Валентин Распутин как зеркало русской литературы



Анализируется биография и творчество Валентина Распутина, приводятся интересные факты. Рассматриваются наиболее известные произведения автора.

Ключевые слова: Распутин, Иркутск, творчество, Ангара, публицистика, Сибирь, журналистика.

 

A. Petrova

Valentin Rasputin as a mirror of Russian literature

The biography and works of Valentin Rasputin are analyzed, interesting facts are given. The most famous works of the author are considered.

Key words: Rasputin, Irkutsk, creativity, Angara, journalism, Siberia, journalism.

 

В.Г. Распутин называл литературу летописью народа, народописанием. Этому народописанию, летописи русского народа писатель посвятил всю свою жизнь. Мы глядим в его книги как в зеркало, всматриваясь в свои черты, стараясь понять, что потеряли и какими стали. «Кажется, он написал все свои книги для того, чтобы мы вгляделись в то, что было. То, что называлось русским человеком», – сказал о творчестве Распутина литературный критик Валентин Курбатов [3].

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937г. в деревне Аталанке, стоявшей на берегу Ангары. Теперь этой деревни уже нет, как нет и прежней Ангары — Аталанка оказалась на дне моря, образовавшегося в результате строительства Братской ГЭС. Изучая биографию В.Г. Распутина, в ней легко узнать будущие страницы его повестей и рассказов.
Родители В.Г. Распутина— крестьяне, выходцы с русского Севера, одной ветвью из мурманских краев, другой — из архангельских. Его отец, Григорий Никитич, вернулся с войны в орденах и медалях, работал начальником почты, и как-то в служебной поездке у него украли сумку с казенными деньгами. Время было суровое, и он был отдан под суд. Григорий Никитич вернулся из заключения больным и прожил недолго.[6]

 «Многим ты богата, великая Русь, в том числе и такими сюжетами», — вспоминал позже В. Распутин. В Аталанке он закончил начальную школу — четыре класса. Пятый класс находился в районном центре Усть-Уда. В. Распутин стал в нем первым учеником из Аталанки. Мать решилась его отпустить, шофер отвез мальчика в Усть-Уду, где ему предстояла самостоятельная жизнь, и сказал на прощанье: «Мы тебе, парень, не дадим пропасть [6].

В 1954 г. Валентин Распутин закончил усть-удинскую среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, старейшего вуза Сибири. В Иркутске, уже осознанно проявилась его любовь к малой Родине, к реке, на берегах которой вырос. Потом, в очерке «Вниз и вверх по течению», Распутин опишет, как в студенческие годы не раз добирался домой из Иркутска на пароходе, шел по родной Ангаре, и все те четыреста километров, что отделяли его дом от столицы Восточной Сибири.

В.Г. Распутин изначально видел себя в будущем учителем, а не журналистом. В январе 1959 г., незадолго до окончания университета, он был принят на работу в редакцию. Через два года, в феврале 1961 г., в альманахе «Ангара» был опубликован его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки…», к которому сам писатель подчас относился критически.
Проработав газете, перешел на телевидение — редактором литературно-драматических передач, перебрался в Красноярск и там работал в газете. Много поездил в качестве журналиста. Знаменитые в те годы места, романтика сибирских строек, а рядом — патриархальная жизнь тофаларов, малого сибирского народа. Обо всем этом рассказано в его книгах «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». И уже как признанный молодой писатель В. Распутин принял участие в читинском семинаре молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в 1965 г. В. Распутин попал в семинар к Владимиру Чивилихину, который стал его «литературным крестным отцом».

Несмотря на похвалы, полученные в Чите, первая книга рассказов В. Распутина вышла только в 1967 г. в провинциальном издательстве (Красноярск). В том же 1967 г. была опубликована повесть «Деньги для Марии» в журнале «Сибирские огни». Но затем только через три года была опубликована повесть «Последний срок» в «Нашем современнике». Только в 1974 — «Живи и помни». Потом, в 1976, «Прощание с Матёрой». А повесть предупреждение о надвигающейся беде «Пожар» — в 1985 г. [2]. В это же время Валентин Григорьевич стал одним из инициаторов кампании за спасение Байкала от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а затем активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек [3]. В конце 1980 – начале 1990 появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), размышления о «Слове о полку Игореве» («Диалог с Д. С. Лихачевым»), о Сергии Радонежском («Ближний свет издалека»), о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»), известное «Слово о патриотизме», статьи о творчестве В. Шукшина и А. Вампилова и др. В середине 1990 в журнале «Москва» и «Наш современник» опубликованы новые рассказы писателя («В ту же землю…», «Женский разговор», «По-соседски», «В больнице», «Изба», «Видение» и др.).

В 1986 г. Распутин был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1987 г. писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1989 г. В. Г. Распутин был избран народным депутатом СССР. В мае 2000 г. В. Г. Распутину была вручена премия имени А. Солженицына. В 2003 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000). В 2010 г. Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе. В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению. 15 марта 2012 года страна отметила 75-летие Валентина Григорьевича. Владимир Путин поздравил в телефонном разговоре великого русского писателя с юбилеем. В 2013 г. с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет», в которой прямо описал превращение народа в «народонаселение», духовную и моральную деградацию за последние два десятилетия.

Валентин Распутин является одним из самых значительных русских прозаиков [5]. Распутин полагал, что основы мировоззрения формирует чувство родины: «Мировоззрение художника — это, прежде всего, родина, ее судьба, ее правостояние и благосостояние» [4 c.14]. Центром мира, исходной точкой его освоения является малая родина; здесь приобретается начальный опыт человека, к кото­рому потом присовокупляется опыт, приобретенный в процессе жизни: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький поселок где-нибудь в тундре.

Валентин Григорьевич Распутин скончался 14 марта 2015 г. в Москве. Россия потеряла одного из своих крупнейших писателей. Он был среди первых в мире экологов, которые сражались за чистоту природы. Согласно завещанию писатель просил его похоронить "под скромным памятником, как у дочери" рядом с могилами жены и дочери, на Смоленском кладбище Иркутска. Родственники Валентина Григорьевича приняли решение похоронить писателя на территории Знаменского монастыря в Иркутске. На погребение писателя на территории монастыря получено разрешение от митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.

В.Г. Распутин пытался защищать моральные принципы традиционной жизни от разложения под напором мегаполисов. Как писатель он стремился не к поискам новизны формы, а к традиционным формам литературы и к социальной и нравственной проблематике. В. Распутин писал в жанре деревенской прозы не для того, чтобы отдать дань моде, а потому, что эта тема была близка его душе, его волновало происходящее, он хранил верность памяти уходящим деревенским традициям, нравам [1]. И от других писателей отличает, пожалуй, автора то, что он объективно изображает события, очень трезво и с ответственностью всё оценивает. За творчеством В. Распутина прочно закрепилась репутация «нравственника», то есть писателя, занятого по преимуществу моральным просвещением общества, «возрождением традиционной нравственности». По мнению большинства интерпретаторов, основные персонажи распутинских произведений являют собой некие олицетворенные морально-этические образцы, на которые автор и предлагает ориентироваться читателю [1]. И действительно, в распутинских текстах без особого труда обнаруживаются привычные атрибуты нравоописательной литературы. Зачастую довольно очевидной оказывается осознанная морально-идеологическая авторская установка, в соответствии с которой воспеваются добродетели и, наоборот, изобличаются пороки.

И сам Распутин, рассуждая в многочисленных статьях и интервью о специфике художественного творчества, неизменно подчеркивал и подчеркивает, что главная цель литературы – «нравственное очищение человека и оздоровление его духовного сознания» [3]. Распутин поднимает важнейшие проблемы охраны природы, сохранения накопленных богатств, в том числе и нравственных – таких, как святое чувство к Родине. Он протестует против бездумного отношения к стране и ее людям. Человек неравнодушный, истинный гражданин, Распутин активно боролся против проекта «поворота сибирских рек» в 1980 г., который грозил нарушить всю экологическую систему Сибири. Множество публицистических статей было написано им в защиту чистоты озера Байкал. Человеком тревожной совести называют Валентина Распутина за его нравственную причастность ко всему, что происходит на родной земле, за осознание ответственности перед прошлые и настоящие Родины. Совесть – то мерило жизни, в котором для героев и особенно героинь В. Распутина сошлись многие нравственные критерии.

 

Список использованной литературы

1. Вклад В. Г. Распутина в деревенскую прозу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/vklad-v-g-rasputina-v-derevenskuyu-prozu-1332253.html

2. Вспоминая Валентина Распутина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravorf.org/index.php/news/1570-vspominaya-valentina-rasputina

3. Гореславская Н. Валентин Распутин. Русский Гений / Н. Гореславская, В. Чернов. – М.: Книжный мир, 2013. – 256с.

4. Каминский П.П. Время и бремя тревог. Публицистика Валентина Распутина / П.П. Каминский. – М.: Флинта, 2012. – 234с.

5. Пoпoвa И.B. Публицистика Валентина Распутина в свете истории русской идеи / 3.   И.B. Пoпoвa. - .Тамбов: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2001. – №1. – С. 38-45.

6. Стрелкова И. В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.Г.Распутин, В.М.Шукшин в жизни и творчестве / И.Стрелкова. - М.: Русское слово, 2011. — 112 с.

 

УДК 94(47).084.2: 75.044

В.В. Ткачев


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1077; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!