ЭЛЕКТРОННАЯ ИГРОВАЯ КОПИЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Многие учителя в своей практической деятельности задавались вопросом: «Как научить ребенка хотеть учиться?». Постоянно подкреплять его желание внешними мотиваторами, вроде отличительных значков, положительной отметки, постоянной похвалы, конфетками и прочими атрибутами? Пожалуй, можно, но, как известно, пропадает стимул – пропадает и реакция [1]. А если мы спросим у ребят: «А зачем вы учитесь?», то заметим, что многих учащихся этот вопрос поставит в ступор. Без сомнения, нужно работать над мотивацией учения у младших школьников, чтобы они достигали ожидаемых нами результатов в процессе обучения осознанно. Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей [1]. Изучение практического опыта и собственные педагогические наблюдения позволяют констатировать, что не многие педагоги готовы трудиться над созданием по–настоящему интересных уроков, зачастую материал преподносится традиционно [2], а если и используются инновационные методы, то по крайней мере в школах города Тюмени, фрагментарно. В этом мы видим проблему, а решением, как мы считаем, послужит создание электронной копилки игровых приемов для учителей, которая, на наш взгляд, позволит сэкономить время на подготовку к увлекательному уроку, на котором дети будут усваивать материал не на «здесь и сейчас», а даже на далекое будущее.
Целевая группа: учителя начальных классов
|
|
Цель: развитие мотивации у младших школьников к обучению посредством разработки электронной игровой копилки для учителей.
Задачи:
1) разнообразить учебно–воспитательный процесс применением игровых технологий;
2) вовлечь всех учеников в классе в активную познавательную деятельность;
3) улучшить работу познавательных процессов учащихся;
4) повысить мотивацию к обучению;
5) повысить успеваемость учащихся.
Основные этапы и их содержание:
Вводный этап: знакомство учителей на школьном совещании с малозатратным по времени, но в то же время многоэффективным способом подготовки к урокам – сайтом «Электронная игровая копилка». На котором учителям будет предоставлена возможность свободно перенимать готовые игровые приемы и делиться опытом. Помимо этого, на сайте будет представлена презентация программы.
Основной этап: реализация программы для учеников младших классов на предметах гуманитарного и естественно–научного цикла.
Заключительный этап: рефлексия с учителями по поводу того, как изменилась их практическая деятельность после использования ресурсов сайта.
Технологии реализации:
Программа повышения мотивации к учению у младших школьников за счет применения игровых технологий разработана на полгода и состоит в реализации игровых приемов на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира с учетом тематического планирования по УМК «Школа 2100» для 3 класса [3].
|
|
Таблица 1
Программа повышения мотивации к учению младших школьников путем применения игровых технологий на уроках
в начальной школе
Учебная четверть | Учебный предмет | Изучаемая тема/ раздел | Игра | Содержание игры | ||
I | Математика | Числа от 1 до 100. Вне табличное умножение и деление. | Сказка. «В стране Нумерации» | Составление сказки (возможен вариант работы с готовой сказкой), с расписанием правил счета, выполнение заданий, описанных в сказке. | ||
Русский язык | Слово. Орфография. | Филворды | Суть игры состоит в поиске словарных слов. Находя слова, играющий выделяет их линией, прослеживая их написание. | |||
Литературное чтение |
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот» | Викторина по произведению «Простоквашино» | Учащимся предлагается разделиться на команды и ответить на вопросы (разных уровней) по произведению. | |||
Какое произведение загадано? | Оформить загадку прочитанного во время летних каникул произведения в виде театральной постановки, песни, стиха, иллюстрации. | |||||
К. Паустовский «Кот–ворюга» | «Суд над котом» | Задача игроков перевоплотиться в защитников и обвинителей и порассуждать о поведении кота | ||||
Окружающий мир | Вещество и энергия | «Своя игра» | Разделившись на команды, участники выбирают вопрос исходя из его стоимости. В случае допущения ошибки при ответе, право голоса передается другой команде. | |||
II | Математика | Доли. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Геометрические фигуры. Единицы измерения | «Кто быстрее добежит до финиша?» | До финиша первым добежит тот, кто точнее и вернее решит задачи, правильно определяя объем, площадь, периметр. | ||
Русский язык | Части слова. Морфемика. | Кроссворд | Ребенку предстоит зафиксировать названия морфем, данных в виде определений. Необходимо внести слова по буквам в обозначенные поля и разгадать ключевое слово. | |||
Литературное чтение | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | Игра–путешествие «В стране невыученных уроков» | Читая произведения, учащиеся буквально путешествуют по страницам книги, проигрывая сюжет | |||
Окружающий мир | Экосистемы луга, озера, болота. Потребители и разрушители экосистемы леса | Игра–перевоплощение | Задача каждого игрока – рассказать об одном участнике определенной экосистемы, раскрывая особенность приспособлений к месту обитания | |||
III | Математика | Умножение и деление чисел в пределах 100. Арифметические действия над числами в пределах 1000 | «Кто хочет стать отличником?» | Игра по мотивам «Кто хочет стать миллионером?». Участникам предлагаются дифференцированные задания с вариантами ответов. Работая в команде, ребятам предстоит выбрать верный ответ и добраться до заветной «пятерки» | ||
Русский язык |
Части речи
| Театрализация | Игроки перевоплощаются в части речи, рассказывая своим одноклассникам (другим частям речи) о своих особенностях. Необходимым требованием к игре является качественная подготовка (выучить правила, суметь доступно объяснить их каждому) | |||
Настольная карточная игра «Улица Морфология» | Игроки по очереди вытягивают карточки из общей колоды. Задача каждого игрока прочитать название части речи на одной стороне (перечень вопросов: что обозначает, основные признаки, категория части речи) и ответить на прилагающийся вопрос; ответ на который даст представление о возможных вопросах к части речи, признаках, категории и т.д. | |||||
Предложение | Игра–предложение | Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия, в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. | ||||
Литературное чтение | К .Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | «По страницам прочитанного» | Настольная карточная игра. Прежде всего, необходимо разделиться на группы. Участники с помощью разноцветной вертушки определяют, под каким цветом будут тянуть карточки с вопросами. На одной стороне карточек вопрос с вариантами ответов, а с обратной – верный ответ. | |||
Окружающий мир |
Живые участники круговорота веществ | Сбор мозаики | При изучении темы ученикам предлагается собрать мозаику и пояснить, что в итоге получилось. | |||
«Найди соответствие» | Игрокам предлагается внимательно изучить карточки с животными, птицами, рыбами. Выложить в несколько рубашкой вверх. В процессе игры нужно переворачивать 2 карточки. В случае совпадения забирать себе, начисляя по одному баллу за каждую пару одинаковых карточек. |
Ресурсное обеспечение проектных мероприятий:
− Материально–техническое: компьютер.
− Учебно–методическое: литература об играх, учебно–методический комплекс «Школа 2100».
− Информационное: выход в сеть Интернет, Google Sites.
Ожидаемые результаты: повышение учебной мотивации у младших школьников; улучшение успеваемости; лёгкое усвоение материала; учителя будут меньше тратить время на поиск идей по созданию креативного урока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гин, Е.А. Приемы включения мотивации [Электронный ресурс] / Е.А. Гин // Образование для новой эры. – Режим доступа: https://trizway.com (Дата обращения: 28.11.2017).
2.Мухматова, А.М. Инновации и инновационные технологии в системе образования [Текст] / А.М. Мухматова // Образовательный журнал «Инновационная школа». – 2016. – № 4. – С. 6–12.
3.Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс] / «School 2100». – Режим доступа: http://school2100.com/ (Дата обращения: 28.10.2017).
Башинская С.Ю., студентка гр.29ПОм160,
направление «Педагогическое образование»
Научный руководитель: профессор,
доктор педагогических наук, О.А.Селиванова
Институт психологии и педагогики ТюмГу, г. Тюмень
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!