САЛЬТО ВПЕРЕД : СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» 8 страница



265


Конь


Двухопорный старт


 


ки на стойках, когда не будет тела коня, и, значит — вообще никаких перемахов. Круги есть, а перемахов — нет! А круги на полу, столь популярные ныне у мастеров, или на тренировочном грибке? Там все наоборот: исполнитель делает как бы один непрерывный перемах, пронося и ноги, и все тело над опорой на протяжении всего цикла движения. У этого «перемаха» нет ни начала, ни конца...

Каков же вывод? А вывод очевиден: пресловутый перемах вовсе не является структурной единицей махов на коне, как это обычно считалось. Дело совсем не в том, проносит или не проносит гимнаст ноги и тело через какое-то препятствие. Ошибочность такой трак­товки махов на коне особенно очевидна теперь, когда техника круго­вых движений на коне стала универсальной, и гимнаст делает круги двумя практически одинаково на любой части коня (и не только коня) и в любом рабочем положении на опоре.

Ну и что, скажет практичный читатель? — Ну и пусть перемах надо определять как-то иначе, какое это имеет значение для дела?

Определение перемаха, действительно, не имеет особого значе­ния. Более того, существующее в литературе определение термина «перемах» — совершенно верное, и менять его незачем. Пусть движе­ние, которым гимнаст «перемахивает» через опору, и называется, как называлось — перемахом.

Дело совсем в другом. Перемах не следует рассматривать как структурную единицу движений на коне, это — ошибка, и ошибка грубая теоретически и вредная практически. Истинным кирпичи­ком или, если угодно, модулем, из которого строятся упражнения на коне, является вовсе не перемах, и это важно понять, так как это имеет самое прямое отношение к пониманию технической сути дви -жений на коне и, следовательно, к методике подготовки на этом трудном и оригинальном виде гимнастического многоборья. Что же является действительной двигательной единицей движений на коне? Об этом — в следующем сюжете.

ДВУХОПОРНЫЙ СТАРТ

Гимнаст, работающий на коне, походит на человека, бегущего на тредбане. Он все время движется, движется... не сходя с места. Как поддерживать это непрерывное движение? Мы знаем, что спортсмен ритмично отталкивается от опоры руками, одновременно выполняя организованные маховые движения свободными звеньями, в пер­вую очередь — ногами. Иначе говоря, он действует в импульсном режиме, когда инерционное движение тела все время энергетически


подпитывается благодаря взаимодействию с опорой, подобно тому, как вновь и вновь поддерживается движение отталкиванием ног при ходьбе или беге.

Тут-то мы и подходим к ответу на вопрос о том, что такое — в отличие от перемаха — истинная двигательная единица на коне. Это — двигательное действие (а точнее — цикл организованных мик­родействий) , в ходе которого гимнаст в очередной раз подталкивает свое тело, сообщая ему нужное движение.

Но для любого отталкивания необходима, как известно, полно­ценная опора. А на коне, как мы знаем, чередуются фазы двух- и одноопорных положений (редкие безопорные положения при пере­скоках мы обсуждать не будем). И в тех и в других, формально гово­ря, возможно взаимодействие с опорой, но одноопорные фазы (ООФ) на коне по техническим условиям мало пригодны для актив­ных энергообеспечивающих действий. Фактически, только в двухо-порных положениях и, соответственно, фазах движения (ДОФ) мо­жет эффективно поддерживаться и корректироваться программное движение на коне. Эти ключевые рабочие положения — известные нам упор и упор сзади; только в них гимнаст способен действовать мощно и точно, может управлять своими движениями. Лишь отрабо­тав в очередной ДОФ, спортсмен может позволить себе «вольности» в виде одно- или даже безопорных движений, усложняемых поворота­ми, выходами-входами, переходами и т. п.

Таким образом, двигательная единица на коне, тот кирпичик, тот структурный модуль, из которого строятся более сложные движения, выглядит принципиально также, как любое другое активно постро­енное гимнастическое движение, например — прыжок. В прыжке — сначала отталкивание с маховыми действиями свободными звенья­ми, а затем — полет, в котором энергетика отталкивания реализуется. А на коне — сначала двухопорное взаимодействие со снарядом при одновременном махе ногами, а затем уж — нужный перемах или иное движение, когда реализуется результат работы в ДОФ. Наэтом сход­ство (наконец-то!) махов на коне с активными движениями на дру­гих гимнастических снарядах не заканчивается. Так же, как и любой прыжок, оборот или подъем, описанный мах на коне включает в себя структурные стадии, наполненные важным техническим смыслом, то есть — так называемые подготовительные, основные (энергообес-печивающие), реализующие и завершающие действия, о которых мы многократно упоминаем в других главах и сюжетах.

Вспомним, для примера, обычный круг двумя влево из упора сза­ди на ручках. Он состоит из двух частей — перемахов, каждый из


 


266


267


Конь


Элементы» не элементарны


 


которых здесь, действительно, есть структурная единица, содержа­щая полный цикл необходимых действий:

подготовительные действия здесь (как почти везде на коне) сливаются с завершающими действиями предшествующего движе­ния. Еще в упоре боком на левой гимнаст загружает опорную руку, протягивается и несколько разворачивается вправо, стремясь дви­гать стопы по широкой траектории и стараясь после этого пораньше поставить «под себя» правую кисть, не теряя высокой посадки;

основные действия в этой половине круга начинаются с поста­новки правой руки, то есть с началом ДОФ: гимнаст загружает одно­именную руку и осуществляет силовой перевод плеч по кругу впра­во-вперед, который не только готовит разгрузку левой руки, но и является отталкиванием, позволяющим эффективно разогнать ноги и все тело по нужной траектории, поддерживая ранее достигнутую скорость движения. В этом действии, подчеркнем, органически со­четаются активные толчковые действия на опоре и мах свободными ногами. К концу этой стадии маха влево-назад левая рука снимается опоры, а правая оказывается под давлением;

—реализующие действия описываемого маха это инерционное,* основном, движение по кругу в упоре боком на правой. Задача гимнаста — удерживать сбалансированное положение на опоре и сохранить быстрое движение выпрямленным телом по широкой тра­ектории;

завершающие действия маха включают в себя, после прохожде­
ния тела над конем, возможно более раннюю постановку левой руки
на опору, и по техническому смыслу являются идентичными подго­
товительным действиям описанного маха.

Вторая часть круга, мах вправо-вперед строится принципиально так же и включает в себя все названные выше стадии действий, но уже в упоре.

Таким образом, описанный круг состоит из двух равноценных структурных модулей, которые сохраняются везде, где бы такой круг ни исполнялся и какими бы «перемахами» ни сопровождался. Прин­ципиально так же строятся любые другие упражнения на коне, и, работая над конкретным материалом, важно уметь выявлять особен­ности техники, обусловленные структурой очередного маха, то есть модулем движения, подобным описанному выше. Каждый такой мах — от одной ДОФ до другой—должен точно срабатывать, поддер­живая программное движение в целом. Если же хотя бы одно подоб­ное маховое звено в целостной цепи упражнений не отработано, то качество движения неизбежно падает. Это, как раз, одна из причин,


по которой упражнения на коне-махи так коварны: в течение одного обычного круга двумя, то есть за 1 секунду, гимнаст должен дважды пройти полный цикл активных действий, включающий в себя ДОФ и ООФ, при этом наиболее ответственные действия в ДОФ длятся считанные доли секунды!

ЭЛЕМЕНТЫ» НЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫ

Известно, что единственный серьезный способ выявить двига­тельный материал на снаряде это создание научно обоснованной классификации движений. Упражнения на коне тоже неоднократно классифицировались специалистами, но это всегда делалось по изве­стному малонадежному способу систематизации того, что уже извес­тно и практически делается. Это всегда лишало классификацию про­гностической силы; из нее никогда нельзя было узнать ничего, кроме того, что уже знает сам автор классификации в силу своего понима­ния предмета. Главное же в том, что объектом классифицирования во всех этих случаях были упражнения, являющиеся устоявшимися сложными конструкциями, которые только по недоразумению (а также по традиции) называются «элементами», хотя на самом деле они далеко не элементарны. Таковы практически все упражнения на коне, начиная от «простых» скрещений и кругов и кончая «винтами», «проходами» и проч.

В действительности, все подобные упражнения есть соединения махов, каждый из которых, как было показано нами выше (110), есть структурный модуль, включающий в себя один цикл двух— и одно-опорных движений. Так, скрещение есть одновременное соединение двух встречных перемахов; любой простой круг — последовательное соединение двух махов; «чешский» — последовательное соединение обратного (плечом назад) и прямого (плечом вперед) «стойкли»; «русский» начинается и заканчивается такими же модулями, что и «чешский», но в середине имеет еще один или несколько модулей с поворотом в упоре по типу «вертолета» и т. д.

Нетрудно заметить, что все такие упражнения на коне выстраива­ются из элементарных модулей, подобно тому, как из букв алфавита строятся слова, из слов — фразы, а из фраз — законченные по смыслу сообщения. Аналогия здесь самая прямая: мах от одной двухопорной фазы до другой — «буква», отдельное упражнение (круг и т. п.) — «слово»; соединение кругов и подобных упражнений — «фраза», а полная комбинация на коне это, если угодно, сообщение или целый «рассказ». Ясно при этом, что «букв» может быть относительно не-


 


268


269


Конь


Кому конь — «конек» ?


 


много, «слов» уже — сотни или тысячи, а изложенных с их помощью «сообщений» — неисчислимое множество! Понятно также, что стро­гая классификация этих упражнений, имеющих в своем составе и сходные, и различные модули-«буквы», крайне затруднительна или вообще не возможна. Так, считается, что «чешский», «русский» и «вертолет» это всё «круги прогнувшись». Но на каком основании? Ведь в «чешском» и «вертолете» нет ни одного общего модуля, тогда как «русский» объединяет в себе и то, и другое.

Конечно, никто не запретит гимнастам, тренерам, судьям пользо­ваться привычной терминологией, отражающей сложившиеся пред­ставления об «элементах» и их сложности-трудности. Дело здесь в другом. Пытаясь классифицировать махи на коне, следует стремиться точнее отразить их природу, истинный состав, структурный смысл.

В свое время автор этих строк публиковал детальное изложение принципов естественной классификации круговых махов на коне21. Здесь мы не будем утомлять читателя повторением этого материала, а напомнимлишь основные выводы, полученные ранее. Они таковы.

Все принципиально возможные элементарные круговые махи на коне (модули) можно сгруппировать в шесть пар характерных дви­жений, включая и некоторые, наиболее очевидные (как правило, наиболее простые) соединения. Вот эти пары:

1. Круги наместепродольно и поперек;

2. Круги продольно с переходами и противоходами;

3. Круги поперек с проходами вперед и назад;

4. Круги наместе с одноименными поворотами в упоре («вертоле­том») и в упоре сзади («углом»);

5. Круги с одноименными поворотами изупора в упор сзади («стой-кли») и изупора сзади в упор («обратный стойкий»);

6. Круги с разноименными поворотами («винты») и с форсиро­ ванными одноименными поворотами («обратные винты» или «от­вертки»).

Из этих форм круговых движений, а точнее из входящих в них модулей («букв») могут строиться решительно все известные «эле­менты» на коне («слова»), а также оригинальные движения, мало ос­военные в практике и даже мало осознанные гимнастами22.

21 См.: Сб. «Гимнастика», вып.2. — М., ФиС, 1983, стр. 51.

22 В этом перечне мы, правда, не отражаем круги с выходом в стойку на руках,
так как, фактически, это упражнения, в которых свойственное махам на коне
маятникообразное движение либо теряется, либо «вырождается» в движение
типа вращения вокруг продольной оси тела (повороты в стойке).


Подобная же, но несколько более простая, картина выстраивается при классификации плоских махов на коне. Если не затрагивать такие упражнения, как скрещения с поворотами и им подобные, то все «одноножные» махи (здесь можно было бы сказать и перемахи, см. 109) группируются в зависимости от трех решающих признаков движения. Это: латеральное направление движения (одноименные-разноименные махи); сагиттальное направление движения (вперед-назад); последовательность-одновременность махов.

Соотношения этих трех признаков тоже образуют шесть харак­терных форм движений, но, в отличие от круговых махов, мы дадим здесь и некоторые соединения:

1. Одноименные перемахи вперед (из упора и упора ноги врозь) и назад (из упора сзади и упора ноги врозь);

2. Разноименные перемахи, аналогичные № 1;

3. Одноименные «круги» вперед (последовательные соединения од­ноименного перемаха вперед и разноименного назад) и назад (то же с одноименным назад и разноименным вперед);

4. Разноименные «круги» вперед и назад, аналогичные №3;

5. Прямые скрещения (одновременное соединение разноименного перемаха назад и одноименного вперед);

6. Обратные скрещения (одновременное соединение одноименного перемаха назад и разноименного вперед).

КОМУ КОНЬ - «КОНЕК» ?

Специалисты знают, что идеальной конституции гимнаста быть не может в принципе. «Прирожденный прыгун» должен быть сложен не так, как «турнист»; «кольцевик» это совсем не то, что истинный «коневик». И когда толкуют об «идеальном многоборце», имея в виде телосложение и некоторые, связанные с этим, особенности дви­гательных качеств, то это вовсе не означает, что такой «идеальный гимнаст» одинаково блещет на всех видах многоборья; скорее — на­оборот: такой гимнаст, нигде не «проваливаясь», везде в чем-то недо­бирает. Его возможности поровну «разлиты» по всем снарядам, но ни один из нихнельзя, строго говоря, назвать его коронным видом.

Так для кого же конь — как вид многоборья — может, действи­тельно, стать «коньком»?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно еще раз вспомнить, что махи на коне это — колебания тела, выполняемые вокруг его цент­ральных осей. А любое колебание характеризуется двумя основными признаками: амплитудой и частотой (периодичностью) движения.


 


270


271


Конь


Кому конь — «конек» ?


 


Ясно, что для гимнаста желательна возможно большая амплитуда махов, больший их размах. Причем важна амплитуда не только, так сказать, реальная, зависящая от максимальной высоты подъема тела над опорой, но и видимая, когда впечатление о широте движения за­висит от размеров тела гимнаста. В самом деле: рослый гимнаст, да еще с относительно длинными ногами, может делать круги и не очень высокие, но движение все равно будет выглядеть амплитудным, «видным» (не случайно в манекенщицы не берут, увы, низкорослых девушек). И напротив, гимнаст-«коротышка», даже с быстрыми и широкими, по его масштабам, кругами, будет, при прочих равных условиях, проигрывать рослому сопернику. По впечатлению.

Рост гимнаста важен для коня и по соображениям темпа, частот­ности движения. Тело гимнаста на коне это, как говорилось, маят­ник. А всякий маятник имеет свой собственный период колебания. Мы хорошо знаем, что, например, длинный и массивный маятник консольных часов раскачивается относительно медленно, у него низ­кий темп движения и, соответственно, большой период колебания, а маятник «ходиков», напротив, имеет маленький период и «частит», так как сам он короток и легок.

Что, однако, лучше для гимнаста — работать в высоком темпе или, напротив, медленно, «не торопясь»?

Увы, однозначного ответа нет. Многие современные мастера ра­ботают быстро; это объясняется стремлением к выполнению более широких и высоких махов, ибо, чем больше доступная гимнасту ско­рость кругов, тем значительнее их амплитуда и подъем тела над опо­рой. Это закон. Вспомните, как интенсивно вынуждены гимнасты «крутить» круги на полу; при сниженной скорости тело неизбежно опустится, и гимнаст сразу сядет на ковер.

Но, с другой стороны, чем выше скорость всех движений, чем они быстротечнее, тем большей должна быть точность действий гимнас­та. Вспомним: обычный круг двумя длится порядка одной секунды и даже меньше, а его важнейшие — двухопорные — фазы, в ходе кото­рых гимнасттолько и может эффективно управлять махами, занима­ют не более 0,3 секунды каждая. В принципе ясно, что чем больше это время, то есть чем раньше гимнаст ставит руку на опору и позднее ее снимает, и чем спокойнее движение в целом, тем больше возможнос­тей его эффективно контролировать, тогда, как работа в лихорадочном темпе ухудшает условия управления движением и чревата сбоями.

Что же получается? Спокойные круги более надежны, но неширо­ки, а быстрые — шире, но повышают риск ошибки. Где выход из этого противоречия?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!