Российская советская демократия. Ее особенности и противоречия
"Советский социализм" был основан на коммунистической теории немецкого ученого-революционера Карла Маркса (1818-1883), согласно которой правовое решение национального вопроса неразрывно связано с созданием коммунистической системы производства.
Ключевое значение национального вопроса в правовом развитии будущего сообщества подчеркивалось коммунистической символикой: лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", названиями международной организации и гимна - "Интернационал".
Модель "Советского социализма" содержала в себе развитие, не только теории Маркса, но и национальных традиций русской политической культуры.
Ленинская модель Советского социализма выразила и начала осуществлять важнейшие правовые ценности современной демократической эпохи: право на свободный от эксплуатации, творческий труд каждого человека ("Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого человека", январь 1918) и право на суверенное (независимое) и всестороннее развитие каждого народа ("Декларация прав народов России", ноябрь 1917).
Однако ленинизм в ходе Гражданской войны был замещен сталинизмом, деспотическим режимом, политико-правовой антикультурой.
Основное противоречие в развитии модели "Советского социализма" - борьба за сохранение и совершенствование политико-правовых ценностей культуры, преодоление кризисных явлений в условиях непрерывных войн между советской социалистической и империалистической системами.
|
|
Советскому народу удалось не только возглавить борьбу с фашизмом, угрожавшим человечеству, но и, в значительной степени самостоятельно, справиться с разрушительными последствиями сталинизма для своей культуры.
Всемирно - историческое значение советской культуры состояло в ценностной значимости ее правовых достижений.
??В чем особенности демократической идеологии в США?
32.5. "Американская демократия".
У истоков Американской демократии - идеологическая дуэль Томаса Джефферсона (автора “Декларации независимости” и Билля о правах) и Александера Гамильтона (одного из создателей Конституции США) 1776-1787 годов.
Расширение и углубление "естественных прав", усиление роли государства в общественных отношениях характерны для развития американской модели в XX веке. Постепенно стирались различия между демократами (последователями Джефферсона) и республиканцами (последователями Гамильтона).
В современной Америке сформировались "неолиберализм" и "неоконсерватизм", согласные между собой по основным принципам государственной политики (необходимости регулирования предпринимательства со стороны государства).
|
|
Первым, кого следует считать идеологом новой модели США был Вудро Вильсон, профессор истории Принстонского университета и президент Америки в 1913-1921 гг.
8 января 1918 года, в своей знаменитой речи перед конгрессом США "14 пунктов мира", Вильсон провозгласил принципы новой дипломатии: отказ от тайной дипломатии, разоружение, создание "ассоциации наций": "...с целью обеспечения общих гарантий политической независимости и территориальной целостности, как для великих, так и для малых стран", свобода морей.
Многие из этих идей следовали за ленинским "Декретом о мире", объявленным II Съездом Советов 26 октября 1917 года. Они стали основой правовых изменений, произошедших в мировых отношениях в первой половине XX века и связанных с деятельностью Лиги наций и ООН.
Вильсон возглавил и экономико-правовое реформирование США. Он определил новое содержание понятия нация, как сообщество, объединенное государственными интересами, уважением к государственным принципам, законам и символике.
Дальнейшее развитие американской модели связано с именами Франклина Рузвельта (его политикой "Нового курса" в 1932-39 гг.) и Джона Кеннеди, с его кабинетом научных советников-либералов",возглавляемым А. Шлезингером - мл., Дж. Гэлбрейтом, П. Самуэльсоном и др., из общества "Американцы за демократические действия.
|
|
Советники Кеннеди выработали принципы новой идеологии: социальная гармония (Гэлбрейт), финансовое управление обществом (Самуэльсон), "...вооружаться для того, чтобы разоружаться..." (Шлезингер - мл.).
Политика, основанная на демонстрации силы, выявила глубокий духовный кризис в американском общественном сознании. Что проявилось как во внутренней жизни страны, так и в международных отношениях.
Интересны общие черты Американской и Советской моделей общественного развития: мы видим переплетение правовых ценностей и политических иллюзий. Важную роль и в той, и в другой идеологии играл "культ власти", гипертрофированный (преувеличенный) от культа символов до культа вождя (в СССР - Ленина, Сталина). В США характерен случай с певцом-демократом Дин Ридом, арестованным в годы "грязной" войны во Вьетнаме за то, что он постирал государственный флаг США перед Белым Домом. В значительной степени "культ символов" лежал в основе режима маккартизма в 50-ые годы в Америке, когда на электрический стул отправляли за "неуважение к Конституции и Конгрессу".
|
|
Материал для чтения
K Социально-политические теории современной эпохи. Теория империализма.
Империализм, как экономическое и политическое господство финансовой олигархии, устанавливаемое военной силой. Характерные черты. Признаки империалистической политики: конституционная форма правления, антиконституционная практика военного насилия, идеологизация общественного сознания, господство финансовой олигархии.
Обобщение: Политико–правовой кризис современного мирового сообщества, который явился результатом отставания исторической практики народов от их правового сознания, преодолевается совместной деятельностью мирового сообщества.
Самостоятельное задание №35:
Приведите примеры важнейших исторических традиций российской демократической политической культуры? Вспомните их историко – психологические истоки.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!