САЛЬТО ВПЕРЕД : СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» 4 страница



Как в этом случае быть?

Борьба с отрицательным переносом навыка — проблема общая, и приемы борьбы с этим злом — универсальные. Поскольку разбор за­кономерностей обучения гимнастическим упражнениям находится за пределами темы нашей книги, обойдемся здесь краткими напоми­наниями:

1. Отрицательный перенос наиболее неприятно проявляет себя в тех случаях, когда из двух сходных движений одно разучено более на­ дежно, прочно, а другое только осваивается. Тогда, естественно, стра­дает «сырое» движение. Поэтому, обращаясь к новому упражнению, желательно на время «отодвинуть», не повторять, не делать парал­лельно и не освежать в двигательных представлениях те упражнения, которые могут, по предположению, отрицательно повлиять на новое для гимнаста движение;

2. В продолжение сказанного: ранее освоенное движение будет тем больше защищено от отрицательного переноса, чем более доброт­ но, до конца оно разучено и закреплено;

3. Самое надежное средство, позволяющее избегать неприятных воздействий одного упражнения на другое — настойчиво осваивать и подкреплять в повседневной работе базовые двигательные действия и, главное, так называемые «профилирующие» упражнения (25,28, 120,153,156,160);

4. Гимнасту не страшен отрицательный перенос навыка, если он владеет вариативным движением, то есть умеет сознательно, по по­требности изменять наиболее важные параметры двигательного дей­ствия, гибко управлять характеристиками движения. Впрочем, это, как раз, одно из требований, предъявляемых к овладению профили­рующими упражнениями.

ЗАБЫТЫЙ «ТЕМП»

Показанные на рис. 85 отходы на сальто прогнувшись (а) и двой­ное (б) общеприняты и, кажется, не подлежат особому обсуждению. Представляется, что все здесь стоит на своих местах: гимнаст выпол-


няет хороший мах, по возможности поддерживает его работой рук на опоре и расчетливо расстается со снарядом лишь вверху, в самый последний момент, когда тело, находясь в положении вниз головой (фиг. а, к. 4кб), грозит пройти створ тросов и нарушить тем самым традиционный статус сальто.

Однако описанная техника, несмотря на ее популярность, небе­зупречна. Достаточно сказать, что долгий подъем в контакте с опорой неизбежно приводит под действием силы тяжести к падению скоро­сти вращения тела (20,50,188) и, несмотря на возможность силовой поддержки движения, не так выгоден, как кажется. Свободный под­лет тела от момента потери опоры до высшей точки движения при таких отходах обычно невелик, а это означает, что, несмотря на визу­ально высокое движение, исполнитель имеет ограниченное время в полете (31). И если для исполнения «гладких» сальто это, в общем-то, не имеет решающего значения, то при введении усложняющих дви­жений, прежде всего поворотов, это становится ощутимым недостат­ком. В сущности, все сальто, исполняемые таким поздним, тяговым отходом, могут иметь повороты, производящиеся только на спаде, а это, конечно, суррогат. Не будем уж говорить, что переход в полет в положении вниз головой означает, в сущности «кражу» вращения по сальто; исполнитель одинарного сальто делает в этом случае в полете лишь «полоборота», а вместо настоящего двойного — только полтора.

Между тем, существует давно известный, но и давно забытый дру­гой, более ранний отход в полет на сальто (в). После обычного маха вперед из виса и броска исполнитель не заводит тело мягким тяговым движением высоко вверх (как на фиг. а, к.к. 1—4), а, резко ускоряя бросок, так же мощно останавливает его мощным «подрывом» в зоне горизонтали. При этом, разгибаясь в тазобедренных суставах, гим­наст притормаживает ноги и делает короткое сильное движение вверх тазом и грудью. Одновременно с этим (желательно — строго синхронно!) делается также резкое рывковое движение плечевым поясом к кольцам с мощным, коротким подтягиванием вверх и сги­банием рук в локтях. Вслед за этим немедленно происходит и переход в безопорное положение.

Содержащийся в описанном отходе «контртемп» (23) в совокуп­ности с увеличением углового пути, который телу гимнаста предсто­ит пройти не из положения вниз головой, как обычно, а от горизон­тали, обусловливает, в сравнении с поздними темпами, относительно меньшую «подкрутку». Это как бы недочет данной техники. Кмину-сам следует отнести и высокие требования к силовым, взрывным ка­чествам гимнаста, который должен осилить здесь рывок руками


 


232


233


КОЛЬЦА


Вторая ступень ракеты


 


вверх, преодолевающий движение плечами вниз, возникающее при «контртемпе».

Ноу описанного отхода есть свои заметные преимущества. Глав­ное из них — большее время в полете.

Большее время? — удивится читатель. — Откуда? Ведь при позднем темпе гимнаст поднимается не ниже! И без всякого «под­рыва»...

Так-то так, но... Во-первых более высокое движение при позднем отходе еще, как говорится, не факт: эффективно действуя вторым способом, гимнаст может вылетать еще выше. Во-вторых, при про­чих равных условиях, даже при относительно невысоком подъеме в полете, время свободного движения будет тут ощутимо большим, чем при позднем темпе, так как второй способ перехода в полет включает в себя хорошо выраженную восходящую ветвь безопорного движе­ния, то есть имеет подлет, которого практически нет в первом спосо­бе (31). Это существенно расширяет возможности гимнаста, в осо­бенности при поворотах, которые в этом случае могут исполняться на взлете, а не в падении, как обычно. Выигрыш во времени в полете может при этом достигать 0,15—0,2 секунды, а это очень существен­ная разница! Особенно хороша эта техника для исполнения услож­ненных одинарных сальто типа двойного пируэта и др.

В заключение отметим, что сходный способ отхода фактически применяется и в сальто вперед, причем тут уж он является основопо­лагающим. Правда, по ряду чисто биомеханических причин «контр­темп» в сальто вперед выглядит не таким резким, как на махе другого направления; гимнаст с началом вкручивания (92,94) сгибается в та­зобедренных суставах и лишь после этого отпускает опору (г). И вновь оказывается, что закон симметрии (92) в построении структур­но аналогичных движений проявляется отчетливо и поучительно!

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ

В этом сюжете мы коснемся движения, которое, прямо сказать, не слишком актуально для современной высшей гимнастики. Однако его разбор, на наш взгляд, очень интересен, так как позволяет на­глядно показать некоторые особые возможности построения гимна­стических движений. Аэтоуже принципиально важно, поскольку позволяет иначе взглянуть и на другие движения.

Мы неоднократно упоминали, что энергообеспечивающие дей­ствия гимнаста складываются как бы из характерных циклов, каж­дый из которых подпитывает тело гимнаста вращательным движе-


нием. В наиболее простых случаях используется один такой цикл, сообщающий телу вращение одного постоянного направления («мо­ноцикл»). Таково большинство гимнастических упражнений; это различные махи, обороты, перевороты, сальто и т. п. движения. Бо­лее сложны и, как правило, трудны упражнения, в которых противо­поставляются разнонаправленные циклы действий, один из которых задает или поддерживает вращение тела в исходном направлении, а второй «ломает» начальную программу вращения, вводя тенденцию на преодоление начального вращения. В зависимости от мощности работы, действия этого второго цикла («контрцикла») могут либо ог­раничить начальное вращение, либо полностью его нейтрализовать, либо вообще форсированно поменять направление вращения тела. Упражнения этого типа мы уже неоднократно анализировали в этой книге на примерах соскоков и прыжков лётом, перелета Ткачева, со­скоков дугой и др.

Анализируя с описанных позиций структуру движений, можно естественно придти к вопросу: нет ли в гимнастике таких движений, в которых второй цикл действий будет не контровым, а как бы дуб­лирующим, усиливающим эффект «моноцикла»? Оказывается, та­кие упражнения тоже встречаются, хотя они и не столь типичны. И наиболее характерные образцы таких движений мы находим в репер­туаре колец.

Речь пойдет, например, о так называемой «высокой разножке». Формально, это просто соскок переворотом ноги врозь, но с подчер­кнуто увеличенным подлетом.

История этого упражнения довольно обыденна. В свое время, когда даже мастера не мечтали о многократных сальто и пируэтах, набор соскоков с колец был особенно ограничен, и существовала острая потребность в более разнообразных способах завершения комбинации. Тогда и появилась идея выполнять не обычное сальто прогнувшись или «сгиб-разгиб», или сальто ноги врозь, а подчерк­нуто высокую «разножку», которая могла бы выглядеть привлека­тельно.

Но как увеличить высоту подъема? Ведь современные мощност-ные способы наращивания подлета известны еще не были... И тог­да появилось упражнение, в котором обычное движение с перево­ротом вниз головой дополнялось долгой, нарочитой тягой вверх, вдоль тросов, связанной с определенными техническими тонкостя­ми {рис. 86па с. 236).

Хитрость движения заключалась в том, что такое перемещение вдоль тросов (к. к. 4—5), практически с поступательным движением


 


234


235


КОЛЬЦА ___________________________________________________________

вверх, означало не что иное, как полную потерю вращения тела! По­пробуй, отпусти в конце такого подъема руки и... окажешься головой на матах. Таким образом, гимнаст вставал перед необходимостью изыскивать каким-то образом еще одну дозу вращения назад, по­скольку первая, полученная от броска из виса, оказывается полнос­тью «израсходованной».

Задача решалась следующим образом. Завершая темповой, тяговый выход в положение, близкое к стойке на согнутых руках (к.к. 5—6), гимнаст делал нечто вроде курбета, то есть сгибания в та­зобедренных суставах, внешне имевшего форму перемаха ноги врозь сдвижением стопами снаружи от тросов (к.к. 6—7). Обязательным условием этого сгибания является сохранение опоры о кольца, кото­рые гимнаст с усилием как бы выталкивает вниз. И лишь после этого он имеет возможность покинуть снаряд, так как благодаря курбе­ту тело получает дополнительный импульс к вращению назад; пле­чи поднимаются, и он может благополучно приземлиться на ноги (к.к. 7—8).

Таким образом, «высокая разножка» является любопытным при­мером упражнения, в котором исполнитель по необходимости дваж­ды подпитывает тело энергией, дающей ему вращение в исходном направлении.


236


Интересно, что подобный «дублирующий цикл» действий имели и некоторые другие движения, в том числе на кольцах. Так, еще одна «разножка» — из упора, тоже долгое время исполнялась с дополни-


________________________________ 98. Опять о «контртемпах»

тельной энергоподпиткой: вначале гимнаст делал мах ногами вперед, «под опору», со сгибанием в тазобедренных суставах, а затем, чтобы не зависнуть вниз головой, он должен был из этого положения еще раз «загонять» ноги глубоко назад-вниз, и только тогда, разгибаясь и поднимая плечи, можно было нормально идти в доскок. Элементы такой техники с исходным и дублирующим циклами действий на опоре можно было в те времена заметить и в некоторых других дви­жениях. Например, гимнасты, исполнявшие соскок «срывом» на пе­рекладине (51), иногда прибегали к сгибанию тела, начинавшемуся еще на опоре и, фактически, игравшего рольтого же вспомогатель­ного курбета, то есть — «дубльцикла» действий. Таким образом, воз­можны движения, в которых, говоря образно, работает ракета-носи­тель с двумя ступенями двигателя: отработав одну из них, гимнаст «включает» вторую, чтобы добиться завершения программного вра­щения тела.

Но еще любопытнее окончание истории практически всех движе­ний с «дубльциклом». По мере развития гимнастической техники (а оно, еще и еще раз повторим, все время идет в направлении повы­шения мощности движений) потребность в применении дополни­тельных энергонасыщающих действий во всех упоминавшихся нами движениях исчезла! «Высокая разножка», выполняемая с современ­ного высокого выкрута назад или после большого оборота, не нужда­ется в дополнительной подпитке и делается как обычное высокое сальто ноги врозь. Соскок разножкой из упора также выполняться без дополнительного сгибания, так как гимнасты нашли способ фор­сажа этого движения за счет мощного спада в упоре по типу совре­менного соскока срывом (51,185,186).

ОПЯТЬ О «КОНТРТЕМПАХ»

Отсутствие полноценной опоры отразилось на репертуаре движе­ний, выполнимых на кольцах. Достаточно сказать, что общее число элементов, реально задействованных на этом виде многоборья, за­метно скромнее, чем на любом другом «маховом» гимнастическом виде. Особенно это отразилось на движениях с контртемпом (23,40, 46, 50, 69, 73, 75,137, 187), поскольку для исполнения контрдей­ствий всегда необходимо эффективное отталкивание от опоры, а на кольцах оно ограничено возможностями действия только в виде уси­лия, натягивающего тросы.

Однако и в этом случае формы движения, содержащие в себе яв­ное или скрытое контрвращение, все же встречаются.

237


КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________

Одно из таких довольно характерных упражнений на кольцах — подъем махом вперед (рис. 87). Аналог этого элемента на брусьях мы уже обсуждали (69). Там речь шла о «странностях» такого подъема, связанных именно с тем, что упражнение содержит в себе завуалиро­ванный компонент контрвращения.

Что касается одноименного подъема на кольцах, то здесь контр­действия более явственны. После броскового маха вперед из виса следует хорошо выраженный «подрыв» грудью с прогибанием тела и торможением ног (к.к. 2—4). Некоторые гимнасты одновременно с этим стремятся дополнительно отводить кольца назад, за голову, что усиливает эффект контрдействий, попутно увеличивая и тормозя­щий эффект силы тяжести, действующей в этом случае на большем «плече» относительно опоры о кольца.

Немедленно после контрдействий с разгибанием гимнаст пере­ключается на действия по сгибанию в тазобедренных суставах, бла­годаря чему плечевой пояс освобождается и получает возможность подниматься к упору. На/с. 5показан первый момент этого подъема, сопровождающийся начальным сгибанием рук. Впрочем, подъем может, как известно, выполняться и с прямыми руками. Это какраз тот технический вариант, при котором гимнаст вначале отводит кольца назад, а затем, разводя руки в стороны, «через крест», выходит в положение упора (к.к. 5—6).

238


Как и в случае с подъемом на брусьях, исполнитель сталкивается здесь со всеми проблемами, характерными для движений с контрвра­щением. Главная из них в том, что чем больше начальный мах, тем труднее и ответственнее действия во второй части упражнения и тем мощнее они должны производиться (41).

Могут использоваться контрдействия и на махе назад, хотя эта ситуация для колец еще менее типична, чем для брусьев. Кратко рас­смотрим ее на примере одного оригинального движения — соскока махом назад сальто назад (рис. 88).

Впервые это движение смоделировано и опубликовано автором этих строк еще в 60-х годах17. А в 70-х первым исполнителем этого движения стал известный тогда мастер из ГДР Клаус Кёсте. Впрочем, широкого распространения соскок так и не получил, и сейчас его интересно вспомнить как штрих к истории гимнастики, а главное, как л юбопытную иллюстрацию к закономерностям построения дви­жений.

Движение начинается обычным бросковым махом назад из виса (к.к. 1—3). Примерно на уровне горизонтали бросок «пресекается» контрдвижением со сгибанием в тазобедренных суставах и резким торможением ног (к.к. 3—4). Нажимая на кольца книзу и поднимая плечи, гимнаст продолжает курбетное движение, заставляя ноги не

17 См. нашу статью «Трактат о пяти способах изобретать ультра-си» в сборнике «Мастерство гимнаста (в помощь тренеру)». — М. ФиС, 1969.

239


КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________

только прекратить исходное движение, но и нарастить скорость нового направления. После того как гимнаст отработал на курбете (к.к. 4—5), он притормаживает и это движение и, выталкиваясь рука­ми, переходит в безопорное положение (к.к. 5—6).

Характер дальнейшего вращения зависит от общей мощности и эффективности действий гимнаста в целом. На рисунке показано сальто согнувшись (как было у К. Кёсте). Но в принципе, и особенно в нынешние времена, такой соскок можно выполнять и выпрямив­шись, и тогда открываются неплохие возможности развития движе­ния. Это могут быть сальто с поворотами, различные комбинирован­ные движения и даже двойное сальто назад в группировке. Заметим, что, несмотря на трудности, связанные с подвижной опорой, описан­ное контрдвижение на кольцах имеет явные преимущества перед по­добными же движениями на перекладине: здесь нет проблемы отхода назад от опоры и опасности попадания на нее. Это означает, что, в принципе, данное движение на кольцах более перспективно.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!