Гюстав Моро. Явление. Около 1875 г. Музей Гюстава Моро, Париж.



431

Пьер Пюви де Шаванн. Бедный рыбак. 1881 г.

Музей Орсе, Париж.

Живописи Пюви де Шаванна чужды настроения тоски и меланхолии, характерные для многих его современников. Исключение составляет эта знаменитая картина. Рыбак, застывший в сосредоточенном размышлении, кажется неким символом скорби. Пейзаж, написанный бледными красками, воспринимается как условный мир, созвучный внутрен­ним переживаниям героя.

работой. Это живописная аллегория гармонии человека и природы. Все фигуры написаны с удивительным мастерством. Холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт интимной сцене «глубокое дыхание» монументаль­ной росписи.

Творчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма. Деталей со сложным значением, недосказанности в его работах нет: они предельно просты по содер­жанию. Символами становятся худо­жественная форма, эпоха, стиль, к которым обращался мастер. По его словам, он хотел построить в жи­вописи новый мир, «параллельный природе». В таком мире любые обы­денные понятия и действия напол­няются другим, возвышенным смыс­лом, быт становится частью Бытия, и это превращение Пьер Пюви де Шаванн сумел показать с подлин­ным совершенством.

ОДИЛОН РЕДОН

(1840—1916)

Одилон Редон родился в городе Бордо в аристократической семье. Детство он провёл в родовом име­нии Пейрельбад. В пятнадцать лет молодой человек начал посещать мастерскую местного художника Станислава Горена, где копировал английские гравюры и осваивал тех­нику акварели. В 1863 г. Редон по­знакомился с гравёром Родольфом Бреденом, оказавшим на него боль­шое влияние.

На следующий год Редон отпра­вился в Париж и поступил в Школу изящных искусств. Много часов он проводил в Лувре, копируя картины Эжена Делакруа. Через год Редон вернулся в Бордо. По совету Бредена он начал работать углем и посвя­тил себя исключительно графике. В тридцать лет художник навсегда покинул Бордо и переехал в Париж.

Первые десять лет жизни в сто­лице Франции прошли в познании окружающего мира и собственной души. Композиция «Дух. Хранитель вод» (1878 г.) отражает искания Редона в то время. Над далёким пейзажем нависает огромная голо­ва почти шарообразной формы с большими выпуклыми глазами. Дух созерцает маленький парусник, скользящий по поверхности воды. Чёрный контур головы резко выде­ляется на фоне бездонного белого неба и одновременно отбрасывает тень на воду, усиливая эффект столкновения двух миров — реаль­ного и фантастического.

В 1879 г. Редон создал первую се­рию литографий «В мечте». Работы, выполненные в этой технике, ка­жутся сделанными углем: мягкие то­нальные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии. Лист «Игрок» (1879 г.) из этой серии отра­жает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающи­ми душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами — тёмное пятно, контур ко­торого вспыхивает белым свечени­ем, — несёт на плечах гигантский

*Литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую») — гравюра на камне.

432

Одилон Редон.

Игрок. Из серии «В мечте». 1879 г. Литография.

Одилон Редон.

Ворон. 1882 г.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!