Надежда. 1871 г. Музей Орсе, Париж.



Пьер Пюви де Шаванн.

Надежда. 1872 г. Галерея Уолтерса, Балтимор.

всегда стремился художник. Фигура Святой Женевьевы завораживает яс­ным и лаконичным, как у статуи, си­луэтом и отточенным рисунком. Па­норама города с протекающей вдали Сеной кажется плоской. Этот прин­цип был очень важен для Пюви де Шаванна: плоский фон, подчёркива­ющий декоративное начало в компо­зиции, сближал, по его мнению, со­временную живопись с фресками великих итальянских мастеров XV в., приводящими зрителя в состояние душевного равновесия. Колорит кар­тины, построенный на бледных жёл­то-коричневых, розовых и голубых тонах, также вызывает в памяти росписи эпохи Возрождения.

Для живописца с подобными ху­дожественными вкусами стало ес­тественным обращение к антич­ности. Представления о ней роднили Пюви де Шаванна с членами литера­турного объединения французских символистов «Парнас», особенно с поэтом Шарлем Леконтом де Лилем и писателем и критиком Теофилем Готье. В сознании многих образован­ных людей конца XIX в. искусство Древней Греции и Древнего Рима было неразрывно связано с Академи­ей изящных искусств, считавшейся оплотом консерватизма и рутины. Члены группы «Парнас» утверж­дали, что необходимо избавиться

Пьер Пюви де Шаванн.

Святая Женевьева, созерцающая Париж. Панно из цикла «Жизнь Святой Женевьевы». 1874 — 1898 гг. Пантеон, Париж.

429

Пьер Пюви де Шаванн.

Священная роща,

Возлюбленная музами и искусствами. 1884—1889 гг. Художественный институт, Чикаго.

от стремления превратить антич­ные образы в идеал для современно­го человека. Античность прекрасна сама по себе, её совершенство суще­ствует ради эстетического наслажде­ния, а не ради воспитания, воздейст­вия на людей и т. д. Наслаждение чистой красотой формы не должно зависеть от содержания.

Эти воззрения отражены в панно на античные сюжеты, выполненных Пюви де Шаванном для Дворца ис­кусств в Лионе (1884— 1889 гг.). По­мимо отдельных аллегорических изображений цикл включает в себя три крупных полотна: «Священная роща, возлюбленная музами и ис­кусствами» (аллегория союза наук и искусств), «Видение античности» (аллегория художественной фор­мы) и «Христианское вдохновение» (аллегория чувств художника). Пан­но «Священная роща...» наиболее полно воплощает символистские представления об античности. На нём изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать почти невозможно. Персонажи пребывают в лириче­ском пейзаже; объём пространства обозначен условно, что характерно для художника. Эти фигуры лишь разные воплощения одного образа (известно, что все они написаны с одной натурщицы). Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают картину по­хожей на греческий рельеф, но это не копирование, а тонкая стилиза­ция, образ, рождённый в сознании современного человека.

Умение Пюви де Шаванна пре­вратить любой незатейливый сю­жет в символическую композицию блестяще проявилось в полотне «Девушки у моря» (1879 г.), которое художник считал своей лучшей


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!