Исторические корни христианства 20 страница



Влияние доктрин унитарианства и универсализма вскоре распространилось на Англию, где эти движения быстро набрали силу и приобрели более организованный характер. В числе тех, кто возглавлял их в 17-м и 18-м веках, можно назвать унитариев Джона Бидла, Теофила Линдсея и Джозефа Пристли и универсалистов Джеймса Релли и Джона Мюррея. Примерно в середине 18-го века Джеймс Релли основал в Лондоне универсалистский центр. В 1759 году он опубликовал свою книгу "Союз", в которой изложил догматы универсализма. Она стала одной из ключевых работ этой религиозной группы. В 1774 году бывший священник англиканской церкви Теофил Линдсей основал первое в Великобритании общество унитариев.

Одним из первых членов его церкви стал ученый Джозеф Пристли. После того, как толпа сожгла его дом и лабораторию, Пристли эмигрировал в Америку, где приобрел популярность как видный деятель америкапского унитаристского движения. Под его руководством в 1796 году в Филадельфии была заложена первая унитаристская церковь в Америке.

В 19-м веке церковь унитариев пережила период величайшего расцвета. Число ее сторонников бурно росло, влияние крепло и расширялось. Основанная в 1620 году в Плимуте старейшая в стране церковь пилигримов стала в 1802 году унитаристской. В 1825 году была создана Американская унитаристская ассоциация.

Этот впечатляющий успех был достигнут в значительной степени, благодаря усилиям трех человек: Уильяма Эллери Чанинга (1780-1842), Ралфа Уолдо Эмерсона (1803-1882) и Теодора Паркера (1810-1860). В своих выступлениях и печатных работах они критиковали многие фундаментальные доктрины христианства. Благодаря их влиянию унитариаство в Америке "выступило против учения Кальвина, которое подчеркивало человеческую греховность, а также против догмата о Троице. Унитарии утверждали, что все это не соответствует Библии и противоречит разуму".

Дейвид Робинсон считает Уильяма Эллери Чаннинга наиболее заметной фигурой в истории американского унитарианства. "Еще мальчишкой он наблюдал, как его мать боролась с нищетой, стараясь одеть и прокормить свою большую семью. Будучи сам жилистым и мускулистым, способным постоять за себя, он всем своим молодым существом восставал против жестокости учителей по отношению к ученикам и старших учеников - к младшим. Британские оккупационные войска превратили значительную часть его родного Ньюпорта в руины".

В 1819 году Чаннинг выступил с посланием под названием "Унитарное христианство", ставшим основополагающим манифестом движения, на основе которого была образована в 1825 году Американская унитаристская ассоциация.

Эссеист и поэт Ралф Уолдо Эмерсон также был важной фигурой в унитарианском движении. Он был сыном унитарианского пастора. Его детство было отмечено бедностью и болезнью. Отец умер, когда он был совсем юным, оставив мать одну растить и воспитывать пятерых детей. В 1829 году Ралф Уолдо Эмерсон был назначен пастором второй унитарианской церкви Бостона.

Взгляды Эмерсона, однако, были слишком радикальными - даже для унитариев того времени - и в 1832 году он ушел в отставку, посвятив себя карьере писателя и лектора. В 1838 году он выступил на богословском факультете Гарвардского университета со своим знаменитым обращением. В нем он "раскритиковал историческое христианство Эндрюса Нортона и других унитариев, чем вызвал бурю дискуссий". До этого события библейское христианство еще сохраняло среди унитариев определенное влияние. Лекция Эмерсона послужила дальнейшей либерализации унитарианских взглядов и стала для унитариев "крупнейшим событием в истории религиозного либерализма".

К усилиям Эмерсона, направленным на либерализацию христианства, присоединился унитарианский пастор Теодор Паркер. Он приобрел широкую известность после своего выступления в 1841 году, озаглавленного "Размышления о преходящем и постоянном в христианстве". В нем он заявил, что "многие из традиционных подпорок христианской веры, такие, как библейские чудеса, богодухновенность Писания, божественность Иисуса, являются скорее преходящими, чем постоянными элементами религии". Как и в случае с Эмерсоном, взгляды Паркера оказались в то время даже для унитариев слишком смелыми, и его отвергли. Однако его радикальные взгляды дали толчок дальнейшему развитию и укреплению либерализма в унитарианском движении.

В этот же период в Америке под руководством Джона Мюррея (1741-1815), Хосеа Баллоу (1771-1852) и других усиливало свое влияние и универсалистское движение.

Как и многие другие лидеры унитарианского и универсалистского движений, Джон Мюррей родился и вырос в Англии. Воспитывался он в семье строгих приверженцев кальвинизма. Еще в молодости Мюррей выступил против учения Кальвина о предопределенности судьбы и осуждении на вечные муки. Он стал страстным поклонником Джеймса Релли. Как свидетельствует Дейвид Робинсон, "ключом к развитию Мюррея стало его знакомство с книгой Джеймса Релли "Союз" (1759 г.) и последовавшие за этим посещения его выступлений. Релли утверждал, что все человечество уже воссоединилось с Христом в Его смерти, а поэтому уже уплатило цену греха".

Высказывания Мюррея по религиозным вопросам привели к тому, что в Англии от него отшатнулись многие из его друзей. Пережив несколько личных трагедий, в том числе - смерть жены и ребенка, Мюррей уехал в 1770 году в Америку. В 1779 году с его помощью в Глочестере (штат Массачусетс) была открыта первая универсалистская церковь.

Если Джон Мюррей считается основателем американского универсализма, Хосеа Баллоу - один из крупнейших лидеров в истории этой деноминации. Его книга "Трактат об искуплении" была оценена как серьезный теологический труд. Ассоциация унитариев-универсалистов считает ее "первой опубликованной в Америке книгой, открыто отвергающей доктрину Троицы". Кроме того, Баллоу попытался "подорвать то, что считается основой всей кальвинистской системы - идею об искуплении Христом грехов человечества".

Хотя в течение длительного времени американские унитарии и универсалисты не ладили друг с другом, в конце концов они пришли к выводу, что сходства между ними больше, чем различий. В результате обе деноминации в 1961 году слились в единую организацию, что в свою очередь, вызвало дальнейшую либерализацию их взглядов. Как отмечалось в посвященной этому статье в журнале "Тайм", "выкованный в результате слияния компромисс полностью исключил имя Христа из заявления Ассоциации о ее принципах, о которых было сказано, что они "с незапамятных времен суммированы в иудео-христианском наследии как любовь к Богу и ближнему. В 1970-х слово "ближнему" было заменено словом "человечеству".

Перед этим слиянием унитарии заявили, что их церковь насчитывает 109 508 членов, а универсалистская церковь полагала, что у нее 70 542 приверженца. После того, как они объединили свои силы, количество приверженцев выросло в 1975 году до 210 648, но к 1987 году уменьшилось до 171 838. Однако, многие американцы, не являясь формально членами Ассоциации унитариев-универсалистов, тем не менее разделяют взгляды этой либеральной религиозной группы.

Вероучение

История унитариев-универсалистов, конечно, довольно любопытна, но нам гораздо интересней их теология. Если говорить о взглядах этой группы, то пожалуй, слово "вероучение" было бы здесь слишком сильным, поскольку одним из неписаных кредо Ассоциации унитариев-универсалистов является то, что они не имеют никаких кредо. Несмотря на определенную трансформацию, которую претерпело это движение, оно по-прежнему придерживается декларации Национальной конференции унитариев 1894 года, заявившей, что "ничто в этом документе не должно истолковываться как авторитетный критерий". По сути дела, это было заявление, что деноминация будет "непреклонна в своем неприятии каких бы то ни было кредо".

Это заявление характеризует образ мышления группы, считающей, что любая истина относительна и что никакая догма не должна быть обязательна для всех. Однако, из их книг ясно, что у унитариев-универсалистов все-таки есть определенные догмы, хотя они и облечены в форму отрицания других догм.

Авторитетный источник

Как и многие другие нехристианские группы, унитарии-универсалисты отрицают богодухновенность и авторитет Библии. Джек Мендельсон выразил точку зрения всей группы, написав: "Церкви, Библии и кредо - все это творения человека, который в свое время использовал таким образом свою свободу творчества". К этому утверждению он добавил: "Библия изобилует неточностями, несоответствиями и ошибками".

В своей книге "Вызов либеральной веры" Джордж Маршалл присоединился к этой точке зрения. Отвечая на вопрос, что унитарии и универсалисты думают о Библии, он сказал: "Как источник божественного авторитета она не нужна и не рассматривается нами как богодухновеиная книга. Некоторые ее части заслуживают, конечно, определенного внимания, и мы не прочь напрячь свой интеллект, чтобы высказать свое суждение и дать толкование ее содержанию. Хотя мы и цитируем Библию на службах, ее зачастую читают вместе с другими книгами, в том числе представляющими иные религиозные традиции и даже откровенно светскими".

Многие бросали Писанию аналогичные обвинения. Однако, и после многих веков нападок, Библия остается не только исторически достоверным документом, но и Божьим откровением о спасении человека через веру в Иисуса Христа. И хотя некоторые ее части кажутся противоречивыми, при более внимательном изучении становится ясно, что в Писании все согласуется, составляя единое целое без малейших неточностей. Те события, которые были предсказаны много лет назад, исполнились в точности. Этого не случилось бы, если бы Библия была творением человека, а не словом Божьим.

О том факте, что Библия является богодухновенным откровением, говорится во 2 Послании к Тимофею 3:16: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". О ниспосланиивдохновения говорится и во 2 Послании Петра 1:21: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым". О степени вдохновения свидетельствует следующий стих Евангелия от Матфея: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мат. 5:18).

У большинства унитариев-универсалистов человеческий разум и опыт вытеснили Библию. Мендельсон писал: "Разум занимает у нас то место, которое в традиционных религиях обычно отводится откровению". Однако, и разум для них недостаточно авторитетен. "Это не означает, - говорит Мендельсон, - что мы не отдаем себе отчета в ограниченности человеческого разума. Да, мы не считаем его непогрешимым. При нашем образе жизни ничего непогрешимого нет".

Троица

Слово "унитарный" подразумевает, что Бог существует в одном лице а не в трех. Таким образом, одной из ключевых доктрин унитариев-универсалистов является отрицание Троицы. Они утверждают, что доктрина о Троице взята не из Библии, а добавлена решением Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее. В своей проповеди "Унитарное христианство", которую он прочитал в 1819 году в Балтиморе, Уильям Эллери Чаннинг поставил "Иисуса значительно выше людей, но значительно ниже Бога", придерживаясь, как он выразился, "наиболее возвышенных взглядов на Иисуса Христа, сочетающихся с признанием главенства Отца". Унитарии-универсалисты считают проповедь Чаннинга "краеугольным камнем унитарианских принципов".

Унитарии-универсалисты так и не поняли, что те, кто верит в Троицу, не отрицают единства Бога. Само слово "троица" означает "трое в одном". Это слово подразумевает, что в рамках одной и той же Божественной Сущности нужно различать три "лица", которые являются не тремя богами и не тремя частями или формами одного Бога, а Единосущными Предвечному Богу.

"Слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый" - воскликнул Моисей (Марк. 12:29) Да, Моисей и Иисус подчеркивают единство Бога, но не отрицают Троицы.

Вопреки утверждению унитариев, что догмат о Святой Троице был добавлен позже, в самой Библии имеются неоднократные ссылки на Троицу, хотя слово "Троица" при этом не используется. Бог часто использует личные местоимения во множественном числе "Нас", "Наш", когда говорит о Себе (см. Быт. 1:26; 11:7). В Новом Завете о том, что Бог - Троица говорится более откровенно (см. Мф. 28:19). Каждое лицо единого Божества - Отец, Сын и Дух Святой - является Личностью, потому что обладает разумом, эмоциями и волей. Каждое лицо обладает всеми атрибутами Бога, потому что все они всемогущи, всеведущи и вездесущи. Конечно, учение Библии относительно Личности Бога и лиц Святой Троицы находится за пределами нашего ограниченного понимания и должно приниматься на веру. Отрицание учения о Троице унитариями-универсалистами свидетельствует лишь о том, что они ставят человеческий разум выше Божьего откровения, данного в Его Слове.

Бог

В прошлом унитарии-универсалисты признавали могущество, природу и личностность Бога. Однако, в последние годы их либерализм зашел так далеко, что теперь они не только отрицают личностность Бога, но и ставят под вопрос само Его существование.

В связи со "свободой", существующей в церкви унитариев-универсалистов, в ней нет какой-либо одной специфической точки зрения на Бога. Суммируя различные позиции по этому вопросу, Джорж Маршалл писал: "У нас существует широкий спектр различных верований, поскольку мы не исповедуем какой-либо догмы или доктрины. Возможно, что среди унитариев-универеалистов есть такие, которые верят в подозрительного, националистически настроенного ветхозаветного Бога, и такие, которые верят в концепцию любящего Отца. Некоторые соглашаются с Иисусом, что "Бог есть любовь". Другие присоединяются к Ганди, утверждая, что "Бог есть истина". Одни вместе с учеными говорят, что Бог есть "первопричина", а есть и такие, которые вместе с философами называют Бога "центром фокуса вселенной". Некоторые определяют Бога как интегрирующую силу, придающую смысл нашему опыту и нашей жизни, как силу добра" и т.д. Суммируя все это, можно сказать, что унитарии-универсалисты находят Бога внутри, а не вне природы, и что Бог является не сверхъестественной, а естественной силой.

Все унитарии-универсалисты сходятся в одном: верить в Бога необязательно. Некоторые из нас являются гуманистами и считают, что гораздо полезней решать общечеловеческие и социальные проблемы и быть внимательными к этическим аспектам жизни, нежели попусту расходовать ее в теологических и философских размышлениях. Многие уверены, что дело не в отрицании идеи Бога, а в том, что эта идея для разных людей означает разные веши".

Иисус Христос

После отрицания Троицы и довольно вольной трактовки понятия о Боге, нас уже не удивляет, что унитарии-универсалисты отрицают божественность Христа. Они считают, что Иисус был просто очень хорошим человеком и учителем. Они не верят, что Он - Бог и, наш Спаситель.

Унитарии-универсалисты считают, что последователи Христа ставят Его на более высокое место, чем то, на которое претендовал Он Сам. Мендельсон писал: "Большинство из нас считает, что судя по имеющимся у нас свидетельствам, Иисус думал о Себе только как об обетованном иудеям Мессии. И только позже последователи и толкователи превратили Иисуса в христианского Спасителя, искупившего грехи человечества".

Чтобы оправдать свое неверие в учение Библии об Иисусе Христе, унитарии-универсалисты утверждают, что места Библии, говорящие о божественности Христа и Его искупительной жертве, были вставлены позднее апостолами и другими христианскими писателями. Такое заявление говорит не только о том, что они отрицают авторитетность и богодухновенность Библии, но и о том, что они не поняли и собственное учение Христа о Самом Себе. Иисус не только считал Себя иудейским Мессией, но и ясно дал понять, что Он и Отец - едины (см. Иоан. 5:19-24). Иудейские лидеры поняли, что Христос претендует на божественность, поэтому-то они и хотели Его распять: "И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иоан. 5:18).

Иисус говорил также, что Он пришел на землю для того, чтобы обеспечить человечеству спасение: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мат. 18:11). И еще: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоан. 6:37).

Когда приблизилось время Его смерти и воскресения, Христос просто разъяснил людям Божий план спасения: "Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня: как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец... Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Иоан. 10:14-18). Иисус объявил также, что спасение возможно только через Него: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Иоан. 14:6).

Спасение

Поскольку унитарии-универсалисты отрицают и божественность Христа, и Его роль как Спасителя, естественно предположить, что они отрицают также учение Библии о спасении через веру в Него. В Деяниях рассказывается про филиппийского тюремного стража, который спросил апостола Павла и Силу: "...что мне делать, чтобы спастись?" (Деян. 16:30), на что они ответили: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:31).

Из реакции Мендельсона на этот ответ можно судить в целом об отношении унитариев-универсалистов к спасению через веру в Христа: "Вот это и есть та дорога авторитаризма, по которой идет историческое христианство со времен апостола Павла до наших дней. Павлу и в голову не пришло, что у тюремного стража могли быть какие-то свои мысли или интуитивные догадки, которые стоило бы обдумать. Он не видел никакого смысла побуждать этого человека самостоятельно поработать головой, напрячь ум, поразмыслить над теми ответами, которые подсказывают ему сердце и совесть. Апостол Павел не произнес ни единого слова, способного подвинуть христианство в направлении свободы и личной ответственности. Вместо этого он сформулировал догму. Он заявил, что она не подлежит обсуждению, взвешиванию, проверке опытным путем. Ее надлежит просто исполнять. У унитариев-универсалистов ничего подобного быть не может". Действительно, унитарии-универсалисты не принимают Христа как своего личного Спасителя. В их представлении спасение - в развитии личности человека. "Мы считаем, - говорит Мендельсон, - что у религии нет более высокой цели, чем научить нас как прожить очередной отрезок жизни от воскресенья до понедельника, как начать с понедельника выполнение того обета, который мы даем в воскресенье. Короче говоря, когда речь идет о спасении, мы имеем в виду превращение религии в действенную силу в нашей повседневной жизни".

Джорж Маршалл добавляет: "Нас интересуют этические отношения и понимание жизни, и не волнует проблема спасения душ. Мы видим спасение в воспитании характера, религию - в делах, а не в догмах и в этом мире природы- - центр нашей жизни".


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!