МОУ «СОШ№ 50» города Магнитогорска
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА №1 2018 Периодический журнал ресурсного центра по художественно-эстетическому образованию Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Максимум» города Магнитогорска №1 2018 Периодический журнал ресурсного центра по художественно-эстетическому образованию
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Редакционная коллегия
Е.А.Хрипунова – главный редактир, кпн, зав.методическим и выставочным отделом МАУ ДО «ДЮЦ «Максимум» г. Магнитогорск
Л.А.Конева – заместитель главного редактора, методист МАУ ДО «ДЮЦ «Максимум» г. Магнитогорск
Е.В. Севилькаева - директор МАУ ДО «ДЮЦ «Максимум» г.Магнитогорск
СОДЕРЖАНИЕ
Матвеева В.А.,
Изобразительное искусство в современной школе. 3
Богачева Т.А.
Как смотреть и понимать произведение изобразительного искусства. 7
Колпакова Т. Н.
В чем проявляется новизна в искусстве. 14
Колпакова Т. Н.
Активная оценка. 17
Колпакова Т. Н.
«Активная оценка на уроках ИЗО». 23
Клюнникова Т.А.
«Дизайн-театр» как форма работы по изобразительному искусству». 27
|
|
Хачатрян Н.М.
Архитектурный облик Древней Руси. Конспект урока. 36
Хачатрян Н. М. Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Конспект. 42
Питкина Н. В. Методическая разработка учебного занятия изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Зимний лес». 50
Матвеева В.А., учитель ИЗО
МОУ «СОШ №5 УИМ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время бурно развивающихся технологий, компьютеризации сфер жизни и деятельности школьника предъявляются особые требования к процессу его воспитания и обучения. Сегодня недостаточно быть узким специалистом своего дела важно уметь адаптироваться в потоке информации, уметь перестраиваться, принимать нестандартные решения в различных профессиональных ситуациях.
Современное состояние дел в области искусства в школе так же несет в себе массу противоречий, главным из которых, по нашему мнению является противоречие между формальным преподаванием изобразительного искусства и содержательным аспектом художественной культуры личности. Познание и понимание жизненных социальных и педагогических противоречий, их действия, влияния на воспитание школьника, заставляет по-новому взглянуть на методы и методики воспитания и обучения.
|
|
Меняющиеся стандарты образования регламентируют виды деятельности, количество изучаемых предметов и время, отведенное на эти цели, последнее из которых неуклонно сокращается. Как же быть в такой ситуации? Где взять время для более широкого и глубокого изучения искусства? А может не нужно мечтать об увеличении доли отводимого времени на изучение художественной дисциплины? Представляется, что искать решение проблем необходимо с позиций культурологического подхода, призванного формировать сознание, давать наиболее общие и всеобъемлющие понятия, искать «общий знаменатель» в системах разных видов искусств. «Педагогическое будущее принадлежит синтетическим, синергетическим моделям художественного развития, но они должны строиться не на искусствоведческом, профессиональном принципе программ, а на широком культурологическом основании» (Б. П. Юсов).
Методика обучения изобразительному искусству в школе ставят задачу гораздо шире – обучить школьника художественному мастерству, подвести к самостоятельной творческой работе. Ключевым понятием в этом смысле становится художественный образ – категория, тесно связанная с формированием сознания. Исходя из опыта преподавания, можно констатировать тот факт, что в рабочих программах она упоминается в качестве отдельной «зыбкой» перспективы. Логика учебных заданий преследует одну единственную цель – вооружить учащихся техническими навыками и приемами ведения работы.
|
|
Рабочие программы по изобразительному искусству четко определяют предмет изучения – понятийные системы таких наук, как цветоведение, основы композиции, рисунка и живописи. Безусловно, что без практических умений – рисовать, лепить и т. д. – невозможна и «вертикаль».
Исследуя проблему преподавания нельзя оставить в стороне вопросы иерархии и местоположения отдельных компонентов системы. Изобразительное искусство, как и изобразительная культура, являются составной частью всеобъемлющего понятия «культура». Приобщение учащихся к культурным ценностям не может проходить в отрыве от воспитания морально-нравственных качеств личности. Здесь особое значение приобретает многофакторный и длительный процесс воспитания.
|
|
Теория целостного подхода к художественному воспитанию учащихся должна опираться (по Б. П. Юсову) на категорию художественный образ, что позволяет на практике осуществить комплексное педагогическое воздействие на идейно-нравственные убеждения, мировоззрение, художественные представления, понимание явлений художественной культуры.
Поскольку образование и воспитание это два тесно взаимосвязанных процесса (образовывая, воспитываем и, воспитывая, образовываем) уместно говорить о художественном образовании и воспитании личности, где приоритетным является все же воспитание. Поэтому нелишне еще раз отметить отличия воспитания от обучения:
1. Многофакторность обучения.
2. Большая длительность.
3. Результат воспитания заметны не сразу.
4. Двусторонность активность процесса воспитания.
5. Ступенчатость (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
6. Концентричность.
7. Прогностичность, нацеленность в будущее.
В современном мире, в настоящее время изменяются программы по предметам, меняется стиль введения занятия, апробируются новые методы обучения. Основа большинства этих методик – развитие индивидуальности и личности каждого ребенка. Но это невозможно осуществить, не учитывая характер и восприимчивость школьника на данный конкретный момент времени.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского для 8 класса посвящена изучению и приобретению школьниками опыта над созданием художественного образа в разных видах и жанрах синтетических искусств. Учащиеся должны приобрести опыт умение работать в различных компьютерных программах, обрабатывать цифровую фотографию, создавать компьютерную графику, мультипликацию, анимацию, работать звуковым рядом. Одна из тем раздела является: «Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» На этих занятиях школьнику нужно не только приобрести представление об искусстве оператора, режиссера, сценариста, но и создать на практике свой творческий фильм.
Актуальность использования современных компьютерных технологий подтверждается, во-первых, необходимостью информатизации общества, во-вторых, социальным запросом детей и родителей, в-третьих, наличием в российском образовательном пространстве образовательных программ «Волшебные кисти», «Зодчий», «Эстет-кросс», «ИЗО-кросс» (В. Е. Лепский, Н А. Лепская) для детей и подростков, что привело к необходимости их адаптации к существующим условиям конкретного образовательного учреждения.
Программы дают широкий выбор конструктивных элементов, манипуляция с которыми на экране способствует рождению новых оригинальных способов их использования, позволяют работать не только в русле архитектурных занятий, но и создавать декоративные композиции, различные узоры, пейзажи, интерьеры, натюрморты, портреты, фигуры людей и животных, до создания собственных проектов. Использование цвета и цветовых сочетаний, позволяет осуществить выбор цветов из палитры. Эти программы направлены на развитие композиционного мышления учащихся. «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное» (В. А. Фаворский).
Компьютерные программы, разработанные для использования в школе на уроках изобразительного искусства, позволяют решать учебные задачи по цветоведению, композиции, декоративно-прикладному искусству, конструированию, архитектуре, дизайну, киноискусству. Именно синтетические искусства являются на сегодняшний день приоритетными в области видеокультуры.
Одна из ведущих задач школьной программы – творческое развитие личности ребенка, развитие его воображения фантазии. Поэтому каждое занятие, где учащиеся используют компьютерные программы на уроках изобразительного искусства, мы рассматриваем лишь как обращение к новому художественному средству, имеющему свой выразительный и изобразительный язык, свои художественные достоинства.
«Массовой культурой детей должна заниматься общеобразовательная школа. Школа должна готовить детей к вхождению в современную среду, где представлены не только искусство, но и науки, технологии, социально-экономические факторы быта» (Б. П. Юсов).
Литература
1. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. -2-е изд. - М., Просвещение, 2014. С. 176.
2. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие М., Советский художник. 1988. С. 205.
3. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусства и их взаимодействие. М., 2001. С. 8.
Богачева Т.А.
Учитель ИЗО, МХК, черчения.
МОУ «СОШ№ 50» города Магнитогорска
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!