Исторические корни христианства 16 страница



Авторитетный источник

Решительно возражают против того, что Библия - это Слово Божье

Высмеивают Библию как безнадежно устаревший источник

Не верят в абсолютную истину

Больше доверяются человеческому разуму, чем божественному провидению

Ставят человеческие потребности и опыт выше откровения Бога, ритуалов и верований

Религия

Утверждают, что светский гуманизм - не религия, а учение, отвергающее все религии

Не признают документов Верховного Суда США, признающих светский гуманизм религией

Заявляют, что в плюралистическом обществе должны иметь право на существование все точки зрения, а не только проповедь какой-то одной религии или идеологии

Вступают в противоречие с собственными заявлениями когда по проблемам общечеловеческих ценностей, свободы слова, происхождения жизни и сексуального воспитания высказываются христиане

Теистические взгляды христиан становятся мнением меньшинства

Утверждают, что многие религии были причиной человеческих страданий, так как проявляли нетерпимость к тем, кто не принимал их догм

Не признают, что светский гуманизм "изначально был запятнан кровью"

Считают, что религия должна склониться перед авторитетом науки

Стремясь сбросить с пьедестала религию и ее сверхъестественного Бога, делают из науки идола

Бог

Светские гуманисты могут быть агностиками, атеистами, рационалистами или скептиками

Заявляют, что нет достаточных доказательств присутствия во вселенной какой-либо божественной идеи

Отрицают возможность того, что Бог чудесным образом вмешивается в историю и спасает или освобождает людей от грехов

Не верят ни в божественное, ни в демоническое

Утверждают, что вера в слышащего молитвы Бога недоказуема и вышла из моды

Иисус Христос

Отрицают божественность Иисуса

Не веря в сверхъестественное, не признают и того, что Иисус Христос - Бог

Человек

Считают, что человек - часть природы, результат длительного процесса эволюции

Утверждают, что теорию эволюции убедительно подтверждают различные научные открытия

Считают, что научный метод - наиболее надежный способ познания мира

Игнорируют тот факт, что научный метод имеет отношение только к тому, что зримо, поддается измерению, дает повторные результаты, в то время как теории происхождения жизни находятся вне этой сферы

Претендуют на то, что они - борцы за свободу слова и академическую свободу и, в то же время, стремятся ограничить право высказывания теистических точек зрения

Считают, что популяризация креационной теории представляет серьезную угрозу академической свободе и чистоте образовательного процесса

Противоречат сами себе, заявляя о ценности и достоинстве каждой человеческой личности и одновременно считая, что следует признать право на аборт

Не верят, что у человека есть душа, которая отделяется от тела и существует как до рождения, так и после смерти

Грех

Не верят в существование греха Считают, что мы сами ответственны за то, что мы есть, и чем станем

Спасение

Считают, что нас не спасет никакое божество и что мы должны спасти себя сами

Отрицают идею спасения или искупления Богом грешников

Считают учение о спасении вредным, отвлекающим внимание людей ложными надеждами на будущий рай

Расценивают обещания спасения и страх перед осуждением как иллюзорные и вредные

Будущая жизнь

Не верят в будущую жизнь в библейском понимании

Утверждают, что нет никаких убедительных доказательств того, что душа будет жить после смерти

Рекомендуемая литература

LaHaye, Tim. The Battle far the Mind. Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell Company, 1980.

Geisler, Norman L. Is Man the Measure? An Evaluation of Contemporary Humanism.Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1983.

Hitchcock, James. What Is Secular Humanism? Why Humanism Became Secular and How It Is Changing Our World. Ann Arbor, Ml: Servant Books, 1982.

Morey, Robert A. The New Atheism and the Erosion of Freedom. Minneapolis, MN: Bethany House Publishers, 1986.

Schaeffcr, Francis A. A Christian Manifesto. Westchester, IL: Crossway Books, 1981.

____________The great Evangelical Disaster. Westchester, IL: Crossway Books, 1984.

Whitehead, John W. The Stealing of America. Westchester,

Трансцендентальная медитация

"Сегодня нас более, чем когда-либо подвергают испытаниям. Непрерывно встающая перед нами назойливая дилемма "бороться или бежать" невольно наводит на мысль, что мы, возможно, не сможем психологически и физиологически адаптироваться с той же скоростью, с которой меняется окружающая нас среда. Участившиеся случаи гипертонической болезни, быстрый рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов подтверждают это. Поскольку не приходится ожидать, что наше окружение станет менее сложным и более стабильным, мы должны найти внутри себя средство, которое поможет нам приспособиться к требованиям, предъявляемым жизнью в двадцатом веке".

Это высказывание врача свидетельствует о растущей обеспокоенности медиков в связи с проблемой поиска средств снятия стрессов и снижения кровяного давления. Для решения этой проблемы многие американцы обращаются к Трансцендентальной медитации (ТМ).

Однако христианские врачи не рекомендуют пользоваться методами ТМ; они призывают христиан делать то, что стимулирует духовное здоровье и снижает возбуждение. "Выделите время для того, чтобы заняться своей душой - советуют доктора Минирт и Майер, - -иначе Богу, семье и окружающим будет от вас мало пользы. Прежде всего вы должны быть в добром духовном здравии. А для этого нужно время, позволяющее расслабиться и отдохнуть".

Медитация не является чем-то новым для тех, кто верует в Иисуса Христа как в Спасителя. Слова "meditate" (размышлять, созерцать) и "meditation" (размышление, созерцание) встречаются в Библии, а значит признаются христианами.

Бог сказал Иисусу Навину: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся ("meditate") в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (И. Нав. 1:8).

Слово "meditate" часто встречается в псалмах Давида. Говоря о блаженном муже, он отмечает: "Но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет ("meditate") он день и ночь!" (Пс. 1:2) Псалмопевец обращается к Господу: "О заповедях Твоих размышляю ("meditate"), и взираю на пути Твои" (Пс. 118:15). В другом месте он говорит: "Вспоминаю дни древние, размышляю ("meditate") о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих" (Пс. 142:5).

Учитывая то значение, которое придает Библия медитации, проповедники христианства всегда призывали верующих размышлять о Боге и Писании. При этом многие из них советовали ежедневно выделять для этого специальное время, называя это "временем молитвы" или "безмолвия". Имеется в виду, что верующий должен найти тихое место, где он может побыть один, почитать Библию, поразмышлять ("meditate") о ее истинах и обратиться с молитвой к Господу.

Но в западном мире в моде совсем другой вид медитации. Это так называемая "Трансцендентальная медитация". Она "трансцендентальна", то есть абстрактна, неясна, туманна, так как человек при этом выходит за пределы конкретных мыслей и достигает того, что основатель ТМ называет "источником мысли". Это - "медитация", поскольку с ее помощью человек дважды в день на двадцать минут уходит из этого суетного мира и занимается процедурой, рассчитанной на снятие стресса и полное раскрытие потенциала личности.

Поощряемая христианством медитация принципиально отличается от ТМ. При ТМ медитация осуществляется как пассивное раскрытие разума. В то время, как человек пытается слиться с чистым сознанием или "источником мысли", его разум должен находиться в состоянии полного покоя. В отличие от этого, христианство предупреждает, что человек не должен бесцельно раскрывать свой разум. Библия учит верующего "пленять всякое помышление в послушание Христу". (2 Кор. 10:5) В Писании специально перечисляется то, о чем можно думать верующему: "Наконец, братия (мои), что только истина, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Фил. 4:8).

Предыстория

Трансцендентальная медитация обязана своей популярностью Махариши Махешу Йоги. Родился он в Индии около 1910 года и был назван Махешем Бра-садом Вармой. В начале 1940-х годов он окончил Аллахабадский университет, получив степень бакалавра физических наук. Вскоре он стал любимым учеником Шри Гуру Дева ("Гуру" значит "учитель", {Дев" - "божественный"). Гуру Дев был связан с индуистским монастырем. Под его руководством Махариши Махеш Йоги изучал йогу (помогающую человеку соединиться с Брахманом - индуистской концепцией Бога), поэтому прибавление к его имени слова "Йоги" означает "последователь йоги".

У ног Гуру Дева Махариши постиг индуистский монистический взгляд на мир, в основе которого лежит принцип единства всего сущего. Это мировоззрение выражено в формуле "все есть Одно". Монизм, общий для большинства религий, особенно присущ индуизму. Все живые существа, равно как и неодушевленные предметы рассматриваются как часть единой "божественной сущности". Собственно говоря, те, кто исповедуют монизм, не видят разницы между Богом и личностью (или, скажем, между помидором и стулом), поскольку по их убеждению, все они - часть единой "божественной сущности". Из известных в Соединенных Штатах религиозных групп, разделяющих эту точку зрения, можно назвать "Христианскую науку", "Школу христианского единства" и современное движение "Новый Век".

Такой взгляд на мир в то же время пантеистичен, поскольку подразумевает, что Бог есть все и все есть Бог. Иными словами можно сказать, что Бог присутствует во всем, а все - это и есть Бог. Легко заметить, что Бог в индуизме сильно отличается от библейского Бога; это не Личность, а - безликое "Существо", или "сущность" вселенной. Предупреждая о всепроникающей силе пантеизма и напоминая о необходимости предотвратить его проникновение в наши дома, школы, бизнес и церковь, профессор теологии и философии Денверской семинарии (штат Колорадо) Гордон Р. Лыоис писал: "Я понял, что нужно принять меры предосторожности, когда сам побывал в Индии, где в течение многих веков в сознание людей внедрялись монистические взгляды на мир и образ жизни. В сельских районах этой задавленной нищетой страны жизнь стоит дешево. Я увидел, как трудно проповедовать Евангелие людям, отравленным пантеизмом, уверенным, что они божественны, обладают бесконечно большим потенциалом самосовершенствования, не являются от рождения грешниками и не нуждаются в великодушной искупающей всех жертве Иисуса Христа".

В 1959 году, прибыв в США, Махариши Махеш Йоги развернул в средствах массовой информации широкую рекламную компанию, популяризовавшую ТМ не как религию, а как некую светскую научную дисциплину. ТМ преподносилась как безвредный способ улучшения здоровья, увеличения производительности труда и инициативности, а также снятия напряжения и стресса. Однако в действительности ТМ - вовсе не нейтральная дисциплина; это - чисто религиозное верование.

Трансцендентальная медитация представляет собой технику размышления, при которой субъект безмолвно, монотонно распевает назначенную учителем "мантру" (тайное слово на классическом древнем языке Индии - санскрите) до тех пор, пока не достигнет состояния, называемого "космическим" (или "блаженным") сознанием. Уже одно это подтверждает, что практика ТМ религиозна, поскольку личная мантра в действительности является именем индуистского божества. Вот почему некоторые справедливо замечают: "Повторение мантры - это поклонение индуистскому божеству". Можно, конечно сказать, что вы об этом не знали, но 'сам Махариши признает, что мантры помогают вызывать богов и духов из потустороннего мира".

Считается, что каждый человек должен иметь собственную мантру. Однако, практически, несколько человек могут иметь одну и ту же мантру, не зная об этом, поскольку никто не обязан рассказывать другим, какая именно у него мантра. Калвину Миллеру - автору книги "Трансцендентальное сомнение" удалось угадать мантру одного человека, поскольку он знал, что выбор мантры для того или иного человека делается зачастую только исходя из его возраста.

Один бывший инструктор ТМ рассказывал, что им было предписано обманывать несведушую публику, в особенности относительно значения мантр. Это заявление вполне согласуется с тем, что сказал один критик ТМ: "Махариши воспользовался уроком широко известного индуистского источника - "Бхагавад-Гиты", в которой бог Кришна (восьмое или девятое воплощение индуистского божества) говорит: "Да не обеспокоит тот, кто знает все, того несведущего, который знает только часть"". Нельзя рассчитывать на то, что человек, руководствующийся такой философией, скажет правду. Он, конечно, может возразить: "Чем меньше знаешь, тем меньше переживаешь". Однако, мы не раз убеждались на собственном опыте, что "именно то, чего мы не знаем, может впоследствии причинить большое беспокойство".

Помимо мантр, о религиозной практике ТМ свидетельствует церемония пуджа. После персонального инструктажа каждый человек должен принять в ней участие, чтобы получить свою личную мантру. "Слово "пуджа", - поясняет Ирвин Робертсон, - взято из языка хинди. Широко используемое в Северной Индии, оно означает поклонение индуистскому идолу. Живущие в Индии христиане им не пользуются".

Этот ритуал проводится на санскрите, так что большинство его участников вообще не понимает о чем, собственно, идет речь. Английский перевод пуджа - посвящения в члены движения ТМ (Беркли, Калифорния. Проект 'Духовные лжеучения") подтверждает религиозный характер этой церемонии. Ирвин Робертсон описывает эту церемонию следующим образом: "Первая из трех стадий ритуала начинается с призыва к богу Нарайане. Дальше следует перечисление различных исторических и легендарных персона леей вплоть до Шри Гуру Дева - учителя Махариши, основателя ТМ.

Во время второй части ритуала приблизительно семнадцать различных предметов (цветы, фрукты, белый носовой платок) раскладываются перед изображением Шри Гуру Дева, Божественного Мастера. Каждое приношение сопровождается словами "Я преклоняюсь"". Если понимать, о чем собственно идет речь, не останется сомнений, что вновь посвящаемый поклоняется индуистскому божеству.

ТМ рекламировалась как наука, не имеющая никакого отношения к религии, и в таком качестве широко внедрилась в систему образования. Философию "Трансцендентальной медитации" поддержали некоторые влиятельные члены правительства. Даже среди религиозных лидеров нашлись такие, которые поверили, что ТМ является всего лишь нейтральной психологической практикой, а вовсе не замаскированной религией.

Однако в 1977 году федеральный суд штата Нью-Джерси запретил преподавание ТМ в школах этого штата. В вынесенном решении говорится, что "учение НСИ/ТМ и пуджа носят религиозный характер; поэтому любое иное заключение неприемлемо и недопустимо". НСИ - аббревиатура названия "Наука созидательного интеллекта". Исследователь культов Дейвид Хаддон свидетельствует: "Теоретический аспект ТМ - предложения Махариши "Наука созидательного интеллекта" - есть не что иное как изложение псевдонаучным языком принципов монизма Шанкары. Таким образом, индуистский монизм или пантеизм и есть та философия, которая определяет все это движение". Шанкара - индуистский реформатор девятого века, проповедовавший философию монизма.

Многие из нас были бы, несомненно, здоровее физически, духовно и психически, если бы в суете повседневной жизни уединялись на несколько минут в укромном тихом месте для отдыха и расслабления. Многие, наверное, получали бы от этого новый заряд сил и энергии, даже если никогда и не слышали о ТМ. Христианину было бы особенно полезно ежедневно дважды по двадцать минут размышлять об истинах Священного Писания и чудесных делах Господа. Однако, ТМ предлагает вовсе не это.

Вероучение

Совместимы ли христианство и ТМ? Вот главный вопрос, который должен задать себе христианин. Ознакомившись с догматами ТМ и ее основателя Махариши Махеша Йоги, мы найдем на него ответ.

Бог

Для христианина Бог - Личность, потому что, как это ясно видно из Библии, Он обладает разумом, эмоциями и волей. Он знает, чувствует и принимает собственные решения. Он всемогущ и существует независимо от Своего творения, потому что "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1).

Как уже отмечалось, практика ТМ основана на индуизме, последователи которого придерживаются пантеистического восприятия Бога. И хотя Махариши Махеш Йоги говорит и о личностном и о безличном Боге, из его заявлений видно, что настоящим Богом он считает только безличного Бога. Он говорит о нем как о "высшем Существе абсолютной вечной природы". "Бог в личной форме, - утверждает Махариши, - является высшим всемогущим Существом". Личностный Бог в конечном счете вливается в безличное абсолютное состояние Высшего". Пантеистическое заявление ТМ, что "все есть Бог и Бог есть все" несовместимо с Библией. В Библии проводится четкая граница между Богом-Творцом и Его творением.

Пантеистическая философия ТМ видит в человеке часть Божества. Махариши считает, что жизнь в каждом человеке есть абсолютное Бытие, но это - не личностный Бог. Поэтому, его идею не следует путать с библейским учением о том, что в верующем во Христа как Спасителя живет Святой Дух. "Безличный Бог - это то Существо, которое живет в сердце каждого, - говорит Махариши, - и любой человек по своей истинной природе есть безличный Бог". По учению Махариши с помощью ТМ человек может получить абсолютно полное единение с безличным Богом или Божественной Сущностью вселенной. По сути дела это означает, что через ТМ человек становится Богом. Это уже не христианство: это - индуизм.

Человек

ТМ утверждает, что человеку от рождения свойственно быть хорошим, и процесс медитации имеет целью выявить и вынести на поверхность хорошие качества, заложенные в каждом человеке. Проповедники ТМ заявляют: "Царство Божие внутри вас". Это - точка зрения Махариши, считающего, что истинная сущность каждого - "безличный Бог".

Слова "Царство Божие внутри вас" напоминают слова Христа, записанные в Евангелии от Луки 17:21. Господь Иисус Христос сказал это, обращаясь к фарисеям, которые яростно оспаривали Его утверждение о том, что Он - Сын Божий и обетованный Израилю Мессия. Когда Иисус сказал, что Царство Божие внутри их, Он не имел в виду, что каждый из этих неверующих фарисеев был сам по себе Богом, или что в каждом из них живет Бог. Поскольку они отказывались от того, что хотел сделать для них Бог, когда Иисус Христос пришел, как Мессия Израиля, Он просто объяснил им, что Царство Божье находится среди них, поскольку среди них стоит Он - Царь этого Царства. То, что было переведено с греческого как "внутри вас", можно с таким же основанием перевести как "среди вас", что более точно передает значение этих слов в связи с контекстом (как это сделано в новом американском издании английского перевода Библии).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!