Исторические корни христианства 1 страница



Эта книга появилась на свет благодаря содействию многих людей. Студенты Библейского колледжа Грейс с помощью своих друзей и знакомых дали мне сочинения лидеров обсуждаемых нами религиозных групп.

Очень помогли мне и два бывших библиотекаря колледжа Миссис Норма Маквиллиамс и Джун Хохстетлер (в настоящее время - миссис Джон Кливер) с энтузиазмом подключились к моей работе и постоянно подсказывали мне старые и новые источники, с которыми они, по роду своих занятий, были знакомы.

Не остались в стороне и моя дочь Дебби со своим мужем Джоном Свизи. Они занимались поиском авторитетных источников в библиотеках университетов и частных книжных собраниях.

Что же касается моей жены Донны, то она не только помогала мне в моих исследованиях, но и взяла на себя все домашние дела, предоставив мне возможность сидеть за книгами и компьютером.

Особой благодарности заслуживает директор издательского отдела общества "Назад - к Библии" Альфред Г. Золлер - именно он одобрил идею выпуска серии "Во что они верят" и всячески содействовал ее выходу в свет. Дружеское отношение Альфреда ко мне лично и его энтузиазм в отношении нашего проекта вдохновляли меня и придавали мне сил.

Конечно, в работе над книгой нам потребовалась помощь опытного литературного редактора. Основную работу по редактированию "Во что они верят" взяла на себя главный редактор общества "Назад - к Библии" Бет Джоунс. Благодаря проведенной проверке и перепроверке данных, а так же шлифовке стиля, книга обрела свой окончательный вид.

Книга "Во что они верят" - это попытка взглянуть на различные религиозные группы в свете Священного Писания. Некоторые люди, в том числе и некоторые евангельские верующие, считают, что вряд ли следует издавать такие книги, в которых критикуются верования других. Они заявляют, что таким образом мы как бы претендуем на то, что только нам одним известна истина. Но истинно только Слово Божье. И каждый христианин должен учиться отличать истину от лжи.

Господь Иисус Христос просил Своего Небесного Отца: "Освяти их (верующих) истиною Твоею: слово Твое есть истина" (Иоан. 17:17). На страницах этой книги свет Писания фокусируется на верованиях различных групп, чтобы можно было увидеть, согласуются ли они с истиной Слова Божьего.

В первой главе - "Библейское христианство" - изложены основы традиционного христианского вероучения, вытекающие из Священного Писания. В последующих главах в свете этих основ рассматриваются доктрины различных религиозных групп.

Читая эту книгу, постоянно задавайте себе важнейший вопрос: "Если бы я воспринял то, чему учит эта группа, получил бы я прощение грехов и вечную жизнь?"

Введение

Когда вы слышите о какой-то неизвестной вам религиозной группе, какие вопросы задаете вы, стараясь понять ее учение? Если вы - такой же, как и большинство из нас, то вы вряд ли знаете, с чего, собственно, стоит начать, приступая к оценке сложного комплекса верований.

Вот почему в этой книге при анализе всех рассматриваемых групп используется один и тот же подход. Весьма соблазнительно просто ограничиться "разоблачением" тех или иных членов разных религиозных групп. Однако, сами по себе эти люди еще не делают группу духовно несостоятельной. Только разобравшись в доктриналъных положениях данной группы можно определить, находится ли она в согласии со Священным Писанием.

Итак, рассмотрение каждой религиозной группы начинается с истории ее возникновения. Затем внимание читателя фокусируется на отношении ее к таким основополагающим понятиям, как источники вероучения, Бог (в частности - Иисус Христос), грех, спасение и будущая жизнь. При этом в зависимости от специфики каждой группы тому или иному вопросу уделяется большее или меньшее внимание.

Надеюсь, в следующий раз, услышав о новой религиозной группе, вы спросите: "А из какого источника черпают эти люди основы своего вероучения? Что думают о Боге, и, в частности, верят ли они, что Иисус Христос - Бог? Верят ли они в существование греха (в библейском смысле этого слова)? Если да, то как представляют себе решение проблемы греха и что думают о спасении? И последнее: как они представляют себе будущую жизнь - верят ли в вечное блаженство для верующих и осуждение для тех, кто отвергает Иисуса Христа?"

Библейское христианство

Какое впечатление производит на вас тот, кто в ходе интервью, даваемом им по радио или телевидению, заявляет, что верит в Бога?

Ну, а если кто-то говорит, что он верит в Христа, да еще добавляет, что Христос -в нем? Это еще точнее. Как вы после этого отнесетесь к тому, что он проповедует и во что верит?

Если кто-то заявляет, что считает Иисуса Христа величайшим учителем, который когда-либо жил на земле, будете ли вы считать его христианином, братом по вере?

Нельзя быть подозрительным и заведомо отвергать любую, не совпадающую с вашей точку зрения, но не надо быть и наивным и легковерным. Слишком много людей, даже в кругу проповедников, делают поспешные и неправильные выводы, услышав, что кто-то использует в разговоре такие слова, как "христианин", "рожденный свыше", "Бог" и "Христос".

Слово "Бог" у большинства из нас привычно ассоциируется с библейским Богом. Так, например, по правилам масонской ложи, те, кто не верит в Бога, в нее не принимаются. Казалось бы, что же здесь плохого? Однако вопрос в том, какой именно Бог имеется в виду - бог индуистов, бог "Христианской науки", Бог Библии, или какой-то неопределенный бог вообще? Изучение публикуемой масонами литературы показывает, что понятие Бога у них очень расплывчато и крайне далеко от того, которому нас учит Библия.

Ну, а как быть с теми, кто говорит о "Христе"? Только Священное Писание дает истинное знание о Господе Иисусе Христе, однако, есть люди, которые, говоря о "Христе", имеют в виду нечто совсем другое. Такие группы, как "Христианская наука", "Новый Век" и "Объединенная школа христианства", не воспринимают Христа как Личность, обладающую интеллектом, эмоциями и волей. Они используют это имя для обозначения некоего "принципа", который, по их убеждению, существует в мироздании. Таким образом, те, которые говорят о "Христе внутри них", возможно, всего лишь хотят сказать, что они имеют в себе "принцип Христа".

Есть и такие, которые считают Христа Личностью, имеющей интеллект, эмоции и волю, но убеждены, что Он был только человеком, а не Богом. Такие группы, как "Свидетели Иеговы", "Церковь Объединения", "Унитарии-универсалисты" и "Международный путь" согласны с тем, что Иисус Христос был великим человеком и великим учителем, но отрицают, что Он был и есть Бог.

Значит ли это, что мы безнадежно дрейфуем в безбрежном море теологической неопределенности? Кто прав? Как определить, что можно действительно считать библейским христианством?

Какой только смысл ни вкладывали в термин "христианство" за долгую историю его существования. Насмешники-язычники впервые назвали учеников Христовых христианами в городе Антиохии (Деян. 11:26). Это слово относилось к тем, кто принадлежал Христу или следовал за Ним.

В наше время многие люди употребляют это слово в самом различном значении. Если вы спросите кого-нибудь: "Вы - христианин?", он может ответить примерно так: "Конечно, а кто же еще - буддист, что ли?" В данном случае этот термин используется для того, чтобы выделить христианство из числа других мировых религий, таких как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм или синтоизм.

В мире сегодня приблизительно 1,6 миллиарда христиан в широком смысле этого слова. Их, в свою очередь, можно подразделить на римских католиков (926,2 млн), протестантов (332 млн), православных (160 млн), англикан (70 млн) и других (156 млн). Однако многие из этих конфессий не придерживаются того, что мы будем называть дальше "библейским христианством".

В более узком смысле термин "христианство" используется для того, чтобы отличить евангельских христиан от неевангельских. "Евангельскими" называют тех, которые "подчеркивают необходимость следования основным догматам веры и миссионерскому служению, сочетающему сострадательную любовь к ближнему с конкретными делами". В целом, основными догматами веры является то, что говорится в Библии о ней самой, о Боге, Иисусе Христе, Святом Духе, грехе, спасении и будущей жизни. Мы еще вернемся ко всему этому более детально. А пока отметим только, что в соответствии с этим определением в 1986 году евангельских христиан в мире насчитывалось более 245 миллионов человек. Около 40 миллионов американцев считают, что они родились свыше. Это также позволяет отнести их к категории евангельских христиан.

Суть христианства, о чем свидетельствует сам этот термин, - в Господе Иисусе Христе. Однако, чтобы правильно и глубоко понять, что же оно собой представляет - как, собственно, и любая другая религия, - необходимо знать историю его появления и развития.

Исторические корни христианства

Предыстория появления и развития христианства рассказана в 39 книгах Ветхого Завета. В них описывается, как Бог подготовил приход в мир Христа. Первые 11 глав Книги Бытия повествуют о том, как Бог создавал и совершенствовал мир. Он создал Землю и человека (Быт. 1,2), но человек отвернулся от Бога и стал смертен (гл. 3), как духовно (см. Еф. 2:1), так и физически (см. Рим. 5:12). Увидев, что сердца людей переполнились злом, Бог низвел на Землю потоп, который уничтожил все, кроме Ноя, его семьи и всего/ что они взяли с собой в ковчег (см. Быт. 6-8).

В начале в Книге Бытия рассказывается, как Бог управлял миром, потом - как Он начал действовать через одного человека. Бог вызвал Авраама (носившего до заключения завета с Богом имя Аврам) из халдейского города Ура, расположенного в районе древнего Шумера в нынешнем юго-восточном Ираке. В Бытие 12:1-3 рассказывается о конкретных обетованиях, данных ему Богом. Бог обещал Аврааму и его потомству землю (12:1); семя, или потомство (12:2); и благословение (12:2-3). Это называется "Завет с Авраамом".

Через весь Ветхий Завет проходит повествование о том, как Бог передавал через людей Свои обетования дать спасение потомкам Авраама и всему миру.

Обещанным Богом Искупитель должен был произойти из потомков Авраама, называемых в Ветхом Завете "евреями" (см. Быт. 14.13; 40:15). Внук Авраама Иаков получил новое имя - Израиль. А 12 его сыновей и их потомки стали называться 'дети Израиля" или "израильтяне". Одного из сыновей Иакова звали Иуда, от его потомков произошло слово "иудеи". Причем потомок Иуды был не только иудеем, но также израильтянином и евреем, ведь он был в то же время потомком Иакова и Авраама.

"И благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:3), - обещал Господь Аврааму. Новый Завет еще более детализировал благословение "завета с Авраамом", обещав израильтянам спасение, "...все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомя ну более" (Иер. 31:34).

Позднее откровение открыло, что спасение для еврейского народа и всех народов на Земле стало возможным благодаря тому, что Иисус Христос пришел в мир во плоти, как потомок Авраама. Вот почему Иисус сказал женшине-самарянке, пришедшей набрать воды к колодцу Иакова: "Спасение от Иудеев" (Иоан. 4:22).

Иисус Христос принял смерть на кресте, даровав тем самым спасение не только еврейскому народу, но и всему человечеству. "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира", - писал апостол Иоанн (1 Иоан. 2:2).

Итак, Ветхий Завет говорит об истории христианства. Что же касается 24 книг Нового Завета, то в них прослежены его первые шаги и развитие. Новый Завет повествует о рождении Христа, Его жизни, смерти и воскресении. И снова Бог пишет Свою историю руками людей. Эти люди рассказывают нам, как Иисус Христос исполнил пророчества Ветхого Завета и принес спасение всему миру. Авторы книг Нового Завета запечатлели также рассказы очевидцев о делах учеников Христа, проповедовавших повсюду, как можно спастись через веру в Христа.

А теперь, познакомившись с условиями возникновения и предысторией христианства, рассмотрим поближе его догматы.

Вероучение

Во времена апостолов - непосредственных представителей Господа Иисуса Христа - они, получая от Бога откровения, передавали полученные истины следующему поколению. Однако вскоре возникли споры о том, чему, на самом деле, учит Библия о себе самой, о Боге, Иисусе Христе, Святом Духе, грехе и спасении.

Авторитетный источник

Библейское христианство признает Библию - и только Библию - своим высшим авторитетом. Это - эталон, с которым сверяются все доктрины и практические дела. Считается, что Сам Бог вдохновил авторов оригиналов 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Заветов (см. Мат. 5:18; 2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21). Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке (то есть на том языке, на котором тогда говорили евреи) и частично на арамейском, а Новый Завет - на греческом, который был универсальным средством общения во времена земной жизни Христа.

Здесь необходимо уточнить, что именно библейское христианство не считает богодухновенным. Так, не считаются богодухновенными люди, которых Бог избрал для написания Священного Писания, Будучи Богом чудес, Он мог водить рукой любого грешника и получить безошибочное изложение Своего Слова с сохранением персональных особенностей стиля каждого автора.

Также не считаются богодухновенными копии или переводы оригинальных рукописей. Правда, оригинальные манускрипты утрачены, но есть достоверные копии, помогающие воссоздать их тексты. Это примерно то же самое, как если бы кто-то продиктовал текст одного и того же письма нескольким переписчикам, а оригинал этого письма потом потерял. Собрав и сравнив сделанные копии, можно достаточно точно воспроизвести оригинальный текст.

Ни одно толкование, данное каким-либо человеком или какой-либо церковной группой, не считается окончательным. В противном случае именно толкование, а не сама Библия, стало бы источником вероучения. С точки зрения библейского христианства это просто недопустимо. Это нужно обязательно иметь в виду, рассматривая вероучения различных религиозных групп. Знакомясь на страницах этой книги с доктринами некоторых из них, вы еще не раз поймаете себя на мысли, что толкование того или иного лидера кажется порой более авторитетным, чем то, чему учит Священное Писание.

Что касается определения источников вероучения, то во времена раннего христианства были приняты стандарты, позволившие составить "канон" Священного Писания. Так, в число канонических вошли лишь те книги Нового Завета, которые были написаны апостолами или их непосредственными учениками. "Составление канона шло медленно и в основном завершилось лишь к 175 году от Р.Х., хотя авторство нескольких книг так и осталось спорным". К 367 году Отцы Церкви признали богодухновенными 66 книг. Это и есть те самые книги, из которых состоит сегодня наша Библия. И все, отвергающие любую из них или сомневающиеся в ее авторитетности, вступают в противоречие с библейским христианством.

Со времен реформации римско-католическая церковь наравне с Писанием признает авторитетными так называемые апокрифы, которые до этого не считались равными 66 каноническим книгам Библии. Ища аргументов в ожесточенной полемике с реформаторами по таким догматическим вопросам, как учение о чистилище, римско-католическая церковь на состоявшемся в Тренте в 1548 году соборе признала эти книги в качестве канонических. Те же, кто подвергал авторитет апокрифов сомнению, предавались анафеме.

Бог

Многие, находящиеся вне библейского христианства и придерживающиеся иных взглядов на мир, даже не считают Бога Личностью. Другие признают Его Личностью, но не верят, что Он - Троица.

Личность Бога

Когда кто-нибудь в западном мире заявляет, что верит в Бога, то первое, что приходит в голову, это то, что он имеет в виду Бога, о котором говорится в Библии. Этот Бог - Личность и у Него есть разум, эмоции и воля. Однако далеко не все имеют в виду именно Его. Индуизм, например, рассматривает Бога только как обезличенный философский абсолют, отрицая Его как Личность, обладающую разумом, эмоциями и волей. В Америке это вероучение оказало определенное влияние на многие религиозные группы, такие, например, как "Христианская наука", "Новый век", "Трансцендентальная медитация" и "Школа христианского единства".

В библейском христианстве практически мало кто оспаривал то, что Бог - Личность. Этот догмат, как правило, не вызывал сомнений. Деяния Божьи со всей очевидностью свидетельствуют о том, что Он - Личность, обладающая разумом, эмоциями и волей. Если бы это было не так, библейское повествование просто потеряло бы смысл.

Итак, те, кто отрицают Личность Бога, не являются христианами с точки зрения библейского христианства. Вместе с тем, хотя в рамках библейского христианства Личность Бога и не подвергалась сомнению, однако, не обошлось без дебатов об отношениях между различными лицами Божества.

Троица

"Господь един" - говорится во Второзаконии 6:4. Как же в таком случае соотносятся между Собой три лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух? Является ли только одно из них Богом, а остальные подчинены Ему? Споры об этом возникли еще в ранний период становления Церкви.

Для того, чтобы выразить веру в то, что эти три Личности - Одно, хотя и являются отдельными лицами, стали применять слово "Троица". "Оно означает, - поясняет Дж. У. Бромилей, - что каждое Божественное лицо имеет в полноте ту же сущность, составляющую содержание Личности Божества, причем эти единосущные лица Божьи не являются ни тремя богами, ни тремя частями или видами Бога, но являют собой Одного Предвечного Триединого Бога". Упоминание о Триедином Боге мы встречаем в одном из древнейших дошедших до нас документов, так называемом апостольском символе, датируемом 150 годом от Р.Х. "В наше время этот символ веры остается наиболее широко признанным и исповедуемым среди христиан.

"Этот символ веры, - говорит церковный историк Эрл Кэрнз, - обращает внимание на Личность и деяния каждого из трех лиц Святой Троицы".

Триединую природу Бога отрицают сегодня несколько религиозных групп. Среди них - "Свидетели Иеговы", "Унитарии-универсалисты", "Международный путь" и "Всемирная церковь Бога". Поэтому все они находятся вне библейского христианства.

Иисус Христос

Некоторые отрицают Личность Бога, другие - Личность Иисуса Христа. Они заявляют, что Христос - это не Личность, а всего лишь принцип. Есть и такие, которые, признавая Христа Личностью, не верят в то, что Он - Бог. Во что же верует библейское христианство?

Его Личность

Некоторые группы делают акцент на различии имен "Иисус" и "Христос". Имя "Иисус", говорят они, относится к Иисусу-человеку, а "Христос" означает принцип Христа, присущий каждому из людей. Таково, например, убеждение розенкрейцеров. "Христианская наука" заявляет, что слово "Христос" относится к "божественной идее". "Школа христианского единства" утверждает, что "Христос" - это "Божественный Разум". Библейское христианство никогда не разделяло ни одной из этих точек зрения, а имевшие место в его рамках дискуссии касались лишь вопроса о том, является ли Иисус Христос Богом.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!