МОДЕРНИЗАЦИЯ: ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА



В социологии 70-90-х гг. XX в. интерпретация смысла современныхтехнических, экономических, политических, культурных феноменов представленадвумя фундаментальными и конкурирующими позициями - модернизмом ипостмодернизмом. Сторонники той и другой ведут споры о том, можно ликвалифицировать современность как качественно новую стадию в развитииобщества - Постмодерн или как продолжение еще не завершенногосоциокультурного проекта Модерн, и следует ли говорить о новейших измененияхкак о постмодернизации или как о поздней модернизации(1). Решение даннойтерминологической проблемы не так принципиально, как выяснение существа тогосоциокультурного сдвига, который произошел; симптомы этого сдвига и породилидискуссию между "мо" и "по". Анализ современного социокультурного сдвигапредполагает наличие четкого представления о том, что такое модернизацияобщества. Как это ни парадоксально, но базовые для дискуссии между "мо" и"по" представления об обществе современного типа (Modem society) имодернизации как процессе/процессах, в результате которых данный типобщества сформировался, остаются весьма неопределенными и плохо согласуютсядруг с другом. Анализ существующих концепций современного общества приводит к выводу,что общепринятой моделью модернизированного социального порядка служитмодель массового общества. За многочисленными определениями современногообщества как "индустриального", "изобильного", "демократического","открытого" и т.п.(2), ------------- (1) Для сравнения позиции симптоматичны: Лиотар Ж.-Ф. СостояниеПостмодерна. СПб., 1998; Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект //Вопросы философии. 1992. No 4; Beck U., Giddens A., Lash S. ReflexiveModernisierung. Frankfurt a. M., 1996; Crook S., Pakulski J., Waters M.Postmodernization. Change in advanced society. London, 1992. (2) См., например: Aron R. La development de la societe industrielle etla stratification sociale. Paris, 1956; Galbraith J. The affluent society.Harmondsworth (Mx), 1968; Popper K. The open society and its enemies.London, 1942.     [21] угадывается один и тот же набор атрибутов. В качестве таковых выступаютэкономика массового производства и потребления, государство массовойдемократии и массовых партий, массовая культура - наука и искусство,развиваемые для масс и силами масс. Еще одним атрибутом обществасовременного типа является социальная стратификация как специфическая формадифференциации статусов, упорядочения отношений между людьми. Черезинституты всеобщей занятости, всеобщего избирательного права, всеобщегообразования, всеобщей воинской повинности, всеобщего медицинского ипенсионного страхования и т.п. большинство людей вовлекается в сферусоциального обеспечения-контроля, где стираются, становятся несущественнымисословные и классовые различия и формируется однородная в отношении прав иобязанностей масса. Масса дифференцируется на слои, в зависимости от уровнядохода, потребления, образования, квалификации, и др. Социальный статусиндивида определяется не принадлежностью его к общности - клану, классу илисословию (предписываемый статус), а является результатом индивидуальнойоценки его качеств и деятельности по универсальным критериям (достигаемыйстатус). Хронология возникновения названных атрибутов современного,модернизированного общества позволяет четко определить исторический рубежначала модернизации. Массовое производство в его отличии от характерного для традиционногообщества кустарного и штучного производства начинается с созданием фабрик ивнедрением поточных технологий. Первые фабрики появились в Англии в 1770-хгг., а первое поточное производство - конвейерная сборка автомобилей назаводе Г. Форда - в США в 1910-х гг. Массовое потребление, порожденноемассовым производством, вызывает к жизни организацию торговли на принципахиндустрии. Первой формой такой организации стали в 1820-х гг. парижскиепассажи - предтечи нынешних супер- и гипермаркетов. Массовая демократия в ее  отличии от характерной для традиционногообщества монархической и олигархической организации власти формируется помере распространения избирательных прав на большинство населения. Первойстадией этого процесса стало предоставление права голоса всем взрослыммужчинам. В США это произошло в 1821 г.(1); в Англии в ходе ряда реформ с1832 по 1884 г.; во Франции - в 1848-1875 гг.; в Германии - в 1848-1871 гг.На женщин право голоса распространили после Первой мировой войны, намолодежь в возрасте 18-20 лет - после Второй мировой войны. Первые массовыеполитические партии возникают вслед за распространением избирательных прав:демократическая партия США была организована в 1828 г., республиканскаяпартия - в 1854 г., в Великобритании либеральная и консервативная партиибыли преобра- -------------- (1) Неграм в южных штатах право голоса, хотя бы формально, былопредоставлено в 1866 г. [22] зованы из политических клубов в массовые организации в середине 1860-хгг., лейбористская партия была организована в 1900 г., в Германиипрогрессистская партия сформировалась в начале 1860-х,социал-демократическая партия была основана в 1869 г. Массовая культура в ее отличии от присущего традиционному обществуизоляции культуры как привилегии высших сословий от быта/обычаевпростолюдинов развивается как индустрия развлечений и индустрия знаний,ориентированная на потребности большинства. Первой формой предприятий такогорода индустрии стали промышленные выставки (национальная в Париже в 1798 г.,всемирные в Лондоне в 1851 г. и в Париже в 1855 г.)., соединившие в массовомзрелище эстетику, информацию и коммерцию. Экспонирование стало главнымспособом существования культурных феноменов, совершенствование которогопроисходило по мере появления печатных (типографских) машин (1810-е гг.),фотографии (1840-е гг.), кино (1890-е гг.), радио (1910-е гг.)(1),телевидения (1930-е гг.). Развитие индустрии знаний начинается с введениемвсеобщего школьного образования и с созданием научно-исследовательскихинститутов. Первый национальный закон о всеобщем образовании был принят вДании в 1814 г., аналогичные системы были введены в североамериканскихштатах на протяжении 1852-1900 гг., в Японии в 1872 г., в Великобритании в1880 г., во Франции в 1882 г. Хотя понятие "институт" к научному учреждениювпервые было применено еще"в 1795 г. (Институт Франции), первыенаучно-исследовательские институты в современном их понимании началифункционировать в Великобритании в 1871 г. (Кавендишская лаборатория), воФранции в 1888 г. (Пастеровский институт), в Германии в 1911 г. (институтыОбщества кайзера Вильгельма). Стратификация как форма социальной дифференциации, отличная отхарактерных для традиционного общества форм, формируется по мереисчезновения сословных, клановых и классовых привилегий и барьеров длясоциальной мобильности.  Самыми первыми, пусть и формальными актамиликвидации таких барьеров стали Конституция США в 1787 г. и набор поправок кней в 1790 г. (так называемый "Билль о правах"), а также Декларация правчеловека и гражданина во Франции в 1789 г. Возникновение первых атрибутов современного общества, таким образом,приходится, самое раннее, на конец XVIII-начало XIX в.(2) В тот же период,когда возникают атрибуты социального порядка современного типа, происходятсимптоматичные перемены в мировоззрении. Идеи Просвещения XVIII в. обабсолютности и универсальности ценностей свободы и прогресса из сферыфилософских дебатов --------------- (1) Имеется в виду не "беспроволочный телеграф" Маркони и Попова, азвуковое вещание - передача и прием человеческой речи, музыки и т.п. (2) Таким образом, концепции, относящие начало модернизации ксемнадцатому веку и ранее, не вполне корректно соотносят используемую в нихмодель общества современного типа с историческими фактами. [23] проникли в политическую, экономическую, эстетическую, юридическуюпрактику, превратившись из критики существующего социального порядка в егоидеологию, то есть аффирмативный дискурс. Апелляцией к Свободе и Прогрессустали обосновываться в конечном итоге любые действия в публичной сфере.Священность традиции и авторитета, еще недавно способная интегрировать имобилизовать общество или по крайней мере значительную его часть ипослужившая достаточным основанием для практики контрреволюции во Франции в1789-1795 гг. и реставрации в Европе в 1815-1820 гг., перестала бытьценностной базой политического и культурного истеблишмента. Мотивом длялегитимации теперь являются реализация естественных прав и свобод, улучшениенравов и условий жизни, развитие наук, торговли и ремесел, рост научногознания и образованности. Монархи и их министры, превращая демагогию иреформы в основные инструменты государственной власти, начинают"конкурировать" с революционерами и заговорщиками в деле достижения Свободыи Прогресса, как, например, королева Виктория и Гладстон, Наполеон III (ЛуиБонапарт), Вильгельм I и Бисмарк. Возникновение новых, ныне называемых модернистскими артефактов исоциальных технологий одновременно со сдвигом в политической идеологии можнорассматривать как неслучайный параллелизм. Это симптомы общей трансформациикультуры, если рассматривать культуру вслед за П. Сорокиным какразвивающуюся целостность. "Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразныхявлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а естьединство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны однимосновополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность" (1). Под культурой вообще при этом понимаются общепринятые в определеннойсоциальной общности (группе, страте, обществе) проблемная картина мира исовокупность способов решения проблем. Вещи, слова, поступки становятсякультурными феноменами лишь постольку, поскольку сообщают о проблеме ивоплощают способ ее решения. В любом феномене культуры - орудии труда,религиозном обряде, произведении искусства, социальном институте -воплощаются постановка и решение главных для людей проблем. Все проблемы -экономические, политические, эстетические, этические и иные прочие -формулируются посредством соотнесения (явного или подспудного) с базовымиценностями. Базовые ценности, таким образом, представляют собой проблемнуюкартину мира. Все социокультурные феномены середины XIX-конца XX в. в Европе иСеверной Америке редуцируются к двум базовым ценностям: идеям Свободы иПрогресса. Эти ценности в культуре Модерн - конечные цели и, следовательно,задают способ формулиров- ------------- (1) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429. [24] ки и решения всех проблем. Свобода и Прогресс устанавливают ценностныеориентиры характеристики не только общественного устройства, но и научного ихудожественного творчества, технических и экономических достижений,моральных качеств, условий жизни человека и даже окружающих его вещей. Вдискурсе эпохи Модерн опорными становятся такие концепты, как"научно-технический прогресс" и "экономический рост"; "свободный мир" и"прогрессивное человечество"; "свобода творчества", "рост мастерства","свободное владение техникой" и "прогрессивные методы"; "свобода слова" и"прогрессивные взгляды"; "свободное время" и "рост уровня жизни"; "свободныйстиль" и "улучшенный дизайн", и др. Прогресс и Свобода - референты в одинаковой степени и для истеблишментаи для оппозиции в любой сфере культуры и в любой момент. Это идолы, служениюкоторым посвящены все усилия и достижением которых оправдываются любыедействия в современной истории. Свобода и Прогресс вне дискуссий даже длякритиков модернистской культуры. Первый в их ряду - Ницше - противопоставлялсовременной культуре образ сверхчеловека, то есть решением базовых проблемдля него по сути являлся прогресс человеческой природы, переход ее на болеевысокую ступень развития. Одни из последних - теоретики Франкфуртской школы- сетовали на недостаток свободы и уповали на становление нерепрессивнойцивилизации. Практическое опровержение существующей культуры,провозглашенное большевиками и нацистами, также велось под лозунгамиосвобождения (класса, нации, человечества) и во имя прогресса (технического,экономического, социального). Эту единую логику практически одинаково концептуализировали самыевыдающиеся мыслители эпохи модернизации: К. Маркс в концепции овеществления,М. Хайдеггер в концепции превращения мира в картину, П. Сорокин в концепциидинамики чувственной культуры(1). Действительное основание современнойкультуры определяется как отчуждение человеческой сущности в вещи, какстремление располагать сущим как благом, или как наделение существованием исмыслом лишь чувственной реальности. Сходство концепций мыслителей стольразных мировоззрений не случайно. Если применить эти определения к анализусоциокультурных феноменов эпохи Модерн, то можно заметить, что именнорасполагание сущим как обладание вещами этого мира угадывается в техоснованиях и критериях современности, которые предлагаются как теоретиками,так и практиками модернизации. Реализация ценностей Свободы и Прогресса,субъективно или объективно ориентированная, ведет к беспрецедентному вистории человечества росту материального производства, к превра- -------------------- (1) Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. 2-е издание. Т. 42; Хайдеггер М. Время картины мира // Время ибытие. М., 1993; Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация.Общество. М., 1992. [25] щению природы в источник ресурсов, к упорядочению, рационализации итехнизации общества. В силу того, что действительным содержанием идеиСвободы и Прогресса является располагание сущим, модернизация по существуоказывается процессом овеществления общества. Овеществление общества отнюдь не сводится к умножению артефактов,"обрастанию" человеческого сообщества вещами. Термин "овеществление" современ К. Маркса используется для обозначения того, что отношения междулюдьми принимают форму отношении между вещами. Речь, таким образом, идет ороли вещей в бытии человека, а не об их количестве. Вещь - это всегда нечто,чем можно располагать, нечто управляемое и отчуждаемое. Человек на всемпротяжении истории, воплощая в результатах своей деятельности собственнуюэнергию, фантазию, силу, знания, неизменно отчуждал себя в вещи. Но в эпохумодернизации люди, ориентированные господствующими ценностями на то, чтоименно в вещах сосредоточена сущность человеческой деятельности, стремятсяпроизвести, приобрести и удержать как можно больше вещей. Отчуждениеприобретает тотальный характер. Посвящение себя вещам ведет к превращениюотношений между людьми в отношения между вещами. Люди строят свои отношенияс себе подобными в зависимости от того, чем они располагают. При этом в одинряд с материальными объектами становятся неотъемлемые свойства человека -красота, искусность, ум... Они становятся вещами, то есть чем-торасполагаемым. Однако еще Э. Фромм показал(1), что располагать красотой,искусностью, умом, располагать собой - это совсем не то же самое, что бытькрасивым, искусным, умным, быть собой. Овеществление межиндивидуальных отношений трансформирует отношенияиндивида и общества. Общество воспринимается человеком не как процессвзаимодействия/общения с окружающими людьми, а как сложная  система реальносуществующих "инстанций" социального целого - государства, корпорации, школыи т.д., - с которыми нужно поддерживать отношения. Согласно знаменитойтеореме американского социолога У. Томаса, принимаемое за реальное реальнопо своим последствиям. Государство, корпорация, школа становятся"персонализированными" субъектами, а каждый отдельный индивид - обезличеннымобъектом их деятельности и социальной функцией, поддерживающей целое -общество. Социальные институты становятся автономной реальностью. В этойсвоей реальности они предстают вещами и в качестве таковых могут оказаться"присвоенными" частными лицами, распоряжающимися ими от имени общества. Развитие общественных институтов, расширение и дифференциация сферы ихкомпетенции, унификация индивидов в отношении институтов суть тенденции,наиболее интенсивно проявившиеся с нача- ---------------- (1) Фромм Э. Иметь или быть? М" 1990 [26] лом модернизации. Неудивительно, что именно в это время впервые и сразумногие исследователи (Маркс, Дюркгейм, Зиммель, Теннис) открыли замещениетрадиционного социального порядка современным, происходящее как переход отобщины - узкого круга личностно определенных взаимодействий, создаваемогоразнообразными клановыми, конфессиональными, сословными ограничениями, кобществу - абстрактной машинерии институтов.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!