ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ



КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ГЕТЕРОГЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Современное состояние вопроса глобализации и мировых миграций таково, что на данный момент происходит усиление данных процессов, приводящее к формированию поликультурного пространства во всем мире. Данные изменения порождают увеличение межнациональных конфликтов и ухудшения ситуации в обществе, связанной с взаимодействием человека с представителями иной культуры.

В контексте данных изменений образование ставит задачу формирования качеств личности, направленных на эффективное взаимодействие в поликультурном социуме.

В области образования существуют нормативные документы, декларирующие принципы поликультурности. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования должно содействовать сотрудничеству и взаимопониманию между людьми независимо от национальной, расовой, религиозной, этнической и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор убеждений и мнений [1]. Профессиональный стандарт «Педагог» включает в себя требования к подготовке педагога в контексте культурного многообразия: формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, умения строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально–культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с раз–личными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья [2].

Переходя к анализу понятия «поликультурная компетентность», следует упомянуть Ж. Пиаже, который отмечал, что этнокультурные представления формируются в раннем возрасте и выделил три этапа формирования этнической идентичности:

– «в 6–7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематические знания о своей этнической принадлежности;

– в 8–9 лет ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой, в нем просыпаются национальные чувства;

– в 10–11 лет этническая идентичность формируется у ребенка в полном объеме; в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры» [7, С. 215].

Теория Ж. Пиаже позволяет нам сделать вывод, что начальная школа обладает потенциалом для формирования поликультурной компетентности.

Проблему формирования поликультурной компетентности принято рассматривать в рамках поликультурного образования, которое в своих работах освещали А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Супрунова и др.

А.Н. Джуринский считает, что поликультурное образование преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором — о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем — о воспитании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [3].

В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова определяют главную цель поликультурного образования как «формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований» [5, С. 6].

В нашем исследовании мы рассматриваем поликультурную компетентность младших школьников как изначальный, необходимый и постоянно растущий уровень направленности личности ученика; его отношения к человеческому многообразию; постоянно совершенствующийся уровень его теоретических знаний, опыта и приемов взаимодействия в поликультурном обществе. Это такой уровень компетентности, который необходим ученику, чтобы он мог успешно взаимодействовать в окружающем поликультурном социуме.

Современные тенденции в формировании поликультурной компетентности учащихся связаны с понятием гетерогенности. Гетерогенность понимается как многообразие или богатство оттенков, при котором различия являются не разъединяющим фактором, а, по мнению М.Н. Певзнера, наоборот, позволяют использовать потенциал многообразия как основу для достижения синергетического эффекта [6].

Многообразие понимается не только как многоэтничность или поликонфессиональность, а, прежде всего, как поликультурность: совместное или параллельное существование традиционной и современной, аграрной и урбанистической культур, осознание собственной идентичности и восприятие другой на основании понимания корней этой идентичности. Это значительно актуализирует проблему взаимодействия культур, их равенства и диалога. «Гетерогенность должна использоваться как двигатель инноваций и развития» — считает профессор Фондового университета города Хильдесхайм Ольга Грауманн [8, С. 3].

По мнению О. Грауманн, многообразие общества редко рассматривается как шаг в сторону инноваций, но образовательная политика государства должна сконцентрировать внимание на межкультурном образовании, так как признание различий — это путь к инклюзивному образованию [8].

К критериям многообразия школьников в условиях развития современного общества можно отнести:

− виды и уровни одаренности детей;

− виды девиации детей из неблагополучных семей;

− виды физических отклонений детей;

− виды поликультурных различий детей.

Как отмечают современные исследователи, различия учащихся представляют собой следствие не только этнического, культурного и социального многообразия, но и источник всё возрастающего числа детей со специфическими характеристиками и потребностями, в том числе отклонениями в развитии. Различные аспекты образования таких детей, их отношения с учителями и другими учениками могут существенно отличаться от особенностей обучения большинства школьников в школьном (классном) коллективе [4].

Таким образом, изменения в современном мире, связанные с глобализацией экономических и социально–политических процессов, предопределили смену образовательной парадигмы в XXI веке. Неразрывная связь качества образования и качества жизни в обществе позволяет рассматривать образование ,как одно из средств расширения возможностей детей и взрослых, являющихся активными преобразователями своих социумов. Обучение при этом охватывает все ценности, дающие людям возможность научиться «жить вместе» в таком мире, который характеризуется плюрализмом и многообразием.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273–ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru

 (Дата обращения 27.12.2017)

2. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 27.12.2017)

3. Джуринский, А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / А. Н. Джуринский. — 2–е изд., перераб. и доп. — М. : «Издательство Юрайт», 2017. — 257 с.

4. Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология [Текст] / Ги Лефрансуа. – СПб.: «Излательство Прайм–ЕВРОЗНАК», 2005. – 416 с.

5. Макаев, В.В., Малькова, З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. – №4. – С.3–10.

6. Певзнер, М.Н., Петряков, П.А., Ширин, А.Г. Педагог в мире многообразия: ведущие идеи и ожидаемые результаты нового международного проекта [Текст] /. Е.В. Иванов // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» – Великий Новгород, 2014. – С. 24–34.

7. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: «Издательство Педагогика» – Пресс, 1999. – 527 с.

8. Graumann, О. Zur Internationalisierung von Schule und Hochschule [Текст] // International Dialogues on Education: past and present. — 2016, №1. – p.10–13.

 

 

М. С. Митриковская

студентка гр.29ПОм162–з

направление «Педагогическое образование»

                        Научный руководитель: д–р пед. наук, доцент,

заведующая кафедрой общей и

социальной педагогики И. Н. Емельянова

Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!