кон­ституцией, при которой тело имеет во время махов относительно большой период колебаний, позволяющий гимнасту даже при широ­кой амплитуде движений (требующей повышенной скорости махов) действовать относительно спокойно.

Что это за конституция? Здесь опять и опять нужно вспомнить о свойствах физического маятника: маятник имеет тем больший пери­од колебаний, чем он массивнее и длиннее. Из этого как бы вытекает, что и «коневик» должен быть гимнастом не только рослым, но и мас­сивным. Но тут опять коса находит на камень: зачем же гимнасту быть тяжелым?

К счастью, здесь природа идет нам, наконец, навстречу: чтобы иметь естественно возникающий при махах на коне «спокойный» темп, не обязательно быть тяжелым; гимнасту достаточно иметь лег­кие, «сухие», но относительно длинные ноги (так именно был сло­жен непревзойденный, в свое время в, СССР «коневик» Юрий Хари­тонов).

А как же быть, спросит читатель, если природа не подарила гимна­сту такого телосложения? Что ж, это тоже не беда. Хорошая техничес­кая подготовка на коне, когда гимнаст с самого начала приучается выполнять круговые махи не только ногами, «от таза» (что в любом случае — грубейшая ошибка), а — всем телом, «от плеча», позволяет достойно выглядеть на коне практически любому гимнасту, что и доказали в свое время (но не сразу!) японские, корейские, китайские мастера.

(И еще одно. В процессе обучения круговым движениям, атакже при коррекции некоторых особенно устойчивых ошибок, характер­ных для гимнастов с неудачным для коня телосложением, возможно временное применение приема искусственного замедления темпа движения с помощью утяжелителей на ногах. Это могут быть манже­ты с дробью на щиколотках, свинцовые прокладки в тапочках и т. п. приспособления весом в несколько сотен граммов; чем ниже распо­ложена такая масса, тем меньше может быть ее вес. Работа с утяжели -телями как бы удлиняет ноги гимнаста, дает ему новый, более низ­кий темп кругов, позволяющий прочувствовать движение заново и избавиться от ошибок торопливой работы. Возвращаться кобычной работе после этого лучше, постепенно уменьшая вес накладок и ни в коем случае не допуская повторения ранее имевших место ошибок).

Но вернемся к теме о «прирожденном коневике». Для работы на коне важны не только абсолютные длиннотные показатели тела


 


272


273


конь ________________________________________________

(рост, длина ног), влияющие на темп махов, но и соотношения этих показателей, то есть собственно конституция. Хорошо известно, что гимнасту на коне полезно иметь «длинные руки». Здесь, собственно, речь идет не об абсолютной длине верхних конечностей, а об их размерах сравнительно с туловищем: чем длиннее руки гимнаста (или короче туловище!), тем выше таз спортсмена располагается над опорой и тем легче, надежнее исполнитель может манипулировать в упорах, особенно — в упорах сзади. «Длинную» руку можно раньше поставить на опору, позднее снять оттуда и увеличить тем самым дву-хопорную фазу движения, сделав работу более мягкой, надежно уп­равляемой. Впрочем, все это хорошо известно, как и то, что руку можно и должно «удлинять» благодаря высокой и активной посадке вплечах(ПЗ).

Подведем итог. Какова же морфологическая модель «коневика»?

Коротко, так: это довольно рослый (близко к 180 см), сухощавый гимнаст с длинными, но легкими ногами и относительно длинными руками, кисти которых в положении стоя опускаются заметно ниже тазобедренных суставов.

Но обеспечит ли хорошее телосложение, само по себе, успех на коне? Вовсе не обязательно. Добрая конституция это лишь один из факторов такого возможного успеха, и об этом мы уже говорили выше.

ПЛЕЧЕВОЙ «НАСОС»

Все знают, что на коне нужно «сидеть высоко». Высокая посадка вырабатывается с самого начала углубленной подготовки; гимнаст должен научиться непрерывно выжиматься вверх не только усилия­ми мышц плечевого пояса, но и за счет характерного для коня «ссуту-ливания», позволяющего дополнительно приподнять спину и таз от­носительно опоры (рис. 97-а). Но, как будет видно ниже, работа в плечах нужна далеко не только для того, чтобы просто поддерживать рациональную осанку. Эта работа — важнейший компонент управле­ния махами на коне, и по этой причине она не может быть примитив­но однотонной. В действительности, высокая посадка—лишь общий желательный фон, на котором разворачиваются активные управляю­щие действия в плечах.

Часто гимнаст вынужден довольствоваться некоторой усреднен-но-высокой посадкой (б), а в ряде случаев не только допустима, но и желательна «проваленная» посадка, когда плечевой пояс опускается относительно плечевых суставов, а мышцы плечевого пояса в значи-

274


Плечевой «насос»

тельной мере расслаблены. То обстоятельство, что руки спортсмена при этом «укорачиваются» (в), не имеет значения, так как подобная техника используется, по преимуществу, в плоских махах типа скре­щений. Смысл этой техники — в использовании рессорной функции плечевого пояса при значительных вертикальных нагрузках и в предварительном натяжении мышц, осуществляющих в дальнейшем мощное отталкивание. О биомеханике этого технического приема уже шла речь в сюжете «Плечи-рессоры», посвященном махам на брусьях (57), и мы не будем повторяться. Отметим лишь, что работа в упоре и там, и здесь строится принципиально одинаково, хотя пере­грузки при мощных махах на брусьях, конечно, гораздо выше, чем на коне. (Еще один нюанс: в упоре на руках на брусьях — не путать с собственно упором! — недопустимо расслабление, тогда как в упорах и на брусьях, и коне это не только возможно, но, в определенных ситуациях, и должно!).

Вернемся теперь к тезису об управлении движениями на коне за счет работы в плечах.

Что это за управление и как оно осуществляется? Рассмотрим этот важный вопрос на примере плоских махов.

275


                 
       


конь ______________________________________________________

Нарис. ^схематически показано, как гимнаст, используя двухо-порное положение, приводит в движение «маятник» всего своего тела. Это — базовое действие, к которому добавляется собственно мах ногами. Основную роль здесь играют те самые действия в плечевом поясе, которые были изображены на.рис. 97. Но тут они носят асим­метричный характер, когда высокое положение одного плеча (под­нятого «к уху»; плечевой пояс с этой стороны провален) сочетается с низким расположением другого (рука активно нажимает вниз и уд­линяется). В результате весь опорный параллелограмм, в зависимос­ти от соотношения действий в плечах, наклоняется (для гимнаста) либо влево (а), либо вправо (в), либо, при равном положении в пле­чах, вместе с телом располагается в промежуточном, вертикальном положении (б). Подчеркнем, что плечевой пояс при таких действиях с обеих сторон работает активно: если одна рука нажимает на опору вниз, то другая, соответственно, подтягивает ручку коня вверх (правда, в упоре рукой на теле это невозможно, можно лишь рассла­бить с этой стороны плечевой пояс). При этом отталкивание-притя­гивание идет всегда вдоль тела (параллельно позвоночнику), и направление действия меняется вместе с наклоном всей систе-

мы (см. вектора нарис. 9б-а, в). С физической точки зрения, такие действия в плечах, похожие на дет­ское упражнение «насос», пред­ставляют собой использование так называемой пары сил, которая, как известно, вызывает вращение тела в определенную сторону, не давая при этом перемещения. В наиболее непосредственном и наглядном виде действия «насоса» можно лег­ко проследить в упоре на брусьях, где маху ногами в сторону жердей (то есть влево-вправо) ничто не ме­шает. Такое упражнение на брусь­ях, кстати, вообще полезно нович­кам, осваивающим коня.

276


Заметим еще, что воздействие руками на опору по горизонтали (рис. 99) тоже может давать смеще­ние плеч в лицевой плоскости, но при этом (в отличие отпредыдуще-


го случая) в сторону уходит все тело с переносом его веса вдоль коня. Такие действия бывают не­обходимы при исполнении упраж­нений типа переходов; при этом, вызывая перемещение всего тела из одной опорной зоны в другую, они не вмешиваются в его вра­щение и, на амплитуду махов не влияют.

Итак, работая в плечах от опо­ры, гимнаст может инициировать маятникообразый мах всем телом. Это — ключевой момент управле­ния большинством движений на коне, в особенности — при кругах двумя. Но мы знаем, что конь — это «махи ногами». Естествен воп­рос: какова же роль собственно ма-

хового движения ногами? Как оно соотносится с действиями в пле­чах? Этот важный вопрос мы обсудим отдельно (114,115,118).

ОБМАНКА» МИРОСЛАВА ЦЕРАРА

Мы уже рассматривали значение активной работы руками на опо­ре, позволяющей «раскачивать маятник», в роли которого выступает все тело гимнаста (113). Однако, конь это — махи ногами\ Как сочета­ются действия гимнаста «от опоры» и собственно маховые движения нижними конечностями?

Рассмотрим этот вопрос вначале на примере плоских махов разве­денным ногами; здесь есть нюансы, которые могут быть небезынте­ресны даже опытным мастерам, поскольку в последние годы спрос на исполнение элементов типа сложных скрещений несколько повы­сился, тогда как в технике этих движений далеко не все так ясно, как порой кажется.

Для начала разберемся с обыкновенным махом в упоре, показан­ном па рис. 100 на с. 278. Гимнаст делает мах влево, начиная его, прежде всего, активным отталкиванием руками от опоры и дейст­виями в плечах (а-в). Лишь после прохождения телом вертикального положения (б) в махе начинает лидировать левая нога, совершаю­щая мах в сторону и явно опережающая правую (б-г). Это движение

277


конь ______________________________________________________

ногой обеспечивается усилиями отводящих мышц левого бедра и «наслаивается» на мах всего тела с наклоном плечами в разноимен­ную сторону, вправо. А после того как гимнаст, оттолкнувшись ле­вой рукой, переходит в одноопорное положение (г), все движение поддерживается (должно поддерживаться!) возможно более мощны­ми усилиями отводящих мышц правой, опорной руки. Наконец, за­вершается весь показанный мах притормаживанием левой нога, бла­годаря чему движение влево-вверх (с вращением тела по часовой стрелке) передается и на все смежные звенья, включая «отстающую» правую ногу.

Беря «сухой остаток» этого анализа, мы получаем в итоге техни­ческую схему, в которой следуют:

—начальное отталкивание с переносом тяжести на разноимен­ную руку и с активным движением обеими ногами в заданном на­правлении;

—ускоренный взмах ногой, одноименной генеральному маху и акцентированное отталкивание разгружаемой рукой;

притормаживание одноименной ноги с переходом в одноопор­ное положение и «подтягивание» разноименной ноги;

—финальное отводящее усилие опорной руки, поддерживающее подъем тела в высшей точке маха, и

выполнение завершающих действий движения (перемахов и т. п.).


Обманка» Мирослава Церара

Такова универсальная схема построения любого «одноножного» маха, не исключая и современных перспективных движений, потен­циально позволяющих делать такие трудные упражнения, как, на­пример, скрещения в стойку на руках(127). Вреализации этой схемы одинаково важную роль играют два решающих фактора: активная работа рук и плечевого пояса «от опоры» и — собственно маховая ра­бота ногами «от бедра». То и другое должно быть четко скоординиро­вано, так как одно без другого, фактически, лишено смысла и прак­тически невыполнимо!

Последнее особенно важно подчеркнуть, так как, не собрав все упомянутые компоненты в слаженную систему действий, нечего и мечтать о «супермахах»! При этом важно понять, что эффективность «одноножных» махов определяется вовсе не высотой маха ногой, но­минально исполняющей движение, а степенью подъема над опорой всего тела гимнаста, о которой можно судить по высоте расположе­ния таза в высшей точке движения.

В этой связи интересно вспомнить ушедший уже далеко в исто­рию, но не утративший своей ценности пример с известным в свое время мастером Мирославом Цераром, демонстрировавшим в 60-е годы очень элегантный, как считалось, стиль работы на коне. «Ко­ронным номером» югослава были, как раз, одноножные махи, в которых ведущая нога гимнаста поднималась едва ли не до уха (рис. 10]-а)... При этом мало кого волновало, что и таз, и другая нога


 




278


279


Конь


Главная нога


 


великого коневика оставались внизу, и весь шик движения заклю­чался в... растяжке, благодаря которой Церар мог подчеркнуть высо­ту взмаха одной — именно одной! — ногой. Иначе говоря, эффект­ный цераровский мах носил лишь декоративный характер, он только имитировал интенсивную работу, но в плане возможного развития движения был совершенно бесперспективен. Сейчас такая работа должна выглядеть полным анахронизмом и должна означать, что гимнаста в его технической подготовке совершенно ложно ориенти­ровали.

На рис. 101 даны для сравнения еще два варианта исполнения маха. Положение на фиг. ^выглядит более скромным, чем у Церара, но в действительности оно гораздо грамотнее, так как в него уже заложены те технические компоненты, которые следует осваивать «с младых ногтей». Здесь, благодаря активной работе «от опоры», тело высоко приподнято, таз и «нижняя» нога подтянуты вверх, опорное плечо наклонено кнаружи несколько больше обычного, от­ведением правой руки гимнаст стремится активно поддержать высо­кое положение таза.

Нои такая техника—далеко не предел совершенства; ее можяо и должно развивать, добавляя к этому (ничего не поделаешь!) и сило­ вую работу'на опоре. Почти идеально с этой точки зрения выглядит мах на фиг. в. Заметим, что только при достаточно высоком положе­нии таза отводящая работа опорной рукой будет здесь содействовать подъему всего тела. Если же действовать на отведение слишком рано, когда таз расположен еще низко (а), гимнаст получит вместо допол­нительного подъема смещение всего тела вбок.

ГЛАВНАЯ НОГА

В предыдущем сюжете мы умышленно обходили момент «взаимо­отношений» между разведенными ногами, выполняющими мах в упражнениях, подобных скрещениям. Есть смысл обсудить этот лю­бопытный вопрос отдельно.

Наблюдая махи разведенными ногами, легко убедиться, что ноги гимнаста в этих движениях всегда действуют по-разному. И дело не в том вовсе, что одна нога может делать некий пере мах, а другая нет. Важно понять какими именно действиями каждой ноги обеспечива­ется выполнение конкретного перемаха.

Дело в том, что при махах разведенными ногами всегда есть веду­ щая, наиболее активная нога, берущая на себя ответственность за обеспечение программного движения, и, соответственно, погаведо-


мая, относительно пассивная, которая лишь тянется за ведущей, «подтаскивается» ею до нужного положения. При этом роль ведущей всегда остается за ногой, одноименной маху.

Поучительно выглядит сопоставление техники одно— и разно­именных перемахов.

В первых из них ведущая нога, на первый взгляд, обслуживает только сама себя. Например, выполняя из упора элементарный пере-мах правой вправо-вперед, гимнаст «просто» посылает ногу в нуж­ном направлении и, выполняя попутные технические требования (загрузка левой руки, освобождение правой и т. д.) делает собственно перемах. Особенно простодушно такое движение трактуется нович­ками ; у них обычно вторая нога остается «не при чем» и неподвижно висит у вертикали, никак не участвуя в общем движении, а сам такой перемах завершается остановкой. Между тем, грамотная, красивая работа предполагает, что ведущая нога, выполняющая перемах, обя­зана таки тянуть за собой ведомую, даже если последняя никакого перемаха не выполняет, да и все тело гимнаста должно быть активно включено в данное, пусть даже элементарное движение, позволяя сохранить устойчивое маятникообразное размахивание, выполняе­мое всем телом (сравните еще раз случаи на рис. ЮТ).

Еще занимательнее картина разноименных перемахов. В них про­граммный перемах, дающий имя движению, выполняет ведомая нога, которая, однако, «паразитирует» на ведущей. Например, делая из упора перемах левой вправо, вы должны, прежде всего, выполнить эффективный взмах вправо одноименной ногой со всеми сопутству­ющими ему техническими атрибутами, и лишь после того как этот мах ведущей ногой поднимет и тело и, как следствие, ведомую ногу над опорой, а одноименная ручка освободится от давления на нее, может быть выполнен требующийся перемах левой вправо-вперед. Принципиально так же делаются разноименные перемахи из упора сзади, где вначале ведущая (одноименная) нога делает эффективный энергообеспечивающий взмах в сторону (и даже несколько вперед от тела коня), а уж затем пропускает под собой «подтащенную» ею же ведомую ногу.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!