Исторические корни христианства 9 страница



Когда отец Джозефа и его брат Хайрем отправлялись на поиски клада, они часто брали Джозефа с собой. Похоже, что младший сын проявлял к этим раскопкам больше интереса, чем его отец. Есть свидетельства, что при этом он пользовался "магическими камнями" и другими оккультными предметами. Тэннеры, оба бывшие мормоны, приводят в своей книге несколько примеров того, как Смит искал клады. В книге есть фотокопия судебного протокола, который доказывает, что Джозеф Смит занимался гаданием по зеркалу и в 1826 году был арестован, предан суду и признан виновным мировым судьей в Бейнбридже, штат Нью-Йорк". Этот и другие подобные факты приводятся также в биографии Джозефа Смита, составленной Фавном М. Броди.

По данным мормонских источников, первые видения и откровения посетили Джозефа Смита еще в юные годы. В 14-летнем возрасте он стал задумываться над тем, в какую церковь ему следует ходить. Находясь под сильным впечатлением Послания Иакова 5:1, утверждающего, что Бог даст мудрости тому, кто попросит Его об этом, будущий пророк отправился в лес, чтобы там помолиться. Там на него, якобы, напал дьявол, но два внезапно появившихся небесных посланца обратили злого духа в бегство. Один из них обратился к Смиту и сказал ему, указывая на другого: "Это Сын мой возлюбленный. Слушай Его!" (курсив Смита). После этого "посланцы" сказали Смиту, что все церкви заблуждаются, и он не должен вступать ни в одну из них. Таким образом, мормоны утверждают, что одним-единственным откровением, данным 14-летнему парню, Бог перечеркнул 18 веков истории христианства .

Тремя годами позже, в возрасте 17 лет, Джозеф Смит якобы получил еще одно удивительное откровение, которое легло впоследствии в основу мормонизма. Когда он лежал в постели и молился, ему явился "посланный от лица Бога" ангел по имени Мороний и сказал, где можно найти зарытые в земле золотые пластины, на которых написана древняя история Америки. Небесный посланец добавил, что на этих пластинах запечатлена "полнота вечного Евангелия, ."как оно было дано Спасителем древним жителям".

Поскольку текст на пластинах был написан на "ново-египетском" (несуществующем) языке, ангел Мороний сказал Смиту, что вместе с этими пластинами он найдет два прозрачных камня, вставленных наподобие очковых стекол в серебряную оправу, с помощью которых он сможет перевести написанное на английский. Однако, когда Смит нашел золотые пластины, ему велено было ждать еще четыре года. Только в 1827 году, после нескольких посещений, ангел наконец-то разрешил Смиту забрать пластины, велев не выпускать их из рук и всеми силами беречь.

В 1829 году Смита посетил учитель по имени Оливер Каудери, которого Смит быстро обратил в новую веру и со временем сделал своим секретарем. Смотря через камни (известные как Урим и Туммим), Смит видел ново-египетские письмена переведенными на английский язык и читал их Каудери, который записывал. Однако, ни Каудери, ни другие помощники никогда не видели "золотых пластин", так как Смит всегда сидел, отгородившись от них ширмой или занавеской.

Примерно через месяц после того, как Смит и Каудери начали работать над переводом, их, якобы, посетил Иоанн Креститель, велевший им крестить, а затем рукоположить друг друга в священники по чину Ааронову. После этого явились Петр, Иаков и Иоанн и рукоположили их по чину Мелхиседека.

В 1830 году этот перевод под названием "Книга Мормона" вышел в свет, и 6 апреля того же года 24-летний Джозеф Смит и пять его единомышленников объявили об официальном создании организации, положившей начало "Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней".

Вскоре после этого исторического события Смит и его последователи перебрались на запад, в местечко Кертленд в штате Огайо. В Кертленде были избраны первые "12 апостолов" во главе с "президентом" Смитом. Но в июне 1831 года Бог, якобы, повелел после дователям Смита перебраться в "землю обетованную" - в штат Миссури. Часть мормонов перехала на новое место, а часть осталась в Огайо. Смиту приходилось постоянно менять место жительства, поскольку его обвиняли в различных преступлениях, включая аморальное поведение и подлог.

В течение нескольких последующих лет дело неоднократно доходило до вооруженных стычек между мормонами и местными жителями. В результате, в 1838 году мормоны вынуждены были бежать из Миссури, а потом и из Огайо. В конце концов основная часть секты во главе со Смитом обосновалась в штате Иллинойс, построив город Нову. Однако столкновения с местным населением, а заодно и внутренние распри между мормонами продолжали преследовать Смита. Особенно накалило обстановку "откровение", на основании которого Смит ввел у мормонов многоженство. В 1844 году в газете "Нову Экспозитор", издававшейся бывшими мормонами, вышедшими из секты, была опубликована статья, в которой разоблачалась практика полигамии среди мормонов и подвергался критике сам Джозеф Смит. По сути дела, газета вынесла деятельность Смита на суд его последователей. Тогда толпа приверженцев Смита вломилась в помещение редакции, разгромила типографию и сожгла тираж газеты. После этого инцидента Джозеф и его брат Хайрем были арестованы и отправлены в тюрьму в Карфаге, штат Иллинойс, где они должны были ожидать суда. Однако через три дня (27 июня 1844 года) толпа возмушенных местных жителей штурмом захватила тюрьму. Джозеф и Хайрем были расстреляны.

После смерти Джозефа Смита среди его последователей началась борьба за звание его преемника. Президенту двенадцати апостолов Бригэму Янгу удалось сохранить контроль над большинством мормонов, которых он в 1847 году увел еще дальше на запад, в штат Юта, в долину Соленого Озера.

Остальные последователи Джозефа Смита облюбовали город Индепенденс в штате Миссури и объявили себя "Реорганизованной Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней" (RLDS). Эта группа избрала своим лидером сына Джозефа Смита, а своих членов объявила "джозефитами", поскольку они считали, что главой церкви должен быть прямой потомок ее основателя. Приверженцев Бригэма Янга стали называть "бригэмитами".

До сих пор миссурийские "джозефиты" категорически возражают, когда их путают с мормонами из штата Юта. Они не только во многом не согласны с ними, но даже не называют себя "мормонами". Камнем преткновения служит не только вопрос о преемнике "патриарха" Смита, но и полигамия, В частности, "джозефиты" не верят в многоженство самого Джозефа Смита, однако, их позицию опровергают имеющиеся у мормонов Юты свидетельства, а также некоторые исторические документы и публикации. Тем не менее, обе группы наравне с Библией почитают "Книгу Мормона" и другие сочинения Джозефа Смита, считая учение "пророка" богодухновенным первоисточником своей веры.

Можно было бы привести еще много фактов из истории обеих групп и о специфических верованиях миссурийских последователей Смита, однако при рассмотрении вероучения мормонов мы ограничимся взглядами мормонов из штата Юта.

Вероучение

Вероучение и практика мормонской церкви имеют мало общего со Словом Божьим и традиционным христианством, хотя сами они и утверждают, что во всем следуют Библии и возрождают традиции первых веков христианства. Они называют себя "Святыми Последних Дней", подчеркивая стремление воссоздать церковь в том виде, в котором она создавалась во время земной жизни Иисуса Христа, и в котором Он вновь возродит ее в последний день, когда снова вернется на землю. Мормоны утверждают, что уже после Своего вознесения Христос побывал на Американском континенте, где провозгласил Евангелие его древним обитателям. Оттуда и берет начало учение "истинной церкви", записанное на "золотых пластинах". Но ученики Христа погибли прежде, чем успели преобразить мир. Человечеству пришлось ждать еще 1400 лет.

Мормоны видят свою миссию в "провозглашении нового Божьего промысла, восстановлении священства и таинств "истинной церкви" и обретении права на божественность всех мормонов".

Авторитетный источник

Кроме Библии, у мормонов есть еще три книги, в которых, по их мнению, содержатся Божьи откровения, - "Книга Мормона", "Учения и обетования" и "Драгоценная жемчужина", причем последние пользуются большим авторитетом, чем Библия: ими руководствуются даже в тех случаях, когда они явно противоречат Писанию. А это происходит довольно часто.

Основное историческое повествование "Книги Мормона" описывает события, относящиеся к тысячелетию с 600 года до Р.Х. до 400 года от Р.Х. По словам Уоллеса Беннетта, "в ней, главным образом, рассказывается о потомках праведника Легия, который приблизительно в 600-м году до Р.Х. во времена правления Седекии, царя Иудейского, вместе со всей семьей и другими родичами бежал из Иерусалима. После многих злоключений они с помощью Божьей пересекли океан и приплыли к берегам Южной Америки, где их потомки процветали в течение 1000 лет".

Вопрос об исторической достоверности "Книги Мормона" представляется довольно интересным. Дело в том, что мормоны утверждают, будто в ней изложена древняя история Америки, однако археологи не находят тому никаких подтверждений. Более того, некоторые компетентные источники утверждают, например, что "книга эта ("Книга Мормона") ложна и с богословской, и с исторической, и с научной точек зрения" и "Смитсоновский институт никогда не ссылался на нее, как на авторитетный источник. Более того, ученые-археологи не видят никакой связи между содержанием книги и археологией Нового Света".

Итак, содержание "Книги Мормона" не соответствует известным историческим фактам и не может служить пособием для изучения истории. Если мы хотим, чтобы какая-то книга стала для нас проводником в неведомый мир, мы должны быть, как минимум, уверены в том, что она правдиво рассказывает хотя бы о том, что нам известно. Так, Библия, в отличие от "Книги Мормона", использовалась археологами при раскопках на Ближнем Востоке, в частности - в Палестине, и была признана достоверным источником, содержащим ценную информацию по географии и истории.

Еще одно отличие Библии от "Книги Мормона" состоит в том, что первая написана на том языке, на котором в те времена говорили люди, тогда как вторая, якобы, переведена с каких-то новоегипетских иероглифов. В этой связи очень странным выглядит то, что некоторые места в "Книге Мормона" точно совпадают с текстом английского перевода Библии 1611 года от Р.Х. На некоторые из таких мест указывает Уолтер Мартин: "Сравнение десятой главы книги Морония со стихами 1-11 двенадцатой главы первого Послания к Коринфянам, четырнадцатой главы второй книги Нефия с четвертой главой книги пророка Исайи и двенадцатой главы второй книги Нефия со второй главой книги пророка Исайи показывает, насколько вольно пользовались Библией "переводчики" золотых пластин. Глава четырнадцатая книги Мосия по сути дела представляет собой пересказ пятьдесят третьей главы книги пророка Исайи, а тринадцатая глава третьей книги Нефия (1 - 18) списана с шестой главы Евангелия от Матфея (1 - 23)". И это далеко не все. По подсчетам Мартина, в "Книге Мормона" содержится по меньшей мере 25000 цитат из английского перевода Библии.

Многие считают, что "Книга Мормона" фактически является плагиатом, воспроизведением романа Соломона Сполдинга "Найденная рукопись", а вовсе не божественным откровением, как утверждают мормоны. Таково, в частности, мнение трех авторов книги "Кто на самом деле написал "Книгу Мормона"?" В качестве доказательств они приводят свидетельские показания, результаты текстологического анализа и заявления Смита, Сполдинга и их родственников.

Однако для мормонов авторитет этих "откровений" (не только "Книги Мориона") выше авторитета Библии. Мэллес Беннетт писал: "Мы признаем ограниченность Библии, хотя и отдаем ей должное. Мы не считаем абсолютно достоверным ни одно из содержащихся в ней утверждений, поскольку считаем, что Бог впоследствии вновь даровал праведникам право говорить от Его имени. Поэтому мы, естественно, не можем согласиться, что канонизация нынешнего текста Библии навсегда поставила точку в Божественном откровении". Итак, мормоны не считают Библию истинным Словом Божьим.

Бог

Многие доктрины мормонов явно противоречат Слову Божьему. Их представления о Личности Бога значительно отличаются от того, что Он Сам говорит о Себе в Библии. Библия учит нас, что Бог - Один, но существует в трех лицах - Отец, Сын и Святой Дух. "Мормоны, по сути дела, проповедуют политеизм, поскольку в сущности утверждают, что Вселенная населена различными богами, порождающими духовных детей, материализующихся в телесные организмы на различных планетах. "Элохим" - Бог планеты Земля. (Учение Бригэма Янга о том, что Адам - это небесный отец всех людей, сегодня официально отвергается мормонским руководством, хотя мормоны и продолжают утверждать, что наш Бог - воскресший, возвеличенный человек.)", - отмечает Уолтер Мартин.

Что касается Бога-Отца, то в Библии говорится, что Он - Дух, и потому физического тела не имеет. Как сказал Иисус самарянке: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан. 4.24). А вот что говорится в мормонских писаниях: "У Отца есть тело из мяса и костей - такое же осязаемое, как и у человека". Джозеф Смит верил, что Бог был в свое время таким же, как и мы, а потом стал возвеличенным человеком". Он утверждал, что Бог когда-то жил на земле в образе человеческом, а потом, благодаря собственным усилиям, стал Богом. Правда, чтобы быть последовательным, Смиту пришлось также заявить, что все добропорядочные мормоны тоже могут стать богами: "Вы должны научиться, как самим стать богами, как быть царями и жрецами Бога, такими как все боги".

Мормоны очеловечивают Бога и обожествляют человека. Орсон Хайд - современник Джозефа Смита, признанный мормонской церковью авторитет в теологии, учил: "Помните, что Бог, Отец наш небесный, тоже был когда-то ребенком, таким же смертным, как все мы, но шаг за шагом поднимался по шкале развития; преодолевая все препятствия, пока не стал Тем, кем является сейчас".

Подобные заявления показывают, что мормоны не только добавляют к Библии то, чего в ней никогда не было, но зачастую явно противоречат тому, чему совершенно недвусмысленно учит Слово Божье.

Христос

Что касается божественности Христа, тут мормоны и вовсе не согласны с учением Библии, поскольку считают, что все люди, прежде чем получили физические тела, су шествовали в вечности как духи. Они утверждают, что Христос, прежде чем пришел на землю, был таким же духовным существом, как и все остальные еще не родившиеся люди. Таким образом, мормоны, с одной стороны, признают Его божественность, но с другой - низводят Его до уровня человека. Люди ставятся мормонами на один уровень с Христом. В книге "Учения и обетования" Иисусу приписываются такие слова: "В начале Я был с Отцом, и Я был Первенцем." Вы тоже в начале были с Отцом". По учению мормонов, Христос был сотворен, так же как и все люди.

В Библии же говорится, что человечество не существовало вечно. Человека создал Бог (см. Быт. 1:26,27), в то время как Христос - не творение Божье, а Сам -Предвечный Бог (см. Иоан. 1:1,14).

Мормоны не разделяют библейскую точку зрения на непорочное зачатие Христа. По утверждению Бригэма Янга: "Он (Христос) не был зачат от Святого Духа... Иисус, наш старший брат, был зачат в теле тем, кто был в Едемском Саду и кто является нашим Отцом Небесным". Из этого Мэлтер Мартин делает вывод, что мормоны считают, что "Спаситель был вочеловечен не Святым Духом, а в результате реального союза между "бессмертным или воскресшим и возвеличенным Отцом" и Марией... Но как бы энергично нынешние мормонские апологеты ни отрицали это, нет никакого сомнения в том, что основанием для подобного заявления служит учение о боге - Адаме". "Совершенно ясно, - говорит Бригэм Янг, - что Христос был зачат, когда Адам (который к тому времени стал богом) соединился с Марией". Такое утверждение прямо противоречит библейскому учению о том, что Иисус был зачат от Святого Духа (см. Мат. 1:18,20 и Лук. 135).

Придерживаясь учения о полигамии, мормоны Юты считают, что Иисус Христос был многоженцем. Мормоны считают, что холостые, а также те пары, чей брак не скреплен пожертвованием храму, могут стать лишь "небесными ангелами". Если же их брак "закреплен", то они будут "богами".

Таким образом, если Христос не был женат во время Своего пребывания на земле, то в следующей жизни Он должен был стать всего лишь ангелом. Бригэм Янг утверждал, что у Иисуса Христа было несколько жен: Мария и Марфа (сестры Лазаря) и Мария Магдалина. Он даже заявлял, что брак в Кане Галилейской был свадьбой Самого Христа.

И снова мы видим полное противоречие учения мормонов слову Библии. В Писании нигде не оправдывается многоженство, и хотя в ветхозаветные времена мужчины иногда имели по несколько жен, это (как свидетельствует Второзаконие 17:14-18) не было Божьей волей. Библия учит не полигамии, а святости брачных уз мужчины и женщины до тех пор, пока их не разлучит смерть (см. 1 Кор.7; Тит. 1:5,6; 1 Тим. 3:2). Кстати, в наше время мормоны отрицают, что когда-то проповедовали такую доктрину. В Библии нет ни одного свидетельства, позволяющего предполагать, что Христос был женат - не говоря уж о многоженстве. Совершенно очевидно, что мормоны так переписали Библию, чтобы она соответствовала их учению, вместо того, чтобы привести свое учение в соответствие со Словом Божьим.

Спасение

Важнейшими для любой религиозной группы являются вопросы о Личности Христа и спасении. По тому, как она их трактует, можно определить, соответствует ли ее учение Священному Писанию. Что касается спасения, то в Библии о нем говорится следующее: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2:8,9). Апостол Иоанн (Иоан. 1:12) свидетельствует, что мы становимся Божьими детьми через веру в Христа как Спасителя. Послушание и добрые дела есть проявление этой веры, но сами по себе средством спасения не являются. Ведь спасение - это дар, и "заработать" его нельзя.

Мормоны же считают, что, кроме веры, для спасения необходимы добрые дела. В книге "Изложение веры" говорится: "Мы верим, что, благодаря Христову искуплению, все человечество может быть спасено через исполнение законов и евангельских заповедей".

Итак, мормоны считают, что спасение человека зависит от его дел. Это, в частности, следует из их доктрины о возрождении посредством крещения, согласно которому тот, кто не принял водного крещения, спасен быть не может. Более того, мормоны утверждают, что спасение может получить и тот, кто отошел в мир иной, так и не уверовав в Христа как в Спасителя в этом мире. А поскольку для спасения необходимо водное крещение, за такого человека может креститься кто-нибудь из живущих. В оправдание этого утверждения мормоны ссылаются на 1-е Послание к Коринфянам (15:29), в котором говорится: "Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?" Существует несколько толкований этого стиха. Наиболее традиционное, верное духу Евангелия и историческому контексту, объясняет, что новообращенные, принимая крещение, как бы занимают места умерших. Однако все это не имело бы никакого смысла, если бы впереди всех не ждало воскресение из мертвых.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!