Учение о свободе в эпоху Возрождения ( XIV - XVI вв.)



Возрождение изучения проблемы воли человека связано с эпохой “Возрождения”, когда внимание ученых обратилось к античности.

В эту эпоху стали считать мерой истины - чувства человека, а знанием - парадокс. Так утвердилась свобода творца, который способен творить свою личность и общество. Пространственно-временное творение мира осуществляется в формах жизни и любви.

Бенедикт Спиноза (1632 – 77): свобода - осознанная необходимость, в которой сливаются божественное вдохновение бога, природная душа и разум личности.

 

?? Как Вы думаете, что имела в виду Ольга Берггольц?

«В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть, как тень, тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам».

?? Что бы Вы предпочли: государство которое обеспечивает свободу без безопасности личности, или безопасность личности без свободы?

Как Вы думаете: возможно ли то или другое?

[Ср. Обществознание. Практикум. Профильный уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. С.24-25 ]

 

Понятие: СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО

Учение о свободе в Новое время ( XVII - XIX вв.)

XVII век. К проблеме свободы воли обратился выдающийся прусский ученый Готфрид Лейбниц: Свобода - это самодеятельность разумной личности, осознающей ее мотивы. Мотивы деятельности предопределенны свыше, а сама деятельность самостоятельна.

XVIII век. Французский кюре Жан Мелье оставил книгу, оформив ее как духовное завещание у друга нотариуса. “Извлечения” из нее были опубликованы Вольтером в 1742 г. и произвели эффект разорвавшейся бомбы. В 1772 году книга была издана бароном атеистом Полем Гольбахом под названием “Здравый смысл кюре Мелье”. Эту книгу парижский парламент приговорил к сожжению. Полное издание книги появилось в 1864 году в Амстердаме (к 200-летию со дня рождения Мелье). По мнению Мелье все люди от природы равны и имеют естественное право жить и ступать по земле, право на естественную свободу, труд, на свою долю земных благ.

Вольтер утверждал, что всякий человек имеет естественное право на свободу. При этом свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Иммануил Кант в “Основах метафизики нравственности” так сформулировал золотой нравственный закон:

“Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству”.

 Он писал, что быть личностью - значит быть свободным. Природа человека - его свобода. Достоинство человека сохранится, если не допускать безнаказанного попрания ваших прав, не становиться холопом другого человека, не делать долгов, не принимать благодеяний, не становиться прихлебателем или льстецом.

Фихте считал что, источником сущего является бесконечное творчество “Я”, в котором осуществляется свобода воли.

XIX век. Гегель завершил анализ свободы как выражения творчества, которое осуществляется в процессе исторического самопознания человечества. Личная воля должна совпадать с волей разума, тогда она - свободна.

Моральное право это право на поступок во благо других людей. Задача воспитания морали научить согласовывать поступки разных людей так, чтобы они следовали внутреннему настроению каждого человека.  

Нравственное право осуществляется как Дух народа. 

Оно проявляется в семье, гражданском обществе и государстве.

 

Современная философия о свободе воли творца

Свобода воли в конце XIX - начале XX века предстает в философском учении о полноте Бытия, которое выражается в осуществлении личности (экзистенции).

Такая полнота Бытия рассматривалась выдающимися русскими писателями как единство исторической судьбы народа и личности.

Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) участвовал в кружке М.В. Петрашевского. В 1849 году был арестован и приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой в последнюю минуту. С 1854 года должен был отслужить рядовым. Вернувшись в Петербург в 1859 году, он стал выпускать вместе с братом журналы “Время” и “Эпоха”. В романах Достоевского “Преступление и наказание” (1866), “Униженные и оскорбленные” (1861), “Идиот” (1868), “Братья Карамазовы” (1879- 1880): страдания души человека на грани жизни и смерти, в момент страшного нравственного преступления: убийства.

Федор Михайлович развил мысль о способности русской души через свои страдания освободить все человечество.

Граф Лев Николаевич Толстой (1828- 1910), с 1873 года чл. - корр. Петербургской АН, с 1900 года почетный академик.

Свое детство он провел в имении Ясной Поляне под Тулой. Когда ему было полтора года, мать скончалась, оставив еще четверых детей немногим старше Льва. Со старшим братом Николенькой связаны были самые приятные детские воспоминания Толстого. Николенька рассказал о муравейных братьях, которые все любят друг друга и счастливы. Секрет как сделать мир таким, написан был на зеленой палочке зарытой им у дороги на краю оврага Старого Заказа. В том месте Лев Николаевич просил похоронить его. В старости Толстой считал, что все в мире игра, кроме этого.

В 1863 году он издал книгу “Казаки”, в которой прозвучала идея необходимости справедливого мира для личного счастья, основанного на гармонии прекрасного и возвышенного в любви и природе. Затем он пишет главное свое полотно: “Войну и мир”. В то время Льву Николаевичу 34 года и он безумно и счастливо влюблен и женится на 18- летней Софье Андреевне Берс, дочери петербургского врача. Мир любви, обостривший все чувства Толстого, позволил ему написать гениальное историческое, философское и психологическое исследование Души.

В 1857 году в частном письме Толстой писал: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться”. Он прожил долгую и крайне богатую жизнь, черпая свои мысли из опыта своей души.

Почувствовав приближение смерти, в ночь с 27 на 28 октября 1910 года Лев Николаевич ушел из Ясной Поляны. Переночевал две ночи в Оптиной Пустыне, навестил сестру и отправился дальше. Вместе с дочерью, ее подругой, врачом и другом Душаном Маковицким сел в поезд, идущий на Ростов-на-Дону. В вагоне ему стало плохо. 7 ноября на станции Астапово Рязанской железной дороги, в доме начальника станции И. И. Озолина он умер.

Толстой создал свою религию, на основе христианских идей “непротивления злу насилием” и “всеобщей любви” - средства нравственной чистоты и подъема.

Как и все выдающиеся русские люди, он сознавал недопустимость нарушения нравственно-религиозных норм в борьбе за “народное дело”. Отсюда появление новой религии, на наш взгляд, нарочно выдуманной им для той революционной молодежи, студентов, семинаристов, гимназисток и курсисток, которые истово бросали бомбы сначала в царя и министров, а затем уже в женщин, детей, случайных прохожих, и отрицали христианство. “Толстовство” охватило значительную часть русской интеллигенции, создававшей производственные общины, проповедовавшей преобразование общества путем морально- религиозного самоусовершенствования.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), сын историка С. М. Соловьева, попытался соединить христианскую религию с социологией. Соборность - всеединство мира в любви.

Из смеха звучного и из глухих рыданий

Созвучие вселенной создано.

Так как Истина существует во всем, то познается одновременно рационально, эмпирически и мистически, то есть верой. Любовь проявляется как благо или желаемое (дух), истина или представляемое (разум), красота или ощутимое (душа). Эти ценности соответствуют Св. Троице. Бог - воплощение любви не только в сфере Св. Троицы, но и в стремлении к множественности мира. Целостность Бога проявляется в Слове, которое содержит божественную идею – Софию, мудрость. Все учение Соловьева называется – Софиология.

Индивидуальность складывается из самостоятельной деятельности и цели – идеи как проявления мирового единства.

В любви существо самоотрекается, утверждая себя в другом. Разобщенные люди не способные на любовь становятся непроницаемыми друг для друга. Такая жизнь не дает удовлетворения. Творчество становится формой откровения, которое происходит совместно с богом. При этом человек освобождается.

Степень подчинения человека обществу связана с решением общеисторической задачи: “...соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру...”. Христианское государство должно проводить христианскую политику: способствовать “мирному сближению народов”. “Если такое отношение станет действительным правилом, то национальные различия сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а исчезнут только враждебные разделения и обиды, составляющие коренное препятствие для нравственной организации человечества”.

Таким образом в основе учений Л. Толстого, Ф. Достоевского, В. Соловьева – идея этической ответственности человека за свои деяния, поскольку на грани жизни и смерти, в своем творчестве он осознает нравственное значение своих поступков так достигая своей свободы. Вершиной свободного творчества является историческая деятельность человека во благо (Кутузов, Багратион), любовь. Данная идея совпадает с идеей Божественной Литургии христианства, в том числе предсмертного очищения.

 

Творчество экзистенциалистов необходимо разделить на два периода (до и после 50-х годов XX века), так как, созрев на почве ницшеанства, оно разделило с ним ответственность за выпестованный в лоне старой европейской и русской культуры фашизм с его отрицанием этических норм во всех разнообразных и чудовищных формах его проявления от Бухенвальда и Освенцима, Хатыни и Бабьего Яра Адольфа Гитлера до Гулага Иосифа Сталина.

 

Серен Кьеркегор (1813- 1855), датский теолог (богослов) изучил корни христианства как учения о Свободе - выборе своей личности. Сущность этой свободы: в отрицании добра и зла как этических норм, ограничивающих выбор. По мнению Кьеркегора, свобода проявляется в безусловной вере, которая рождается в состоянии слепого отчаянья, страха перед “пустотой”. Согласно этой вере, добрые и злые дела человека равны перед судом бога. Чувство этого рождает истинную свободу действий человека, не несущего ответственности за свои поступки (свобода гения Наполеона или Александра Македонского).

Серен Кьеркегор рассматривал эту проблему на основе библейской притчи об Аврааме, приносящем в жертву богу своего сына Исаака (в книге “Страх и трепет”).

1 Авраам долго жил со своей женой Сарой в любви и уважении друг к другу, но детей они не имели. Но вот уже в глубокой старости явилось чудо – Сара стала матерью, и у них родился сын – Исаак. Когда Исаак стал отроком, Аврааму явилось видение, что он должен пожертвовать Исаака богу. Авраам приказал Исааку приготовить для жертвы все необходимое и идти с ним в горы. Долго они поднимались к вершине горы, наконец, остановились. Исаак недоумевал – потому что не видел жертвенного агнца. Наконец, он понял, что отец хочет пожертвовать его самого. Но когда исступленный до отчаяния Авраам занес над сыном жертвенный нож, явилось чудо – в кустах появился агнец, и глас свыше приказал Аврааму заменить жертву, сохранив сыну жизнь.

?? Сравните взгляды Толстого, Достоевского, Соловьева с учением Кьеркегора. Согласно одним взглядам свобода творца проявляется в его этической ответственности, другим – добро и зло безразличны для свободного человека. Кто из них прав, почему? Приведите аргументы.

Справедливо ли утверждение, что свобода творца проявляется в его способности бросить вызов обществу? Другой крайностью является отрицание личности революционера как свободной. Справедливо ли такое высказывание?

Докажите свою точку зрения.

 

Понятия: Идеология, свобода, социально – политическая деятельность, утопия

 

Самостоятельное задание № 26:

Напишите сочинение на тему “Свобода выбора личности в истории и ее ответственность” (1. 20 часа).

 

Самостоятельное задание № 27: Подберите афоризмы о свободе, раскройте их значение как Вы его понимаете

?? Попробуйте сравнить степени свободы человека сидящего в танке и идущего спокойно по дороге налегке. Как Вы думаете, применим ли такой способ определения степени свободы к политической жизни в целом?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 683; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!