Клюнникова Т.А., преподаватель ИЗО



Высшей квалификационной категории

МАОУ «Многопрофильный лицей №1»

«ДИЗАЙН-ТЕАТР» КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Творчество – процесс без которого невозможно представить жизнь ребенка. Для разнообразия творческой деятельности учитель на уроках и внеурочной деятельности использует различные методы, формы и приёмы к достижению успеха, наиболее удачно и интересно проходят коллективные и групповые формы работы.

Формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Одной из таких форм работы является и «Дизайн-театр».

Для того чтобы объяснить смысл данной деятельности в эстетическом направлении, необходимо дать определение термину… Но к моему сожалению, я не нашла в просторах интернета какого-либо точного определения данному виду деятельности. Есть лишь несколько созвучных названий коллективов и статей о них в СМИ (7; 8), занимающихся похожим видом деятельности, а так же лишь некоторые упоминания об учебных курсах, как инновационных программах и методиках преподавания в программах, среди которых и «Дизайн-театр», детского архитектурно-художественного творчества как на российском, так и на международном уровнях (6).

«Дизайн – театр» как форма работы в изобразительном искусстве существует достаточно долгое время. Во всяком случае, я познакомилась с ним, еще в 2002 году придя в сплоченную команду эстетического направления под руководством Рыжовой О.Н. (ЗУ РФ, учителя ИЗО МОУ СОШ №49).

Попробуем сами составить определение термина «Дизайн - театр» исходя из понятий «Дизайн» и «Театр» позаимствованных в толковых словарях (4).

Итак, вот несколько определений данных понятий:

ДИЗАЙН (англ. design) художественное проектирование промышленных изделий, предметной среды.

(Источник: Райзберг Б .А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.)

ДИЗАЙН [англ. design - проектировать, конструировать] - художественное конструирование предметов, изделий; создание эстетического облика среды.

(Источник: Словарь иностранных слов. – Комлев Н.Г., 2006.)

ДИЗАЙН (от англ, design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды (см. также Художественное конструирование). Методы дизайна, связывающие потребительские и эстетические качества предметов и объектов, предназначенных для непосредственного использования человеком, с их оптимальными структурой и технологией изготовления, могут оказывать определенное воздействие на решение таких важных социальных проблем, как функционирование производства и потребления, существование людей в мире окружающих их предметов…

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред . Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

ТЕА́ТР (от греч. thé atron – место для зрелищ, зрелище), один из видов искусства; сценическое действо, исполняемое актёрами перед зрителями. Театральные спектакли бывают как драматическими (трагедия, комедия, водевиль и др.), так и музыкальными (опера, оперетта) или музыкально-танцевальными (балет). Постановка создаётся совместными усилиями драматурга (автора текста пьесы), режиссёра, разрабатывающего сценический образ спектакля, актёров, художников-оформителей, сочиняющих костюмы и декорации, осветителей и др. Главное внимание зрителей сосредоточено на игре актёра, который создаёт на сцене образ героя, перевоплощаясь для этого внешне и внутренне. Изменить внешний облик артисту помогают костюм, грим, в некоторых случаях – маска. Для воплощения характера персонажа, особенностей его психологии и поведения исполнитель использует искусство речи, мимики, жеста, пластику поз и т.д.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия П од ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

ТЕАТР (от греч. thйatron – место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Значит можно говорить, что:

«ДИЗАЙН-ТЕАТР» термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание предметов, изделий, костюмов и рациональное формирование целостной предметной среды предназначенной для театральных представлений и сценических действий.

В нашем случае при выполнении облика той или иной эпохи, костюмы и предметы для Дизайн-театра создаются как индивидуальные или коллективные творческие работы для единовременного показа, запечатления в виде фото-театра, проживания изучаемого стиля и времени, а также выбранной роли.

Для традиционной театральной постановки характерна длительная подготовка. Любой спектакль создаётся совместными усилиями драматурга, режиссёра, разрабатывающего сценический образ спектакля, актёров, художников-оформителей, сочиняющих костюмы и декорации, осветителей и др.

Главное внимание зрителей сосредоточено на игре актёра, который создаёт на сцене образ героя, перевоплощаясь для этого внешне и внутренне.

В условиях учебного процесса, при изучении курса 1 час в неделю, все это сделать не реально. Да, и задача на занятиях у нас другая, мы знакомимся с эпохами, странами, культурами, стилеобразующими элементами через мифологию, архитектуру, костюм, декоративно – прикладное и изобразительное искусство.

Каждый обучающийся в форме «дизайн-театра» сочетает в себе все роли – и актера, и художника – оформителя, и декоратора.

Поэтому, костюмы мы не шьем. Все элементы костюмов, декораций и предметы - рисуем или конструируем. Для их создания мы используем различные художественные материалы и техники доступные в учебном процессе за урочное время. Это ватман, картон, папки от ватмана, порой разнообразный бросовый материал и графические материалы, акварель, гуашь и только изредка акрил, как водорастворимый, но после высыхания стойкий материал.

Программа ПДОУ 1-4 класса «Дизайн-театр «Эстетическое освоение мира человеком» /ЭОМЧ/ (автор Созинова Е.Э.)

 

Созинова Е.Э. - автор программы «Дизайн-театр. ЭОМЧ» на фоне коллективного панно «Наскальные росписи», 2007 год

В МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска этот вид деятельности представлен программой дополнительных занятий для начальной школы, автора Созиновой Е.Э., учителя изобразительного искусства высшей категории, «Дизайн-театр «Эстетическое освоение мира человеком» (далее сокращенно ЭОМЧ), которая является интегрированным курсом предметов эстетического направления (изобразительное искусство и архитектура, мифология, музыка, основы дизайна).

В 1 классе идет подготовительный, адаптационный этап, через урочную деятельность – знакомство с предметами - изобразительное искусство (программа под ред. Б.М. Неменского), музыка, технология, и внеурочную деятельность по ИЗО художественно-конструкторского направления (дизайн и устное народное творчество).

Непосредственно изучение курса «Дизайн-театр» начинается со 2 класса и представлено тематическими блоками, при разработке которых учитывалась интеграция с общеобразовательными предметами начальной школы: изобразительное искусство, технология, музыка, краеведение, окружающий мир.

2 класс - «Знакомство с «Эстетическим освоением мира человеком» (далее «ЭОМЧ») Древнего мира с 5 тысячелетия до н.э.» (Доисторический мир, Египет, Китай);

3 класс – «Знакомство с ЭОМЧ стран 1 тысячелетие до н.э.» (Греция, Персия, Скифы);

4 класс – «Знакомство с ЭОМЧ 1 тыс. лет н.э.» (Викинги, Америка, Византия, Славяне).

Результат изучения каждого тематического блока – фрагментарное инсценированное действие (фото-театр, дизайн-театр) - тематическая композиция или декоративно-прикладное изделие (предмет или элемент костюма), отражающие не только понимание изучаемых эпох в истории искусства и дизайна, но и усвоение технических приемов, начальной изобразительной и проектной грамоты.

Занятия каждого блока связаны последовательно друг с другом. Каждое занятие является логическим продолжением предыдущего и все вместе они работают на конечный результат участие в фото-театре и творческих акциях различного уровня.

Программа «Дизайн-театра» построена на подходе изучения стилеобразования в культурах разных эпох и стран и это главное что должен понять ребенок после обучения.

Основная цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

При изучении тем обозначенных временными рамками Первобытного мира и Древнего мира (1 тыс. лет до н.э. – 1 тыс. н. э.) цель для учителя: новый способ преподавания предмета в неразрывности с эстетическими достижениями человечества; интерес к предмету через «сказочную» подачу.

Цели обучения для учеников:

· Получить понятие о способах эстетического освоения мира путем изучения особенностей архитектуры, устного народного творчества (миф, сказка, былина), литературы (эпическая поэзия, сказания, легенды, баллады), изобразительную деятельность (одежда, предметы) и музыку;

· Расширить кругозор, умение логически мыслить, рассуждать;

· Создать устойчивые ассоциативные ряды об эстетическом наследии народов мира, по средством ИЗО - навыков и дизайнерского видения;

· Развить творческие способности через приобщение к высшим эстетическим достижениям, знакомство с древней историей.

Примерная программа эстетического направления «Дизайн-театр «Эстетическое освоение мира человеком» разработана с учетом:

· Блочной системы преподавания – механизма формирования общеучебных и специальных умений и навыков, здесь служат блоки-алгоритмы учебной деятельности (копия – интерпретация – авторский вариант; анализ ситуации – идея – проблема программа действий – планирование действий для достижения результата), которые, вместе с блоком-модулем тематического содержания учебного материала, составляют основу циклов познания и других видов деятельности (четкое структурирование и дозирование по объему учебного курса);

· Рефлексивного управления учебно-воспитательным процессом, направленного на преобразующую деятельность: самопознание – самоопределение – самовыражение – самоутверждение – самореализация – саморегуляция (рефлексивная природа саморазвития личности);

· Разноуровнего обучения и педагогики сотрудничества (общекультурное, прикладное, творческое). Полноценное усвоение учебной деятельности проходит через отношения между участниками образовательного процесса на личностно – значимом уровне. Учение превращается в диалог равноправных творческих личностей по схеме учитель-ученик, учение-ученик;

· Применения нетрадиционных форм проведения занятий: фото-театр и творческих акций различного уровня, средствами которых активизируется образовательный процесс.

Программа спецкурса рассчитана на 25 часов в год (с середины сентября – до мая) из расчета 1 час в неделю.

В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательных программ общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по данному курсу «Дизайн-театр» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:

· воспитание гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры и основ культурного наследия народов мира; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального мирового общества;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ФОТО-архив «Перевоплощение»

«Мы жители Древнего Мира. Древние охотники»,

2 класс 2017-2018 уч.год

«Мы Древние Египтяне. Путешествие Солнечной ладьи»,

2 класс 2016-2017 уч.год

«Мы жители древнего Китая. Китаянки с веерами»,

3 класс 2017-18 уч.год

Если рассматривать «Дизайн-театр» как форму работы с обучающимися, то хотелось бы сказать, что ей можно найти место и в урочное время по программе Б.М. Неменского и других авторов, и такие примеры можно встретить представленными в интернете. Этот прием «Дизайн-театра» хорошо знаком всем через применение фотографирования выполненных творческих работ. Если творческую работу или выполненный предмет применить как элемент украшения самого автора и/или сфотографироваться на фоне созданного объекта, то получается уже элемент «Дизайн-театра» фото-театр. Тем более что сегодня это очень популярно и модно.

Дети особо любят представлять себя и применять свои работы как «настоящие» вещи и предметы. В 1-4 классах применение заданий таких как заказ пришедший, например, с фабрики игрушек или платков и т.д и т.п. на создание предметов и изделий. Особо ценно, что с младшими школьниками можно собрать из индивидуальных работ одну большую коллективную и также применить ее в фото-театре.

В дополнение к целям и задачам, поставленным на уроке по изучаемой теме, отражающих усвоение технических приемов начальной изобразительной и проектной грамоты, будет и фрагментарное инсценированное действие, а также тематическая композиция или декоративно-прикладное изделие (предмет или элемент костюма), и понимание истории искусства и дизайна.

Познакомившись с данной формой работы в начальной школе о ней не нужно забывать и в среднем звене. Она будет легко понята и быстро выполнима.

В 5-7 классах уже можно добавить домашнее задание в виде подготовки к будущему дизайн-театру, например, раздать роли или найти материал по этикету, нравам и обычаям прошлых столетий. В 5-ом классе это могут быть задания по костюму (Египта, Китая, Средневековой Европы), не просто выполнить индивидуальную работу, а в групповом задании на листе ватмана или бросового картона создать изображение в натуральную величину.

В 6-ом классе даже по теме «Портрет» можно применить форму работы дизайн-театра под видом перевоплощения, представив себя учащимся школы искусств на просмотре работ или на выставке посвященной портрету.

В 7-ом классе возможен более глубокий подход к этой форме работы как художественно-творческий проект, где возможны широкие подходы через исторический стиль в изобразительном искусстве, например «Ожившая картина» или «А-ля стиль» или через художественно-конструкторскую деятельность.

А в 8-ом по программе Б.М. Неменского ФГОС ОО можно оживлять темы о театре и кино находя применение выполненных работ по изученным темам.

Применение «Дизайн-театра» как формы работы по предмету изобразительное искусство поможет разнообразить учебный процесс и привлечь внимание обучающихся к достижениям мировой культуры, а также развить творческие способности, самоопределение и самореализацию.

Используемые источники:

1. Академик. dic.academic.ru https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/5210

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - М.: Просвещение, 2011.

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025705-3.

4. Программа ПДОУ 1-4 класса «Дизайн-театр «Эстетическое освоение мира человеком» /ЭОМЧ/ (автор Созинова Е.Э.)

5. Сайт: Активные формы работы на уроках изобразительного искусства. Сайт учителя изобразительного искусства Белозеровой Н.Н. https://artstudiozazerkalie.jimdo.com/

6. Статья: Дети первого фестиваля «Зодчество» выросли. Идет смена / The Children of the First Zodchestvo Festival Have Grown Up. Their Successors Are Coming. Автор: Эдуард Товмасьян / Eduard Tovmasyan. file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/1240-1493-1-SM.pdf

7. Статья: Дизайн-театр "Новое поколение". Сайт - Уфимский Многопрофильный Профессиональный Колледж. http://ufampk.ru/tvorcheskaya-rabota-studentov/

8. Статья: Дизайн-театр мод "Мистификация". Сайт - Многофункциональный социокультурный комплекс. Томская область, г.Стрежевой. http://strezh-msk.ru/sovremennik/clubs/show/7/

9. Статья:Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей. Автор: Игнатьева Ольга Федоровна, учитель ИЗОhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/412130/

Хачатрян Н.М., учитель ИЗО

МОУ «СОШ №14»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!