ПРОЕКТ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ВЫСТАВКА МУЗЫКАЛЬНЫХ



ИНСТРУМЕНТОВ.АКТУАЛЬНОСТЬ,

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ,

ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ»

Музыка — одна из самых вдохновенных форм искусства. В зависимости от жанра, она способна влиять на чувства человека, вызывать различные ощущения. Музыка — универсальный язык настроений, эмоций и страстей[1]. Она заряжает человека энергией, позитивом, воодушевляет к действиям или наоборот дает возможность расслабиться, помечтать о чем–нибудь приятном.

Впервые научно объяснил влияние музыки на здоровье человека древнегреческий ученый и философ Пифагор. Ему принадлежит следующее высказывание: «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов – это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами они входят с ними в резонанс – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж». Философом, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать различное влияние. Как известно, Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. Философ внес такое понятие, как — «музыкальная медицина». Он полагал, «что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая душа, и весь мир в целом имеют музыкально–числовую основу»[2]. О музыкальном образовании писал греческий философ Платон. Он говорил, что именно такое образование является самым влиятельным инструментом по сравнению с другими, потому что ритм и гармония находят свой путь к душе, овладевают ею, придают ей свою прелесть[3]. Аристотель, вторя мыслям Платона, утверждал, что эмоции любого вида вызываются музыкой и ритмом. Через музыку человек привыкает ощущать «правильные» эмоции. Следовательно, музыка способствует созданию характера человека. Итак, музыка существует как снаружи, так и внутри нас. Музыка — это ритм жизни. Музыка вдохновляет не только великого музыканта, но и ребенка, только что пришедшего на свет. Самым точным определением музыки будет то, что она — язык красоты Единого, в которого влюблена каждая живая душа. Музыка — ровесница человеческой речи. Известный ученый, автор книги по средневековому музыкальному искусству Е. В. Герцман рассказывает в своих исследованиях о том, что на заре становления общественной жизни, когда язык и звуковая речь стали средствами общения между людьми, возникли и первые образцы вокальной музыки — музыки голоса. Музыка стала близкой и понятной человеку благодаря сходству с интонациями человеческой речи. Самый древний инструмент — человеческий голос — воспроизводит мелодически и ритмически оформленную речь, зовы, кличи, восклицания. Исторические свидетельства говорят нам о том, что в I веке, когда были созданы канонические Евангелия и послания Нового Завета, формировалась христианская музыка. «Христианская церковь родилась в песне», и песня эта была глубока, но в то же время понятна для каждого[4]. Когда человек понимает, что он – есть ритм, он – есть звук, он – есть часть огромного всемирного оркестра дыхания и сердцебиения, то ответ на вопрос «влияет ли музыка на физическое и психическое состояние человека?» становится очевидным. Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. И. П. Павлов и В. М. Бехтерев показали, что центральная нервная система человека неодинаково реагирует на различную по своему характеру и средствам выразительности музыку. В одних случаях происходит сокращение или расслабление мышц, учащение или замедление дыхания, в других возникает возбуждение или угнетенное состояние, смена настроений [5].

Музыка близка и эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. «Музыка – могучий источник мысли» – писал В .А. Сухомлинский. Он также считал, что без музыкального образования полноценное умственное развитие ребенка невозможно. Музыка, говорил он, «раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности»[6]. При систематических занятиях дети приобретают умение слушать музыку, запоминать, а вместе с этим учатся чувствовать природу и окружающий мир. Именно в раннем и дошкольном возрасте, пока еще нетронута искренняя любознательность ребенка «впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования».

Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось и самими творцами музыкального искусства. Так итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Ренессанса Дж. Царлино считал, что благодаря музыке «…мы можем достичь хорошего и достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов...». Известные немецкие композиторы Г.Ф. Гендель и Л.В. Бетховен хотели, чтобы музыка не просто доставляла удовольствие, но чтобы под её влиянием люди становились лучше потому, что только музыка способна «…высекать огонь из мужественных душ» [7]. Известный лектор–музыковед, популяризатор классической музыки Михаил Казиник говорит, что «...ребенок, который в детстве занимался творчеством, потенциально нобелевский лауреат...В музыке скрыты все формулы, все знания, все глубины» [8]. В современном мире нужны люди, мыслящие нешаблонно, а творчески подходящие к любому вопросу. Популяризация классической музыки у детей и подростков – важный шаг к развитию нового мышления, а впоследствии и нового общества. Необходимо помочь каждому человеку в формировании его личной духовности, придающей человеческой жизни высшее измерение, высшее значение и смысл.

Говоря об обучении музыке в раннем возрасте, необходимо начинать с интеракции. Бесполезно читать детям лекции о пользе музыки для организма и развития, особенно странно рассказывать биографию известных композиторов. Проведение «Интерактивной выставки музыкальных инструментов» позволит с творческой стороны взглянуть на получение музыкального образования. Предлагаемый проект будет способствовать актуализации ценностей классического музыкального образования в молодежном пространстве, увеличит потенциальную аудиторию музыкальных школ города. Педагоги–музыканты не только заинтересуют детей к познанию работы инструментов, но и дадут юному зрителю возможность проверить свои способности. Выставка, согласно проекту, будет проходить в течение двух дней. Первый день в Тюменской филармонии будут представлены классические произведения известных музыкальных композиторов. На второй день, в МТЦ (например, «Космос») участники познакомятся с другими жанрами – авангард, джаз, фолк. Периодичность выставки составляет 2 раза в год. В августе, чтобы ребенок уже смог принять решение и ходить в музыкальную школу с сентября; а в декабре, чтобы было время определиться с выбором музыкального инструмента.

Для проведения интерактивной выставки, во–первых, необходимы педагоги музыкальных школ и музыкальные инструменты различного типа. Во–вторых, – культурологи, просветители и лекторы, способные обеспечить сопровождение интеракции ребенка и инструмента, создать прецедент интереса ребенка к познанию. В–третьих, – пиар–менеджеры, представители СМИ; блогеры, которые проинформируют школы города, центры дополнительного образования и др., о предстоящей выставке. Результатом проведения означенного проекта должны быть актуализация культурного развития ребенка в родительских сообществах, усиление интереса молодежной и детской аудитории к музыкальному образованию, и, как следствие, повышение количества учеников музыкальных школ города. Также значимым результатом станет объединение сообщества педагогов, культурологов и просветителей в совместной социально–ориентированной работе, что позволит уделить заслуженное внимание просветительской элите в социокультурном и медийном пространстве нашего города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ллаарг, С. Влияние музыки на организм человека [Текст] / С. Ллаарг // Полезная газета. – 2017. – №10. – С. 4-15.

2. Ямвлих. Жизнь Пифагора [Текст] / под. ред. В.Б. Черниговского.– М.: «Издательство Алетейя», 1998. – 248 с.

3. Платон, Государство. Соч. в 3х т. [Текст] / Под общ. ред. А. Ф. Лосева. – М., 1971. – Т. 3. – 83 с.

4. Герцман, Е. Гимн у истоков Нового Завета / Е. Герцман.– М.: Музыка, 1996.–12 с.

5. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.24–25

6. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3–х т.Т. 1 [Текст] / под ред.О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: «Издательство Педагогика», 1979. – 1680 с.

7. Осеннева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова – М.: «Издательский центр Академия», 2001. – 121 с.

8. Познахарева, Е. Михаил Казиник: Чтобы ребенок стал Нобелевским лауреатом, начинайте с музыки [Текст] / Е. Познеахарева // Тюменская региональная газета «Вслух о главном». – 2017. – № 4. – С. 19-24.

9. Чупахина, Т.И. О специфической природе музыкального искусства в пространстве духовной культуры [Текст] / Т. И. Чупахина // Омский научный вестник. –2009. –№ 2 (76). – С.211–212.

10. Шилова, Н.Е. Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка [Текст] / Н. Е. Шилова // Педагогическое образование в России. – 2003. – №1. – С. 101-121.

11. Ярыгина, А. В. Исследование психологических аспектов влияния музыки на личность [Текст] / А.В. Ярыгина // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. – С. 99–103.

 

Е. А. Морозова

студентка гр.29ПО146

направление «Педагогическое образование»

профиль «Изобразительное искусство»

канд.фил.наук, доцент кафедры искусств К.О. Шохов

Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!