СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА



 

Введение

Данная тема раскрывает социально-политические черты современного мирового сообщества. В ней рассматриваются особенности современной исторической эпохи как революционной, переходной к новым цивилизационным отношениям. Важнейшей причиной начавшейся политико-правовой революции в мире выступает научно-технологическая революция, а предпосылкой - утверждение гуманистических идеалов, прежде в художественном, а затем в политико-правовом общественном сознании.

Используются новые подходы при периодизации современной эпохи, характеристике содержания империалистической политики.

 

Основные знания и умения

Характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями

 

Средства обучения:

Политическая карта мира, выставка книг

 

Урок 32. Политико-правовые модели современного мирового сообщества.

Европейская демократия. Третий мир. Социалистическая советская демократия. Американская демократия.

Цели уроков:

Продолжить формирование:

1. - политической культуры студентов;

2. -понимания закономерностей историко-политических процессов, умение выделять исторические периоды;

3. -способности устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между историко-политическими явлениями

 

I Проверяем себя:

Какие виды модернизации общества вы знаете?

Каковы основные принципы правовой демократической модели XX века:?

 

??Подчеркните гуманистические черты демократической философии

Политико-правовые модели современного мирового сообщества

Основные политико-правовые модели в XX веке: "Европейская демократия", "Американская демократия", "Советская демократия", "Движение неприсоединения и ненасильственного сопротивления (Третий мир)".

Философские истокивсех данных моделей исторического развития, в большей или меньшей степени, восходят к демократическим традициям западноевропейской философии XVII-XVIII веков: "Теории естественного права", созданной Локком, Гоббсом (Англия), Мелье, Морелли - Дидро, Мабли, Монтескье, Руссо (Франция). "Теория..." провозглашала естественное право человека на жизнь, труд, свободу, волю, долю земных богатств (государство гарантирует осуществление этих прав). Аббат Мабли обосновал право народа на насильственную борьбу за их осуществление.

 

?? Каковы важнейшие противоречия развития европейской, американской, советской демократии и «Третьего мира» в XX в.?

32.2. "Европейская демократия".

В своей классической форме эти ценности реализовывались в глубоко противоречивых условиях империалистической политики. В результате разразился кризис европейской цивилизации первой половины XX века. Появилась "антикультура", фашизм. В своем крайнем проявлении, как гитлеровский фашизм, начал уничтожение европейской демократической культуры.

Одной из предпосылок возникновения фашизма стало распространение национал-социалистских взглядов у некоторых народов Европы, соединивших борьбу за национальное освобождение с борьбой за империалистические завоевания (деятельность Пилсудского Ю., Петлюры С. и других).

Неспособность европейской демократии возглавить борьбу с фашизмом, необходимость вовлечения мирового сообщества в борьбу с ним, свидетельствовали о ее кризисе.

Начало духовного кризиса европейской цивилизации было выражено "Философией Жизни" Ф. Ницше и О. Шпенглера, а так же "Философией Воли" А. Шопенгауэра. Они цинично проповедовали самоценность антиобщественного, индивидуального сознания и одновременно утверждали крах европейской культуры (Шпенглер О. "Закат Европы").

Однако, борьба с фашизмом, порожденным имперскими амбициями, объединила на время мировое сообщество и способствовала возрождению европейской правовой практики во второй половине XX века. В значительной степени это было связано с деятельностью Шарля де Голля, президента V Республики во Франции, его отказом от политики колониализма, влиянием американской демократии, миротворческим содержанием политики СССР.

 

?? В чем историческое значение “Третьего мира”?

32.3. Возрождение Европы было вызвано и все более растущей этико-правовой ролью "Третьего мира". Термин был введен французскими политиками в 1952 году для определения стран, не присоединившихся ни к одному из враждующих в эпоху “Холодной войны” блоков.

У истоков этой модели стояли выдающиеся борцы за национальное освобождение. В Индии - Тилак, Махатма (Учитель) Ганди, Джавахарлал Неру, первый президент независимой Индии. Ими были выдвинуты правовые принципы "Движения неприсоединения":

- ненасильственное гражданское сопротивление в борьбе за конституционную независимость и демократические права;

-политика неприсоединения ни к каким военным и политическим блокам как основное средство борьбы за мирное сосуществование народов;

- развитие кустарного производства как основы материального благосостояния граждан в аграрно-индустриальных странах "Третьего мира".

Особенность этих взглядов в Азии: соединение европейской демократической и азиатской религиозной философии (даосизма, буддизма, индуизма и других). Поэтому их основным противоречием стало религиозно-этническое, в силу свойственной религии сегрегации (разделения) народов. Распространилась религиозная идеология, которая спекулирует религиозными ценностями ради империалистического насилия (войны Индии и Пакистана, Индии и Китая во 2-ой половине XX века).

Отказ от политики пассивного сопротивления характерен для модели "Третьего мира" вождя Кубинской революции Фиделя Кастро.  

 

??Каковы историко-психологические корни Советского социализма в нашей стране? Можно ли считать эту модель результатом неорганической моденизации или органического, естественного исторического развития?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!