Понимание процесса обусловленности



Одно из важных обстоятельств в практике медитации – быть свободным от какой бы то ни было озабоченности, даже от озабоченности по поводу времени. Если вы просто делаете всё наилучшим образом, не думая о времени, вы можете работать гораздо лучше. Возможно, вы думаете, что делаете нечто без озабоченности, и это очень трудно; однако вы обнаружите, что осознавание озабоченности, когда бы она ни возникла, впоследствии освободит вас от неё. Пока вы знаете: «Это – грабитель», он вам не повредит. А вот если вы не знаете, что здесь грабитель, это может вам повредить.

Во время медитации вы наблюдали возникновение и падение процесса дыхания. Как сказано в «Сатипаттхана-сутте», в беседе о внимательности, медитирующим должен быть способен видеть в любом наблюдаемом объекте его возникновение и растворение, появление и исчезновение объекта и субъекта. Такое наблюдение приведёт к пониманию: «Этот объект или это событие существует лишь одно мгновенье». Физические процессы имеют природу появления и исчезновения от мгновенья к мгновенью; такую же природу имеют состояния ума, или его содержимое, независимо от наличия осознания или его отсутствия. Признание этого факта ведёт к пониманию истины и свободы.

Имея в виду этот факт, как продолжает существовать тело или ум? Возможно ли для них прекращение существования? Мы можем сказать, что тело придёт к концу, когда окажется очень старым и не будет в состоянии выполнять свои функции; но возможно ли, чтобы перестал существовать ум? Остановить умственные процессы очень трудно, и многие люди уверены в том, что это невозможно; однако вопрос об остановке ума – это не дело веры иди неверия; всё надо увидеть самому. Мнения, основанные на вере иди неверии, не имеют смысла по отношению к истине, не представляют только психологическую ценность. «Ясное виденье», или прямое постижение истины, имеет больше смысла. Медитация, видимая как непосредственное постижение, – это не метод бегства от вещей, каковы они есть, а метод действительной жизни. Медитация – неотъемлемая часть жизни, и её нельзя отделять от жизни.

В действительности вы медитировали много раз. Подлинная медитация не имеет формы или системы. Буддийская медитация – не система, а образ жизни или, лучше сказать, способ действия. Будда никогда не давал какой-либо техники для развития медитации или тренировки ума; но он дал наставление по самовоспитанию. Подход Будды – это не техника. Он просто установил, что вы должны осознавать тело, чувства, состояния и явления ума. Это осознание следует выполнять прямо, не полагаясь на какие-то виды техники. Если бы кто-то спросил меня о технике, я нашел трудным предложить какую-нибудь программу. Но когда человек постигнет собственные препятствия, ом будет способен медитировать. Лучший совет – продолжать упражнения в практике осознавания день за днём, ночь за ночью; и тогда может прийти всё. Не тревожьтесь по поводу своих затруднений. У всех нас есть такие проблемы; но они должны стать частью вашей практики медитации, а не преградой для неё. Подходя к конфликтам со внимательностью, мы найдём для них решение.

В этом искании настоятельно необходимо понимать свои условия. Сколько вещей обусловливают вас в жизни? Вы хотите существовать? Вам хочется стать чем-то другим или оставаться той же личностью? Процесс становления и непрерывности – то, что мы называем жизнью. Без него нет существования или несуществования. Процесс становления характеризует все аспекты жизни. Процесс дыхания возникает и падает каждое мгновенье, продолжается без остановок. Если он останавливается, мы говорим, что умираем. Но здесь имеется возможность выйти за пределы восприятия процессов дыхания, не умирая, – просто исчезает понятие «я». В этом пункте проявляется соприкосновение с реальностью; и в таком соприкосновении понятия жизни и смерти не имеют значения. Это можно назвать «внутренней смертью», потому что мы умираем для воспоминаний, мыслей, чувств и восприятий. «Я» – это не истина, а понятие, существующее только в уме. По этой причине вы можете выйти за его пределы, за пределы процесса становления и непрерывности.

Пока существуют становление и непрерывность, налицо страстное желание существования, становления, налицо привязанность. Вы цепляетесь за жизнь и не хотите умирать. Страстное желание и привязанность проявляются благодаря чувственному соприкосновению и возникающим в результате чувствам. Фактически жизнь вообще – это обилие соприкосновений. Действительно, её можно описать как серию переживаемых событий. Без событий нет жизни; и пока процесс становления обусловлен страстным желанием, привязанностью, чувством и соприкосновением, тело, ум и состояния ума должны продолжать существовать. Однако когда прекращается процесс становления, налицо полное прекращение условий, чувственных соприкосновений и реакций. Это называется ниббаной. Ниббана найдена, когда мы пробились сквозь процесс становления и непрерывности, сквозь порочным круг жизни – смерти – повторного рождения.

Процесс становления и непрерывности приводит людей и все живые существа к сансаре, т. е. кругу существования. Мы рождены только для того чтобы умереть и снова возобновить жизнь в этом Колесе Становления. Фактически данный процесс происходит в любое мгновенье, но поскольку мы не обращаем на него внимания, мы его не видим, не понимаем. Вместо этого наш ум занят многими видами деятельности во внешнем мире, так что мы забываем о мире внутреннем. Во время практики дыхательных упражнений, наблюдая подъём и падение живота, мы начинаем очень ясно видеть мимолётную природу своего физического бытия. Кроме того, мы способны отличать психические процессы от физических, хотя в каждом из этих случаев налицо только процесс становления. Мы не осознаём ничего постоянного – и благодаря этому аналитическому знанию оказываемся способны преодолеть ложное представление о «я», преодолеть понятие «я». Преодоление ложных взглядов – первая ступень прозрения.

Если мы знаем эти процессы только теоретически, не видя их для себя, приобретённое знание не в состоянии помочь нам обрести уверенность в истине. Такое изучение начинается с уверенности – и кончается заблуждением, так как информация основана на накопленных абстракциях, которые могут иметь логический смысл, но лишены экзистенциальной действенности. А во время медитации мы «видим» физические и психические процессы непосредственно, «видим» взаимоотношения между ними от мгновенья к мгновению, видим глазом, не искажённым привязанностями. Без психических процессов физические процессы существовать не могут; и психические процессы не в состоянии функционировать без физических. От этого прозрения мы приходим к другой ступени – к уяснению обусловленности. Какова взаимная связь этих процессов? В чём причина их непрерывности? На этой ступени прозрения вы получите мимолётное впечатление о природе обусловленности вещей. Своими собственными силами внутреннего зрения вы постигнете, что являетесь обусловленным существом, а также и существом обусловливающим.

С постижением нашего подлинного состояния оказывается достигнута свобода от привязанности к процессу обусловленности. Понимание обусловленности даёт нам возможность жить при любых условиях, будут они приятными или неприятными. Способность жить при любых жизненных условиях и благодаря этому преодолевать их пределы – это часть более полного понимания природы вещей, включая и нас самих. Буддист не пытается ускользнуть от жизни; напротив, вместо этого он проникает сквозь её иллюзорную природу, приобретая благодаря этому способность жить с тем, что предлагает ему жизнь. Обладая такой способностью, вы обладаете и подлинной свободой, понимая, что вы такое и чем должны быть. При отсутствии такого понимания процесса обусловленности мы не в состоянии жить спокойно или счастливо перед лицом разочарований и затруднений. В большинстве своём мы оказываемся потеряны и утрачиваем своё равновесие в самой гуще проблем. Теоретически мы знаем, что нам следует оставаться спокойными, не сделать это мы не можем. Медитация обещает нам способность справляться с неприятностями и несчастьем. В общем медитация предлагает сообщить нашей жизни смысл и цель.

Необходимо помнить о двух обстоятельствах. Первое – это понимание, или ясность восприятия всего, с чем мы приходим в соприкосновение. Второе – это свобода, или освобождение – в том смысле, чтобы не быть захваченными чем-нибудь или не быть чем-то обусловленными. Единственный способ достижения обеих этих целей заключается в применении постоянного осознания с достаточной смелостью видеть всё внутри себя, будь оно приятным или неприятным. Мы не должны ожидать, что увидим в жизни только хорошее или красивое. Медитация обеспечивает практикующего тренировочной площадкой для встречи со всеми аспектами нашей ситуации. Она даёт нам возможность преодолеть страстное ожидание найти в конце радуги горшок с золотом. С признанием этого факта мы преодолеваем значительную часть несчастья. Сохраняя полное осознание, мы можем переживать всё – материальные события, внутренние чувства, действия других людей или идеи и мнения, которые находятся в конфликте с нашими собственными. Мы увидим, как все эти вещи постоянно возникают и исчезают. Они возникают вследствие некоторых условий и затем исчезают. Видя природу возникновения и прекращения во всех событиях, ум будет освобожден благодаря пониманию процессов обусловленного возникновения – внутренних и внешних.

Узнавание препятствий

Весьма важно для практики медитации быть способным видеть свои собственные помехи или препятствия. Что же является главным препятствием дли медитации? Если мы можем выразить это одним словом это должна быть самость, не более того. Самость представляет собой главное препятствие для любого прогресса, в особенности для прогресса духовного. Вы можете сказать, что в материальном прогрессе вы станете тем большим субъектом, чем больше имеете. Но такое понятие о прогрессе в действительности выражает отсутствие прогресса, так как его результатом оказывается зависть, соперничество, ревность и страдание.

Возможно, вы скажете: нельзя делать что-нибудь без понятия «я», поскольку достижение, успех, продвижение или прогресс – все они как будто предполагают такое понятие. В медитации вы можете сказать: «Я медитирую. Я хочу быть мирным. Я желаю тишины». Если эти утверждении означают, что вы работаете для «я», мир останется для вас недосягаемым. Иногда, когда вы на короткое время добиваетесь спокойствия, вы настолько удовлетворены этим переживанием, что становитесь привязанными к нему, . И во время следующего сиденья вы ожидаете возникновения сходного переживания; а когда этого не происходит, вы чувствуете подавленность, чувствуете себя несчастными. Такой результат является следствием того, что вам не удалось увидеть себя и свои усилия иным способом нежели выражения «я».

Быть свободным от «я» – это обязательное условие для полной жизни. Хотя это может и не быть частью ваших нынешних взглядов, мы способны счастливо и мирно жить без «я», продолжая работать и принимать участие в общественной жизни. Действительно, преодолеть поглощённость «собой» – единственный способ, гарантирующий нам возможность достижения подлинного мира, подлинного счастья. Вы помните, как я всегда говорил, что хороший момент для медитации – это тот момент, когда вы находитесь в состоянии страдания. В момент страдания вы можете ясно воспринимать себя, реагирующего на ситуацию; следовательно, осознание природы «я» оказывается острым. При полностью развитом осознании, т. е. когда мы видим событии то, что оно есть в действительности, горе и счастье теряют смысл. В состоянии истинного осознания, когда преодолены препятствия, мы достигаем внутреннего освобождения, где имеет значение только свобода.

Как можем мы достичь этого состояния внутреннего освобождения? Парадоксальным образом мы должны устранять все препятствия, не совершая агрессивных усилий с целью очищения от них, ибо такая попытка без вполне развитого осознания и без понимания осознания только создаст новые проблемы и новые препятствия. Согласно буддизму, существуют два способа устранения препятствий. Один – это путь вхождения в медитативную поглощённость, в состояние джханы, где вы можете быть свободны от всех препятствий. Однако в таких состояниях препятствия только подавлены, а не искоренены; и они после выхода из медитативной поглощённости возникнуть вновь. Второй способ – ясное понимание препятствий в тот момент, когда они появляются. Таков путь прозрения. «Сатипаттхана-сутта» учит нас о пути прозрения. Эта сутта, данная Буддой монахам, пришла из его собственного переживания; сходное переживание может иметь каждый человек.

В этой сутте упомянуты пять препятствий; и, хотя можно установить ещё и другие, эти пять представляют собой всеобъемлющую типологию. Первое препятствие для прогресса медитации – это чувственное желание, включая искание удовлетворённости или наслаждения с помощью воображения, с помощью ума. Любое удовлетворение или удовольствие, приобретаемое благодаря ощущениям, в особенности благодаря умственным ощущениям, играет весьма активную роль в жизни; и это даже ещё более справедливо по отношению к медитации. Начиная медитацию, ум стремится к счастью и миру, желает наслаждаться духовной жизнью и внутренним миром. Подобное этому чувственное желание можно ясно наблюдать и в медитации. Природа поверхностного ума как раз и состоит в том, что он никогда ничем не бывает удовлетворён. Поэтому его искания всегда продолжаются, если не устранить это препятствие в виде чувственного желания. Чувственное желание можно устранить при помощи бдительной наблюдательности в то самое мгновенье, когда ум блуждает и что-то ищет. Отметьте возникновение желания, тщательно и пристально рассмотрите его; и такое задерживающее рассмотрение принесёт с собой прекращение чувственного желания. Ум приобретает новую ясность; окажется преодолена тупость обусловленной мысли. Бдительность характерна для человека, который более не игнорирует условия, скрытые за фасадом, ума.

В медитации прозрения важно, чтобы наше внимание не было ограничено одним объектом. Напротив, в этой системе нам необходимо видеть процесс события в целом. Такая перспектива представляет собой состояние не рассеянности, а прозрачности. Фактически для нашей жизни не характерны изолированные события. К примеру, когда мы говорим об уме, мы имеем в виду не только ум, но и связанные с ним многочисленные условия и состояния. Полностью понять – значит пережить истину в её целостности, а не просто припомнить изолированные истины, которым, вас когда-то учили. Проблема приравнивания истины к памяти или, как в данном случае, к любой концептуальной схеме или манере формирования идей, состоит в том, что это может вас обмануть В своей озабоченности формированием идей или интеллектуализированием своего переживания вы, возможно, не сумеете взглянуть с ясным умом и бдительностью на то, что действительно происходит внутри вас. Как только вы попытаетесь дать наименование переживанию, наполненному прозрением, возникает небольшое потускнение. Название не имеет значения. А вот что важно – «увидеть» вещи, каковы они есть в действительности. Зная то, что продолжает происходить, мы не нуждаемся в том, чтобы наклеивать на происходящее ярлык или повторять его в словах.

Второе препятствие – недоброжелательство, отвращение или ненависть. Это относится к ожесточённому уму, ко внутренним состояниям возбуждения. Мы должны быть способны узнавать внутреннее ожесточение, узнавать, почему мы делаем вещи с ожесточённостью. Внутреннее ожесточение часто оказывается побудительной силой. Ненависть и ожесточение суть формы вредного сознания. Иногда возникают воспоминания о ком-то, причинившем вам вред; и воспоминание об этом событии подталкивает вас к тому, чтобы стремиться к мести. Именно в эти мгновенья «я» оказывается исключительно сильным. Что мы можем сделать, чтобы бороться с такими состояниями? Сосредоточьте на них внимание, применяя полное осознание, чтобы открыть, почему ум хочет отомстить, почему он ожесточён. Благодаря такому прямому пониманию состояний ожесточённости вы узнаете, что с ним делать. Путь прозрения состоит в том, чтобы сначала посмотреть на то, что происходит, увидеть это, полностью осознать, увидеть, как оно появляется, как действует и как угасает. Все эти вещи необходимо постичь при помощи острого осознавания и с ясностью, без проецирования, без завесы концептуализации. Мыслительный процесс может стать главным препятствием для осознания реальности, потому что сам по себе он обеспечивает нас лишь ограниченным стереотипом. Осознавание вещей для того, чтобы понять, что они такое, – это действие, свободное от идей, от тусклости или путаницы. В прозрении ум всегда чист и свободен. И только такой ум способен приблизиться к реальности.

Другое препятствие – это состояние лености и вялости, или сонливости. В течение первых немногих дней во время периода интенсивной медитации посетители медитационного центра часто испытывают трудности вследствие утомления. Это может быть физическая или умственная усталость, а иногда обе. Однако в случае третьего препятствия мы имеем в виду не физическую усталость, а леность ума, когда ум пребывает в состоянии инертности. В этом состоянии ум не хочет работать и заставляет вас думать: «Я очень утомлён»; «Я» пребывает в состоянии сонливости. Чтобы преодолеть это чувство истощения сил мы должны посмотреть и увидеть, каково это чувство – будет оно умственным или физическим. Первый шаг прозрения состоит в том, чтобы отличать ум от тела, умственный процесс от процесса физического. Действительно, утомление может быть физическим состоянием, но нам, благодаря наблюдению за ним, нужно увидеть, так это или нет. Когда ваша усталость понята при помощи наблюдения, утомление исчезает. Что касается меня, когда я во время медитации чувствую усталость, физическое утомление быстро исчезает, и я становлюсь бдительным. В медитации это явление весьма естественно. Вот почему я прошу своих друзей, которые при медитации чувствуют утомление, внимательно наблюдать за различиями между умственными и физическими процессами. Здесь дело не в приобретении знания, – вы не нуждаетесь в какой-либо информации, – вам нужно только внимательно наблюдать, сохраняя ясность ума; и ваше понимание рассеет чувство вялости.

Беспокойство и тревога – это четвёртое трудное препятствие. Только при достижении состояния араханта, на последней стадии постижения, это препятствие может быть устранено. Почему ум беспокоен? Почему он встревожен? Потому, что вы лишены мира. Беспокойство можно сравнить с пылью, которую ветер рассеивает во всех направлениях. Во время медитации многие внутренние явления, накопившиеся в течение жизни, выходят на поверхность, и люди склонны бежать от них, потому что боятся обозрения порочного крута жизни. Когда в уме возникают беспокоящие образы, это хорошо, потому что тогда вы сможете ясно наблюдать и различать их. Всё, накопленное в жизни, должно быть вынесено на поверхность, чтобы понять его; иначе вы не сможете прийти к полному постижению истины.

У некоторых практиков медитации на этой ступени возникнут чувства беспокойства; и если практикующий (или практикующая) не окажется силён и смел, появится желание поскорее избежать их. В медитации это – естественная реакция; она естественна также и в повседневной жизни. Однако в повседневной жизни вы не замечаете этого в достаточной степени, так как настолько заняты внешними предметами, что внутренние помехи остаются неосознанными. Вы чувствуете, будто внешние дела идут вполне гладко, и вы с ними вполне счастливы; но если в душе бурлят внутренние беспокойства, вы не в состоянии обрести мир.

В последнем анализе невозможно оставаться довольным чувственными или поверхностными ценностями жизни. С помощью внутреннего наблюдения и созерцания мы оказываемся вынуждены осознавать существующие внутри нас беспокойные элементы. В действительности мы не нуждаемся в том, чтобы их отыскивать. Они найдут нас, может быть, в те мгновенья, когда мы меньше всего о них подозреваем.

Возможно, вы скажете: «Я слушал беседу Чао Кжана о внутренних беспокойствах, а теперь мне необходимо их останавливать». Не пытаетесь искусственно создавать такие чувства. Реальность этих внутренних беспокойных склонностей зависит от вашей каммы, накопившейся на протяжении вашей жизни; они возникают изнутри, а не извне. То, что мы в буддизме называем Марой (2), «злым искусителем», не есть нечто, находящееся вне.

(2) Мара –это мифологическое олицетворение силы мира внешних чувств. В этом качестве он искушал будущего будду, побуждая его оставить искания просветления и подчиниться ему – в значительной мере подобно тому, как Сатана искушает Иисуса в евангелии от Матфея. нас, – оно находится внутри. Мара, как знак психологической реальности, полезен для духовного прогресса. Без Мары Будда не достиг бы просветления. Когда Будда подвергался искушению Мары, его ответ был очень интересным. Он говорил: «Мара! Я знаю тебя. Со мной ты ничего не сможешь сделать». Когда в ночь перед просветлением он испытал сильное искушение, Будда немного испугался; но узнав: «Это Мара!», – он оказался способен продолжать свою медитацию и добился просветления. Мы не должны считать Мару, знак беспокойных искушений чувственного мира, каким-то препятствием для нашего духовного прогресса. Напротив, когда мы осознаём эти внутренние беспокойства, мы получаем возможность прямо противостоять им своим сознательным умом. И тогда они более не функционируют как подземные образы, ограничивающие наше виденье реальности.

Последнее препятствие – это скептическое, защитное сомнение. Преодолеть сомнение легко. Оно возникает, когда ум находится в замешательстве. В тот момент, когда вы испытываете сомнение, остановитесь, сядьте спокойно и рассмотрите свой сомневающийся ум. Постепенно благодаря тщательному наблюдению сомнение можно будет разрешить. Не рассуждайте о предмете, не пытайтесь найти решение. Когда ум успокоится, ответ откроется сам собой. Ответ, к которому мы пришли с помощью интеллекта, будет частью предмета, вызывающего сомнение! Когда вы ищете ответ, вы создаёте идеи с целью нечто объяснить; и это не будет ответом. Создания ума не являются способом решения проблем на пути к просветлению.

Аналитическое познание

Согласно учениям буддизма, первым шагом к прозрению является аналитическое познание, или объективное понимание физических и психических процессов. Мы не можем сказать, что вещи существуют или ничто не существует, поскольку существование чего-нибудь характеризуется возникновением и прекращением, появлением и исчезновением. Однако нам кажется, что мы видим непрерывность появляющегося и исчезающего; поэтому мы делаем вывод такого рода: «Это существует». Подобные восприятия возникают как следствие признания сходства при помощи сравнения. Тот же фактор применим и к медитации; но только здесь зрелый практик медитации проникает сквозь фасад единообразия и устойчивости и приходит к динамике природы психических и физических процессов.

Этот первый шаг прозрения существенно важен для того, чтобы понять жизнь. Жизнь не является просто статичным объектом, это живой и движущийся процесс. Иногда мы называем жизнь процессом становления или процессом непрерывности. Самое слово «жизнь» – коллективный термин для процессов. Мы не можем коснуться жизни как объекта, существующего внутри или вне нас. То, что мы называем умом, несомненно, не является объектом. Можете ли вы прикоснуться к уму? Даже во время глубокой медитации вы всё ещё видите продолжающиеся вариации – во время первоначального безмолвия или в начинающейся прелюдии к тишине. Но где же двигатель? Никакого двигателя нельзя заметить. Вследствие этого буддизм утверждает, что ум не является самостоятельным существом. Ложное представление о «я» создаёт для каждого человека принципиально ошибочное понятие о жизни. Что такое «я»? Существует ли оно как отдельный субъект? Можете ли вы обнаружить его в медитации? Или в других формах переживания? Вы верите, что вы – мистер такой-то» или «госпожа такая-то», потому что люди называют вас по имени, данному вашими родителями; и вы просто принимаете такие представления, не подвергая их сомнению; но ваше реальное «я» вполне может быть отличным – и весьма отличным! – от «господина такого-то» или «госпожи такой-то». Кто же вы в реальности? То, что вы такое, и то, чем вы должны быть, – разные вещи. По этой причине мы переживаем противоречия и конфликты. Однако когда вы знаете, кто вы таковы в действительности, такой конфликт оказывается разрешён.

Как можем мы узнать, кто мы такие в действительности, если не будем медитировать?

Медитация – это не просто спокойное сиденье, когда мы ничего не делаем, а только надеемся на лучшее. Такая деятельность означает, что мы просто думаем о медитации. Медитировать – это положить конец одной лишь надежде. Вы не должны ничего ожидать, не должны на что-то надеяться, ибо иначе вам не удастся медитировать. Надежды и ожидания находятся среди главных препятствий для прогресса прозрения в духовной жизни. Можем ли мы жить без своих надежд? Да, мы способны жить без них очень счастливо и добиться существенного успеха в жизни. Ожидания создают иллюзорный мир, призрачную страну, всегда пребывающую в будущем. Лучше жить жизнью которая полностью погружена в настоящее от мгновенья к мгновенью. У вас могут быть планы для жизни, но они должны быть гибкими. Им не следует быть чересчур неизменными или определёнными, потому что все вещи подвержены изменениям. Вы должны уметь приспосабливаться, сгибаться, не ломаясь; ведь в феноменальном мире вещи продолжают меняться.

Это не просто слова, а один из трюизмов жизни. Я думаю, можно с очевидностью утверждать, что в» большинстве своём люди в действительности не живую, а просто существуют. Мы существуем в этом мире, в мире бизнеса или в мире религии; и мы пребываем в замешательстве, существуя в столь многих сферах переживания. В жизни мы встречаемся со злоключениями, испытываем беспокойства; мы несчастны или удовлетворены жизненными переживаниями. Таково существование. Но жизнь отлична от существования. В жизни мы живём для всех жизненных обстоятельств, свободных от ярлыков или защитных реакций, которые отрезают нас от значительной части переживаемого. И прежде всего такая тотальная оживотворённость, или осознавание, требует, чтобы мы принимали меняющиеся грани жизни с их лживостью и нереальностью.

Жить – значит всё время обладать полным осознанием всего происходящего. Обладая осознанием и внимательностью, мы обладаем свободой, ясностью, бдительностью и пробуждённостью. Всё, что входит в крут вашего познания, понимается как то, что есть, включая и глубокое понимание себя. Такое понимание даёт вам возможность мирно и счастливо справляться со всем, потому что ваш внутренний мир оказывается очищенным и освобождённым от расстройств. Существует внутреннее равновесие, существует мир без привязанности. Если вы стали привязанными к миру, вы более не обладаете миром, а развлекаетесь мыслями о мире.

Аналитическое познание – это путь к свободе по отношению ко внешним событиям. Если внешние предметы или переживания анализируются в своих аспектах прихода и ухода, возникновения и исчезновения, если их видят тогда как преходящие события, мы будем приведены к свободе от привязанности. Но если мы не способны анализировать физические и душевные изменения или жизненные переживания, мы не сможем достичь ясности и окажемся привязаны к удовлетворённости и удовольствиям или к несчастью и печали. Быть свободным –– в смысле не быть связанным с обычными вещами в жизни – не означает, что в жизни нет ничего приятного. На самом деле вы можете переживать всё, что не вредит ни вам, ни другим людям. То, что существенно, – это внутренняя освобождённость. Таким образом вы можете безмятежно наблюдать неприятность иди лёгкость, всё, что происходит во внутреннем или внешнем мире.

В медитации аналитическое познание очень полезно, когда ум разболтан. По достижении некоторых ступеней медитации возникает состояние расслабленности ума до перехода в состояние пира и спокойствия. На тех уровнях медитации, где человек чувствует глубокий мир, он может оказаться как бы привязанным; его ум может не пожелать идти дальше. Думая: «Сейчас я испытываю глубокий мир», ум становится ленивым и вялым до того, как он достиг конца. Единственное, что нужно сделать, чтобы преодолеть эти склонности, – продолжать исследование, вглядываться в природу мира или расслабленного состоянии ума. Когда мы начинаем рассматривать это условие, сила анализа будет способна определить, переживаете ли вы подлинный мир или просто нечто, созданное умом, т. е. глубокий мир или мир поверхностный. При исследовании с намерением понять расслабленное состояние ума это состояние исчезает, и возникает ясность. Тогда вы можете глубже и глубже входить в состояние (или условие) мира, а не переживать только временное ощущение лёгкости или освобождения от напряжённости. Таким образом, исследование поможет вам преодолеть отвлечения от пути, уводящие в сторону от ниббаны.

В глубокой медитации аналитическое познание существенно важно. Но я пользуюсь словом «познание» в смысле понимания, которое появляется благодаря спонтанному анализу ума и тела (нама-рупа). Двигаясь ещё глубже, аналитическое познание может достичь полной убеждённости относительно идеи «я». Вы можете приобрести аналитическую информацию из книг, текстов и изучения разнообразных предметов; но всё это относится к поверхностному уровню. Однако аналитическое познание, приобретённое с помощью практики медитации прозрения, оказывается гораздо более глубоким. Аналитическое познание подобного рода было подчёркнуто самим Буддой. Будда никогда не побуждал монахов или последователей-мирян пытаться анализировать вещи только при помощи интеллекта. Он говорил: «Медитируйте, бхиккжу, исследуйте истинную природу вещей». Исходя из собственного опыта медитации мы можем определённо заявить, что аналитическое знание, приобретённое благодаря прозрению, является единственным способом устранения ложного представления о «заглавного препятствия, которое следует преодолеть до того, как будет достигнуто просветление. Невозможно обрести просветление, пока у нас имеется ошибочная идея «я». Как это описано в буддийских текстах, по достижении первого проблеска просветления идея «я» оказывается устранена вместе с привязанностью ко всевозможным пустым и бесполезным церемониям и ритуалам. Однако на этой стадии индивид не вполне свободен от сомнения.

Ему всё ещё надо развивать другую ступень просветления, называемую презрением в обусловленное возникновение (патичча самуппада). По достижении этой ступени прозрения сомнение оказывается полностью устраненным. Нет необходимости учиться чему-то о «я» до переживания реальности внутри себя. Если вы не понимаете буддийское учение об анатта («не-я»), просто оставьте этот вопрос и продолжайте свою работу медитации в практике осознания. Понимание придет. Не тревожьтесь по поводу этого вопроса, не беспокоитесь без необходимости.

Буддийское аналитическое, знание разделяет индивидов на пять агрегатов, или составляющих частей. Разумные люди могут в медитации ясно увидать эти пять агрегатов; но и все люди способны, по крайней мере, воспринять себя в понятиях физического и психического процессов, называемых в писаниях нама-рупа. Здесь это следует понимать таким образом, что Будда обсуждал пять агрегатов только с разумными людьми, тогда как обычным людям он говорил об общих составных частях ума и тела. Любой индивид без большого труда может анализировать себя, доходя до физических и психических процессов. Однако для самоанализа, доходящего до пяти агрегатов, требуется проникновенный разум.

Пять агрегатов были ясно очерчены Буддой и его великими учениками. Сначала существует физическое тело, его функции и деятельность. Чувства, восприятия, умственные формации (привычные склонности или импульсы) и сознание завершают пять агрегатов, образующих ярлык «я» в соответствии с общепринятыми понятиями, хотя и не в согласии с конечное истиной. Когда мы анализируем, предполагаемое «я» до этих пяти агрегатов, мы ни в одном из них не можем найти контролирующую самость. Почему? Потому что каждый из этих пяти агрегатов обладает природой постоянного возникновения и исчезновения. Как подчеркнул Будда в «Сатипаттхана-сутте», в практике медитации нужно знать: «Это тело; это физическое движение; вот как оно возникает и вот как оно исчезает». По отношению к каждому агрегату нужно понять три веши: что это такое? как оно возникает? и как оно отмирает или прекращается? Если мы не состоянии наблюдать эти три аспекта телесных и психических процессов, мы не поймём природу «я».

Когда, например, возникает какое-то чувство, нам нужно отметить, приятно оно, или неприятно, или нейтрально, как оно появляется, стараясь при этом понять условия, способствующие его возникновению. Без полного осознания нельзя понять агрегат чувства. Глядя на то, как оно уходит, мы пытаемся понять природу всех вещей – то, что они имеют привычку прекращаться. События не могут существовать вечно; они должны прекратиться. Это прекращение и есть природа всех вещей. Вещи или события обладают существованием от мгновенья к мгновенью. Нет ничего неизменного иди вечного; и этот факт мы должны непосредственно постичь сами. Каждый может понять эту истину, ибо это не трудно; однако мы должны быть свободны от влияния всевозможных второсортных знаний. Пока ум обусловлен представленной информацией, верованиями и эфемерными условиями жизни, нельзя понять подлинную природу существования. Нужно открыть свой ум, дать ему расшириться и видеть с полнотой, так чтобы понять.

Вам необходимо анализировать каждый агрегат до его трёх существенных фаз – что это такое, как оно возникает и как исчезает – в истинном духе сатипаттханы, или беспристрастного осознания; таким образом вы поймёте себя. Вы сами неотличимы от физических и психических процессов, включая осознание, – от тех процессов, которые вы анализируете. Что вы такое в отдельности от этого? Пять агрегатов охватывают все вещи, включая и вас; и «вы» возникаете только благодаря сочетанию этих пяти.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!