Жан Эдуард Вюйяр. Под лампой. 1892 г. Музей Аннонсиад, Сен-Тропез.



В картинах Вюйяра огромную роль играл свет. Б этой композиции он проникает откуда-то изнутри, превращая фигуры сидящих за столом женщин в тёмные силуэты. Здесь слов­но звучит тихая мелодия жизни, сокровенная тайна которой скрыта от посторонних глаз.

Жан Эдуард Вюйяр.

Лестница. Улица Миромениль. 1891 г. Собрание С. Годфри, Торонто.

Жан Эдуард Вюйяр.

Штопальщица. 1891 г.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

439

АНРИ РУССО

(1844—1910)

Анри Руссо был служащим канцеля­рии парижской таможни, а на досу­ге занимался живописью. Выйдя в отставку в 1893 г., он целиком по­святил себя искусству.

Выставленная в «Салоне Незави­симых» 1894 г. картина Руссо «Вой­на» — с девушкой в белом платье на летящем галопом чёрном коне — обратила на себя внимание, её ре­продукция появилась в журнале. А «Спящая цыганка», показанная в 1897 г., ещё больше подогрела ин­терес к необычному художнику.

В творчестве живописца нетруд­но выделить излюбленные темы: портреты, сцены повседневной жиз­ни и виды Парижа, натюрморты с бу­кетами цветов, а также экзотические пейзажи.

«Автопортрет» (1890 г.) входит в число картин, которые Руссо на­зывал «портреты-пейзажи». И дей­ствительно, здесь на равных суще­ствуют уголок Парижа с мостом через Сену, Эйфелева башня вдале­ке и исполненная достоинства фи­гура художника с кистью в одной руке и палитрой в другой, увенчан­ная, словно нимбом, артистиче­ским беретом.

Анри Руссо. Война. 1894 г. Музей Орсе, Париж.

Анри Руссо.

Автопортрет. 1890 г. Национальная галерея, Прага.

В картине «В тропическом лесу. Нападение тигра на быка» (1908 г.) художник погружается в зачарован­ный мир тропического леса. Каждый лист, каждая ветка тщательно выпи­саны. Огромные жёлтые и красные цветы тянутся к небу. В центре ком­позиции тигр вцепился в загривок буйвола, а тот стремится поддеть его на рога. Подобные пейзажи Руссо отчасти копировал с фотографий, отчасти придумывал. Но он настоль­ко верил собственному вообра­жению, что, по его словам, очень

Жан Эдуард Вюйяр. В комнатах. 1904 г.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

накидка болотного оттенка с чёрны­ми узорами. Здесь нет теней, всё яр­ко, реально и убедительно.

Необычайно тонким колоритом отличается картон «В комнатах» (1904 г.). Вюйяр не пропускает ни одной мелочи интерьера: перед зри­телем столы, стулья, коврики, вазы, печка. Но это не «перепись имущест­ва», а жизненная среда; её серовато-голубые оттенки словно говорят о зиме и холодах.

В 90-х гг. художник получил несколько заказов на оформление интерьеров жилых комнат. Лучшей работой стали четыре панно для

440

боялся своих диковинных хищников, охотящихся в джунглях.

Детское внимание к деталям, каж­дая из которых даже на заднем плане выписана очень чётко, некая припод­нятая, торжественная интонация сохранялись в творчестве Руссо и тогда, когда он работал над портре­тами знакомых или над жанровыми сценами. Все они написаны нарядны­ми, яркими красками; композиции ясные, простые, можно сказать «ак­куратные». Персонажи, даже если они в движении, кажутся застывши­ми, взгляд их пристален. Полотна притягивают внимание зрителей ка­кой-то непередаваемой словами ма­гической силой.

Перечисленные здесь черты ха­рактерны для так называемого при­митивизма, или, как его ещё имену­ют, наивного искусства — таковы, например, произведения народного творчества. В то же время графиче­ские эскизы Руссо выполнены в реа­листической манере. Это значит, что систему своей живописи он разрабатывал вполне сознательно. Но никогда мастер не пытался ис­толковать её словами или теорети­чески обосновать.

Художником-самоучкой восхи­щались Гоген, Дега, Пикассо и дру­гие известные мастера, которых трогала его абсолютная искрен­ность. Сам Руссо чрезвычайно гор­дился своими работами. Однажды

он сказал Пикассо, что считает себя и его ведущими художниками, толь­ко Пикассо — в египетском стиле, а себя — в области нового искусст­ва. И всё же большинство современ­ников относились к творчеству «та­моженника Руссо» иронически, не воспринимая его всерьёз.

Первая персональная выставка французского живописца состоя­лась в 1911 г., уже после его смер­ти. В наши дни работами «таможен­ника Руссо» гордятся ведущие музеи мира. Его по праву считают крупнейшим художником-примити­вистом Нового времени.

Анри Руссо.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!