ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: МЕТАФОРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА



Если экономический, политический, научный или иной успех больше зависитот образов, чем от реальных поступков и вещей, если образ более действенен,чем реальность, то можно сделать вывод, что социальные институты - рынок,корпорация, государство, политические партии, университет и т.д., перестаютбыть социальной реальностью и становятся реальностью виртуальной. Социальныеинституты как совокупности норм, регулирующих взаимодействие людей в той илииной сфере жизнедеятельности и превращающих это взаимодействие в системусоциальных ролей, на протяжении XIX и большей части XX в. существовалиавтономно от индивидов, представляли собой "социальную реальность": естьсистема норм, с которыми необходимо считаться, статус индивида однозначнопривязан к той или иной социальной роли - предпринимателя, работника,партийного лидера, избирателя, преподавателя, студента. Теперь же, когдаследование нормам и исполнение ролей может быть виртуальным, социальныеинституты, теряя свою власть над индивидом, становятся образом, включаемым вигру образов. Институты виртуализируются. Их нынешнее существование вполне адекватноописывается тремя характеристиками виртуальной реальности: нематериальностьвоздействия, условность параметров, эфемерность. Эффект следованияинституциональным нормам достигается за счет образов - симуляций реальныхвещей и поступков; образы стилизуются в зависимости от того, как трактуетсяучастниками взаимодействия институциональная принадлежность ситуациивзаимодействия; выбор (и борьба за право выбора) институциональнойпринадлежности превращает каждый отдельный институт в  периодически"включаемую" и "выключаемую" среду/контекст взаимодействия. [61] Институциональный строй общества симулируется, а не ликвидируется, таккак он, сохраняя атрибутику реальности, служит своего рода виртуальнойоперационной средой, в которой удобно создавать и транслировать образы икоторая открыта для входа/выхода. В этом смысле современное общество похожена операционную систему Windows, которая сохраняет атрибутику реальности,симулируя на экране монитора нажатие кнопок калькулятора или размещениекарточек каталога в ящике. Сохраняется образ тех вещей, от реальногоиспользования как раз и избавляет применение компьютерной технологии. Виртуализируясь, общество не исчезает, но переопределяется.Компьютерные технологии и, прежде всего технологии виртуальной реальности,вызванные к жизни императивом рационализации общества, оказались наиболееэффективным инструментарием его симуляции. И теперь императив симуляцииведет к превращению компьютерных технологий в инфраструктуру всякогочеловеческого действия и к превращению логики виртуальной реальности впарадигмальную для этого действия. Действует императив виртуализации, своегорода воля к виртуальности, которая трансформирует все сферыжизнедеятельности, как они сложились в процессе модернизации. Таким образомопределяется роль микропроцессорных технологий: они представляют собойинфраструктуру развеществления/виртуализации общества. Микропроцессорные технологии обеспечивают свободу входа/выхода каквозможность для индивида уходить из-под сервиса-надзора социальныхинститутов. В этом смысле телефакс, избавляющий от сервиса-надзора такогосоциального института, как почта, обеспечивает "распочтовывание". Ксерокс ипринтер - "растипографирование", видео - "раскинематографирование",персональный компьютер - "разофисирование"... Но главное средстворазвеществления - это Internet, интегрирующий все микропроцессорныетехнологии в глобальную сеть, и именно концепция виртуализации обществапозволяет понять, почему Internet развивается так бурно. Сеть позволяетизбавить коммуникации от сервиса-надзора основных (и любых) социальныхинститутов и расширяет практику неинституционализированных взаимодействий. Internet - это средство и среда существования без/вне общества, еслиобщество трактовать в традиционном для социальной теории ключе как системуинститутов. Общество как система, то есть как нормативная структура, нефункционирует в процессе коммуникаций, осуществляемых через Internet.Справедливости ради следует сказать, что с институциональной структуройInternet все же связан сложным образом. Можно отметить четыре момента: 1) Internet как техническое средство реализует коммуникативные функциисоциальных институтов. Именно Сеть обеспечивает функционированиегосударственных и научных учреждений США на про- [62] тяжении примерно двух десятилетий после создания в самом начале 1970-хгг.; 2) Глобальным и историческим социокультурным феноменом Internet сталтолько тогда, когда через Сеть хлынули потоки неинституционализированных,неподконтрольных обществу коммуникаций; 3) Неинституциональность коммуникаций, осуществляемых в Internet,служит причиной постоянных конфликтов, в основе которых уход пользователей -хакеров, киберпанков и просто обывателей - из-под сервиса-надзора социальныхинститутов. 4) В сети Internet традиционные социальные институты не могутфункционировать в виде нормативных структур, но они существуют в Сети какобразы, которые можно транслировать и которыми можно манипулировать.Институциональность в Internet симулируется: коммуникациям придается образинституционализированных действий в том случае, если этого требуют привычкии стандарты восприятия партнеров по коммуникации. Коммуникации, осуществляемые через Internet, не ориентированы наинституциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в ихне-сетевой жизни. Более того. Internet - среда развития виртуальныхсообществ, альтернативных реальному обществу. Активность индивидов,осуществляющих коммуникации через Internet, их силы и времяпереориентируются с взаимодействий с реальными друзьями, родственниками,коллегами, соседями на коммуникации своего виртуального эго со столь жевиртуальными партнерами. Общение через Internet как раз и привлекательнообезличенностью, а еще более - возможностью конструировать итрансформировать виртуальную личность. С одной стороны Internet дает свободуидентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус,виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства ивиртуальные пороки. С другой стороны происходит "утрата" - отчуждениереального тела, статуса и т.д. Internet - средство трансформации и личностикак индивидуальной характеристики, и личности как социокультурного иисторического феномена. Здесь следует заметить, что личность -новоевропейский социокультурный феномен. В современном смысле слова личностьеще пятьсот лет назад не существовала как общественное явление, то есть былаявлением весьма редким. Такие атрибуты личности, как стабильнаясамоидентификация, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей("творческая индивидуальность") активными пользователями Internetутрачиваются; сознательно или неосознанно ими формируется размытая илиизменчивая идентичность. Виртуализируется не только общество, но ипорожденная им личность. Современное общество структурируется волей к виртуальности. Новыенеравенства возникают как следствия конкуренции образов-стилизаций. Этиновые неравенства трансформируют привычную стра- [63] тификационную структуру. Тот, кто успешно манипулирует образами илипросто вовлечен в этот процесс, всегда приобретает относительно высокийсоциальный статус и в собственных практиках следует императиву виртуализацииобщества. Тот, чьи практики ориентированы на представление о реальностиобщества, с большей вероятностью оказывается в нижних слояхстратификационной пирамиды. Использование аналитических метафор, производных от понятия"виртуальное", в том числе в социологической теории, безусловно есть одно изпроявлений воли к виртуальности, борьбы стилизаций. Но этот факт отнюдь неотменяет собственно теоретического значения концепции. Следует признать, чтометафора виртуальности отлично "схватывает", то есть соединяет в одноймодели новые социокультурные феномены: постмодернизм, компьютеризацию,развитие сети Internet. Сила новой аналитической метафоры обнаруживается привыявлении "разрыва" между социально реальным и социально виртуальным. Вопросо том, является ли возникновение такого рода "разрывов" в разных сферахобщества признаком изменения общества, может дебатироваться. Но  наиболеевлиятельные в конце XX в. социологические модели общественных изменений -теории модернизации и глобализации - не способны вполне учесть эти"разрывы". Именно эвристические возможности концепции виртуализации обществаделают ее альтернативой теориям модернизации и глобализации и наводят навопрос о соотношении этих концепций.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!