ИСКУССТВО: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА



Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющихспособы постановки и решения проблем создания и сохранения художественнойценности. Базовые элементы этого нормативного комплекса(1) такжевиртуализируются в эпоху Постмодерн. В искусстве постмодернизма произведение как таковое становится актомдеконструкции как со стороны художника, так и со стороны публики. Вычленениефрагментов техник и произвольное манипулирование ими как знаками"художественного мастерства" симулируют свободное, то есть виртуозноевладение техникой (письма, рисунка, танца, игры и т.п.). Вычлененные изклассических произведений и традиционных стилей клише включаются в любыекомбинации с бытовыми предметами и жестами и служат знаками, маркирующимиэти комбинации как "художественное творчество". Наличие знаков"художественного творчества" - достаточное условие для признания зарезультатом статуса "произведения искусства". В эпоху Постмодерн создаетсяне произведение искусства, а скорее образ его. Комбинация цитат как конституирующий прием легко обнаруживается впостмодернистских живописи, литературе, кино, архитектуре. Частичное, нонарочитое цитирование традиционных художественных приемов в коллажах,клипах, хэппенинге, перформенсе конституировало поп-арт как особое течение визобразительном искус- -------------- (1) Подробнее см.стр.31. [55] стве. Ироничное соединение стандартных фрагментов разнородныххудожественных техник и бытовых предметов и жестов в изощренную комбинациюцитат становится способом создания образа "виртуозного" и "оригинального"художника-постмодерниста. Но, как и всякая ирония, постмодернистская - этоностальгическое чувство. Поп-арт симулирует "новаторский стиль" и "свободусамовыражения" модернистских течений европейского искусства середины XIX-начала XX в. Так же, как художники поп-арта, литераторы-постмодернисты,пародируя и переплетая художественные приемы детектива, философского эссе,рекламы, реалистического романа и т.д., создают ностальгически окрашенныесимулякры массовой культуры XIX-XX вв. В качестве наиболее ярких примеровтакого рода литературы можно назвать ставшие культовыми "Завтрак длячемпионов" (1973) Курта Воннегута и "Имя розы" (1980) Умберто Эко. Вкинематографе последней четверти XX в. постмодернистская эстетикацитирования воплотилась в серии иронически-ностальгических ремейков. В1990-х гг. на этой волне возникли фильмы - симулякры экранной славыбестселлеров 1960-70-х гг., например, "Годзилла в Нью-Йорке", новые версии"Звездных войн", серия фильмов об Остине Пауэрсе - пародия на пародийные жефильмы о Джеймсе Бонде. Отличительная черта постмодернистской архитектуры -цитирование функционализма начала-середины XX в., стиля модерн рубежа XIX-XXвв., барокко рубежа XVII-XVIII вв. и других направлений для созданияопределенного образа здания. Геометрическая лаконичность, прозрачностьобъемов, открытость коммуникационных сетей, не являются большеконструктивными решениями создания функционального пространства, на чемнастаивал Ле Корбюзье. Это декоративные средства, создающие образ"современного центра искусств", "университета научно-технической эры","динамичного и надежного банка" и т.п. Функциональность симулируется.Симулируется и индивидуальность, неповторимость. Выступающие блоки,изгибающиеся линии конструкций, цитирующие то шпили и купола барокко, тоэркеры и фронтоны модерна, призваны придать образ "уникальности" и"культурной органичности" сугубо функциональным сооружениям, вродемногоквартирного дома - "жилой машины", по словам все того же Корбюзье(1),или ресторану fast food. Поскольку цитирование - конституирующий прием постмодернистскогоискусства, постольку восприятие его постмодернистской же публикой - этосвоего рода эстетический "анемнезис". Публика отыскивает "следы" -узнаваемые отсылки к оригинальным, но хрестоматийным произведениям и стилям.Именно реактивация посредством отсылок к образам классики создаетнеобходимый и достаточной эстетический эффект. Виртуальное следованиеинституциональным нормам художественного творчества (создание набора цитат-отсылок) превращает экспонируемый объект в своего рода генератор ---------------- (1) Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурныепоследствия технического развития. М" 1997. С. 160. [56] виртуальной реальности. Восприятие художественного объекта происходиткак генерация миров фрагментарных образов произведений, реально неприсутствующих в данном процессе экспонирования. В ситуации, когда произведение виртуализируется, виртуализируется ихудожественное "производство". Создание произведения превращается в "проект"- комплекс PR-акций, в котором утрачиваются различия между рекламой ихудожественными практиками в традиционном их понимании. Рекламные TV-ролики,клипы, составленные из фрагментов рабочего материала, репортажи в СМИ опроекте, интервью с авторами, презентации и продажи сопутствующих товаров -сувениров, значков, футболок с символикой проекта занимают больше времени иотнимают больше сил, чем само экспонирование: спектакль, выставка,кинопремьера и т.п. Образ проекта и эстетически и экономически превалируетнад собственно его реализацией. Мы живем и действуем в эпоху искусства образов и образов искусства.Базовые компоненты художественных практик Модерна (создания произведенияискусства) - произведение, стиль, эстетическая оценка - симулируются. Какследствие, виртуализируются институты - художественное направление/школа,художественная презентация (выставка, спектакль, концерт), художественнаяорганизация (театр, киностудия, мастерская, музей).

СЕМЬЯ: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЛЮБВИ

Семейные институты сформировались как комплекс норм, которые воплощаютдля людей эпохи Модерн решения проблемы обладания личной жизнью,удовлетворения психо-физиологических потребностей. Базовые элементыбрачно-семейных практик Модерна(1) на исходе XX в. виртуализируются. В модернизированном обществе утверждается "открытый" характерсексуальной самоидентичности. Человек постоянно задает себе и окружающимвопрос "кто я?" в контексте возможных половых ролей. Решение вопроса важно,так как определяет стиль жизни. Сексуальность становится формойсамоидентификации, самовыражения и самоутверждения личности. Сексуальностькак совокупность биопсихических реакций и переживаний замещается практикамисоздания, поддержания и варьирования образа сексуальности - сексапильности:одежда, уход за телом, косметика, эротизация поведения. Посредством санкционированной сексуальной свободы и прогрессасекс-индустрии и контрацепции сексуальность отделилась от репродукции, сталаавтономной. Этот процесс аналогичен отделению -------------- (1) Подробнее см. стр.33. [57] экономики от производства, политики от управления, науки отисследования, искусства от творчества. В эпоху Постмодерн любовь и брак все меньше определяются реальными -материальными, физиологическими и т.п. - потребностями и все большестановятся производной от образов сексуальности и семьи,создаваемых/конструируемых индивидами, а чаще заимствуемых у масс-медиа. Физиологические потребности можно удовлетворять без жесткойидентификации/ориентации, без официального принятия обязательств в отношениипартнера и потомства. Ныне санкционируется практически любая ориентациясексуального поведения. Сексуальная свобода находит выражения в практике"открытых отношений", "пробного брака" - партнерства/сожительства(cohabitation), гомосексуальных союзах. Брак становится виртуальным. Сейчасоколо половины всех браков заключаются после устоявшегося партнерства,причем не всегда оно - первое. Если в Европе, сожительство еще в 1960-х гг.было морально рискованным, а в США даже рассматривалось как правонарушение,то к концу столетия "пробный" брак стал рутинной практикой. Порядка четвертинеженатых мужчин и незамужних женщин в США и Европе в возрасте 25-40 летживут совместно с сексуальным партнером. О виртуализации института бракасвидетельствует и увеличение числа рождений детей, чьи родители не находятсяв браке (табл. 6). Родительство вне брака может быть альтернативойродительству в браке лишь в ситуации, когда институциональное регулированиесексуального поведения становится виртуальным, а не реальным, как это былораньше. Таблица 6. Доля рождений вне брака, % Страна \ Год 1970 1980 1990 1996 США 10.7 18.4 28.0 30.0 Великобритания 8.0 11.5 27.9 34.0 ФРГ 7.2 11.9 15.3 18.0 Составлено по: Иванова Е. И., А. Р. Михеева. Внебрачное материнство вРоссии// Социологические исследования. 1999. No 6; The Economist. 1999.January 23-29. Материальные потребности современный человек может удовлетворять безведения общего хозяйства, без кооперации с родственниками, без взращиваниясмены. Система социального обеспечения, эта воплощенная модернизацияинтимности, свела общественный институт родства к нуклеарной семье -минимальному объекту опеки и регулирования. Теперь даже это минимизированноеродство виртуализируется. В 1994 г. в США 25% всех детей в возрасте до 18лет воспитывалось матерями-одиночками. Еще более показательна статистикадомохозяйств, вообще не имеющих "кормильца", то есть рабо- [58] тающих взрослых (табл. 7). Стабильное существование неполных семейозначает, что исполнение социальных ролей заботливых родителей,воспитывающих, взращивающих детей, становится виртуальным. В отсутствиереальных родительских функций, рассеянных между педагогами, чиновникамисистемы welfare, социальными работниками и т.п., родительство становитсясимулякром - образом материнства/отцовства, не имеющим референтов вреальности. Таблица 7. Доля домохозяйств с детьми и без работающих взрослых, 1996г. Страна Доля в общем числе домохозяйств с детьми, % США 12 Великобритания 19 ФРГ 8 Составлено по: The Economist. 1999. September 25-October 1. Виртуализация семейных отношений очевидна в гомосексуальных семьях,фактически терпимых и претендующих на легализацию. В гомосексуальных союзахсо всей очевидностью симулируются брачное поведение и супружество,исполнение поло-возрастных ролей, характерные для институционального строя,предполагающего существование лишь гетеросексуалов. Еще более виртуальными представляются неполные семьи, функционирующие"с замещением": "предельный случай" виртуальной семьи - союзы "Эго + PC",когда эмоции, получаемые в коммуникации с образами, генерируемыми надисплее, компенсируют отсутствие одного из классических партнеров - отца(мужа), матери (жены), ребенка. В интимной сфере отчуждение человеческойсущности в виртуальную реальность может принимать и более изощренные формыкиберпротезирования реальных сексуальности и семейных отношений'. На рубежеXX-XXI вв. на базе сети Internet происходит консолидация этих отчужденныхформ в виде глобальной сферы виртуального секса. Неполные, "пробные", дислокальные, гомосексуальные семьи объединяет то,что в них симулируются супружество, родительство, родство по типу нуклеарнойсемьи. Новые семейные формы не являются "продуктами распада" семейныхустоев. Они - стабильные формы симуляции. Симулируется нуклеарная семья с еерепродуктивными, психорелаксационными функциями, а также функциямилегитимации секса и первичной социализации детей. В эпоху Модерн, в условияхкультурно санкционированных и технически и финансово обеспеченныхсексуальной свободы и социальной защиты, семья функционирует в качествепостоянного и социально призна- -------------- (1) См., например, раздел "Киберсекс" в книге А. Бюля "Виртуальноеобщество" (Buhl А. Die virtuelle Gesellschaft...). [59] ваемого союза разнополых эго, нацеленного на материальную иэмоциональную взаимопомощь и "воспроизводство" потомства. Семенные отношенияформируются и поддерживаются по соображениям достижения статуса,материального благополучия, общественного одобрения и т.п. Виртуальные жесемьи эпохи Постмодерн поддерживаются не соображениями выгоды или подчиненияокружающим, а аффективными "мы"-образами, сконструированной гармониейиденгичностей. В виртуальных семьях образ, идея семьи явно преобладает надреальными отношениями. Виртуальные партнеры и виртуальные роли замещаютнедостаток или отсутствие реальных. Мы живем в эпоху семьи образов и образовсемьи. Базовые компоненты брачно-семейных практик Модерна (любви/заботы) -сексуальность, супружество, родительство - симулируются. Институты - брак,родство (по нуклеарному типу), воспитание - виртуализируются.

X x x

Фрагментарное описание разрозненных тенденции в пяти избранных дляанализа институциональных сферах обнаруживает радующую истинного ценителясоциологической информации монотонность. Однообразие это позволяет сделатьобобщающий вывод: ориентация практик не на вещи, а на образы оборачиваетсясимуляцией социальных институтов, поскольку следование социальным ролямстановится виртуальным. Институты сами становятся образами, превращаются всвоего рода виртуальную реальность. [60]

 * ЧАСТЬ III *

РЕАЛЬНОЕ - ВИРТУАЛЬНОЕ: ПАРАДИГМА ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!