Исторические корни христианства 14 страница



Основные организации: Древний мистический орден Розы и Креста (AMORC), Сан-Хосе. Калифорния; Братство Розы и Креста, Квакертаун, Пенсильвания; Товарищество розенкрейцеров, Оушенсайд, Калифорния

Количество членов: около 60 000 (1985 год)

Вероучение

Авторитетный источник:

Считают свои "тайны" и учения выше учения Библии

Дают мистические толкования Писания, искажая истинный смысл слов

Говорят, что наряду с традиционным, ортодоксальным толкованием, Библия имеет внутреннюю "эзотерическую" или 'духовную" интерпретацию

Небольшая группа посвященных утверждает, что обладает "тайной мудростью", недоступной другим людям

Троица

Считают, что Бог - не Личность, а принцип Признают догмат о Троице, но дают ему совершенно иное толкование, подразумевая под Ней не три лица Божества, а множество безликих духовных существ, которые "коллективно" являются Богом

Утверждают, что Бог представляет Собой идею Отца, что Святой Дух - это женское начало, или Мать, а Сын - "принцип Христа"

Иисус Христос

Утверждают, что Иисус был человеком, а Христос есть не Бог, а некий божественный принцип

Заявляют, что Иисус был мистиком, проповедовавшим "принцип Христа" и другие доктрины розенкрейцеров

Отрицают крестную смерть и воскресение Христа; говорят, что Он просто потерял сознание, а потом пришел в Себя

Утверждают, что верующий исполнен не Самим Христом, а Его божественным принципом

Святой Дух

Отрицают, что Святой Дух - Личность; утверждают, что Он "принцип жизни"

Изображают Святой Дух как "нечто" - безликую силу, пламя или свет вселенной

Проповедуют божественность человека, утверждая, что каждый человек является частью универсального божественного сознания, которое мы называем "Бог"

Считают, что человек еще не достиг состояния совершенства; "божественную искру" внутри себя он пробуждает исполнением божественных законов, эволюцией и перевоплощением

Грех и спасение

Отрицают существование греха, а, следовательно, и необходимость в спасении

Проповедуют спасение через самосовершенствование

Заявляют, что "грех" - это просто невежество, и искупить его можно через приобщение к практическому знанию, а не через кровь Христа

Считают концепцию- "потерянной души" ложной, поскольку каждый человек есть часть Бога, и потеря его означала бы утрату части Божества

Отрицают существование ада; упоминаниям об аде в Библии дают иное толкование

Реинкарнация

Верят в восточную концепцию реинкарнации как медленного процесса возрождения души в иных формах, с помощью которого душа может постепенно достигнуть совершенства

Проповедуют индуистский принцип "кармы", подразумевающий, что в будущей жизни человек "пожнет то, что посеет в этой", причем если он будет стремиться стать лучше на земле, то возродится на более высоком уровне

Утверждают, что именно перевоплощение - а не спасение во Христе - позволяет человеку освободиться от грехов

Рекомендуемая литература

Martin, Walter R, The Kingdom of the Cults. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1965,1977,1985.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today's Religions, San Bernardino, CA: Here's Life Publishers, Inc., 1983.

Robertson, Irvine, What the Cults Believe. 4th ed. Chicago: Moody Press, 1983.

Van Baalen, J. K. The Chaos of Cults. Rev. ed. Grand Rapids: Wra. B. Eerdmans Publishing Company, 1962.

Светский гуманизм

"Разве могли мы себе представить тогда, шестьдесят лет тому назад, что в нашей собственной стране будут миллионами убивать неродившихся еще детей? Что мы будем лишены свободы слова, поскольку нас лишат возможности разъяснять учение о Боге и библейской истине в средних школах? Что брак, воспитание детей и семейная жизнь будут подвергаться нападкам?"

Ставя эти вопросы, Френсис Шейффер как бы отвечает на них, делая вывод: "Мы вынуждены с сожалением констатировать, что мало кто из христиан осознает, в чем суть той битвы, которую мы ведем".

Наш современник - христианский проповедник Норман Гейслер признает: "С точки зрения христианина в гуманизме не все так плохо. В самом деле, некоторые элементы гуманизма чрезвычайно схожи с христианскими понятиями... Но, с другой стороны, именно светский гуманизм представляет одну из серьезнейших опасностей самому существованию христианства".

Проанализировав эволюцию взглядов на различные мировые проблемы, особенно в 70-е и в начале 80-х годов, Тим Ла-Хайе пришел к выводу, что христианство и светский гуманизм ведут настоящую битву - за умы людей, семью и школу. В своей книге "Битва за умы" он ставит цель - разоблачить гуманизм, показав, что он представляет собой на самом деле, и убедить простых людей отказаться от него, используя для этого голосование.

Ставки слишком высоки. Если атеистические взгляды светского гуманизма получат дальнейшее распространение, основания для беспокойства станут еще более вескими. "Одной из важнейших исторических проблем двадцатого века, - считает видный член Конституционного Суда США Джон Уайтхед, - является крах западного христианства, особенно - в Соединенных Штатах".

Чем так уж плох гуманизм? - может спросить читатель. Ведь это слово, вроде бы, означает "гуманность", то есть способность любить других, заботиться о других. Вот в этом-то и заключается первая трудность - надо разобраться в терминологии, используемой приверженцами этого направления, понять их воззрения и осознать, что же привело нас к сегодняшнему состоянию духовной войны.

Предыстория

Как указывает Делос Маккоун в журнале "Гуманист" - основном периодическом издании, пропагандирующем идеи современного светского гуманизма, - первоначальное написание образованного от этого слова прилагательного было несколько иным - вместо нынешнего "human" оно писалось как "humane", что означает "человеческий" или "человечный". Далее Маккоук отмечает: то, во что верят - или не верят - сегодня светские гуманисты, значительно глубже и шире, чем просто человеческое отношение к другим людям.

Как поясняет "Британская энциклопедия", "в последние годы термин "гуманизм" часто используется для определения мировоззрения, подчеркивающего индивидуальные ценности и не подразумевавшего веру в Бога. Так, среди унитариев-универсалистов существует определенное атеистическое направление, которое использует религиозные формы для пропаганды общечеловеческих ценностей".

Еще более запутывает дело то, что существует несколько различных видов гуманизма: эволюционный, поведенческий, экзистенциальный, прагматический, марксистский, эгоцентрический, культурный, христианский и светский. Анализируя общие для всех этих различных ветвей гуманизма взгляды, Гейслер наглядно показывает, в чем именно противоречит гуманизм библейскому христианству.

Перед тем, как перейти к сути этого вопроса, необходимо разобраться в значении таких терминов, как "теистический", "атеистический" и "светский".

Слово "theist", означающее человека, верующего в Бога, происходит от греческого слова "theos", что значит "Бог". По правилам грамматики греческого языка, добавление к слову частицы "а" придает ему отрицательное, негативное значение. Таким образом, слово "atheisf (атеист) означает того, кто в Бога не верует. В трудах современных светских гуманистов часто используется также термин "nontheist", дословно означающий, что данный человек - "не теист", то есть не верующий в Бога. В отличие от слова "атеист", данный термин имеет совершенно нейтральную окраску, и в какой-то степени может завуалировать тот факт, что человек, о котором идет речь, - фактически "безбожник". Казалось бы, исходя из самого слова "не теист", данное лицо просто равнодушно к религии, однако, читая труды светских гуманистов, убеждаешься, что они активно борются против Бога и любых религиозных концепций.

Между гуманизмом вообще и светским гуманизмом существует огромная разница, поскольку гуманизм вообще по сути своей теистичен, светский же гуманизм - нетеистичен, а вернее - атеистичен. Как сказал гуманист Маккоун, "светские гуманисты" - агностики или атеисты".

Как же случилось, что здесь, в Северной Америке, произошел сегодня столь очевидный сдвиг от веры к атеизму?

Проницательный исследователь истории американских религиозных течений Дж. Гордон Мелтон отмечает: "В начале XX века среди приверженцев Американской унитарианской ассоциации, Свободной религиозной ассоциации и Американского этического союза начала приобретать популярность активная гуманистическая ориентация. Однако члены всех этих объединений были все же, как правило, верующими. Но уже к двадцатым годам некоторые унитарии стали антитеистами".

Унитарии (в настоящее время - унитарии-универсалисты) сыграли видную роль в популяризации и укреплении позиций светского гуманизма в Северной Америке. В своем книжном обозрении в журнале 'Туманист" Эд Доуерр отмечает: "Половину подписавших "Манифест гуманистов - 1" составляли унитарно-универсалистские пасторы, а также четыре первых президента Американской гуманистической ассоциации, ее первый исполнительный директор и первый редактор ее журнала". По наблюдению Доуерра, "в течение длительного времени организованный гуманизм и движение унитариев-универсалистов постепенно переплетались". Ссылаясь на данные различных исследований, Доуерр заявляет: "По меньшей мере три четверти всех унитариев-универсалистов - гуманисты, а это означает, что Ассоциация унитариев-универсалистов является крупнейшим в Соединенных Штатах объединением гуманистов".

Число членов Ассоциации унитариев-универсалистов довольно невелико. По данным 1989 года, в ней было 956 конгрегации, которые посещало 173 167 человек. Но важно не количество приверженцев, а то положение, которое многие из них занимают в обществе, и влияние, которым они пользуются.

В книге "Что такое светский гуманизм?" историк Джеймс Хитчкок рассказывает, как менялись взгляды светских гуманистов на мир. Период между окончанием гражданской войны в Северной Америке и началом второй мировой войны был периодом полного и безраздельного господства религиозного мировоззрения. 'Даже многие из тех, кто не посещал церковь, - отмечает Хитчкок, - верили в Бога и уважали Библию и общепризнанные религиозные авторитеты." Это, конечно, не означает, что все население страны было христианским в библейском смысле этого слова, однако свидетельствует о том, что в целом страна придерживалась религиозных взглядов.

"Период с 1945 по 1965 гг., - пишет Хитчкок, - был для Америки консервативным временем. Уважение к традиционным ценностям декларировалось публично; большинство американцев руководствовалось в жизни именно ими". Все эти двадцать лет в стране, которая продолжала оставаться в основном религиозной, особо подчеркивалась роль ценностей, связанных с семьей.

Но в период с 1965 по 1970 год во взглядах американцев на мир произошел серьезный сдвиг. "Общепринятые ценности, особенно те, придерживаться которых считалось респектабельным, подверглись в этот период поспешному пересмотру и, хотя глубокая переоценка произошла, по-видимому, лишь у меньшинства, именно от этого меньшинства зависело направление развития. А оно либо было равнодушно к религии, либо относилось к ней враждебно, либо отрицало традиционную мораль, либо сквозь пальцы смотрело на ее попрание".

Такое отношение создало питательную среду для распространения атеистических взглядов светского гуманизма. Позиция "мы - новое поколение" прекрасно вплеталась в канву гуманистических взглядов: "Как светские гуманисты, мы верим в особую ценность человеческого счастья здесь и сейчас".

Организации гуманистов не были в Америке чем-то новым. В 1933 году группа, состоявшая из 34 гуманистов, изложила свои взгляды в документе, состоявшем из 15 пунктов. Мелтон так суммирует содержание этого документа, известного под названием "Манифест гуманистов - 1": "В нем содержится призыв к решительным изменениям в подходе к религии. Религия всегда рассматривалась как средство реализации высших жизненных ценностей. Однако, в двадцатом веке нужна религия, которая признает, что Вселенная существует сама по себе и вовсе не является чьим-то творением, человек же, будучи частью природы, развивается вместе с ней. Дуализм духа и тела, веру в сверхъестественное, теизм и даже деизм современный гуманизм отвергает".

В 1941 году было объявлено о создании Американской гуманистической ассоциации, с целью "дать различным независимым гуманистическим инициативам некоторую координацию и помочь наладить братское сотрудничество на общегосударственном уровне".

Через сорок лет после того, как был опубликован "Манифест гуманистов - 1", появился подписанный гуманистами многих стран "Манифест гуманистов - 2", содержащий 19 пунктов. Анализируя этот документ, Гейслер писал: "Как и предыдущий, этот второй манифест - документ чисто атеистический, натуралистический, эволюционистский, социалистический, релятивистский; однако, при всем этом он вселяет оптимизм, так как утверждает, что человек может сам себя спасти. Но в отличие от первого, во втором манифесте особенно подчеркивается его интернациональный характер".

"Корни гуманизма уходят в культуру древнего Китая и классическую культуру греко-римского мира и, через Возрождение и Просвещение, ведут к научной революции современного мира". Недаром светский гуманизм называют также научным или натуралистическим гуманизмом".

В то время как термин "гуманизм" подразумевает, что человек есть мерило всего, слово "светский", как объясняет Уайтхед, происходит от латинского "saecularis", что означает раса, поколение, возраст, период истории. В данном контексте его основной смысл сводится к следующему: светское есть нечто мирское или временное по сравнению с духовным и вечным".

Уайтхед предупреждает тех, кто считает, что не следует относиться к светскому гуманизму слишком серьезно: "Секуляризм - закрытая система, и поэтому будет стремиться к ликвидации альтернативных подходов. Светское государство не терпит конкуренции в мире идей."

Анализ развития светского гуманизма показывает, что в последнее время произошел некий сдвиг в мировоззрении, который привел нас в состояние духовной войны. Но только разобравшись во взглядах светского гуманизма, можно составить ясное представление о том, насколько они антагонистичны библейскому христианству, и какая напряженная борьба идей ведется сегодня.

Вероучение

Сравнивая догматы светского гуманизма и библейского христианства, необходимо рассмотреть взгляды светских гуманистов на авторитетный источник, религию, Бога, Иисуса Христа, человека, грех, спасение и будущую жизнь.

Авторитетный источник

Библейское христианство признает Библию - и только Библию - источником истинного Божьего откровения. Все другие вероучения оцениваются в свете Библии, которая принимается за критерий истины. Оригинальные тексты 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Завета богодухновенны (см. Мат. 5:18; 2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21).

Светские гуманисты решительно возражают против того, чтобы считать Библию Словом Божьим. Они называют тех, кто высоко ценит Библию, "библиоманами". "Согласиться с тем, что Библия непогрешима, - говорят они, - значит согласиться верить в ложь и противоречия".

Более того, нельзя недооценивать тот факт, что светские гуманисты, занимающие высокие посты в правительстве, средствах массовой информации и системе общественного образования, делают все, что в их силах, чтобы дискредитировать христианство.

Несмотря на то, что в Библии содержатся вечные, непреходящие истины, которые так же справедливы в двадцатом веке, как были справедливы и в первом, гуманисты издеваются над Библией, утверждая, что она безнадежно устарела. При этом они забывают, что их собственный "Манифест гуманистов - 1" пришлось переработать уже через 40 лет после его написания, потому что он был признан устаревшим самими гуманистами. Они были вынуждены признать, что "он был не слишком конкретен. Он ничего не говорил, да и не мог сказать, о потребностях и проблемах будущего".

В предисловии к "Манифесту гуманистов - 2" говорится: "Прошло сорок лет после публикации "Манифеста гуманистов - 1" (1933). Происшедшие с тех пор события показали, что он был слишком оптимистичным. Нацизм продемонстрировал, до какой жестокости способен дойти человек".

Не успели высохнуть чернила написанного в 1973 году "Манифеста гуманистов - 2", как было решено, что требуется новая декларация. Пауль Куртц составил "Декларацию светского гуманиста", и после того, как ее одобрили 58 гуманистов, в 1980 году она была опубликована.

Гуманисты не только не замечают легковесность и сиюминутность своих взглядов, но и не понимают, что на упоминаемый ими гитлеровский нацизм оказал влияние именно гуманизм, а не религия. Гитлер был убежденным эволюционистом. Именно при его режиме собрал свою жуткую дань социал-дарвинизм.

Но гуманисты отвергают авторитет не только Библии. Для гуманиста любая истина недостаточно авторитетна. Для светски-ориентированного ума не существует абсолютной истины - хотя сами гуманисты постоянно делают абсолютно безапелляционные заявления об относительности бытия. В "Манифесте гуманистов - 1" говорится: "Гуманизм... решительно настаивает, что для того, чтобы определить существование и качество любой реальности, необходимо соответствующим образом оценить ее с точки зрения человеческих потребностей". Это и есть ситуационная этика - вопрос о том, что правильно, а что неправильно, решается в зависимости от ситуации. Все относительно.

"Релятивизм, - утверждает Джон Уайтхед, - затушевывает границу между истиной и ложью, делая ее расплывчатой и неясной. В результате, люди, принявшие релятивизм, уже не могут отличить, где правда, а где остается только гадать, каким путем лучше идти. Такому обществу легче подсовывать неправду".

Подчеркивая важность свободного исследования, гуманисты говорят: "Те, кто верит в свободное исследование, руководствуются предпосылкой, что вероятность обнаружить правду возрастает, если есть возможность свободного обмена противоположными мнениями". На деле же гуманисты упорно сопротивляются "свободному обмену противоположными мнениями" с теми, кто верит в Бога и считает Его создателем человечества и вселенной. Так же, как когда-то Пилат, они спрашивают: "Что есть истина?" (Иоан. 18:38). И так же, как он, отвергают Того, Кто сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Иоан. 14:6).

В Библии говорится: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 179). Исходя из собственных наблюдений, любой мыслящий человек подтвердит справедливость этого утверждения. Тем не менее, гуманисты заявляют: "Светский гуманизм верит в человеческий разум больше, чем в божественное провидение".


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!