Влияние душевного состояния на выбор литературного произведения для чтения



Разрушение стереотипов об отсутствии читающего поколения в наше время. Анализ классических и современных литературных произведений, влияющих на душевное равновесие человека. В статье рассматривается связь между душевной нехваткой эмоциональной поддержки и философской фабулой.

Ключевые слова: литература, душа, депрессия, настроение, философия, душевное напряжение, равновесие, книги, жанры, эмоции, анализ.

 

E. I. Zamaratskaya

 

The influence of mental state on choice of literary works for reading

The destruction of stereotypes about the lack of reading generation in our time. Analysis of classical and modern literary works that affect mental balance. The article discusses the connection between mental lack of emotional support and a philosophical plot.

Key words: literature, soul, depression, mood, philosophy, mental tension, balance, books, genres, emotions, analysis.

 

Антон Павлович Чехов писал: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, которое лишено души». Раньше не каждый человек мог позволить себе книгу, это считалось большой роскошью. Если человек имел дома большую библиотеку, говорили, что он богат и в финансовом плане, и в духовном, так как он давал своей душе пищу. Сегодня же книга стала чем-то обыденным и даже старомодным. Все говорят, что читать немодно. Но исследование, которое я провела, показало мне обратное. Общество, человек, душа – все требует духовного пристанища, и многие его находят именно в книге. Почему же именно она является недостающим звеном в душевном равновесии человека?

Существует много суждений о том, что только старшее поколение воспитано на Достоевском, Толстом, Тургеневе, но в самых сложных ситуациях, когда душа требует уединения, человек берет именно классические произведения, дабы восполнить недостающую долю эмоций, переживаний, которых так не хватает в современном мире. Как сказал Максим Горький: «Книгу стоит любить, она облегчит жизнь». И эти слова до сих пор являются весомыми.

Современное общество берет свое. Оно берет время. И сегодня роскошью считается именно его наличие. Но тем не менее книжные магазины, интернет-сайты пользуются большой популярностью.

 

Но как же все-таки душевное состояние влияет на выбор литературного произведения? Чтобы разобраться в этом, был проведен опрос, в котором приняло участие 80 студентов различных учебных заведений (Рис. 1).

Рис. 1. Влияние настроения для выбора литературного произведения.

 

Преимущественно для чтения была выбрана художественная литература, но как современная, так и классическая, в основном, это эпос и драма. На чтение книг каждый из опрошенных позволяет себе тратить по 3-4 часа в день, что уже говорит о том, что современная молодежь – это все-таки читающее поколение (1, 17-25).

Но важным является и то, какая тематика была выбрана для чтения. По направлениям в произведениях психология занимает лидирующее место, за ней фантастика, история и философия, а чтение утопичных произведений уже не так популярны.

В виду большой социальной активности и напряжённости, почти каждый человек впадает в депрессию, но у кого-то это состояние зависит от времени года, а у кого-то от жизненных ситуаций. Тем не менее, находясь в «себе», и не желая общаться с другими людьми, все берут в руки книгу. Но почему-то, находясь в таком душевном напряжении, литература подбирается такой же эмоциональной волной. Так, например, находясь в подобном состоянии, читатель выбирает для себя «Мастера и Маргариту», «Мы» Замятина, полную подборку произведений Достоевского, а также «100 лет одиночества» Габриела Маркеса и «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер. А когда же душевное состояние находится в оптимальных рамках, то выбор останавливается на произведении А. Пушкина «Евгений Онегин» и «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери (2, 93-139).

Таким образом, получается, что читатель выбирает произведение, которое соответствует его настроению, дабы показать, что жизнь его не такая уж и плохая, и есть смысл жить дальше и бороться за свое место в этой жизни. Также, более волшебные и интересные произведения подталкивают человека к действиям мотивирующего характера и приводят его душеному равновесию
(Рис. 2).

 

Рис. 2. Эффект от прочтения литературного произведения.

 

Сегодняшнее поколение нельзя назвать черствым, ведь читатель полностью вживается в роль главного героя, проносит через себя его чувства, переживания. Возьмем, например, «100 лет одиночества», где у героев это одиночество прожигает их тела из-за неспособности любить и крепкой стены предрассудков. А в «Мастере и Маргарите» идет борьба добра и зла, борьба за бессмертную душу человека. Роман служит постоянным предостережением от невнимательности к себе, от слепого следования заведенному порядку вещей, в ущерб осознанию собственной личности. А если взять достаточно новое произведение «50 дней до моего самоубийства», то там тоже есть тяжелая смысловая нагрузка, где главная героиня находится в серьезной депрессии, терзаемая проблемами и не видящей смысла своей жизни. И она дает себе 50 дней, чтобы найти этот смысл, несмотря на все, что происходило или произойдет в дальнейшем. И эти проблемы так близки современному человеку.

В более оптимистичных, по мнению читателей, произведениях заключается немного другой смысл. «Евгений Онегин» заставляет прочувствовать любовную интригу, царящую в романе и как охлажденная душа Евгения после тяжелых потрясений, признает внутри себя чувства и страсть. А главной сутью является вечная проблема чувства и долга, а также их собственные ошибки, и неумение найти правильный путь в жизни. Повесть «Вино из одуванчиков» наполнена большим количеством историй одного лета. Эти истории навевают грусть и заставляют смеяться, позволяют окунуться в беспечность детского мировосприятия и даже задуматься над смыслом жизни, её простой и непостигаемой философией. Для читателей это глоток свежего воздуха, после этой книги хочется влюбиться и творить.

Таким образом, книги учат людей чему-то новому, раскрывают для них необъятный мир реальности и воображения, позволяют переоценивать некоторые вещи и поступки, помогают направить в нужное русло и правильно расставить приоритеты. Именно поэтому чтение как очень тяжелых, философски оформленных произведений, так и «воздушных» сюжетов позволяют человеку выйти за рамки обычного понимания мира. Любое произведение оставляет свой вклад в духовную составляющую человека, ведь, не замечая этого, каждый использует подсказки из того или иного произведения, проводит параллели с некоторыми персонажами и событиями, и их развитием. Погружаясь в сюжет и переживая вместе с героями их жизнь, трудно удержаться от сопереживания. Чувства героев могут разгораться и в наших душах, что приводит к изменениям в отношении к окружающим. Мы начинаем смотреть со снисходительностью к слабостям других людей, умиляемся проявлениям заботы, при этом просто тянемся к доброму и вечному. Умение учиться на любых историях и выбирать из них важное – это настоящий дар, постичь который может только истинный читатель.

 

Список использованной литературы

1. Косицын А. Теория литературы. Основные понятия и термины. учеб. пособие/ А. А. Косицин. - Самара: Издательство СГАУ, 2012. - 80 с.

2. Куликов Л. Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.

Информация об авторе

Замарацкая Екатерина Иннокентьевна – студентка, кафедра философии и теологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск; e-mail: marsianochka93@mail.ru

Author

Zamaratskaya Ekaterina Innokentievna – student, Chair of philosophy and theology, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: marsianochka93@mail.ru

 

 

Козлова Алёна Евгеньевна,

Ефремова Юлия Владимировна,

Байкальский государственный университет,

русско-китайский факультет.

Студентки 1 курса.

Научный руководитель:

Туев Василий Афанасьевич, д. филос. н., профессор


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!