ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА КАК ФАКТОР ПОНИМАНИЯ «ДРУГОГО» ЧЕЛОВЕКА В МУЗЫКЕ



Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский,– является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке [1]. Несмотря на то, что ведущей деятельность у подростков является общение, существуют проблемы взаимодействия, непринятия, непонимания ими «другого» человека.

Для подросткового возраста характерна такая черта, как подражание: подражание внешним атрибутам взрослости, героям художественных произведений. С наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка [2]. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости: то, как выглядит взрослый, как он себя ведет, как общается и т.д. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков, могут стать герои кинофильмов, книг, герои рекламных плакатов и др. К сожалению, подражание не всегда играет положительную роль в развитии личности подростков, в манере общения с другими людьми. Они могут подражать негативному поведению, негативным манерам взрослых людей, героев художественных произведений. При этом они не принимают других людей, а также своих сверстников, которые не разделяют их взглядов в манере поведения и общения. Поэтому существует необходимость развития у подростков способности понимать другого человека.

Проблема непонимания и неприятия «другого» человека может быть решена средствами искусства, в частности музыкального, через понимание «другого» человека в музыке. Решать данную проблему необходимо на двух уровнях: на уровне профессионального музыкального образования в вузе и на уровне общего образования в школе. В изучении данной проблемы будущим педагогам–музыкантам может помочь такая дисциплина, как музыкальная психология.

Проблемное поле проекта:

1. Каковы развивающиеся возможности музыкальной психологии для учителя музыки и учащихся?

2. Как соотнести профессиональные знания будущему учителю музыки по музыкальной психологии с учебным процессом урока музыки в школе?

3. Как научиться определять психологический портрет композитора?

Цель: расширить коммуникационные способности учащихся через понимание «другого» человека в музыке, научить их понимать «другого» человека в жизни.

Задачи:

1.Показать особенности раскрытия психологического портрета композитора в профессиональном обучении учителя музыки на музыкальной психологии;

2.Определить формы подачи учебного материала и методы для понимания «другого» человека в музыке и в жизни в рамках урока музыки.

 

Таблица 1

Анализ рисков проекта

Возможные риски Меры профилактики
Ограниченность урока музыки во времени Умение показать и наладить коммуникацию в рамках программы и выделенного времени на урок музыки
Сложности в осуществлении коммуникации Применение эффективных форм и методов подачи и изучения материала на уроках музыки

Продукт проекта:

− будущий учитель музыки, способный осуществлять коммуникацию на уроках музыки, а именно художественное общение с автором, героем музыкального произведения;

− ученик, способный видеть «другого» человека в музыке, общаться с ним и через понимание «другого» человека в музыке понимать «другого» человека в жизни.

Ресурсы:

− информационные (видеофильмы о композиторах, эпистолярное наследие (письма), фрагменты музыкальных произведений);

− людские (учащиеся (младшие подростки), преподаватели, студенты).

Прогнозируемый результат: разработка способов внедрения музыкально–психологических знаний в урок музыки в школе для налаживания художественного общения.

Каждый человек обладает своим типом темперамента и чаще всего смешанного типа. Напомним, что темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Напомним типы темпераментов человека: холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники. Черты и особенности личностных свойств, темперамента находят свое преломление в жизни и творчестве различных музыкантов. Темперамент и развивающийся на его основе характер накладывает свой отпечаток не только на повседневное поведение музыканта, но и на все его творчество, включая создание, интерпретацию и восприятие музыки.

Рассмотрим это на примере жизни и творчества двух выдающихся представителей эпохи романтизма – Фридерика Шопена и Ференца Листа. Шопен был музыкантом интровертированного склада, а Лист – экстравертированного. Они были друзьями и каждый находил в другом недостающие в себе качества. По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения. Он был склонен к меланхолии и это свойство его характера проявилось во многих его сочинениях – мазурках, балладах, ноктюрнах. Он не любил больших аудиторий и раскрывался в игре перед небольшим кругом слушателей.

Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Если Лист покорял слушателей мощью своего исполнения, то Шопен – тонким лиризмом, неподражаемым звучанием « piano».

Проявление черт интровертированности можно увидеть и в отсутствии в творчестве Шопена программных произведений, в то время как у Листа программной музыки очень много (симфония «Фауст», симфоническая поэма «Гамлет»). То есть интроверт–Шопен обращался к миру собственных чувств и представлений, а экстраверт–Лист к внешним впечатлениям. У Шопена к программным произведениям можно отнести только «Революционный этюд» (№ 12), но и это произведение получило свое название не от самого Шопена, а от его современников [3]. Бессмысленно ставить вопрос о том, какой тип темперамента лучше для профессии музыканта. Из истории мы знаем, что было много известных композиторов и исполнителей, обладавших самыми различными темпераментами.

Для урока музыки рекомендуем использовать биографический метод для понимания подростками другого человека в музыке, то есть понимания психологического портрета композитора. Формами подачи и изучения учебного материала будет является восприятие музыки, учебный фильм, эпистолярное наследие, энциклопедия. Анализируя музыкальные произведения, учебные фильмы о жизни композиторов, изучая их эпистолярное наследие, можно глубже понять психологический портрет композитора. Научившись понимать «другого» человека в музыке, подростки могут перенести эту способность в обычную жизнь для понимания своих сверстников, близких людей, в целом для понимания «Другого» человека, иного характера и темперамента, непохожего на него самого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Выготский, Л.С. Кризис первого года жизни [Текст] / Выготский Л.С.// Собр. соч. В 6–ти т. Т.4. – М.: «Издательство Педагогика», 1984. – 432 с.

2.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: «Издательство Юрайт», 2011. – 460 с.

3.Петрушин, В.И. Музыкальная психология : учебное пособие [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: «Издательство Гаудеамус» , 1997. – 381с.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!