Полное развитие факторов просветления



В медитации факторы просветления весьма важны.

Фактически при отсутствии хотя бы одного из них просветление не может быть достигнуто. Будда сказал, что благодаря практике осознания, или внимательности, будут осуществлены все факторы просветления. Мы рассмотрим эти факторы; но мне хотелось бы, чтобы вы испытали и пережили некоторые из этих факторов со мной.

Как вы знаете, медитация, которую мы практикуем, называется медитацией прозрения; и она основана на осознании. Объектами этого осознания являются тело и телесная деятельность, чувства, состояния ума и его содержание. Все они находятся внутри нас, и для практики медитации прозрения нам не нужно смотреть далее тех переживаний и способностей, которыми мы уже обладаем.

Телесная деятельность включает дыхание, ходьбу, еду, отдых, слушанье, разговоры и тому подобное. Чувства можно описывать по-разному; но обычно их классифицируют как приятные, неприятные или ни те ни другие. Есть также и ум со всеми его состояниями; и когда мы что-то воспринимаем через посредство внешних чувств слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния или мышления, приходят в действие все состояния ума. Умственные явления постоянно проявляются во время сидячей практики медитации, а также и в повседневной жизни. Наша задача состоит в том, чтобы осознавать все виды телесной и умственной деятельности, видя их такими, каковы они есть в действительности.

В буддизме обычно перечислены семь факторов просветления; внимательность, исследование истины, энергия, восторженная радость, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость. Это не отвлечённость понятий, а часть существа каждого человека; их нужно полностью развить как аспекты пути к бытию полностью просветлённого человека. Первый шаг – узнать, обладаете ли вы каким-нибудь из этих семи факторов. Во-вторых, вам нужно знать природу возникновения любого из этих факторов. Третий шаг состоит в том, чтобы осуществить полное совершенство семи факторов. Мы говорим, что на этой стадии человек является полностью просветлённым существом. Говорить о семи факторах просветления нетрудно, трудно их осуществить. Частично трудность заключается в психологическом блокировании, которое имеет место всякий раз, когда человек стремится достичь какой-то цели. И всё-таки цель медитации прозрения состоит в том, чтобы преодолеть именно это блокирование.

Первый фактор просветления – внимательность. Внимательность представляет собой способность постоянно смотреть на всё то, что возникает; она приводит к способности видеть природу всего того, что вы наблюдаете. В таком осознании полное внимание вместе с пассивной бдительностью подлинной объективности обращено на объект, событие или процесс. Внимательность характеризуется ясностью и бдительностью; она противоположна умственным состояниям вялости, безразличия, возбуждённости или озабоченности. Иными словами, в состоянии внимательности мы обладаем таким совершенным вниманием, когда рассеяны облака чувств или неведенья, которые так часто делают нас слепыми по отношению к вещам.

Вместе со внимательностью вы обладаете зеркалом, в котором не только видите отражённые объекты или события, но и свои собственные реакции на них. В совершенном отражении зеркала вы приобретаете то самопознание, которое нельзя отделить от понимания истинного и ложного, чистоты и нечистоты красоты и уродства – не только внутри себя, но и внутри всех вещей. Обладая глазами внимательности, вы придёте к пониманию реальности – красоты уродливого и чистоты нечистого. В конечном счёте эти различия настолько лишены смысла, насколько произвольны, потому что они отражают не самую реальность, а наши предвзятые идеи, обусловленные воспитанием и глубинными основами. Всё в этом земном мире относительно хорошо и относительно дурно, относительно истинно и относительно ложно. Кто может установить абсолютное добро? Добро представляется добром под тем углом, под которым вы на него смотрите; но другие люди могут не согласиться с вашим суждением. «Хорошее»или «плохое» суть понятия; а чтобы понять истину, нам нужно выйти за пределы понятий. Иначе ум оказывается в тумане установок и мнений, где неведенье выступает в виде мощного и неосознанного фактора.

Когда существует совершенное осознание, когда оно достигнуто, наблюдателя нет; тогда представления и мнения отставлены в сторону, так как нет «я», формирующего мнения. В основе своей именно из «я» возникают наши истолкования и объяснения; и поскольку «я» иллюзорно, отражений, являющиеся его результатом с неизбежностью тоже окажутся иллюзорными. Именно внимательность снимает все эти обусловливающие факторы, которые ушли в сторону образования «я». Внимательность представляет собой полную обнажённость, в которой пребываем мы и все вещи, отражённые взором совершенного зеркала.

Второй фактор просветления – исследование истины. Как только вещи оказываются видны такими, каковы они есть, тогда мы должны начать процесс проникновения в то, что есть. Достаточно неожиданно это исследование касается не мышления, а медитации. Это искание истины, деятельный поиск не интеллектуального познания, а нового способа виденья и бытия. Понять, что в действительности являют собой вещи, – значит видеть их в состоянии постоянного изменения, видеть, как они возникают, проявляются и исчезают. Исследование истины требует, чтобы мы отбросили сомнения, – не то, чтобы нам нужно было во что-то верить, но чтобы мы могли продолжать своё расследование, не пытаясь доказать или опровергнуть какое-то верование. Чистое исследование – это рассмотрение, предпринятое без комментариев или интерпретации. Оно не заинтересовано в устранении чего-нибудь, в доказательстве, что одна теория лучше другой. Это не какое-то иррациональное состояние, а стремление исследовать без отвлекающих мысленных комментариев. В тот момент, когда возникает мысль, ум становится рассеянным; и тогда нельзя понять то, что есть в действительности. Мышление зачастую бывает весьма поверхностным; и когда оно исчезает, появляется реальность.

Что же такое реальность? Здесь нет определения, потому что ум ограничен и не может определять безграничное, неопределяемое. Без второго фактора, без исследования, вы будете просто спокойно сидеть, наслаждаясь мыслями и воспоминаниями, которые продолжают непрерывно течь внутри ума, Если они текут очень сильно или становятся неприятными, вы можете испугаться; но при истинном осознании вы поймёте и свои мысли, и свои страхи.

Третий фактор просветления – это энергия. Чтобы продолжать исследование истины, требуется энергия. Энергия культивируется разнообразными способами. Физическую энергию можно культивировать при помощи упражнений в ходьбе, которому учат медитирующих в практике прозрения. Вы не учитесь ходить; скорее, вы учитесь культивировать внимательность и энергию. Когда энергия развита и накоплена, тогда вы можете сидеть со спокойным и тихим умом и со спокойным и тихим телом. Тело не станет предъявлять жалоб, потому что его органы будут функционировать надлежащим образом.

Психическая энергия – это предварительный резервуар силы; но она растрачивается во многих формах мысли, при эмоциональных расстройствах и депрессии. Одна из главных целей практики внимательности состоит в сохранении психической энергии с помощью полного осознания всех состояний ума. По мере того, как осознание становится более прочным, энергия приобретает большую мощь и становится творческой. Цели во время медитации ум становится ленивым или инертным, такая праздность представляет собой препятствие для духовного прогресса. Медитация должна стать независимой от подобных состояний вялости, чтобы сила внимательности стала эффективной Медитация – это не состояние инертной расслабленности, а состояние внимательной энергии.

Четвёртый фактор, восторженная радость, направляется мышлением, поскольку первое ощущение радости, вызванное физическими факторами, приводит в действие применение мысли. Однако это не мышление ради мышления, а направление ума к отдельным объектам и процессам. Такое мышление не является рассеянностью; это напряжённость мысли, подъём ума к объекту.

Исследование истины, энергия и восторженная радость необходимы для того, чтобы преодолеть медлительность ума; а если ум медлителен, невозможно культивировать три конечные стадии – спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость. Иными словами, если есть необходимость достижения высших плодов практики медитации, надобно надлежащим образом воспитать и подготовить ум. Когда ум будет таким образом облагорожен, следует применять спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость. Спокойствие и сосредоточенность – необходимые и дополняющие друг друга части. Из сосредоточенности возникает спокойствие – точно так же, как небрежность производит заблуждение. Спокойствие являет собой прочную основу для роста прозрения. В состоянии душевного подъёма ум может заблуждаться и уклоняться от объекта. Вы чувствуете себя счастливыми, и ум убеждает вас в том, что вы ушли достаточно далеко, Когда это происходит, вы оказываетесь не в состоянии добиться какого-нибудь дальнейшего прогресса.

Спокойствие означает не только покой физического тела. В буддийских писаниях упоминается спокойствие тела, кайя пассадхи; но здесь «кайя» относится к чувствам, восприятиям и умственным формациям. Когда все они пребывают в покое, будет достигнуто спокойствие, и тело окажется под контролем. Результатами станут хладнокровие, прочность и устойчивость чувств, восприятий, умственных формаций и ума, или сознания.

Из всех семи факторов просветления ни одно не является более важным, чем невозмутимость. Это не состояние безразличия или нейтральности, как некоторые исследователи перевели этот термин пали. Как фактор просветления, оно тесно связано с сосредоточенностью и указывает на непривязанный ум или на состояние непривязанности ума в смысле освобождения от всех видов привязанности. На этой стадии ум свободен. Медитирующий не беспокоится о результатах или о прогрессе. В этом пункте нет различия между медитирующим и целью его усилий. Как только вы достигли свободы, она более не имеет значения в этическом или психологическом смысле. Вы просто не свободны. Это состояние бытия, в котором нет более привязанности, отвлекающих желаний, оков гордости или тщеславия «я». В итоге невозмутимость представляет собой совершенную свободу.

Семь факторов просветления – это не только важная часть групповой и личной медитации, но также и повседневная жизнь и повседневные переживания. Вы можете культивировать их в любое время. Когда Будда говорил об этих семи факторах, он не хотел сказать, что они появляются только во время интенсивной медитации. Он сказал, что нам следует осознавать их при любых обстоятельствах. Такая постоянная внимательность требуется для подлинного прогресса прозрения в истину.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!