Постоянное осознание и ясность действия.



Осознание отличается от сосредоточения, потому что в общепринятом смысле сосредоточение – это процесс исключения, интенсивного фокусирования на каком-то отдельном объекте без внимания к чему-либо другому. В практике медитации прозрения требуется сосредоточение, но не как форма исключения. Вместо этого медитация прозрения ведёт к расширению и углублению. На некотором уровне медитации, когда ум спокоен, происходит расширение сознания. Это явление не есть нечто такое, что можно рассчитать; скорее оно развивается спонтанно. В палийских текстах о таком расширенном сознании говорится как об аппамана, или неограниченном осознании. В таком состоянии сознания мы теряем чувство самоизоляции или отдельности.

Постоянное осознание нацелено не на то, чтобы приобрести какую-то сумму знаний, поддающуюся количественному исчислению, а на то, чтобы пережить реальность, какова она есть. Такое осознание есть процесс, при котором мы глядим с полным вниманием, пока не окажемся способны увидеть истинную природу вещей. Это вопрос не о том, чтобы делать сознательное усилие и рассматривать природу объекта; оно скорее возникает спонтанно из самого процесса осознания. Вот почему когда смотрим на что-то с полным вниманием, когда налицо включающее сосредоточение, это будет неотъемлемой частью осознания.

В медитации – до некоторой её ступени – существует много затруднений, мешающих пассивно глядеть на подъём ипадение физических и умственных процессов и просто их узнавать, потому что ум пытается интерпретировать и объяснять всё, с чем он встречается. Ум движется в разные стороны, возбуждаемый воспоминаниями, накопленными до данного момента. На этом уровне практики медитации абсолютно необходимо терпенье. Некоторые люди могут почувствовать, что их мучит сильная психологическая боль. Такую боль не следует подавлять. Ум попытается ускользнуть от дилеммы, в которой он обнаруживает себя; но для того, чтобы успешно продолжать медитацию, необходимо признать факт психологического страдания, дуккха. Постепенно боль ослабеет, но не потому, что вы стремились избежать её, а потому, что постоянно её наблюдали. Таким образом вы оказываетесь освобождены от душевной боли. Упорное продолжение признания психологической боли – важный аспект медитации. Это помогает измерить глубины своей собственной реальности, даёт возможность видеть себя такими, каковы мы есть в действительности, в самой середине того, что мы принимаем за судороги душевных мук, которые растворяются благодаря силе осознания. Это подобно тому, как если бы мы видели своё лицо в зеркале. Мы не в состоянии уйти от отражения – как в медитации не можем уйти от того факта, что мы – обусловленные существа, В этом осознании приходит освобождение.

Постоянное осознание в сравнении с активной жизнью кажется довольно пассивным процессом, но в действительности это процесс активный и творческим, Во время медитации вы спокойно сидите, поддерживая постоянное осознавание того, что происходит здесь и сейчас. Ваши воспоминания и мысли без всякой попытки их припомнить будут подобны непрерывно льющемуся внутри вас потоку. Разрешите имприходить, не старайтесь их изгнать. Подобные усилия лишь приведут к большей захваченности своими случайными мыслями. Просто осознавайте их; поймите в них то, что они такое, Вам надо увидеть, как они возникают, как действуют внутри вас, как на них реагирует ум. Таким образом вы увидите не изолированный объект, а процесс. Такое осознание отличается от простого сосредоточения. Оно ведёт к ясности, к бдительности и к пробуждению. Даже если ум становится помрачённым в силу желания какого-то объекта, прилагайте всяческие усилия к тому, чтобы осознать природу этой помрачённости.

С постоянным осознанием по отношению я виденью, прикосновению, проверкам, вкусу, нюханью, слышанью и мышлению вы сможете понять себя во взаимоотношениях со своими представлениями, эмоциями и ощущениями, Тогда вы сможете прийти и к единению с реальностью, Такое единение – не что иное, как внутренняя интеграция. Все мы имеем проблемы дезинтеграции и дисгармонии. Для преодоления этого условия мы стремимся внешне изменить обстоятельства, упорядочить способы разговора и поведения или исправить внешнее окружение. Но мы совершаем лишь небольшие усилия для того, чтобы изменить своё внутреннее состояние. Однако внешние изменения не приносят изменений сердца. В конечном счёте поверхностные изменения создают больше страданий, потому что ум привязывается к результатам, на которые надеется, не создавая в то же время никакой внутренней самотрансформации.

С помощью медитации, которая не направлена на достижение какой-то особой цели, постепенно наступает внутренняя перемена; тогда исчезают проблемы внешних изменений и приспособления. С пониманием себя мы свободны для того, чтобы жить и действовать не случайно, а надлежащим образом, Медитация изменяет внутренние качества и внешние действия, потому что она ведёт к пониманию ложного и нереального, истины и реальности. Постигая ложное, неистинное, внутреннюю дисгармонию и дезинтеграцию, мы получаем возможность прийти к единению с реальностью, понять истину.

Для того, чтобы прийти к единению с истиной необходима ясность действия, Когда вы шагаете, шагайте с ясностью восприятия и сознания; когда разговариваете, разговаривайте с ясностью ума и с определённым направлением; когда слушаете, ясно представляйте себе свою цель. Почему вы слушаете? Для того, чтобы подтвердить свои собственные представления и взгляды? Или вы действительно желаете открыть нечто новое? Нужно, чтобы ваша цель и намерение вашего понимания были ясными. Иначе вы примете только то, что приятно для вашей собственной глубинной обусловленности. Вместо того, чтобы основывать согласив или несогласие на сходстве или различии, стремитесь к ясному пониманию. Такое понимание превосходит противоречие. Противоречия возникают, когда вы не способны достичь осознания и ясности действии, которые видят вещи такими, каковы они есть в действительности, без уклона, навязанного вашим интересом к себе. Желание возвеличивать «я» ограничивает пределы вашей подлинной свободы. Благодаря ясности действия, основанной на объективном осознании, мы преодолеваем противоречия, возникающие вследствие различий между субъектом и объектом. Самость, или «я» оказывается преодолённой. Нет самости за работой, нет действующей самости. Налицо только работа и действие как следствие ясности сознания и осознавания. Как сказал Будда: «То, что было услышано, – это только слышанье; то, что было увидено, – это только виденье; то, что было продумано, – это только мышление». Нет ни субъекта, ни объекта действия.

Самость препятствует вашему пониманию этой истины. Вы думаете о действующей личности, а не о самом действии. Вы действуете в соответствии с предвзятыми представлениями о том, кто вы таковы и чем хотите стать. Вы привязаны к желанию достижения истрадаете, когда оно оказывается неосуществлённым. Такие различия как самость и цель отделяют вас от единства с реальностью. Будучи обусловленными этими представлениями, вы неспособны видеть истину. В состоянии осознания мы видим вещи такими, каковы они есть в самих себе. Только тогда мы можем общаться с ними без помех со стороны тех разделений, преодолеть которые может одно лишь осознание.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!