Национальная галерея Канады, Оттава.



игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается до размеров огромного каменного бло­ка, а человек превращается в ма­ленькую песчинку, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями. В начале следующего десятиле­тия мастер впервые представил свои работы публике. В 1881 и 1882 гг. прошли его персональные выставки. На второй выставке моло­дой французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал оценку его твор­честву: «Где-то на грани между реальностью и фантазией худож­ник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами... сложными существа­ми, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, жи­вотной низости, ужаса и скверны...». Тогда же Редон познакомился с главой поэтов-символистов Стефа­ном Малларме. Художник погру­зился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты, стараясь найти близкие своему мироощу­щению темы и образы. Он обратил­ся к поэзии и музыке. Ворон, сидя­щий в проёме распахнутого окна, пронзительно чёрный на фоне

сверкающего дня, возможно, ил­люстрация к строкам из стихотво­рения Эдгара Аллана По «Ворон»:

Только приоткрыл я ставни —

вышел Ворон стародавний, Шумно оправляя траур оперенья

своего.

Одилон Редон.

Профиль света. 1881—1886 гг. Частное собрание.

Огромное внимание в своих работах мастер уделял свету. Это произве­дение, вероятно, навеяно образом рыцаря Парсифаля. Лицо, повёрнутое в профиль, словно про­свечено насквозь. Сохра­няется лишь его контур, лишённый материально­сти и объёма. Человек оказывается на рубеже сна и яви.

433

Одилон Редон.

Христос Святого Сердца. Около 1895 г. Кабинет рисунков, Лувр.

Одилон Редон.

Будда. Около 1905 г. Музей Орсе, Париж.

Одилон Редон.

Рождение Венеры. Около 1910 г. Музей Орсе, Париж.

Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) — графическая реплика на одноимён­ную оперу Рихарда Вагнера, по­трясшую Париж в середине 80-х гг. Чистые линии литографии Редона и её мягкие, обволакивающие фор­мы вторят ясной красоте музыки Вагнера.

Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены груп­пы «Наби» восхищались им. Однако Редон постепенно оставил графи­ку. Композиция пастели «Христос Святого Сердца» (около 1895 г.) навеяна средневековой живописью Нидерландов. Фигура Христа излуча­ет тёплое золотистое сияние. Его гла­за закрыты, а взор обращён внутрь, к сердцу, изливающему мерцаю­щий свет.

На пастели «Будда» (около 1905 г.) герой, пребывающий в состоянии медитации, изображён также с за­крытыми глазами. Пространство, в котором он находится, лишено глу­бины. Фигура Будды сдвинута к лево­му краю композиции. Из размытых, неясных красочных пятен возникают то цветы, то дерево, то облака.

Художник обращался и к антич­ным сюжетам. На полотне «Рождение Венеры» (около 1910 г.) появление богини из пены морской происхо­дит на глазах у зрителя. Её тело, сто­ящее в огненно-красной раковине, уже реально и полно сил, а голова ещё только проступает из небытия. На картине преобладают красные то­на, яркие на фоне голубого неба, -рождение богини показано как всплеск животворящей энергии.

В Осеннем салоне 1904 г. твор­чество Редона было представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю персональную выставку.

В последние годы жизни худож­ник освободился от своих слож­ных, болезненных видений. Он пи­сал натюрморты, вазы с цветами, иногда включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединя­ются в яркие декоративные компо­зиции, реальные и фантастические одновременно. Женская головка придаёт им изысканность и лёг­кость («Женщина среди цветов», 1909—1910 гг.).

Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их пониманию Одилон Редон спря-

*Пастель (франц. pastel) — цветные карандаши из красочного порошка без оправы; рисунок или жи­вопись, выполненные ими.

434


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!