ПОСТМОДЕРНИЗМ: СИМПТОМЫ РАЗВЕЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА



Восприятие общества как реальности на протяжении XIX-первой половины XXв. было не просто теоретической точкой зрения, которую можно былокритиковать, как это делал, например, М. Вебер. Представление обобъективности социальной реальности было обыденным автоматизмом мышления иповедения. Немногочисленные рефлектирующие социологи вроде М. Вебера моглилишь корректировать это представление, предостерегать от его абсолютизации.Ситуация принципиальным образом изменилась во второй половине XX в. Теперьгораздо убедительнее выглядят и все чаще абсолютизируются разного роданоминалистские и феноменологические концепции социальной реальности. Нонаиболее радикален и потому симптоматичен постмодернизм, констатирующийдестабилизацию и даже исчезновение этого рода реальности. Становление постмодернизма как эстетического и идейного теченияприходится на I960-70-е гг. Начало использованию термина "постмодернизм"было положено в 1960-х гг., когда поборники нового направления в архитектуреотказались следовать принципу рационализации конструкций зданий, и на сменустилевому единообразию в духе функционализма пришла "игровая" архитектуранамеренно вычурных и запросто совмещаемых стилизаций. К концу 1970-х гг.эклектичность уже предстала как общая характеристика, а коллаж какуниверсальная эстетическая форма новой культурной эпохи - Постмодерна.Отвечая на вопрос, что такое постмодернизм, французский философ Ж.-Ф. Лиотарконстатировал: "Эклектизм есть отправная точка современной культуры в целом: человекслушает реггей, смотрит вестерн, ест пищу от McDonald's за [34] ланчем и блюда местной кухни за ужином, пользуется парижскойпарфюмерией в Токио и носит одежду в стиле "ретро" в Гонконге; знание - этоматериал для телевизионных игр"(1). Хотя Лиотар и определяет новую культурную ситуацию посредством сугубоэстетической категории, сама эта категория в контексте противопоставленияПостмодерна и Модерна имеет явно общесоциологический смысл. Антиподомпостмодернистской эклектичности является модернистская упорядоченность(связность, однозначность), то есть та определенность, которая задаетсяинституциональным строем любому роду деятельности - художественномутворчеству, выбору пищи и одежды, занятию бизнесом или политикой. Тетенденции, которые уже традиционно квалифицируются как проявленияпостмодернизма в различных сферах общества, объединяет именнообнаруживающаяся в них эклектичность - превращение системы (связнойпоследовательности и  единообразия деятельности) в конгломерат(парадоксальное соединение разнородных и фрагментарных актов). В экономике главный симптом перехода к Постмодерну - это консьюмеризм,ставший в развитых странах на протяжении 1950-х- 1960-х гг. образом жизни истратегией поведения на рынке как для масс потребителей, так и длякорпораций. На перенасыщенном рынке масса однотипных товаровдифференцируется посредством незначительных различий в дизайне иаксессуарах. Потребление индивидуализированных товаров и услуг становитсясредством индивидуализации стиля жизни. Нарастает сегментация рынка,сегменты пересекаются, и нарушается устоявшаяся стратификация внутреннеоднородных стилей потребления. Возникает эклектизм, описанный Лиотаром инаглядно демонстрирующий нарушение задаваемой институциональными нормамиоднозначности связи между экономическим статусом и стилем потребления. В политике в 1960-х-1970-х гг. распространились сформулированные еще вконце 1950-х гг. доктрины "конца идеологии" и конвергенции(2), отрицавшиецели и принципы политической борьбы, устоявшиеся за полтора столетиямодернизации. Альтернативой модернистским политическим доктринам и партийныморганизациям стали в последней трети XX в. антивоенное, правозащитное иэкологическое движения, движения "народной дипломатии", движения,отстаивающие интересы этнических, культурных, сексуальных меньшинств,локальных общин и т.д. Происходит миноритизация(3) политики. Электорат какоднородная масса, распределяющаяся на большинство и меньшинство вдольединственной оси "правые - левые", замещается конгломератом меньшинств, длякоторых главной ставкой в по- --------------------- (1) Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Manchester, 1984. P. 76. (2) См., например: Bell D. The end of ideology. New York, 1960; SorokinP. Mutual convergence of the United States and the USSR to the mixedsociocultural type //International journal of the contemporary sociology.1960. N 1. (3) От англ. minority - меньшинство. [35] литической борьбе является право на альтернативный образ жизни. В такойситуации стратегия сбора голосов не может базироваться на однозначной,унифицированной доктрине-идеологии. Мультикультурализм становится не столькоидейной, сколько прагматической основой политической деятельности. В науке конца XX в. возобладала тенденция теоретического плюрализма,закрепившая радикальный  лозунг методологического анархизма "можно все"(anything goes)(1) в форме мультипарадигмальности. Принцип кумулятивизманаучного знания замещается принципом пролиферации - безграничного умножениятеорий, нередуцируемых одна к другой. Представление о принципиальнойнесоизмеримости теорий релятивизирует научную истину, абсолютизированную вкультуре эпохи Модерн. До-, пара-, ненаучные представления реабилитируются вобщественном сознании, воспринявшем критику сциентизма и последствийнаучно-технического прогресса. В сфере искусства формируется и закрепляется практика (исоответствующие доктрины) соединения элементов разных стилей ихудожественных техник в коллажах, которые расцениваются не с точки  зрениясвободы видения и самовыражения субъекта творчества и не с точки зрениясовершенства техники изображения объекта, но с точки зрения возможностиинтерпретации связи произведения с различными художественными традициями.Концептуализм в изобразительном искусстве и литературе, кино-ремейки,поп-музыка 1960-х-1970-х гг. отмечены этой тенденцией к синтезу стилей,жанров, техник, присущих различным художественным направлениям и культурам.Полистилизм - это ныне не столько характеристика сосуществования/конкуренциихудожественных направлений и школ, сколько основа и характер художественнойдеятельности вообще. В результате сексуальной революции и нового подъема феминизма во второйполовине XX в. происходит плюрализация сексуальной морали и форм сексуальнойжизни. Общественное мнение примиряется с тем, что сексуальная ориентацияиндивидов одного пола не только может быть различной, но даже непостоянной инеопределенной. Получают распространение альтернативные формы семьи:неполная, пробная, дислокальная, гомосексуальная. Отмеченные тенденции фрагментации в рамках модернистской картины мирапредстают как дестабилизация социального порядка. Поэтому противникипостмодернизма по-своему правы, когда квалифицируют моду на критикугуманизма и науки, на скепсис в отношении эстетических иобщественно-политических идеалов как угрожающий симптом "цинизма инигилизма"(2). Промодернистски ориентирован- ---------------  (1) Feyerabend P. Against method. Outline of an anarchistic theory ofknowledge. London, 1975 (2) См., например: Harvey D. The condition of postmodernity. Oxford,1989; Vattimo G. The end of modernity. Nihilism and hermeneutics inpost-modem culture. Cambridge, 1988. [36] ные авторы понимают или, по крайней мере, чувствуют, что сутьпостмодернизма в развенчании "идолов" Свободы и Прогресса. Основаниепостмодернизма - недоверие к "великим преданиям" эпохи Модерн(1), сомнение втом, что научный и технический прогресс, подчинение природных и управлениесоциальными силами есть безусловное благо, что все это освобождает человекаот нужды, угнетения и предрассудков; сомнение в том, что "новое"обесценивает, делает ненужным "старое". Постмодернизм означает уравнение вправах "объективного" и "субъективного", "рационального" и"иррационального", "научного" и "ненаучного", "архаичного" и "современного".Постмодернизм как некое "после",  то есть сменяющее модернизм, ориентированна движение дальше Прогресса и избавление от Свободы. Абстрагируясь отпристрастности обличителей постмодернизма, следует признать, что ими точносхвачена характерная тенденция Постмодерна - беззастенчивое использованиеплодов Модерна в антимодернистском отрицании его. Поэтому понятие цинизмаздесь вполне уместно. Нужно лишь социологически его интерпретировать. Цинизм здесь - это усилие освободиться от модернистских ценностей,овеществленных в социальных институтах, посредством модернистских жесоциальных технологий. Такого рода цинизм и демонстрируют постмодернистскиепрактики с их ироничным эклектизмом. Эклектизм нарушает институциональноустанавливаемые эстетические, этические, политические и иные иерархии играницы. Но постмодернисты не столько отрицают, сколько симулируютсоциальную активность в модернистском, нормативном ее толковании.Постмодернизм не вводит новые ценности и потому сводится к демонстрациинарочито "свободного" и "прогрессивного" отношения к ценностным приоритетам,иерархиям характерным для эпохи Модерн. Постмодернизм и как теория, и как практика возможен потому, что Свободаи Прогресс перестают быть проблемой. Рационализация общества и эмансипацияиндивида все-таки состоялись, хотя результаты этих процессов неожиданны иболезненны для сознания, поглощенного модернистской идеологией: процессреализации ценностей оказался процессом овеществления. В отрегулированном,автоматизированном обществе массового потребления и массовой демократииможно быть скептиком и нигилистом в отношении Свободы и Прогресса, нет нуждыбыть деятельным и целеустремленным, потому что из идеологии, ориентирующеймышление на осознанный выбор целей и способов действий. Свобода и Прогресспревратились в элементы коллективного бессознательного, в интеллектуальныепривычки и поведенческие автоматизмы. Из сферы общественного устройстваСвобода и Прогресс перекочевали в сферу повседневности, обустройства быта.Мотивы Свободы и Прогресса больше не определяют выбор политического иэкономического курса, но зато, если --------- (1) Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. [37] судить по вездесущей рекламе,  определяют выбор одежды, еды иликосметики. Постмодерн как культурно-историческая эпоха/ситуация (вторая половинаXX-начало XXI в.) характеризуется реализованностью/ исчерпанностью ценностейСвободы и Прогресса и наличием системы социальных институтов, сложившихся вкачестве форм реализации этих ценностей. Следствием неактуальностимодернистских ценностей становится упадок мобилизующей и организующей силыобщества как системы институтов. Симптомами упадка институтов можно считатьснижение доверия к корпорациям и государству, снижение членства в партиях ипрофсоюзах, активизацию так называемых новых социальных движений на фонеинертности масс, и в целом - описанную выше фрагментацию социальногопорядка. Упадок институционального строя отрефлектирован в социологическойтеории конца XX в. Наиболее ярко эта рефлексия представлена в концепцииЖ.-Ф. Лиотара, констатировавшего "атомизацию" социального в эпоху"расслабленности"(1), и в концепции Ж. Бодрийяра, провозгласившего "конецсоциального" в эпоху "инертности" и "меланхоличности"(2). По мысли Лиотара,при переходе от Модерна к Постмодерну происходит дезинтеграция социальныхагрегатов, их распадение на массы индивидуальных "атомов". "Атомизация"социального - это образование множества "гибких сетей языковых игр".Согласно Бодрийяру, социальность, под которой он по всей видимости понимаетинтеграцию индивидов в общество посредством целесообразных взаимодействий,ориентированных на ценности, на исходе XX в. исчезает, поглощаемая "чернымидырами" безразличных масс (потребителей, избирателей, телезрителей). Массы -это экстатический конец социального. Лиотар и Бодрийяр - постмодернисты и ихнарочито метафоричные концепции могут рассматриваться как своего родаидеология нового интеллектуального и эстетического течения. Однако ипредставитель вполне респектабельной социологии А. Турен фиксирует ту жетенденцию "исчезновения" социального, когда пишет, что общество нынепредстает не как "институционально регулируемое целое", а как "аренаконфликтов из-за использования символических благ"(3). Концепции Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, А. Турена весьма симптоматичны.Взятые вместе, они позволяют сделать вывод, что общество переопределяется. Спереходом в новую эпоху, в которой ценности реализованы и потому неактуальны, то, что считается социальной структурой, социальной реальностьюper se утрачивает устойчивость и определенность, и тогда социологи начинаютговорить об эфемерности, нестабильности, неопределенности, парадоксальности, (1) Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. (2) Baudrillard J. In the shadow of the silent majorities or The end ofthe social and other essays. New York: Seabury, 1983. (3) Touraine A. The waning sociological image of social life //International journal of comparative sociology. 1984.N 1. [38] иррациональности или вовсе об исчезновении социального бытия в ситуацииПостмодерна. Общество не исчезает, хотя перестает быть реальным. Посколькусущество современного общества (Modern society) в реализации ценностей кактого, о чем, по выражению Хайдеггера, "во всем постоянно идет дело"(1), тообразующие социальную реальность так называемые основные подсистемы"общества вообще" - политика, экономика, наука, культура - суть лишьценностные ориентации эпохи Модерн. Структурная дифференциация обществаобусловлена не детерминацией (К. Маркс), не функциональностью (Т. Парсонс)или аутопойесисом (Н. Луман), а простым подведением артефактов и социальныхтехнологий под рубрики располагания сущим. Ведь отнесение к экономике, кполитике или искусству определяется вовсе не свойствами вещей, слов илипоступков, а отношением к ним как жизненно важным или несущественным.Концепции иерархии, равноправности и, наконец, самодостаточности "подсистем"общества (экономики, политики, науки и т.п.) артикулируют формы такогоотношения, формы ценностной рубрикации. В  силу того, что структура общества есть лишь ценностная рубрикация, сдеактуализацией ценностей общество развеществляется: оно становитсяэфемерным, абсурдным, ирреальным, но продолжает существовать.Институциональная структура перестает быть собственно социальной структурой,но она отнюдь не исчезает. Этот парадокс объясняется с помощью понятиясимуляции, введенного в 1970-х гг. Ж. Бодрийяром. Написав об "утрате" реальности в эпоху Постмодерн, Бодрийяр на свойманер констатировал ситуацию завершения процесса овеществления общества(2).Дефицит реальности у Бодрийяра - это вовсе не дефицит вещей и поступков.Напротив, он пишет о нарастающем "перепроизводстве" их в качестве знаковреального. Стало быть, под реальностью понимается некое "реальное"содержание, то есть ценностное наполнение вещей и поступков. Утратареальности в концепции Бодрийяра - это утрата различения знака-образа иреферента-реальности. Бодрийяр различает четыре последовательные фазыотношения между знаками и реальностью: образ является отражением подлиннойреальности; он маскирует и извращает подлинную реальность; он маскируетотсутствие подлинной реальности; он не имеет никакой связи с какой бы то нибыло  реальностью. Постмодерн - время перехода к отношению третьего ичетвертого порядков. "Знаки" не обмениваются больше на "означаемое", онизамкнуты сами на себя. Они симулируют наличие связи "знак-референт", и этисимулякры(3) функционируют как самореферентные знаки. ---------------- (1) "Если ценность есть то, о чем во всем постоянно идет дело, тоодновременно она оказывается тем, в чем имеет свое основание всякое "дело",в нем пребывая и из него черпая свою устойчивость" (Хайдеггер М. Время ибытие. М., 1993. С. 71). (2) Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris, 1981 (3) Введенный Бодрийяром термин "симулякр" обозначает продукт/продуктыпроцесса симуляции. [39] В свете концепции кардинального изменения в "способе означивания"самоподдержание социальной системы предстает как симуляция, скрывающаяотсутствие "подлинной реальности", под которой Бодрийяр явно подразумеваетреальность, задаваемую проблемной картиной мира Модерна. Когда процессовеществления приходит к своему логическому завершению, Свобода и Прогрессперестают быть аутентичной реальностью, тем "референтом", по отношению ккоторому артефакты и социальные технологии суть "знаки". Однако Бодрийярупустил из виду, что сами "знаки" - артефакты и социальные технологии - впроцессе овеществления становятся "новой реальностью". Теперь знакиреального более действенны, чем сама реальность. Ценности в роли "референта"необходимы лишь как алиби существующего порядка вещей. Дефицитдействительной референции вещей и поступков к Свободе и Прогрессукомпенсируется интенсивной знаковой манипуляцией. Отсюда -"перепроизводство" символов Свободы и Прогресса в масс-медиа, в рекламе и наупаковке товаров и т.п. Налицо симуляция не реальности вообще (знать бы еще,что это такое), а реальности социальных институтов Модерна, и эта симуляция- симптом и фактор развеществления общества. Развеществление- это сугубо негативная характеристика. Она указывает наотрицание старого и характеризует новое лишь как отсутствие старого. Нообщество, развеществляясь, не исчезает. Ироничная симуляцияинституциональных образцов в постмодернистских практиках- это новый модус"бесплотного" существования общества. Концепция симуляции раскрываетсоциокультурный смысл постмодернизма как продолжение Модерна после егоокончания. По словам склонного к эпатирующим метафорам Бодрийяра социальноепо сути мертво, но продолжается в отвратительной форме, подобно росту ногтейи волос у трупа'. Но возможна и менее эмоционально окрашенная и лучшеподдающаяся социологической операционализации метафора развеществленияобщества. Это - виртуальная реальность.    (1) Baudrillard J. L'Illusion de la fin ou la greve des evenements.Paris, 1992 [40]

 * ЧАСТЬ II *

ВЕЩИ - ОБРАЗЫ: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!