Исторические корни христианства 2 страница



Его Божественность

Споры о божественности Христа начались на самых ранних этапах становления Церкви. Был ли Он действительно Богом, или только человеком? Так, Арий (прибл. 250-336) "начал распространять точку зрения, что хотя Иисус и был Сыном Бога, Он не мог быть совечен со Своим Отцом; а посему Он отличен по существу от Божественного и есть Сам всего лишь тварь Божья".

Историк Эрл Кэрнз поясняет: "Свои разногласия по догматическим вопросам Церковь решала с помощью Вселенских соборов. Обычно их созывал и председательствовал на них Римский император. За всю историю Церкви состоялось семь Вселенских соборов, на которых был представлен весь христианский мир".

Первый Вселенский собор был созван императором Константином. Он состоялся в 325 году в городе Никее, в Вифинии (в настоящее время - Исник, Турция), и рассмотрел мнение Ария. Собор осудил точку зрения Ария как ересь и хотя его мнение еще некоторое время имело определенное влияние, к 381 году "церковь окончательно решила этот вопрос".

Позднее в церковных кругах появились разногласия по вопросу о том, как следует понимать два естества Христа. Некоторые подчеркивали Его Божественную сущность и приуменьшали Его человеческую природу, другие, наоборот, обращали особое внимание на Его человеческое естество, приуменьшая Его Божественность. IV Вселенский собор в Халкидоне в 451 году признал Его "истинным Богом и истинным человеком".

Библейское христианство верует в то, что Иисус Христос - Бог. В Евангелии от Иоанна (1:1) говорится: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Из текста этой главы, особенно из 14 стиха, ясно, что "Слово" означает "Христос". Евреи того времени ясно понимали, что, назвав Бога своим Отцом, Он сделал Себя "равным Богу" (Иоан. 5:18). Вот почему Иисус мог сказать: "Я и Отец - одно" (10:30).

Тот, кто отрицает, что Иисус Христос - Бог, вступает в противоречие с точкой зрения исторического христианства, которая не изменилась с 325 года. Надо сказать, что подобные догматические отклонения - не новость. И сегодня "Свидетели Иеговы" и "Международный путь", утверждая, что Иисус Христос - не Бог, всего лишь повторяют ересь Ария, заклейменную I Вселенским собором. На нем было решено (и об этом мы всегда должны помнить), что если бы Иисус Христос не был Богом, Он не мог бы спасти людей.

Святой Дух

Некоторые религиозные группы наших дней, например "Всемирная Церковь Бога" (армстронгизм) и "Международный путь", утверждают, что Святой Дух не является Личностью. Дух есть как у человека, так и у Бога, говорят они, но поскольку Бог свят, то и Дух у Него Святой. Логика таких рассуждений ведет к отрицанию Личности Святого Духа, но и в этом нет ничего нового. Арий тоже утверждал, что Святой Дух - не Личность.

Константинопольский епископ (с 341 по 360 гг ) Македонии отрицал божественность Святого Духа (хотя вроде бы и признавал Его Личность). Его ересь была осуждена в 381 году на Вселенском соборе в Константинополе. Библейское христианство верит и в личностность, и в божественность Святого Духа.

В Библии о Святом Духе говорится как о Личности. Он делает то, что может делать только Личность: осуждает, направляет, открывает будущие события и прославляет Христа (см. Иоан. 16:7-15). Он проницает глубины и промыслы Божьи (см. 1 Кор. 2:10,11). Святого Духа можно огорчить (см. Еф. 4:30). Наконец, Святой Дух называется "Богом" (Деян. 5:3,4). То, что Он делает, посильно только Богу. Тот, кто отрицает личностность или божественность Святого Духа, противоречит тому, что говорится в Библии, и тому, во что верует библейское христианство.

Грех

Нуждается ли человечество в искуплении? И вообще, существует ли грех? Такие группы, как "Христианская наука", "Школа христианского единства" и появившееся относительно недавно движение "Новый век", отрицают библейское понимание греха. Любые "слабости" или "ошибки", утверждают они, могут быть преодолены мудростью и правильным их осмыслением, а не личными отношениями с Иисусом Христом.

Монах Пелагий, родом из Британии, живший в пятом веке, заявил, что человек способен по своему собственному разумению поступать так, как нужно, поскольку он создан таким же свободным, как и Адам, но не заражен его грехом. Блаженный Августин вступил с ним в полемику. "Грех делает человека неспособным творить добро, - утверждал Августин, - Поскольку мы рождаемся грешниками, мы не можем творить добро. Более того, поскольку мы сознательно предпочитаем плохое хорошему, мы должны отвечать за наш грех". Блаженный Августин утверждал, что "все наследуют грех от Адама и поэтому никто не может избежать первородного греха".

На Вселенском соборе, состоявшемся в 431 году в Эфесе, взгляды Августина были приняты с оговорками. Что касается воззрений Пелагия, то они были полностью отвергнуты. Библейское христианство считает, что человек по природе своей греховен и нуждается для спасения в благодати Божьей. Самостоятельно, рассчитывая только на собственные силы, человек преодолеть грех не в состоянии.

В Библии ясно говорится, что "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). Дело в том, что грех достался нам в наследство от Адама. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12). Но мы - грешники не только по своей природе; мы грешники и по своим делам. Все мы нуждаемся в прощении, и даровать нам вечную жизнь может лишь Божья благодать.

Спасение

Нет ничего более важного, чем то, как человек примиряется с Богом. Если какая-то религиозная группа не принимает библейскую истину, гласящую, что все мы - грешники, она, естественно, не видит необходимости в спасении. Библейское христианство согласно с тем, что все люди - грешники. Однако и в нем нет полного единомыслия относительно того, как именно может человек примириться с Богом. Именно в этом вопросе разошлись римские католики и протестанты, выбрав во времена реформации разные пути.

Еще в начале 1500-х годов Мартин Лютер начал сомневаться в истинности утверждения римско-католической церкви, священником которой он был, что человек может заслужить милость Божью добродетельной жизнью и хорошими делами. Сомнения Лютера еще более возросли, когда он обратился к исследованию Посланий к Римлянам и Галатам. Особо потрясла его истина Писания: "Праведный верою жив будет" (Рим. 1:17; Гал. З:11).

Кроме того, Лютера приводила в негодование практикуемая римско-католической церковью продажа индульгенций. Продавец индульгенций Тецель заверял, что они "не только даруют прощение и освобождают от наказания за самые тяжкие грехи, но и распространяют эти свои свойства на умерших, находящихся в чистилище". Церковь учила, что каждый человек, пригодный для неба, должен, чтобы искупить свои грехи, провести некоторое время после смерти в месте, именуемом чистилищем. Индульгенцией назывался документ, который продавался за деньги и, якобы, освобождал человека от наказания за грехи. "Считалось, что Христос и святые во время своей земной жизни накопили столько заслуг, что лишние заслуги складываются в небесной сокровищнице, и папа может заимствовать их оттуда и раздавать живым верным .

Лютер, напротив, утверждал, что верующий получит прощение грехов без индульгенций, и выражал сомнение относительно полномочий папы влиять на судьбу душ в чистилище. В 1517 году Лютер прибил к дверям Виттенбергского храма свои девяносто пять тезисов. Так началась реформация. В ее основу были положены три великих принципа:

"1) - Только вера оправдывает человека; 2) - Все верующие имеют прямой доступ к Богу; и 3) - Библия является единственным авторитетным источником для веры и жизни".

Это противоречило римско-католическому учению, что: 1) - Человек может быть спасен только через церковь, 2) - Прощение грехов можно получить только через католического священника и 3) - Постановления и указы папы столь же авторитетны, как и Библия.

Через четыре года после начала реформации Лютер был отлучен от римско-католической церкви.

С начала реформации одним из определяющих признаков евангельского христианства стало особое значение, придаваемое им оправданию через веру. Другими словами, евангельские верующие считают, что человек может примириться с Богом только через веру в Иисуса Христа. Это утверждение ярко контрастирует с точкой зрения тех, кто полагает, что, помимо веры для спасения необходимы какие-то конкретные дела.

О том, что человек оправдан только верой, говорится в Послании к Римлянам (4:5): "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность", и в Послании к Ефесянам (2:8,9): "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился".

О том, что все верующие имеют прямой доступ к Богу через Иисуса Христа, говорится в 1 Послании к Тимофею 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус".

О том, что авторитетом является только Библия, говорится в нескольких местах Писания. Иисус сказал: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мат. 4:4). Кроме того, Он сказал: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мат. 5:18). Ничего подобного никогда и нигде не говорилось о словах какого-либо человека или церковной иерархии.

Будущая жизнь

Библейское христианство учит, что все умершие воскреснут, что все, принявшие Божье спасение, будут наслаждаться вечным блаженством, тех же, кто его отвергает, ждут вечные муки.

Последователи восточных религий верят в перевоплощение. Эту веру восприняли и некоторые западные религиозные группы. Библейское христианство это полностью отрицает. Соглашаясь с тем, что Библия является единственным истинным авторитетом, мы должны согласиться и с тем, что говорится в Послании к Евреям 9:27: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Умерев, человек не получает второго шанса на спасение.

Каждый, кто верит в Иисуса Христа как Спасителя, получает прощение грехов и вечную жизнь. "Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия" (Иоан. 3:18). Сам Господь Иисус Христос обещал: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан. 5:24).

Те же, кто отвергают предложенное Богом спасение через веру в Иисуса Христа, будут навечно осуждены. В Евангелии от Матфея 25:46 говорится, что неверующие пойдут "в муку вечную", а в Откровении - что тот, "кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (20:15). Но никому из тех, кто уверует в Иисуса Христа как своего Спасителя, не придется испытать это ужасное осуждение.

Заключение

Когда мы слышим такие слова, как "христианин", "рождение свыше", "Бог" и "Христос", нужно иметь в виду, что далеко не все вкладывают в них то же значение, которое принято библейским христианством. Нам необходимо четко понимать, что подразумевает под этими терминами каждый, кто их употребляет.

Для того, чтобы определить, верит ли данное лицо или группа в библейское христианство, надо уточнить взгляды этих людей на такие понятия, как источник авторитета, Бог, Иисус Христос, Святой Дух, грех, спасение и будущая жизнь. Библия четко определяет каждое из них, и мы должны точно знать, чему именно учит Библия, и верить в ее истины.

От этого зависит наша вечная судьба.

Резюме

Название религии: Библейское христианство

Количество верующих: в США - около 40 миллионов человек (данные 1986 г.); во всем мире - больше 245 млн. человек

Вероучение

Авторитетный источник

Признает Библию единственным истинным авторитетом

Считает оригинальные тексты библейских книг богодухновенными

Не считает людей, записавших оригинальные тексты, а также копии, переводы и толкования текстов Писания, богодухновенными

Признает канон Священного Писания, в основном определившийся к 175 году

66 книг Библии считает каноническими с 367 г. по настоящее время

Со времен реформации римско-католическая церковь считает апокрифы не менее авторитетным источником, чем 66 канонических книг Священного Писания

Бог

Считает Бога Личностью, обладающей разумом, эмоциями и волей

Придерживается веры в Триединого Бога, выраженной еше в апостольском символе веры, датируемом 150 годом от Р.Х.

Считает, что три лица Божества едины, хотя и различны, причем все они единосущны и предвечны

Иисус Христос

Считает, что Иисус Христос - Личность, а не принцип

Утверждает, что имена "Иисус" и "Христос" относятся к одному и тому же лицу, являющемуся одновременно истинным Богом и истинным человеком

Вселенским собором в Никее (325 г.) осуждена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос - не Бог

Будущая жизнь

Считает, что все умершие воскреснут

Верит, что все, принявшие Божье спасение, будут наслаждаться вечным блаженством, а тех, кто его отвергает, ждут вечные муки

Отвергает идею перевоплощения или второго шанса на спасение после смерти

Святой Дух

Считает, что Святой Дух - Личность

Считает, что Святой Дух - Бог

Вселенский собор в Константинополе в 381 году осудил ересь Македония, утверждавшего, что Святой Дух - не Бог

Грех

Верит в грешную природу человека Вселенский собор в Эфесе в 431 г. осудил учение Пелагия, утверждавшего, что человек способен сам совершать то, что правильно

Спасение

Протестантизм считает, что человек оправдывается только через веру, что каждый верующий имеет прямой доступ к Богу и что Библия - единственный авторитетный источник

Римские католики считают, что спасение человека возможно только через церковь, что только от католического священника можно получить отпущение грехов, и что предание и указы папы столь же непогрешимы, как и Библия

Рекомендуемая литература

Cairns, Earle E. Christianity Through the Centuries. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1954, 1981.

Elwell, Walter A., ed. Evangelical Dictionary of Theology. Grand Rapids: Baker Book House, 1984.

Gerstner, John H. "Table Showing Traditional Christian Doctrines," in The Theology of the Major Sects. Grand Rapids: Baker Book House, 1960, 1979.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. "The Beliefs of Orthodox Christianity," in Handbook of Today's Religions. San Bernardino, CA: Here's Life Publishers, Inc., 1983.

Robertson, Irvine. "Major Doctrines of Orthodox Christianity," in What the Cults Believe.4th ed. Chicago: Moody Press, 1983.

Ryrie, Charles C. Basic Theology. Wheaton, IL: Victor Books, 1986.

Христианская наука

Для кого-нибудь другого это было бы просто неудачным падением на льду, но для самой Мери Бекер-Паттерсон этот несчастный случай стал поворотным пунктом всей ее жизни.

По данным последователей "Христианской науки", миссис Паттерсон, получившая известность как Мери Бекер-Эдди, получила эту травму 1 февраля 1866 года. Повреждения были столь серьезны, что врачи оставили всякую надежду на выздоровление - так, во всяком случае, она говорила. Однако, тремя днями позже она прочитала в Библии то место, где рассказывается об исцелении Христом расслабленного (Мат. 9), и тут же выздоровела.

Этот случай заставил ее углубиться в изучение всех упоминаний об исцелениях, находящихся в Писании. Результатом этого исследования стали сформированные ею принципы, которые она назвала "Божественной или Христовой наукой". Так было положено начало движению, известному сегодня как "Христианская наука".

Предыстория

Тяжелая травма была лишь одним из многих обстоятельств, заставивших миссис Паттерсон начать поиски путей облегчения страданий и горя. Поиски эти сыграли важную роль в формировании ее необычных верований. Чтобы лучше понять учение "Христианской науки", целесообразно ознакомиться с историей жизни основательницы и вдохновительницы этого религиозного направления - "матери" Мери Бекер Паттерсон Эдди.

Мери Бекер родилась в 1821 году в Бау, в штате Ныо-Хемпшир. Марк и Абигайл Бекеры были строгими конгрегационалистами. В детстве и юности Мери страдала от болезни позвоночника, причинявшей ей физические и моральные страдания. В декабре 1843 года в возрасте 22 лет она вышла замуж за полковника Джорджа Вашингтона Глоувера. Семь месяцев спустя он умер от желтой лихорадки в Уилминнгтоне в штате Южная Каролина. Причиненное его смертью горе еще более ухудшило физическое и моральное состояние молодой женщины.

21 июня 1853 года миссис Глоувер вышла замуж за зубного врача доктора Дэниэла М. Паттерсона. Но этот брак оказался неудачным, и летом 1866 года распался. Правда, миссис Паттерсон еще семь лет не разводилась с мужем, хотя и заявляла, что он ее бросил. Еще будучи замужем за доктором Паттерсоном, она побывала на приеме у знаменитого тогда целителя Финеаса П. Квимби (1802-1866), практиковавшего оригинальный метод безмедикаментозного лечения психических заболеваний, включавший в себя погружение рук в воду и потирание ими головы пациента. "Он сказал ей, что ее болезнь - вообще любую болезнь - можно проследить до самых ее истоков, которые кроются в невидимом мире ума; что умственные факторы производят мощные изменения в жидкостях организма и процессах, происходящих в теле; и что он может с помощью особого электрического перенесения взять на себя болезни своего пациента и уничтожить их. И хотя он сам не считал себя гипнотизером, использовавшиеся им методы сочли бы сегодня формой суггестии".

После визита к целителю, состоявшегося в 1862 году, во время которого спина миссис Паттерсон якобы была полностью вылечена, она стала верной последовательницей Квимби. Обобщив его записи, она начала выступать в штате Массачусетс перед немногочисленными слушателями с лекциями о его опытах. После смерти Квимби, она в 1866 году якобы полностью исцелилась и "пришла к научному выводу, что причины всего кроются в разуме, и что любой эффект является духовным феноменом". Развивая дальше учение Квимби, она заявила, что болезни, смерть и даже сами наши тела не существуют - они всего лишь продукт нашего воображения. Основываясь на этом убеждении, она приступила к формулированию своих своеобразных интерпретаций Священного Писания. Ее размышления, вместе с работами Квимби и некоторых других, стали составной частью вышедшей в 1875 году книги "Наука и здоровье".

В 1877 году, в возрасте 56 лет, миссис Паттерсон вышла замуж за одного из своих последователей - Эйсу Джилберта Эдди. Он был первым, кто открыто провозгласил себя врачующим в соответствии с "Христианской наукой", и первым, открывшим воскресную школу движения "Христианская наука". Через шесть лет после их свадьбы мистер Эдди умер от сердечного приступа. Но Мери Бекер-Эдди оспорила результаты вскрытия. Ей удалось найти врача, который подтвердил ее заявление, что причиной смерти ее мужа было "умственное отравление мышьяком". Однако, когда у этого медика проверили диплом, он оказался фальшивым, и его приговорили к тюремному заключению за незаконную врачебную практику.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!