Формирование и развитие западноевропейской либеральной философии в Новое время



Формирование либеральной философии в Новое время связано с именами таких ученых как:

Джон Локк (1632-1704). Он считал, что государство не должно распоряжаться личной жизнью граждан. По его мнению, необходимо разделение исполнительной и законодательной властей. Локк являлся автором Английской Конституции 1689 года.

Бенедикт Спиноза (1632-1677), в период Нидерландской революции исследовал понятие политической свободы как осознанной необходимости.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646- 1716). Лейбниц был знаком с Петром 1, трижды с ним встречался и подал мысль как открыть на территории России залежи железа, наблюдая за отклонением магнитной стрелки на Урале. С 1711 года он служил тайным советником юстиции России. По просьбе Петра Великого им были разработаны проекты развития образования и государственного управления в России. По инициативе Лейбница была открыта русская Академия Наук в Петербурге, австрийская в Вене. Он также стал первым президентом Прусской Академии Наук.

Лейбниц раскрыл проблему свободы воли как деятельности разумной личности, направленной все более обоснованными мотивами.

Иммануил Кант (1724-1804). В учении Канта неразрывно связаны между собой этика и эстетика. Их основные категории: возвышенное и прекрасное. Возвышенное - мера нравственности. Прекрасное и возвышенное объединяют в целое творчество и его общественную ценность. Так осуществляется единство личного и общественного сознания.

 “Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное небо надо мной и моральный закон во мне”.

В статье “О вечном мире” (1795) Кант развил идею идеального государства, которое стремится к миру путем реформ на основе просвещения.

Умер Кант в 1804 году. Его могила была помещена в специальной галерее “Стоя кантиана” у стен Кафедрального собора в Кенигсберге.

Над ней высечено двустишие:

“Здесь увековечен достойно великий учитель,

Юноша, думай о том, как обессмертить себя!”

Это немногое, что уцелело после разгрома фашистов в Восточной Пруссии в 1945 году.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), считал, что развитие человечества связано с познанием мировой свободы, которое осуществляется в процессе истории.

Познание истории Гегель делит на три ступени. На первой - сознание воспринимает прошедшую историю в зеркале своей личности; на второй- оно осознает себя как участника исторических событий; на третьей- сознание доходит до научного исторического знания.

Отдельные этапы на этом пути: искусство, религия и философия.

Важным направлением английской либеральной философии XIX века явился утилитаризм Иеремии Бентама (1748-1832), считавшего, что основой морали является принцип полезности или удовольствия. Безнравственный поступок - результат неправильного понимания личной пользы, так как в интересах человека заботиться о благе ближних.

Адам Смит (1723-1790), шотландский экономист и философ. В своей книге “Исследования о труде и причинах богатства народов” (1776), он разработал основные категории экономики, трудовую теорию стоимости (впервые эту теорию сформулировал Джон Локк).

По его мнению, в системе общественного производства действует “принцип невидимой руки”: предприниматель, который беспокоится прежде всего о собственных интересах направляется логикой общественного развития к общественному благу, способствуя созданию экономической системы в стране.

Давид Рикардо (1772-1823) развил трудовую теорию стоимости: стоимость определяется совокупным общественным временем, затраченным на производство товара.

Эти идеи легли в основу английского либерализма с его принципом laissez faire (свободного предпринимательства) и перераспределения общественного дохода через систему налогов.

Выдающимися позитивистами Х1Х века, чьи взгляды лежат в основе классического английского либерализма, были отец и сын: Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) ввел, кроме принципа утилитаризма принцип альтруизма, содействия “возможно большему счастью всех окружающих существ”. Его идеи легли в основу деятельности лейбористской (рабочей) партии.

В XX в. развитие либерализма в Западной Европе и США неразрывно связано с неопозитивизмом, постпозитивизмом и неокантианством.

Постпозитивисты Бертран Рассел и Карл Поппер защищали гуманизм, демократию, критикуя тоталитарное государство, религию.

Неокантианцам принадлежит теория этического социализма как идеала заложенного в душе каждого человека и утверждающегося по мере нравственного совершенствования. Генрих Риккерт (1863-1936) разработал учение о ценностях- Аксиологию. Ценности проявляются в результате социального взаимодействия.

Целью либеральной философии является обоснование необходимости и возможности осуществления правового государства, основанного на принципе политической свободы.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!