Исторические корни христианства 4 страница



Отвергая существование греха, болезней и смерти, "Христианская наука" утверждает, что люди зарабатывают спасение победой над страданиями и соблазном: "По воле Христа, смертные испытывают страдания. Это заставляет их, как это бывает с утопающим, делать отчаянные усилия, чтобы спастись; и благодаря безмерной любви Христа эти усилия увенчиваются успехом. "Вырабатывайте свое спасение" - вот требование Жизни и Любви. Бог поможет вам в достижении этой цели... Когда дым сражения рассеется, вы увидите то добро, которое вам удалось совершить, и получите то, что заслужили. Любовь не спешит избавить нас от искушений, так как Любовь знает, что мы будем испытаны и очищены".

Итак, последователи "Христианской науки" веруют в спасение через добрые дела. Однако это не только противоречит их собственному учению, но и прямо противоположно тому, что говорится в Священном Писании. Слово Божье четко определяет единственный путь спасения: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8,9) • И хотя испытания и искушения неизбежно сопровождают жизнь христианина, никакие страдания не могут заслужить Божьего спасения. Только страдания и смерть Христа достаточны, чтобы спасти нас.

Ад

Иисус учит, что ад - это вполне реальное место, и наша задача - приложить все силы, чтобы туда не попасть. Он говорит: "И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает" (Марк. 9:47,48). Кроме того, Христос говорит: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мат. 10:28).

"Христианская наука" и здесь извратила ясное учение Христа. Она отрицает реальное существование ада и вечных мук, заменяя их неким метафизическим толкованием. В глоссарии "Науки и здоровья" дается следующее определение ада: "Смертная вера, заблуждение, вожделение, угрызения совести, ненависть, мщение, грех, болезнь, смерть, страдание и самоубийство, добровольная агония, последствия греха, мерзость и ложь".

По представлению "Христианской науки", ад - это лишь такое умонастроение, при котором мы сами мучаем себя чувством вины за наш воображаемый грех. Как писала Мери Бекер-Эдди, "на смену бытовавшему некогда представлению об аде, ассоциировавшемуся с огнем и серой, должно прийти новое, исходящее из того метафизического факта, что страдание относится не к телу человека, а к его смертному разуму; так что, вместо материального пламени и вони платой за грех следует считать умственные страдания". Таким образом, "Христианская наука" прямо противоречит тому, что говорит об аде Иисус Христос.

Болезнь и смерть

Но краеугольным камнем учения "Христианской науки" является доктрина о Божественной науке. Мери Бекер-Эдди заявила, что она открыла и возродила Христовы принципы божественного исцеления, о которых говорится в Писании. Посмотрим, соответствуют ли ее теория и практика тем чудесным исцелениям, которые совершал Христос.

По утверждению Мери Бекер-Эдди, органических болезней вообще не существует: "Причины всех так называемых болезней надо искать в психике человека". Действительно, по данным медицинской науки, психическое состояние человека отражается и на его физическом здоровье. Существуют так называемые психосоматические заболевания, имеющие прямую причинную связь с психическим состоянием человека. За тысячу лет до Рождества Христова Соломон написал: "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Пр. 17:22).

Но Мери Бекер-Эдди имела в виду вовсе не это. Она вообще отрицала существование материи и всего, относящегося к физическому телу. А если наши тела не существуют, то болезнь - это всего лишь "иллюзия". То же самое она говорила о смерти, определяя ее как "иллюзию, ложь материальной жизни, нереальную и ненастоящую, противоположную Жизни".

"Христианская наука" утверждает, что причина всех болезней и смерти кроется ввере в них. А значит, все лечение состоит в том, чтобы помочь человеку отвергнуть реальность его болезни. Если же и после этого человек не выздоравливает, то виновата лишь его неспособность преодолеть свое заблуждение. Но разве так исцелял Иисус? Нигде в Евангелиях Он не отрицал реальность болезни. Наоборот, Он на глазах у множества свидетелей исцелял именно физические недуги.

Что же касается Мери Бекер-Эдди, то хотя она и заявляла, будто с помощью Божественмой науки вылечила сотни людей, эти слова никогда не были подкреплены документальными свидетельствами. Когда же врачи предложили ей продемонстрировать свои способности целительницы в их присутствии, она наотрез отказалась. Тот факт, что ей самой уже после ее "открытия" в 1866 году несколько раз оказывали медицинскую помощь, говорит о том, что она сама по-настоящему не верила в то, чему учила, и не могла исцелить даже себя, не говоря уже о других.

Однако, самым убедительным доказательством ошибочности ее учения стало то, что после всех ее уверений, что грех, болезнь и смерть не более чем плод воображения и в действительности не существуют, 3 декабря 1910 года Мери Бекер-Эдди скончалась

Заключение

Итак, мы убедились, что учения "Христианской науки" явно расходятся с доктринами Писаний. Последователи Мери Бекер-Эдди много говорят о значении Истины, но сами не имеют о ней ни малейшего представления. Отрицая существование греха, они обманывают себя и в то же время обвиняют в обмане Бога: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Иоан. 1:8,10). Таким образом, "Христианскую науку" никак нельзя относить к числу движений, основывающихся на Слове Божьем.

Дж. К. Ван Баален, специалист по проблеме псевдорелигий, правильно обобщает сущность "Христианской науки": "Без сомнения, апостолы бы не одобрили и ранняя Церковь не потерпела бы такую "религию", которая в завуалированной форме, зачастую лживым языком учит, что после кажущейся смерти Иисуса Его положили в фиктивную могилу, что Его нереальное тело было безо всякой необходимости принесено в жертву для искупления никогда не существовавших грехов и спасения от несуществующего зла тех, кто направлен в воображаемый ад, являющийся всего лишь заблуждением ложного смертного разума".

Резюме

Название организации: "Христианская наука"

Основатель: Мери Бекер-Эдди (1821-1910)

Штаб-квартира: Бостон, Массачусетс

Количество верующих: более 3 миллионов (по данным на 1980-й год)

Вероучение

Авторитетный источник:

Мери Бекер-Эдди заявляла, что "единственным учебником" и "единственным авторитетом" для нее была Библия

По ее словам, в Библии тысячи ошибок: 30 000 в Ветхом Завете и 300 000 - в Новом Завете

Верят, что сделанное миссис Эдди открытие Божественной науки является "окончательным откровением" Бога

Заявляют, что книга "Наука и здоровье" богодухновенна, хотя на самом деле в ней имеются многочисленные случаи плагиата и переработки

Считают груды миссис Эдди более авторитетными, чем Библия

Дают библейским терминам такое метафизическое толкование, которое полностью отличается от традиционного

Придают иное значение многим традиционным теологическим доктринам

Троица

Отрицают библейскую доктрину о Троице

Дают ей метафизическую интерпретацию, заявляя, что Троица - это "Жизнь, Истина и Любовь"

Бог понимается как некий обезличенный "божественный принцип"

Отрицают Личности Иисуса Христа и Святого Духа

Иисус Христос

Считают, что имена "Иисус" и "Христос" относятся к разным личностям

Заявляют, что Иисус - человек, а Христос - божественная идея

Говорят, что духовное (добро) не может существовать в материальном теле, потому что оно - зло. Поэтому Иисус не мог быть одновременно Богом и человеком

Заявляют, что смерть Иисуса Христа во искупление грехов - теория, придуманная людьми

Считают, что Иисус был положен в гробницу живым и продемонстрировал там "силу духа преодолеть смертный, материальный разум"

Грех

Отрицают существование материи вообще, и человеческого тела в частности

Утверждают, что человек не поддается греху, болезни и смерти

Заявляют, что грех, болезнь и смерть - последствия заблуждения

Отрицают реальность греха, говоря, что вся проблема людей в том, что они верят в грех

Учат, что "Христос пришел, чтобы разрушить веру в существование греха"

Спасение

Отрицают реальность греха, и потому не видят необходимости в спасении через Иисуса Христа

Тем не менее, учат о спасении по делам

Отрицают существование ада и вечных мук

Определяют ад как "смертное верование; заблуждение; ненависть; вожделение; угрызения совести; мщение; грех; болезнь; смерть"

Верят, что ад - это уготованное человеком самому себе душевное страдание

Болезнь и смерть

Заявляют, что "причины всех так называемых болезней надо искать в психике"

Говорят, что болезнь и смерть - всего лишь иллюзия

Мери Бекер-Эдди заявляла, что может исцелять, хотя так и не смогла доказать это

Рекомендуемая литература

Боа, Kenneth. Cults, World Religions, and You. Wheaton: Victor Books, 1977,1979.

Gerstner, John H. The Theology of the Major Sects. Grand Rapids: Baker Book House, 1960,1979.

Hoekema, Anthony A. Four Major Cults. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1963.

Lewis, Gordon. Confronting the Cults. Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed Publishing Company, 1966.

Martin, Walter R. The Kingdom of the Cults. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1965,1977,1985.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today's Religions. San Bernardino, CA: Here's Life Publishers, Inc., 1983.

Robertson, Irvine. What the Cults Believe. Chicago: Moody Press, 1979,1983.

Van Baalen, J. K. The Chaos of cults. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1938, 1951, 1956, 1960, 1962.

Свидетели Иеговы

Мало кому в Соединенных Штатах хотя бы раз не нанесли визита представители группы "Свидетели Иеговы". Эти распространяющие из дома в дом свое учение люди являются членами одной из самых агрессивных в мире религиозных групп. В 1975 году "Свидетелей Иеговы" насчитывалось в США. 554257 в 6542 общинах. К 1988 году их число выросло до 752404, а количество общин достигло 8336. И хотя "Свидетели Иеговы" не составляют списков своих приверженцев, есть основания полагать, что во всем мире их сегодня насчитывается 2.2 миллиона человек.

Невзирая на не слишком теплый прием, который им порой оказывают, они продолжают ходить от двери к двери. Беседуя со "Свидетелями Иеговы", быстро понимаешь, что их верования сильно отличаются от библейского христианства. Но почему эта группа столь агрессивна в своем свидетельстве? И откуда взялось их странное вероучение?

Предыстория

Первым признанным лидером и президентом "Свидетелей Иеговы" был Чарлз Тейз Расселл. Рожденный 16 февраля 1852 года в штате Пенсильвания там, где сегодня находится Питтсбург, Расселл получил конгрегационалистское и пресвитерианское воспитание. Однако, со временем он противостал организованной религии, равно как и многим учениям библейского христианства. "По собственному признанию, от своего скептицизма он освободился под влиянием адвентистов, - писал Энтони Хоукема. - Очевидно именно у адвентистов он позаимствовал такие доктрины, как исчезновение души после смерти, уничтожение грешников, отрицание ада и модифицированное учение об "исследовательском суде".

Правда, многие "Свидетели Иеговы" и адвентисты Седьмого дня отрицают какую-либо связь своих вероучений. Однако, как писал Дж. К. Ван Баален, "происхождение теологии Расселла-Разерфорда-Норра, особенно в ее эсхатологической части, связано с адвентизмом седьмого дня. Именно это утверждалось в вышедшей в 1929 году книге "Хаос культов", вызвавшей столь горячие возражения Лероя Е. Фрума, и было позднее подтверждено Леманом Штраусом, Ф.Е. Майером и Б.Ч. Грассом".

С "обновленной" верой Расселл организовал в 1870 году в Питтсбурге библейский класс. Регулярно встречаясь, члены этой группы занимались изучением того, что написано в Библии о Царстве Иеговы и втором пришествии Христа. И хотя сам Расселл был еще юношей и не имел формального теологического образования, он стал неоспоримым лидером группы.

В 1879 году Расселл начал издавать журнал под названием "Сторожевая башня Сиона и Глашатай присутствия Христа", переименованный впоследствии так: "Сторожевая башня, провозглашающая Царство Иеговы". Сегодня этот журнал широко известен как "Сторожевая башня". Журнал является основным источником вероучения этой группы и считается среди "Свидетелей Иеговы" наиболее авторитетным. За время, прошедшее с момента его основания, тираж и влияние журнала неизмеримо выросли. По данным, опубликованным в номере от 1 февраля 1984 г., общий тираж журнала равен 10 200 000 экземпляров. Журнал выходит в свет на 102 языках. Другое популярное издание "Свидетелей Иеговы", "Пробудись!", ежемесячно выходит на многих языках миллионными тиражами.

В 1884 году "Свидетели Иеговы" зарегистрировались в штате Пенсильвания под названием "Издательское общество сторожевой башни Сиона".

Нынешнее название группы - "Свидетели Иеговы" - официально закреплено за ней с 1931 года. Оно позаимствовано из книги пророка Исайи (43:12): "Вы - свидетели Мои, говорит Господь (в одном из английских переводов - "Иегова"), что Я - Бог". Неофициально членов этой группы еще называют "расселлитами".

Расселл не раз попадал в неприятные ситуации. Его помыслы и деяния далеко не всегда были кристально чисты. В 1913 году его жена получила через суд развод, а ему были предъявлены обвинения в мошенничестве и лжесвидетельстве. Уолтер Мартин приводит в своей замечательной книге "Царство культов" немало подобных случаев. Характеризуя первого лидера "Свидетелей Иеговы", он пишет: "Как оратор Расселл убеждал многих, как теолог - не производил никакого впечатления на людей, разбирающихся в богословии, а как человек - совершенно не отвечал требованиям, которые предъявляет к нам истинный Бог".

После смерти Расселла в 1916 году движение возглавил судья Джозеф Ф. Разерфорд, который с 1907 года был советником общества. Разерфорд был еще более ревностным противником организованных форм религии, чем Расселл. Он был плодовитым писателем и правил группой железной рукой. При нем "Свидетели Иеговы" значительно расширили пропаганду идей своего общества, в частности, стали ходить по домам и распространять религиозную литературу.

После смерти Разерфорда в 1942 году его место занял Натан X. Норр. С этого времени организация начала феноменально быстро развиваться. Под руководством Норра была усовершенствована программа подготовки кадров и выпущено огромное количество литературы, в том числе "официально" признанная этой группой версия Библии - "Новый всемирный перевод Священных Писаний". В настоящее время президентом общества является Фредерик У. Франц, сменивший Норра в 1977 году.

Вероучение

О "Свидетелях Иеговы" чаще всего судят по некоторым их делам. Так, например, они - пацифисты и отказываются служить в армии. Они не салютуют государственному флагу своей страны и не отмечают Рождества, дни рождения и другие праздники, поскольку считают это формой идолопоклонства. Кроме того, они не позволяют делать переливание крови ни себе, ни членам своей семьи, так как полагают, что это - нарушение ветхозаветного запрета употреблять в пищу кровь.

Но, конечно, гораздо важнее понять, во что они верят, что проповедуют и что считают источником вероучения.

Авторитетный источник

"Свидетели Иеговы" уверяют, что самым авторитетным источником для них является Библия. Автор книги "Да будет истинен Бог" говорит в ней: "Чтобы убедиться в истинности Бога, достаточно выяснить, что Он говорит об истине, освобождающей человека, и принять Его Слово, Библию, как Истину... Наша обязанность - подкрепить это выдержками из Библии в доказательство истинности и достоверности вероучения". Но так ли обстоит дело на практике?

Беседуя со "Свидетелями Иеговы", довольно быстро понимаешь, что высшим авторитетом для них является вовсе не Библия, а толкования их лидеров. В одной из статей в журнале "Сторожевая башня" от 15 сентября 1910 года (стр. 298), Расселл заявил: "Если собрать воедино все шесть томов "Очерков изучения Библии", с их расположенными в тематическом порядке статьями, подкрепленными цитатами из Священного Писания, мы безусловно сможем назвать их "Упорядоченной Библией". Этим я хочу подчеркнуть, что данные книги - не просто комментарии к Библии; это, по сути дела, сама Библия. Люди не в состоянии самостоятельно понять Божественный план, читая саму Библию. Более того, даже тот, кто прочел "Очерки изучения Библии", откладывая их в сторону... и снова принимаясь за Библию, которую старательно изучал на протяжении десяти лет, как показывает практика, через пару лет снова оказывается в темноте. Если же он прочел только "Очерки изучения Библии" с содержащимися в них выдержками из Писания, не читая ни единой строчки из самой Библии, то через два года он непременно ощутит просветление, поскольку все это время он будет находиться в лучах Писания".

Таким образом, "Свидетели Иеговы" считают, что произведения Расселла и Разерфорда - выше Библии. "Очерки изучения Библии" и другие сочинения Расселла по-прежнему остаются для них основными авторитетными источниками. Если "Свидетели Иеговы" и пользуются Библией, то при этом всегда ссылаются на свою собственную версию - "Новый всемирный перевод" (НВП), впервые опубликованный в 1950 году. В этом переводе большинство ключевых частей Библии изменено таким образом, чтобы они могли служить подтверждением тех толкований, которые выдвигают лидеры этой группы. Таким образом, высшим авторитетом для "Свидетелей Иеговы" является не сама Библия, а ее толкование их лидерами.

Троица

Ошибочность учения "Свидетелей Иеговы" особенно ярко видна на примере их отношения к догмату о Святой Троице. Они его решительно отвергают, считая, что Богом является только "Бог Иегова", о котором говорится в Ветхом Завете. Они отрицают учение Библии о том, что Бог Един в трех лицах - Отце, Сыне и Святом Духе. "Свидетели Иеговы" утверждают, что догмат о Триедином Боге учит вере в трех богов, то есть политеизму.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!