Одилон Редон. Красная сфера. 1910 г. Частное собрание.



Одилон Редон.

Зелёная смерть. 1905—1910 гг. Собрание Бертрама Смита, Нью-Йорк.

Эти порождённые ужасом видения представляют собой своеобразное продолжение графи­ческих композиций, но только в красках. Из расплавленной красной лавы встаёт тело зе­лёной змеи, постепенно превращающееся в человеческую фигуру. Зелёная смерть втягива­ет в себя золотое свечение жизни — язычок пламени в верхней части картины. Кажется, что такое зрелище порождено воспалённым, больным воображением.

Красный шар, летящий в голубом пространстве, похож на неведомое существо. Рядом движутся странные создания, под ними желтеет земля или морское дно. Всё это может быть и подводным миром, и космосом; и сновидением, и игрой фантазии.

Одилон Редон. Женщина среди цветов. 1909—1910 гг.

Частное собрание, Нью-Йорк.

тал в дневнике, написав: «Занимать­ся живописью значит создавать кра­сивую субстанцию, прибегая к осо­бому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это врождён­ный дар чувственности. Его нельзя приобрести».

ГРУППА «НАБИ»

В 1889 г. в Париже появилась новая творческая группа, члены которой называли друг друга «наби» (от древнеевр. «нави» — «вестник», «про­рок»). Она состояла из молодых ху­дожников — Мориса Дени (1870— 1943), Поля Серюзье (1863—1927), Жана Эдуарда Вюйяра (1868—1940), Пьера Боннара (1867—1947), Поля Эли Рансона (1864—1909) и др. Фе­ликс Валлоттон (1865—1925) фор­мально в группу не входил, но рабо­тал в том же направлении. Молодые люди посещали Академию Жюльена,

435

Жан Эдуард Вюйяр. Дама в синем. 1890 г. Частное собрание, Париж.

Вюйяр изобразил на картине интерьер мастерской Рансона, В правом верхнем углу полотна виден фрагмент портрета хозяина, написанный Серюзье. В глубине комнаты за столом сидит жена Рансона. Члены группы «Наби» называли её Свет Храма, но здесь она обычная женщина, принимающая гостью — даму в большой шляпе, изображённую на переднем плане.

Поль Серюзье.

Портрет Поля Рансона в облачении Наби. 1890 г. Частное собрание.

На этом портрете Серюзье изобразил своего друга Рансона в наряде, напоминающем одеяние епископа, и с жезлом в руке. Он склонился над старинным фолиантом.

названную в честь основателя, фран­цузского живописца и педагога Родольфа Жюльена (1839—1907). В этом платном учебном заведении преподавали мастера из школы при Академии изящных искусств. Серюзье был старшиной одного из от­делений академии, размещавшегося в предместье Сен-Дени. Образован­ный, весёлый и обаятельный чело­век, он быстро собрал группу еди­номышленников, не желавших следовать советам членов академии и интересовавшихся передовыми идеями.

Все они увлекались живописью Поля Гогена, стремились найти свой путь в искусстве и хотели сделать творчество не только работой, но и стилем жизни. Серюзье пред­ложил молодым мастерам создать содружество, так возникла группа «Наби» — сообщество художников, искавших новый живописный язык и увлекавшихся литературой, теат­ром, восточной и христианской философией.

В 1889 г. начались встречи членов группы в маленьком парижским кафе. Ежемесячно они собирались на ритуальный ужин; каждому из них было присвоено особое имя: Серюзье называли Наби со Сверкающей Бородой, Дени за его увлечение ре­лигиозной живописью именовали Наби Красивых Икон, Боннара, пре­клонявшегося перед восточным ис­кусством, — Очень Японский Наби. С 1890 г. по субботам они устраива­ли еженедельные собрания в мастер­ской Рансона на бульваре Монпарнас, называя её Храмом Наби. В мастерскую приходила большая компания, здесь бывали не только ху­дожники, но и театральные режиссё­ры, редакторы модных журналов, писатели и поэты; здесь празднова­лись свадьбы, выставлялись новые ра­боты и обсуждались волновавшие всех проблемы искусства.

Увлечение творчеством Гогена у многих с годами прошло, верен ему остался только Серюзье. До конца дней художник сохранил любовь к учителю и память о днях, проведён­ных с Гогеном в Бретани в 1888 г.

436

В 1919 г. один из критиков написал в связи с его выставкой: «Серюзье ка­жется мне ключарём бретонской тайны. Душа этого пилигрима песча­ных холмов трепещет повсюду, где курится влажный, всепроникающий пар кельтской легенды, — будь то подлесок, вобравший все краски и пропитанный грибным ароматом; вершины деревьев, поднявшихся над „глубоким долом"; опавшая листва в луговинах; туман; женщина за прял­кой и рядом с ней другая, что-то рас­сказывающая; пещера, заросшая па­поротником; мхи и водопады в скалах...». Иллюстрацией к этим сло­вам может служить картина «Мелан­холия» («Ева из Бретани», около 1890 г.). Ева изображена в задумчи­вой позе. Маленькая кирпично-красная фигурка почти сливается с зем­лёй. Неровная почва со скудной растительностью изрезана оврагами. Большое облако выплывает из-за горизонта. Женщина сидит спиной к свету, ей неуютно и холодно, но она плоть от плоти этой земли и неба. Картина написана в обобщён­ной декоративной манере, характер­ной для Гогена.

Члены группы «Наби» стреми­лись к работе в декоративных видах искусства: они изготовляли гобеле­ны, керамику, витражи. Рансону при­надлежит серия картонов, по кото­рым его жена вышила небольшие настенные панно. Они отличались изысканностью композиции, тон­ким цветовым решением и вырази­тельностью линий.

Художники постоянно выставля­лись в парижском магазине «Дом нового искусства» Сэмюэла Бинга и сотрудничали с популярным журна­лом «Ревю бланш», на страницах которого печатали литографии и статьи. Плакат 1894 г., сделанный Боннаром для этого издания, — обра­зец рекламной графики «Наби». Здесь присутствуют и карикатурная точ­ность наблюдений, и резкие цвето­вые контрасты, и смешение шриф­тов, линий, пятен и силуэтов.

В этом журнале главные теорети­ки движения Дени и Серюзье опуб­ликовали ряд статей. Цель творче-

Пьер Боннар.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!