Леда. 1902 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.



Аристид Майоль.

Скованная свобода (Памятник Л. О. Бланки). 1905—1906 гг.

Пюже-Теньер близ Гренобля.

работой «Леда» (1902 г.). Это был невероятный успех, признание пра­вильности избранного пути, более того — своеобразное благословение великого Родена.

В 1901 — 1905 гг. Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: «Средизем­ное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы естественна и проста.

Майоль, проверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах про­ектов памятников. В 1906 г. появил­ся монумент «Скованная свобода» (1905—1906 гг.), изображающий мо­гучую женщину, воплощение жиз­ненной энергии, способной к пре­образованию мира. Таким Майоль представил памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Заказ­чики остались недовольны. Они по­пытались скрыть непривычный облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями.

Скульптор мечтал увидеть памят­ники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер осуществил его желание. Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зев­са в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство сво­его таланта с пластическим мышле­нием древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия. Одновременно Майоль осознал неве­роятный разрыв культур — древней и современной. «Что должен был я

Аристид Майоль.

Средиземное море (Мысль). 1901—1905 гг. Музей Орсе, Париж.

423

Аристид Майоль.

Иль-де-Франс. 1910—1932 гг. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

Аристид Майоль.

Флора. 1911 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

выбрать? — спрашивал себя скульп­тор. — Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе...»

Так появилась «Флора» (1911 г.), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции («Иль-де-Франс», 1910—1932 гг.). «Не подражая приро­де, я работаю, как она», — говорил Майоль.

В 1912 г, скульптор начал памят­ник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памят­ником более десяти лет, разрабаты­вая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, мону­мент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.

В 30-х гг. Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935— 1938 гг.; «Река», 1939—1943 гг.). Скульптура «Гора» — снова женщи­на, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога жен­щины уходит в камень, другая согну­та; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх — это вершина горы. Волни­стые развевающиеся волосы олице­творяют облака, наползающие на вершину.

«Гармония» (1940—1944 гг.) — последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гар­мония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо по­хожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам — в 1944 г. мастер умер.

Майоль как-то сказал: «Я не изо­бретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Прос­тые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, — это законы гармонии и красоты. Они были надолго за­быты; их подменили условной кра­сивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за жи­вописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая про­стота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX в. её древние основы.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!