Пьер Пюви де Шаванн. Видение античности. 1884—1889 гг. Отделение изящных искусств Института Карнеги, Питсбург.



430

ГЮСТАВ МОРО

(1826—1898)

Современник Пьера Пюви де Шаванна французский живописец Гюстав Моро также был тесно связан с символизмом, однако характер его творчества совер­шенно иной. Он стремился следовать двум основным принципам, которые сам же сформулировал. Один из них — принцип «прекрасной инерции». Со­гласно ему, все персонажи картины должны изображаться в состоянии глу­бокой погружённости в себя, «заснув­шими, унесёнными к другим мирам, далёким от нашего...». Благодаря этому зритель должен лучше почувствовать борьбу духа за освобождение от власти материи.

Свою теорию художник попытался воплотить в картине «Эдип и Сфинкс»

Гюстав Моро. Эдип и Сфинкс. 1864 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Гюстав Моро. Единороги. Около 1885 г.

Музей Гюстава Моро, Париж.

(1864 г.), написанной под впечатле­нием одноимённого полотна Энгра. (В древнегреческой мифологии Сфинкс — крылатая полуженшина-полульвица — расположилась на горе близ города Фив и задавала каждому проходившему мимо загадку. Тех, кто не мог её разгадать, Сфинкс убивала. Загадку разгадал царевич Эдип. Чудо­вище в отчаянии бросилось в пропасть и разбилось.) На картине Моро Эдип, словно заворожённый, не может ото­рвать взгляд от обольстительно пре­красного лица Сфинкс, прыгнувшей к нему на грудь.

Второй важный принцип творчест­ва был назван Моро «необходимым ве­ликолепием». Картина, по его мнению, должна быть для зрителя прежде всего фантастическим видением, красота ко­торого даёт наслаждение. Поэтому жи­вопись призвана поражать яркими красками, игрой света, роскошью одежд и драгоценностей персонажей, изобилием орнаментов и других деко­ративных деталей. Поль Гоген писал о живописи Моро: «Каждую человече­скую фигуру он превращает в драго­ценность, увешанную драгоценностя­ми... По существу, Моро не художник, а превосходный ювелир».

Картина «Единороги» (около 1885 г.) перегружена богатым орна­ментом до такой степени, что лица и руки персонажей кажутся искусствен­ными вставками. (Единорог — мифиче­ское животное с. телом лошади и длин­ным прямым рогом на лбу.) Очень эффектна композиция «Явление» (око­ло 1875 г.), повествующая о том, как танцующей Саломее привиделась голо­ва Иоанна Крестителя. Яркая вспышка света вокруг головы Иоанна заставля­ет сверкать роскошный наряд девушки и золотые украшения. Массивные ко­лонны, оплетённые сложным орнамен­том, прорисованы тонкими белыми линиями; они напоминают мираж в тёмно-коричневом пространстве.

Умение художника создать на полот­не броскую и выразительную цветовую гамму, стремление к декоративной изы­сканности и сильным эмоциям произве­ли большое впечатление на современ­ных ему живописцев. Опыт Гюстава Моро использовали фовисты и многие русские мастера стиля модерн.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!