В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НОВИЗНА В ИСКУССТВЕ



Искусство - образное осмысление действительности, выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Искусство - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Когда развиваются способности, идет отбор материала, когда формируется духовный склад личности - творчество начинается с подражания. Художники, поэты или композиторы сначала подражают уже признанным людям, являются чьими-то последователями или учениками, поскольку сначала воображение не располагает обширным материалом. В стремлении постичь полного совершенства автор глубоко погружается в свой внутренний мир и, разрывая с привычными образцами, он уходит в неизведанные пространства мысли, чувств, сюжетов и событий. Толчком для этого могут стать не отпускающие ни на минуту внешние обстоятельства и внутреннее чувство. В творчестве чувство новизны – это мистическое ощущение.

Новизна – это обновление. У каждого человека есть изменчивая и противоречивая совокупность восприятия прошлого настоящего и будущего, которая взаимодействует и взаимопереходит из одного временного качества в другое, являясь одновременно и глубоко забытым, и новым. Мы пытаемся понять смысл, сделать тайное явным, глубоко личностное – общественным, а старое, давно забытое – новым. Другими словами, сознание того, что вокруг нас, отраженное в призме художника-новатора, вызывает чувство удивления, восхищения, а может быть и раздражения, но вместе с тем ощущение нового и неизведанного. Вот принцип новизны в искусстве.

Любая изображаемая личность в живописи, музыке, литературе, ее ощущения, переживания, восприятие мира содержат в себе чувство реальности. Чем глубже художник изображает различную роль конкретных чувств и проблем и их связи, тем ярче он вскрывает особенности данного времени, а значит суть нового, того, что способно увлечь, заставить углубиться, понять, сделать частью собственного «Я», а значит по-новому взглянуть на реальность возможностями искусства. Все массовые движения в исторических процессах, в объединениях людей, в мыслях и чувствах личности являются новыми и одновременно индивидуально-общественными.

Искусство воспроизводит неповторимость обстоятельств, личностей средствами своего языка. Для него главное индивидуальное, которое переходит в массовое, увлекает умы, формирует идеалы красоты, рождает гармонию внутри человека и с пространством, которое его окружает. Поэт новизну своих душевных состояний выражает словами, музыкант – звуками, художник – кистью. И здесь проявляется новизна не только на уровне чувств и образов, но и так же на уровне художественных средств и языка из проявления. Важнейшая задача искусства – это осознание человеческих интересов для проявления истины духа, отраженного в искусстве.

За свою творческую жизнь любой художник создает много творений, и все они рождаются как результат поиска нового. Для создания оригинального произведения искусства необязательно уничтожать сложившиеся формы, нормы и каноны, а желание поразить любой ценой не является путем к созданию шедевра. В чем же суть новизны? Она в душе художника. Каждый автор индивидуален, а значит, нов, если творчество от души.

Любой вид искусства, включая слово или фотографию, картину или музыку, ждет новой души, нового взгляда. И любое новое мнение создает пространство новизны в значении того, что увидел или услышал зритель. Момент новизны в искусстве – это встреча с новым произведением и с новой душой. Это единство и борьба двух противоположностей – зрителя и художника. Это поиск соприкосновения творения с миром, в который оно пришло. Каждая индивидуальность, воспринимающая искусство, и каждое новое искусство формируют и совершенствуют друг друга. И любая истина основывается на старых канонах и новизне восприятия. Творения Рафаэля, Леонардо, Микеланджело отражают не только свою эпоху, но суть самой жизни. Созданные по давним канонам они поражают новизной, которая будит мысль, будит осознание, будит своим поиском совершенства.

Действительность, как источник вдохновения, удерживает и сохраняет искусство для развития личности человека, вечно стремящегося к изменениям содержания и формы, которые опираются на понятия «идеал», «гармония», «красота», «совершенство формы». Связь искусства с действительностью, с реальностью вокруг человека уже усматривает новизну, ибо в одну и ту же реку по имени человеческая жизнь дважды вступить нельзя. Осознавая различия идеалов красоты разных времен, народов и эпох, каждый ищет свой неповторимый идеал, путь духовного совершенствования, способного сформировать новый взгляд на мир, на человека, на искусство, которое старо как мир. Но меняясь вместе с человеком формирует его духовную сущность, а значит обрекает человека на постоянный поиск новизны и способов ее проявления.

Искусство существует с того времени, как появилось человечество. И с каждой новой идеей человека оно совершенствуется и развивает искусство, как вид деятельности. Так в чем же проявляется эта новизна искусства?

Всем известны представители видов искусства, такие как: картины, скульптуры, театральные постановки. Казалось бы, что ничего нового нельзя придумать, но это не так. Люди придумали музыку. Сегодня мы видим, как она изменяется, а именно: появляются новые музыкальные инструменты, новые способы создания музыки, её улучшения. Или же, например, возьмем картины. Художники пишут портреты, пейзажи, натюрморты, но кто бы мог подумать что появится такой вид рисунков, как граффити?! Это изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков. Вроде бы нельзя было изменить прежние способы создания картин, но нет, все возможно, пока существуют гениальные люди. Несомненно, в нашем мире появится ещё очень много изменений в искусстве. Ведь пока существуют люди, фантазия и гениальность, искусство будет меняться к лучшему!

История искусства, конечно же, история самых разнообразных новаций – тематических, технических, композиционных. Их новизна действительна только в момент возникновения. И у новизны существует своеобразие восприятия. Это качество путают с оригинальностью, которая характерна для импрессионизма, футуризма, дадаизма, сюрреализма… а сколько приемов для проявления новизны! И прежде всего это сознание. Новизна – это не застывшая форма, это явление возрастное, поскольку для каждого возраста существует своя новизна. Новизна возможна в творчестве как проявление мысли или поиск приемов для ее выражения. Это явление начинается с открывания, с изобретения, с проявления новых форм.

Великие творцы различных эпох, стилей и народов сказали новое слово в искусстве, но новаторами их назвать нельзя, поскольку новизна не являлась одержимостью. Крайне редкое и трудное явление в творчестве – это показать свое лицо. Но это не значит, что важно быть первым, поскольку видение мира и понимание красоты уже в каждом человеке ново и отражает мнение не только личности, но и целого народа, культуры, индивидуальности.

Художественное воздействие любого произведения искусства может быть старым как мир, а может быть новым, неповторимым, индивидуальным в зависимости от внутреннего состояния человека. Новизна, как своеобразие в искусстве, - это единственный путь гармонии, красоты, величия духа, совершенства формы, технических и художественных приемов для выражения мысли. Это явление временно, но ничто не бывает так ново, как хорошо забытое старое.

Новизну можно воспринимать как что-то революционное и необычное. Возможно, неповторимость внутреннего проявляется в связи с внешним. У настоящего художника свое видение связей внешних и внутренних, проявление формы и содержания, а также их единство. Уникальность новизны в неповторимости видения мира и художественных средств, использованных художником для его отражения.

Мои размышления о новизне в искусстве, на мой взгляд, стары как мир. Но открывая для себя этот мир, я воспринимаю его как нечто новое, как мое открытие. Для меня это поиск истины, дверь в понятие красоты, гармонии, вечности. Путь в собственное бессмертие души. Ибо только с искусством, которое вечно, мы приобретаем духовное бессмертие.

 

Колпакова Т. Н., учитель ИЗО

МАОУ «СОШ № 67»

АКТИВНАЯ ОЦЕНКА

В современном мире важно научиться владеть умениями и возможностями оценочной деятельности. Именно контроль, анализ и инструментарий выступают важной составляющей в деятельности человека. Они дают возможность осознать насколько успешно идет процесс, отражающий сложности и корректирующий действия по преодолению их. Об «активной оценке» в своих работах писали:М.А. Пинская «Формирующее оценивание: оценивание в классе»; Котова Н.В. Ильясова Д.С., Журба Л.В., Пазылова Г.Ш., Рахымжанова Б.К. в методическом пособии для учителей «Формативное оценивание в обучении: SMART-цели и критерии успешности»; Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. «Оценивание учебных достижений учащихся: методическое руководство»; Кохаева Е.Н, «Формирующее оценивание», Логвина И., Рождественская Л. «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника».

Ведение федерального государственного стандарта потребовало переосмысление педагогической деятельности и оценочной практики в частности. Стандарт предусматривает систему оценки в освоении образовательной программы на каждом уровне. Инновационными системами являются тестирование, модульная рейтинговая системы, мониторинг качества, а также портфолио.

На сегодняшний день инновационным фрагментом образования является идея активной оценки, что способствует улучшению ученических результатов.

С 2009 года методика активной оценки реализуется в школах России, Белоруссии, Казахстана.

Активная оценка способствует:

· мотивации к обучению;

· повышению результативности обучения;

· формированию ключевых компетенций: учить учиться;

· образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;

· формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.

Активная оценка - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им; видеть свои ошибки работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением.

Активная оценка охватывает большой спектр действий и методов, непосредственно связанных с обучением, а главное - помогает педагогу изменить представление о своей роли и роли ученика в процессе формирования умений и навыков, обретения знаний.

Предметом активной оценки являются не только знаниевые и творческие результаты, но и сама деятельность по их получению. Тогда ядром активной оценки будет обратная связь. Для учебного занятия и образовательного процесса в целом обратная связь имеет очень важное значение, так как она:

· обеспечивает качественное планирование. План, конспект, реферат или технологическая карта урока, включающих обратную связь, - это основа его эффективности;

· создает возможности для отслеживания процесса обучения, поскольку задает для этого соответствующий инструментарий;

· является важным дидактическим умением учащегося: если на уроках педагогами часто применяется обратная связь, то ученики овладевают соответствующими процедурами;

· оказывает эмоциональное воздействие и служит сильным мотивирующим фактором для ребёнка.

· формирует адекватную самооценку обучающихся.

Для того чтобы контрольно-оценочная деятельность с использованием активной оценки работала успешно, учителю необходимо умело оперировать ее элементами.

К элементам активной оценки относятся:

1. Цели урока.

2. Критерии достижения цели.

3. Ключевой вопрос.

4. Техника постановки вопросов.

5. Самооценка.

6. Взаимооценка.

7. Обратная связь.

Педагог определяет цели урока и формулирует их так, чтобы они были понятны детям. Самое главное – это знать, куда вы идете и чего хотите достичь. Вовлечение учащихся в определение собственных целей на учебное занятие или тему имеет большое значение, поскольку для них это является важным мотивирующим фактором. Важно, чтобы каждый обучающийся принял цель как личностно значимую. Обсуждение цели с ребятами приводит к тому, что они лучше понимают процесс обучения и больше доверяют педагогу. При правильной постановке цели учащиеся знают, что и как они будут делать. В конце урока они определяют, чему они научились.

Элементом активной оценки, который неразрывно связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии достижения цели, которые обнаруживают, была ли и насколько была достигнута цель. Одним из элементов построения учебной атмосферы, основанной на доверии к педагогу и на самостоятельности ученика, становится момент, когда ребёнок точно знает, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидания педагога.

Разработка критериев достижения целей необычайно полезна для выявления конечного результата. Это очень существенная деталь: ученик узнает о требованиях контрольного теста не перед уроком повторения темы, а перед началом ее изучения. Благодаря чему он может самостоятельно отслеживать свои успехи, определяя, что он уже изучил и над чем должен поработать. Понимание учащимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и самостоятельность. Озвучивание ученикам требований перед занятиями способствует процессу обучения и делает его открытым. Главное, что ученики знают, что тесты, контрольные, практические работы будут составлены и оценены именно по этим критериям.

В активной оценке ребёнок может заметить, какие успехи он имеет, что нового изучил. Эту функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. В работах ставится не балл, а отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме (что сделано хорошо, а что и как можно исправить).

Обратная информация содержит три обязательных элемента:

· положительные аспекты работы ученика;

· то, что требует исправления (улучшения);

· информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.

Каждый ученик получает информацию о том, что делать дальше: «слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать умения и навыки и усвоить материал, «сильный» получит еще более интересное задание, которое может выходить за рамки программы.

Обратная информация может исходить от педагога, а может и от ученика. Задача учителя - подготовить обучающихся к применению взаимной оценки. Дети должны знать принципы изложения обратной информации и помнить: подавая ее, они обращаются к критериям успеха.

Самооценка не то же самое, что самопроверка. Ученик может поправить задание с помощью учителя или через сравнение своей работы с образцом, а после самостоятельно определить, что он уже усвоил - а что еще создает проблему. На этом базируется самооценка. В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не будут иметь проблем, как с подробной самооценкой, так и с сообщением учителю, что они еще не усвоили, или не понимают. Они могут использовать соответствующее задание на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов. Такая ситуация полностью меняет роли. Ученик и учитель на таком уроке - союзники.

Педагог также должен подготовить ключевые вопросы, так как они способствуют активизации мышления. Благодаря хорошей формулировке вопроса, учащиеся видят более широкий контекст проблемы, хорошие вопросы побуждают к поиску ответов и более активному участию в процессе обучения. Дети стремятся понять и легко запоминают то, что им интересно. Ключевой вопрос примечателен тем, что одновременно выполняет несколько функций:

· пробуждает любознательность и интерес к теме;

· поощряет мыслительную деятельность;

· привлекает внимание и ставит вызов;

· способствует усвоению материала;

· тесно связан с целью урока или серии уроков;

· направлен на реализацию целей урока.

Педагог должен владеть техникой постановки вопросов.Предложенная в активной оценке техника постановки вопросов основывается на том, что, задавая вопрос, необходимо оставить время на размышление, соизмеримое степени тяжести вопроса и достаточное, чтобы даже робкие и неуверенные дети сумели сосредоточиться, и только тогда выбрать ученика, который даст ответ. Можно поблагодарить ребенка за неправильный ответ, потому что, иногда он помогает найти правильное направление решения. Следует допускать ответ «я не знаю». Это важная информация о том, что ребёнок еще не усвоил.

Нетрадиционная контрольно-оценочная деятельность на уроках изменяет саму идею подхода к обучению. Основной миссией становится создание условий для самоопределения и самореализации ребёнка. Используя активную оценку, мы позволяем ученику заметить, какие успехи он имеет, что нового изучил. А понимание учащимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и самостоятельность.

Планирование организации учебного занятия с применением активной оценки имеет свои особенности:

· определять критерии оценки результативности;

· знакомить обучающихся с этими критериями;

· реализовывать возможность обратной связи;

· учить детей ответственности за их обучение;

· предоставлять возможности оценки и самооценки;

· оценивать работу учеников только после их самооценки;

· давать возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать;

· верить в возможности ребёнка и демонстрировать ему свои надежды, что он может достичь большего;

· сообщать родителям о прогрессе их ребенка, вооружать их критериями оценки;

· создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования.

Когда применяется активная оценка, позиция обучающегося должна характеризоваться следующим:

· я знаю, зачем и чему я должен научиться;

· мне нравится, когда педагог говорит со мной о моем прогрессе и знает, на каком этапе обучения я нахожусь;

· я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу улучшить, как я могу развиваться дальше;

· я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;

· я использую знания и умения моих одноклассников.

При переходе на активную оценку необходимо знакомить учеников с её элементами. Например:

· В начале каждого урока мы будем договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем будете делать, а также, чтобы по завершении урока вы сами могли оценить то, насколько цели достигнуты.

· Всегда буду знакомить с критериями оценки: указывать на то, что будет оцениваться. Оцениваться будет только то, что было определено заранее.

· Перед вами будут поставлены вопросы и задачи для самостоятельного решения. Проблемные ситуации будем разрешать вместе: вы будете проявлять инициативу, а не только следовать указаниям учителя.

· Часто будете получать не отметку, а комментарий к работе: что сделали хорошо, а на что еще следует обратить внимание.

· Буду стараться учитывать мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили.

· В начале занятия будет поставлен ключевой вопрос, на который вместе будем искать ответ.

· Ответы на вопросы будете часто обсуждать в парах.

· Часто будете оценивать работу друг друга, а также задавать друг другу вопросы, давать советы.

· На занятиях будете оценивать и сами себя и на этой основе планировать свое дальнейшее развитие.

Методика активной оценки не исключает отметки, а только ограничивает частоту их выставления. Необходимо проинформировать родителей, что в методике активной оценки результат в виде балла выставляется после изучения целой темы, ребёнок после каждого занятия заполняет таблицу (в специально заведённых тетрадях), где напротив темы в двух-трех предложениях он пишет, чему научился на данном занятии.

Родителей важно убедить в том, что они смогут оказывать ребенку существенную помощь в учении, даже если они не имеют достаточно знаний по учебным предметам. Рекомендуется снабдить их критериями оценки, а также дать им соответствующие рекомендации:

1. Каждый день интересуйтесь не отметками, которые получил Ваш ребенок, а его учебными успехами. Спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», «Чему научился?», «Что было самым интересным?». Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

2. Обратите особое внимание на то, что ребенком сделано правильно, удачно. Это придаст ему больше уверенности в своих силах. При обнаружении пробелов и ошибок обсудите, как он эти недостатки может устранить.

3. Почаще обращайтесь к оценочным листам и портфолио, которое ведет ваш ребенок.

Внедрение в образовательную среду активной оценки будет повышать качество образования, если в процессе обучения воплощается идея становления ребёнка как субъекта обучения, владеющего навыками постановки целей, планирования учебно-познавательной деятельности, организации своего учения, контроля и оценки его хода и результатов, при условии вовлечения родителей в контрольно-оценочную деятельность.

Колпакова Т. Н., учитель ИЗО

МАОУ «СОШ № 67»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1023; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!