Противоречия либеральной и демократической философии в XIX - XX веках. Противопоставление личности и общества.



Философия фашизма восходит к “Философии воли” Артура Шопенгауэра и “Философии жизни” Фридриха Ницше, в которых личность, с ее индивидуальными особенностями, была противопоставлена обществу и его нравственным законам, ценностям и морали.

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) в своем главном сочинении “Мир как воля и представление” раскрыл сущность мира как слепое влечение к жизни.

Фридрих Ницше (1844-1900), профессор классической филологии Базельского университета. Он считал, что основой бытия и проявления жизненных сил является - воля к власти.

Для его философии характерен имморализм, то есть отрицание всяких общественных норм. В основе морали, по мнению Ницше, должны лежать следующие принципы:

1.Ценность жизни - есть единственная безусловная ценность

2.Существует природное неравенство, которое определяется различным уровнем жизненных сил и, следовательно, волей к власти.

 3.Сильный человек не связан моральными нормами

Наиболее спорным в этике Ницше является культ аморального сверхчеловека.

Ницше считал, что сверхчеловека в истории человечества еще не было. Даже Заратустра (герой философской притчи Ницше, Заратустра, пророк в древнеарийской, иранской, религии зорастризма)- не сверхчеловек. Цель развития человечества, по мнению Ницше, - воспитание такого сверхчеловека.

Этика Ницше развита в двух его книгах “ Воля к власти”(1889-1901) и “Так говорил Заратустра” (1883-1884), “По ту сторону добра и зла” (1886).

В учении Ницше нельзя не отметить его анти - этическую направленность, что в сочетании с высокохудожественной формой оказало губительное влияние на политико-правовую культуру цивилизации ХХ века (фашизм и подобные явления).

Философия Ницше и Шопенгауэра явилась обоснованием безнравственного, аморального политического поведения как якобы единственно свободного, тем самым положив начало формированию фашистской идеологии.

 

Дополнительная литература:

1.Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

2. Ницше Ф. Избранные произведения. М.,1993

3.Рассел Б. Человеческое познание. М., 1997

4.Фрейд З. “Я и Оно”. Труды разных лет. В 2-х томах. Тбилиси, 1991

5.Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993

6.Шпенглер О. Закат Европы. М., 2001

??Дайте характеристику особенностям и противоречиям религиозной философии в России в Новое время

31.1.Особенности русской философии конца XVIII - XIX века:

 Уникальностью русской культуры было то, что она осознанно творила самое себя умами и жизнью своих выдающихся делателей. Это является важнейшей чертой русского самосознания, без понимания которой невозможно понять феномена России. От Владимира Красно Солнышко через всю нашу историю проходит этот осознанный выбор собственного исторического пути и общественной культуры, способствующей самовыражению.

В этом заключается духовность русского народа, целостность его души. Ясное осознание общественных идеалов, готовность действовать в соответствии с ними и ради них, готовность на самопожертвование.

И диалектика русской истории: ее жертвенность, страдательность и величие.

Выдающейся чертой русской культуры было истинно народное происхождение тех гениев, которые составили ее славу и гордость. Это особенность России, чье народное самосознание носит открыто деятельностный характер: от царя Петра, мать которого была дочерью безвестного капитана Нарышкина, до гения Ломоносова, сына холмогорского помора, самозванцем выдавшего себя за дворянина.

Можно выделить следующие особенности русского философского самосознания:

- преемственность

- целостность

-деятельность, когда историческая практика предшествует ее теоретическому осмыслению

-духовность, осознанное творение самое себя как единого народного организма

-жертвенность отдельной личности ради народа

Русские религиозно-философские, либеральные учения XIX – XX вв.

Русская культура Х I Х века словно подводит итог предыдущему развитию европейской, соединяя явные черты Ренессанса (эстетическое решение глубочайших нравственных проблем) и современные началу ХХ века научные знания. Основной ее проблемой стала проблема нравственного совершенствования и очищения, проблема раскаяния и любви.

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891), видный культуролог и социолог. Его теория культурно- исторических типов легла в основу русской исторической школы в середине XIX века. Среди его главных работ “Восток, Россия и славянство”, “Средний европеец, как идеал и орудие всемирного разрушения”. Защитой от революций он считал союз России со странами Востока.

Федоров Николай Федорович (1828-1903). В течение многих лет служил библиотекарем в Румянцевской библиотеке в Москве. Взгляды его оказали огромное влияние на В. Соловьева, Ф.Достоевского и Л.Толстого. Это был человек необычайной эрудиции, считавший славу- проявлением бесстыдства. По его мнению, к идеалу человек стремится тогда, когда воплощает этот идеал в жизненной практике. Эта практика является “Общим делом” (управлением природой на земном шаре и во всей Вселенной). Цель этого Дела- создание целостного и вечного человечества.

Общее дело рождено единым общечеловеческим разумом, основанным на общечеловеческой нравственности.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!