РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ
КОМПЬЮТЕРНО–МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Современный урок музыки должен включать в себя три вида музыкального творчества – слушание, исполнительство и композиторство. Дети знакомятся с классическим музыкальным наследием, говорят о музыке, анализируют её с разных точек зрения. Помимо этого, на уроке музыки педагог разучивает с детьми песни, они поют музыкальные распевки. В начальной школе – играют на элементарных музыкальных инструментах. Но третий аспект музыкального творчества, существующий на уроке, на данный момент недостаточно разработан и используется. Дети бывают в роли слушателя и исполнителя, но редко выступают в роли композитора.
Средствами композиторского творчества может быть решена проблема творческого самовыражения детей подросткового возраста, так как в силу возрастных особенностей, они особенно в этом нуждаются. Кроме того, подростки недолюбливают сугубо теоретические занятия, в поле интересов современных подростков и молодежи различные информационные технологии. Эти интересы педагог–музыкант может использовать для развития композиционных способностей подростков в интересной практически–ориентированной форме.
Проблемное поле:
1. Как приобщить подростков к элементарной композиторской деятельности и развить у них композиционные способности?
2. Как учитывать интересы подростков в сфере музыкального искусства?
|
|
3. Как подросткам проявить свое самовыражение в рамках внеклассного занятия?
4. Как развить архитектонический слух у подростков?
Цель:
Развитие композиционных способностей подростков.
Задачи:
1.Раскрыть понятия «композиционные способности, «архитектонический слух»;
2.Обозначить особенности создания музыкальных произведений композиторами через типы творческого мышления;
3.Показать возможности компьютерных программ для развития композиционных способностей подростков.
Ресурсы:
Материальные: компьютерное оборудование; временные: часы для внеклассных занятий; человеческие: преподаватель, владеющий программным обеспечением и имеющий знания в сфере композиционного мастерства; информационные: программное обеспечение (FL Studio, Band–in–a–Box).
Прогнозируемые результаты:
1.Творческая самореализация подростков;
2.Приобретение ими опыта работы в программах для создания музыки;
3.Развитие архитектонического слуха и композиционных способностей у подростков.
Продукт проекта:
1.Подросток, умеющий самостоятельно создавать музыкальную композицию;
2.Музыкальная композиция подростка.
Композиторские способности в меньшей степени исследованы в отечественной и зарубежной литературе. Композиционные способности относятся к сложным музыкальным способностям. Природное композиторское дарование состоит в особом типе художественного мышления.
|
|
Композиционные способности – это дар музыкальной импровизации, фантазии, прирожденное чувство гармонии, музыкальной архитектоники и способность создавать музыкальные композиции.
Архитектонический слух – это чувство формы музыкального произведения, способность определять различные закономерности ее строения на всех уровнях. С помощью архитектонического слуха можно улавливать как музыкальные мотивы, фразы, предложения складываются в одну форму.
Существуют различные типы композиторов по способам создания музыкальных произведений:
1.Крайний художественный подтип (Г. Берлиоз).
Чувственная и эмоциональная окраска преобладают над относительно слабой аналитической тенденцией.
2.Мыслительный тип (С. Танеев).
Отличается перевесом «идеи» над «образом».
3.Художественно–мыслительный тип (М. Мусоргский, А. Бородин).
Предполагает единство «идеи» и «образа», аналитического и конкретно–чувственного моментов творчества.
Известный русский музыковед Борис Асафьев говорил, что в самом общем виде логическое развитие музыкальной мысли содержит первоначальный импульс, движение и завершение. Другими словами, это вступление, развитие и заключение. Эту формулу создания музыкальной композиции подростки могут взять за основу своей творческой практической деятельности.
|
|
Ещё одной важной основой для композиционного творчества является знание средств музыкальной выразительности.
Таблица 1
Музыкальные средства выразительности
Мелодия | Динамика |
Ритм | Фактура |
Лад | Гармония |
Тембр | Темп |
Оперируя данными средствами выразительности, композиторы прошлого прибегали к различным способам творчества. Противоположные и самые известные способы творчества это интуитивный (Моцартовский тип) и рациональный (Бетховенский тип). У Моцарта вся работа по сочинению протекала в воображении. Им записывалось только готовое или почти готовое произведение. Людвиг ван Бетховен писал большое количество музыкальных эскизов, некоторые из которых потом добавлял в свои произведения.
Раньше создание композиции было тесно сопряжено с импровизацией на инструменте. Во времена И. С. Баха, например, профессии исполнителя и композитора не разделялись. Музыкант исполнял, сочинял музыку и импровизировал.
|
|
Познакомив подростков с некоторыми музыкальными средствами, способами творчества, можно перейти к изучению музыкально–компьютерных программ.
Таблица 2
Описание музыкально–компьютерных программ
Название | Аннотация |
FL Studio | Позволяет использовать музыкальные семплы (отрезки, заготовки) и размещать их в свободной последовательности. Воспроизводит заданную последовательность. Есть возможности для написания собственных мелодий и зацикленных музыкальных отрезков. |
Band–in–a–Box | Программа–аранжировщик. Позволяет выбирать стиль композиции из предложенного списка, задавать тональность и темп произведения. Генерирует свою аранжировку по заданным гармониям. |
Продемонстрируем некоторые возможности данных программ для создания музыкальных композиций подростками.
Начать можно с самого простого.
Показ первого уровня: в программе имеется заранее написанная цельная композиция. В первую очередь мы предлагаем её для прослушивания, чтобы ознакомиться с музыкальным материалом. После этого мы показываем музыкальные заготовки (семплы), которые представляют собой отдельные партии этого произведения. То есть в нашем распоряжении есть музыкальные фрагменты цельного произведения, с которыми можно связать первый уровень композиционного творчества.
Основное задание: попытаться воссоздать из отдельных партий цельное произведение так, как оно было записано автором. Следующая задача – создать собственную композицию на основе готовых музыкальных фрагментов, опираясь на простую формулу: вступление – развитие – завершение.
Более сложный уровень – создание собственной аранжировки вручную, написание собственной мелодии.
Показ второго уровня: создание собственной аранжировки на основе заданной гармонической последовательности. Что это значит? Важно объяснить детям, что такое тональность и простейшие гармонии. Есть три простейших гармонии, располагающиеся на первой, четвертой и пятой ступенях тональности (Т–S–D–Т). Оперируя только этими опорными аккордами, можно создавать свою несложную композицию.
Обозначим алгоритм действий в программе:
Выбор стиля композиции. Выбор тональности (отталкиваясь от желания или цели воплотить тот или иной образ, это может быть мажорная или минорная тональность). Ввод гармоний: с помощью буквенных обозначений аккордов создаем гармоническую цепочку. Воспроизведение: программа генерирует собственный аккомпанемент на основе выбранного стиля и воспроизводит композицию, следуя заданным нами последовательностям.
Более сложный уровень – подбор аккордов по слуху, с опорой на запрограммированную мелодию.
Постепенно, формируя у подростков интерес к созданию музыкальных композиций, можно создавать и более сложные композиции, с собственной мелодией и гармонией.
К. С. Галеева
студентка гр.29ПО146
направление «Педагогическое образование»
профиль обучения «Изобразительное искусство»
Научный руководитель: канд. ф. наук,
доцент кафедры искусств К. О. Шохов
Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!