ПРОЕКТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА



ДЛЯ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ

 

Цели и задачи проекта.

Цель: создать творческое пространство в городе Тюмень для молодых художников;

Задачи: изучить существующую ситуацию в городе Тюмень; описать концепцию молодежного выставочного пространства; описать требования к помещению; описать концепцию интерьера творческого пространства; подобрать необходимое оборудование.

Актуальность

По данным за 2017 год население Тюмени составляет 744 554 человек.

В Тюмени существует два специализированных выставочных пространства: выставочный зал ТРО ВТОО Союза Художников России, а также залы музея изобразительного искусства.

В США на данный момент насчитывается более 1500 галерей и выставочных пространств, в то время как в России их не более 100. В Москве численность населения составляет 12 380 664 чел. На такую численность населения действуют 82 выставочных пространства, работающих в различных направлениях и на совершенно различных условиях с художниками.

Выставки создаются для удовлетворения целей художника и зрителя. У каждого посетителя выставки своя цель: приобрести работу художника, получить эстетическое наслаждение, получить интеллектуальный опыт общения с произведением искусства.

Важную роль в профессиональном развитии молодых художников играют групповые и персональные выставки творческих произведений.

На сегодняшний день распространена виртуальная форма демонстрации творческих произведений, в которой можно увидеть комментарии к работам. Также могут заключаться сделки о продаже работ коллекционерам, но виртуальные выставки не могут обеспечить достаточно продуктивного общения художников. Виртуальная форма демонстрации творческих произведений не позволяет зрителю быть вовлеченным в композицию самой экспозиции, а также не позволяет быть вовлеченным в отдельные творческие произведения, например, «перформанс», «хэппенинг», инсталляция.

Очень важным мы считаем организацию встреч художников, но и для этого необходимо специализированное пространство. Поэтому в данном проекте будет описана концепция не выставочного зала в традиционном понимании, а творческого пространства, нацеленного, кроме демонстрации творческих произведений, на комплексную поддержку молодых художников.

Концепция проекта.

Творческое пространство станет площадкой для:

− проведения групповых и персональных выставок творческих произведений молодых художников;

− проведения регулярных встреч молодых художников,

обмена опытом и работы над совместными проектами;

− проведения лекций по истории и теории искусств для всех желающих;

− проведения образовательных программ, повышения уровня мастерства молодых художников;

− создания инициативной группы художников (объединения), развивающих современное искусство в городе Тюмень (в других городах России такие объединения художников являются толчком для развития современного искусства в городе, например, группировка ЗИП из Краснодара).

Таким образом, творческое пространство может стать центром творчества молодых художников, где можно будет приятно, а главное продуктивно провести время в обществе других инициативных молодых художников.

Также предполагается создание интернет–площадки, продвигающей творческое пространство большему количеству людей (зрителей и художников), с размещением всей информации, фотографий и актуальных новостей творческого пространства. Также интернет–сообщество позволит всем посетителям и художникам перманентно общаться вне творческого пространства как друг с другом, так и с кураторами творческого пространства. При помощи профессионалов в сфере искусства возможна разработка образовательных мероприятий и онлайн лекций.

Организация пространства. Организацию пространства начинается с поиска подходящего помещения. Для проведения художественных выставок требуется достаточно большое помещение (не менее 50 кв. м.), стены помещения должны быть свободными от окон и других конструкций. Концептуально различные выставки, а также различные экспозиционные материалы требуют разных условий; например, для демонстрации инсталляции требуется большее пространство, чем для демонстрации живописных полотен, поскольку инсталляция является пространственным медиумом и, как правило, располагается непосредственно в пространстве, а не на стенах (как традиционно демонстрируются живописные полотна)

Поскольку любая выставка направлена на демонстрацию творческих произведений зрителям, то необходимо учитывать количество одновременно находящихся людей в пространстве. Чем больше пространство, тем большая аудитория сможет посетить мероприятие.

Все вышеописанные вопросы решаются на стадии архитектурного планирования, но в условиях уже имеющегося неспециализированного пространства, стоит уделить особое внимание проектированию интерьера, монтажу и демонтажу конструкций имеющегося помещения.

Архитектура авторитарна и диктует свои жесткие правила экспозиционной композиции. Важно учитывать, что в готовом выставочном пространстве будет демонстрироваться совершенно разный экспозиционный материал: от графических листов небольшого формата, до видео–арта и инсталляции. Именно поэтому нельзя зонировать помещение на этапе проектирования базового интерьера. Использование зонирования будет уместно только при проектировании отдельных экспозиций, в соответствии с концепцией проектируемой выставки.

При проектировании выставочного пространства необходимо учитывать, что в проектируемом пространстве будут демонстрироваться совершенно различные творческие произведения (включая видео–арт). По этой причине необходимо создать одновременно выразительный общий фон (цвет стен, пола) и при этом неброский, чтобы общий фон настраивал посетителей на наиболее глубокое освоение представленного на выставке материала. Необходимо создание такой атмосферы, которая способствовала бы четкому восприятию экспозиционного материала.

Мы считаем, что наиболее яркое освоение экспозиционного материала возможно в круглой бане (ул. Ленина, 3), поскольку в здании можно создать дизайн с элементами стиля «лофт» , что позволит сохранить историю здания, его особенность. Также у здания большая площадь, что позволит разместить внутри достаточно заметный арт–центр. Это возможность дать вторую жизнь памятнику конструктивизма (круглая баня – одно из трех сохранившихся зданий в России аналогичной формы).

Также в Тюмени существует здание троллейбусного парка, в котором атмосфера, аналогично круглой бане, позволит ярко освоить экспозиционный материал.

Разумеется, без институциональной поддержки, данный проект может никогда и не быть реализованным.

Не менее важным является помещение для хранения экспозиционного материала, а также экспозиционного оборудования. Такое помещение должно быть не менее 20 кв. м.

На данном этапе мы считаем лучшим вариантом создание студенческого художественного клуба на базе института психологии и педагогики.

Оборудование. Одна из главных задач в проектировании выставочного пространства является правильное размещение осветительного оборудования. При различных экспозиционных композициях, необходимы световые акценты в разных местах выставочного пространства (для лучшего акцентирования на экспозиционном материале). Наиболее целесообразным было бы установить трековое освещение (шинные системы освещения). Это системы, в которых светильники крепятся и передвигаются на шинопроводе для создания их индивидуального позиционирования, акцентного освещения.

Не менее важным является экспозиционное оборудование (или витринное оборудование): витрина–колпак, напольная витрина, пьедестал. Для трансляции медиа–искусства, а также проведения лекций и презентаций необходимо медиа оборудование: проектор, экран, компьютер.

Таким образом, творческое пространство должно стать площадкой для профессионального развития и выставочной деятельности молодых художников.

 

 

Н. Е. Демакова

 студентка гр.29147

направление «Педагогическое образование»

канд. пед. наук, доцент кафедры искусств О. А. Овсянникова

 Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!