Либеральная философия и Просвещение в России в конце XVIII – XIX вв.



Заслуга создания теории русского языка, без которой невозможно развитие философии принадлежит Ломоносову.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в семье черносошного крестьянина в деревне Мишанинской около Холмогор близ Архангельска.

А.С. Пушкин называл Ломоносова - первым русским университетом. И действительно это был гений, принадлежавший мировой культуре: он открыл атмосферу у Венеры, явился основоположником современной геологии, объяснив происхождение каменного угля, торфа, янтаря, дал научную классификацию полярных льдов и определил причины их создания, обосновал процесс горообразования, выдвинул теорию происхождения чернозема и многое другое. Ему принадлежит обширный труд “Первые основания металлургии или рудных дел”.

Ломоносов сформулировал и доказал закон сохранения материи и движения. Он разрабатывал теории математической химии, молекулярно- кинетическую теорию теплоты, кинетическую теорию газов, теорию атмосферного электричества.

Ему принадлежит инициатива двух полярных экспедиций Чичагова В.Я., поскольку он сам явился первым ученым географом- полярником.

В 1748 году Ломоносов создал химическую научно- исследовательскую лабораторию, где восстановил мозаичное искусство и разработал технологию цветных стекол (смальт).

Он основал в 1755 году Московский университет, который стал вратами русской философии.

Выдающаяся заслуга Ломоносова, в создании теории автохтонного (исконного) происхождения русского народа в результате слияния славянской и азиатской (скифо- сарматской) культур, развивавшихся на общей территории. При решающей роли славянского корня (“Древняя Российская история”).

Эта теория стала основой исторического самосознания России.

Ему принадлежит создание стройной системы русского художественного языка. Теорию языка Ломоносов развивал от первого юношеского Размышления до “Риторики”, “Грамматики”. Большое воспитательное значение он придавал духовенству и журналистам, которым посвящены его рассуждения.

Энциклопедизм Вольфа, читавшего 16 курсов в университете, был воспринят его учеником. Однако источником энциклопедической гениальности Ломоносова в полной мере является уникальный российский Ренессанс (Возрождение).

Философские взгляды Ломоносова опирались на атомистскую теорию, что позволило ему разработать плодотворно естественно- научные теории и закон сохранения материи.

Категорию материи Ломоносов применял универсально, используя ее и в отношении слова как понятия. 

Можно отметить влияние Декарта и Ньютона на Ломоносова, однако его система, в значительной мере, отличалась от них, кого он нередко оспаривал.

Специальным интересом Ломоносова были вопросы управления русским государством, в которые он включает заботу “о размножении и сохранении русского народа”.

Сила духа и гордость Ломоносова были под стать его гению. Когда его “милостивец” Шувалов Иван Иванович советовал вести себя сдержаннее, Ломоносов отвечал: “Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа бога...”.

В другой раз, когда тот грозил: “Я тебя отставлю от Академии!”. Ломоносов отвечал: “Нет, скорее Академию отставите от меня!”.

Поистине это был богатырь подобный Никону, Аввакуму или царю Петру.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802), сын богатого помещика, родился в отцовском имении( деревня Верхнее Аблязово в Пензенской области).

В 1773 году Н.И. Новиковым был издан его перевод сочинения аббата Мабли “Размышления о греческой истории”. В примечании к переводу Радищев оценил самодержавие как “ наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.

Те философские идеи, которые являются основополагающими в учении Радищева: о противоестественной природе самодержавия, о необходимости освобождения от рабства русского крестьянина, который только так может стать гражданином, о праве народа на мщение, в то же самое время распространялись в памфлетах Пугачева. Что свидетельствует о новом могучем выплеске народного Духа, требовательно ищущего свободы.

После расправы над пугачевцами в 1775 году Радищев вышел в отставку и уехал в имение родителей. Но в 1777 году он возвратился к службе, устроившись в Коммерц - коллегию.

В 1780 году Радищев начал писать, и первое его произведение “Слово о Ломоносове”. Радищев находит меру ценности человека в “заслуге обществу”.

Мы вправе указать, что, начиная с Радищева, все выдающиеся русские люди были в значительной мере учениками Ломоносова.

Тогда же Радищев сделал набросок “О добродетелях и награждениях”, где рассуждает как общество обогащает и раскрывает человека.

Около 1783 года появилась его ода “Вольность”, первое революционное послание в России. В 1784 году Радищев вступил в “Общество друзей словесных наук”, организованное молодыми чиновниками, окончившими Московский университет. Позже в него вошли офицеры. Общество выпускало свой журнал.

В эти годы Радищев начал писать “Путешествие из Петербурга в Москву”. Благо в его доме на Грязной улице (Марата) была маленькая типография.

Книга попала в руки императрицы и он был осужден на смертную казнь. Но Екатерина заменила казнь ссылкой в Илимск. Книга была опубликована лишь в 1905 году.

В “Путешествии” Радищев показал крепостных крестьян, низведенных в положение рабов, но скрывающих народную жизненную силу, которая делает их в случае войны героями и патриотами.

После смерти Екатерины II Радищев вернулся в домашнее имение, а в 1801 году ссылка прекратилась. И он смог вернуться в Петербург.

В сентябре 1802 года, узнав о возможных новых гонениях, он принял яд и скончался.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), из старинной дворянской семьи.

В своих “Философских письмах”, адресованных Пановой Е. Д., Чаадаев выступил с обличением самодержавия и крепостничества. Письма составили трактат и Чаадаев читал их близким друзьям. Письма переписывались, копировались, ходили в списках.

В своих письмах Чаадаев обосновывал то, что будущее Европы должно быть связано с новым католичеством, по образцу предложенному французским философом Анри де Сен- Симоном.

За публикацию первого письма (1836) в журнале “Телескоп”, он был закрыт, а автор объявлен сумасшедшим. Николай I: “Нахожу содержание оной смесью дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного”.

Это было неожиданностью. Чаадаев писал на французском языке и письмо долго ходило в подлиннике. В журнале Надеждин без ведома автора опубликовал слабый перевод. Пострадала и Панова, отправленная в психиатрическую больницу.

В последних письмах (всего их было 8) Чаадаев отказался от преувеличения роли Европы.

В 1837 Чаадаев опубликовал “Апологию сумасшедшего”, где выразил веру в будущее России.

Взгляды Чаадаева следовали за Шеллингом. Да и для всей русской философской мысли родственна та идея Шеллинга, что творец может лепить с помощью художественного слова общество как гений лепит скульптуру. В этом родстве душ истоки художественного Ренессанса в русской литературе ХIХ- ХХ веков. Друзьями Чаадаева были Пушкин А.С., Аксаков К.С., Хомяков А.С., Киреевский И.В..

Нигилизм. Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889), родился в семье священника, потомка крепостных крестьян. Получил образование в духовной семинарии в Саратове, а затем на историко- филологическом факультете Петербургского университета. Он был глубоко религиозным человеком до 1848 года, когда, прочитав “Сущность христианства” Фейербаха, стал атеистом (неверующим).

По окончании университета Николай Гаврилович преподавал в Саратовской гимназии. Тогда он сошелся с выдающимся историком Н.И. Костомаровым. В спорах развивались взгляды двух талантливых молодых людей. Под влиянием Чернышевского Костомаров написал свой труд, посвященный Стеньке Разину.

Для нас очень важно, что в 1853году Чернышевский преподавал филологию во Втором кадетском корпусе в Петербурге и в это время сблизился с крупными военными руководителями, профессорами Военной и Артиллерийской академий: Д.А. Милютиным, в будущем военным министром России и автором военных реформ, Н.Н.Обручевым, в будущем начальником Главного штаба и одним из основателей народнического движения, П.Л.Лавровым, первым переводчиком "Манифеста Коммунистической партии" Маркса на русский язык и профессором философии Артиллерийской академии. В 1858 году Чернышевский стал литературным редактором "Военного сборника". Его идеи нашли сочувствие в тех военных кругах, которые стремятся к общественным реформам, толкающим Россию к диктатуре и массовому террору.

Философское учение Чернышевского, его соратников Добролюбова и Бакунина, названо нигилизмом за отрицание традиционных устоев общественной жизни, вплоть до уничтожения государства, и отрицания общепринятых норм морали, религии. По мнению нигилистов, в идеале государство “есть нуль”, чем ближе оно может подойти к нему, тем лучше для общества.

Чернышевский развил учение Фейербаха, согласно которому государство повторяет личность человека, и идеи физиократов, считавших, что идеальное государство основано на естественном следовании законам природы. Личность необходимо воспитывать так, чтобы человек понимал, что его эгоизм должен соединяться с общественной пользой (утилитаризм).

Он так же придерживался макиавеллизма, считая, что в основе развития общества лежат частные и общественные интересы. При этом ради достижения интересов общества допустимы любые средства.

Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества, а для России возможен переход к нему через крестьянскую общину. Так зародилась та особая форма либерально- социалистических идей, известная как русский социализм и проявившая себя наиболее выразительно сначала в виде народничества, а затем в движении большевиков и в сталинизме. Социализм в России допускал индивидуальный и массовый политический террор, диктатуру в явной и скрытой форме, самопожертвование, ради общественного развития. При этом полностью отвергались религия и нравственные заповеди христианства, которые заменялись идеей гражданского долга.

Чернышевский явился вдохновителем “Земли и воли”, народнического движения 60-х годов. Но правильнее было бы сказать о нем как о гение, создавшем тип радикального общественного движения Х1Х-ХХ века как в России, так и за рубежом.

Социалистические идеалы Чернышевский описал в своих романах “Что делать?”(1863), написанном в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, и “Пролог” (1867-1869). По силе художественного образа и значению в развитии исторической судьбы народа и складывании особого психотипа русских интеллигентов мы уже отдали этим романам должное.

Значение философского учения Чернышевского и в складывании школы естественно-научной мысли, рефлексологии, связанной с именами Сеченова и Павлова, развивавшей и материалистические идеи выдающегося философа, связывавшего психические процессы с физиологическими, и общественные идеи о возможности жертвования человеческой жизнью ради высоких целей (науки). Трагизм судьбы и учения Чернышевского оказался неразрывно связан с трагедией политической истории России в ХХ веке.

Бакунин Михаил Александрович (1814- 1876), сын помещика. Учился в артиллерийской школе и служил офицером. В 21 год вышел в отставку. Братья Бакунина участвовали в подготовке и проведении реформы отмены крепостного права в 1861 году. За участие в либерально- конституционном движении в 1862 году (движение тверских посредников, требовавшее уравнения сословий) братья были посажены в Петропавловскую крепость

Бакунин входил в кружок Станкевича, где познакомился с философией Канта, Фихте и Гегеля. В 1840 году он поехал в Берлин, для учебы. И там под влиянием младогегельянцев (доктора Арнольда Руге, в журнале которого он печатался) сложились его взгляды. Он пришел к выводу, что революционная страсть к разрушению- творческая страсть.

В 1864 году Бакунин стал членом 1 Интернационала, где его авторитет соперничал с авторитетом Маркса. Но в 1872 году был исключен за раскольничью деятельность.

Бакунин является одним из основоположников анархо- синдикализма (учения, согласно которому политическая и экономическая власть в стране должна осуществляться через профессиональные союзы рабочих и крестьян, синдикаты). Все общество должно быть свободным союзом свободных, самоуправляющихся, общин. Бакунин организовал “Альянс социалистической демократии”, который пользовался огромным влиянием среди европейских социалистов.

В 70-х годах Х1Х столетия сторонников Бакунина в России стали называть “бунтарями”.

Философия Чернышевского и Бакунина обосновала социалистическую теорию в России, направленную на достижение всеобщего равенства и справедливости.

?? Дайте характеристику учения К. Маркса об обществе. Какова структура общественно - экономической формации?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!