Октябрьская революция 1917 г. в картинах русских художников первой половины XX в.



В статье рассматриваются: история проблемы русской революции в живописи, история написания картин, значение авторов, техника и приёмы написания, главные герои произведений. Ставится вопрос о значении революций 1917 г. в истории России. Проводится исторический анализ приведённых работ. Подчёркивается важность развития революционной темы, как художественного образа в контексте современного понимания русской революций. Историческая живопись советских художников показала, какое огромное значение в истории имеет революция и её участники. Художники стали изображать на своих полотнах простого человека и его участие в государственных делах. Историческая живопись вступила в новый этап своего развития: взаимодействие с обществом и его проблемами.  

Ключевые слова: Октябрьская революция; русская история; историческая живопись; историография; источниковедение; монархия.

 

V.V. Tkachev

October revolution of 1917 in the paintings of Russian artists of the first half of the 20th century

 

The article deals with: the history of the problem of the Russian revolution in painting, the history of writing pictures, the importance of authors, techniques and techniques of writing, the main characters of works. The question is raised about the significance of the revolutions of 1917 in the history of Russia. A historical analysis of the works is carried out. The importance of the development of the revolutionary theme as an artistic image in the context of the contemporary understanding of Russian revolutions is underlined. The historical painting of Soviet artists showed how great the role of revolution and its participants in history is. Artists began to depict on their canvases a common man and his participation in public affairs. Historical painting entered a new stage of its development: interaction with society and its problems.

Keywords: The October Revolution; Russian history; historical painting; historiography; source study; monarchy.

«Февральская революция», «Октябрьская революция» - эти термины, впервые использованные современниками тех бурных событий, прочно вошли в историческую память народа. В последние годы появился новый, более точный и ёмкий подход к их периодизации. Согласно ему, все эти события объединяются понятием «Великая российская революция» с выделением двух её этапов: февральского, начало которому положил переворот 23 февраля – 3 марта, и октябрьского, начавшегося со взятием власти большевиками. Думается, каждый из этих подходов имеет право на жизнь, ибо в принципе они не противоречат друг другу. Намного важнее для нас понять глубинный смысл двух судьбоносных вех в многовековой истории Отечества, пришедшихся на 1917 г.

Февраль поставил Россию перед альтернативами разрешения революционного кризиса: стабилизацией общества на демократической основе; углублением раскола общества, его социальных и политических сил с последующей стабилизацией на основе жёсткой диктатуры – правоконсервативной или леворадикальной. По изложенным выше причинам воплотилась в жизнь последняя альтернатива.

Октябрь обозначил грань, за которой начались события, в скором времени перевернувшие социально-экономические, политические, культурные устои России и оказавшие огромное влияние на весь мир. Свой захват власти вожди большевиков поспешили объявить социалистической революцией. Действительно, они вдохновлялись целями утверждения социализма в стране. Но привёл ли в итоге этот новый, второй этап Великой российской революции к возникновению социалистического общества, контуры которого были очерчены основоположниками марксизма? Мы это узнали по нашей истории.

Революции февраля и октября 1917 г. хорошо представлены в русской живописи XX в. Великие революции отразили известные художники России: Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, И. Владимиров, П.П. Соколов-Скаля, М.Г. Соколов, А.И. Вахрамеев, Б.С. Угаров, Д.А. Калбандян, К. Аксёнов, Н.И. Иванов, А.А. Осмерин и многие другие. Эти события отразились в фотографиях, статьях газет, плакатах, лозунгах и во многом другом. Живопись отразила самые важные моменты революционных событий 1917 г. Это и раскол общества, смена власти, экономический и политический кризисы, реализация деятельности В.И. Ленина и других видных деятелей. В картинах отображены две стороны общества, старого и нового, монархии и социализма. «Царизм» обвиняется, его осуждают, подчёркивают ошибки в правлении Романовых. Кто-то изображает монархию в виде двуглавого орла, портретов Романовых – это образы, символы старого, ушедшего и навсегда сверженного. О монархии больше никто не говорит и никто не вспоминает. На их место приходят большевики, социализм – образом которого становится В.И. Ленин. В произведениях великих художников передана яркая черта прогресса, движущей силы. Цель, которого создать новое государство с благополучным будущем для всех людей. «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и оригинальности и организованности пролетариата, ко второму её этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоёв крестьянства…», так писал в 1917 г. В.И. Ленин в Апрельских тезисах [1, с. 12-20]. Революция – это не только смена власти, а конец старой жизни и начало новой через иные формы.

Пути становления живописи были сложнее прежде всего потому, что в первые послереволюционные годы на неё сильное влияние оказали футуристы. Их пафос разрушения, презрение к традиции находили прямой отклик в тяготении многих молодых художников к авангарду как форме революционно-разрушительной по отношению к традиционной культуре прошлого. Футуристы, имевшие большой вес в искусстве рассматриваемого периода, отвергали станковую картину как «продукт буржуазного строя». «Беспредметники», естественно, вообще отрицали фигуративную живопись. Среди её сторонников не было никакого единства, тогда как футуристы, кубисты, абстракционисты были инициативнее и сплочённее. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения. (названия некоторых выставок тех лет: «Беспредметное творчество и супрематизм», «Цветодинамос и тектонический примитивизм») [2, с. 350]. Со всеми этими трудностями и приходилось бороться тем художникам, которые стремились создать новую живопись, продолжающую сугубо реалистические традиции (в основном повествовательно-литературного, передвижнического толка).

Первоначально многим художникам всю сложность чувств перед лицом трагических событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Склонность к метафоре, гиперболе, символике была характерна и для литературы. Революция справедливо представлялась многим из художников, особенно старшего поколения, как космический, вселенский катаклизм, и из этих настроений появляется кустодиевский «Большевик» (1920 г.) – гигантская фигура со знаменем в руках, шагающая через улицы и переулки оживлённого города (приём разномасштабности, применённый Б.М. Кустодиевым, не нов, он был известен ещё искусству Средневековья). Большевик – это знак нового, перехода в другое время. Другая власть идёт, перешагивает через массы и тянет за собой красный флаг. Этот знак подчёркивает важность сплочённости, объединения народа, чтобы создать новое государство, где будет свобода, равенство и согласие. Подобным восприятием революции навеяна и картина К.Ф. Юона «Новая планета» (1921 г.). Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников той поры, их разное отношение к революционным событиям. Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются и картины, в которых художники стремились достоверно запечатлеть характерные черты нового в жизни, в облике людей, во всём, что так решительно меняла революция. Ценность этих произведений – в стремлении к документальной точности. Однако по изобразительному языку это более чем скромные, весьма непритязательные произведения. К сожалению, подобного рода живопись, тяготеющая к натуралистической передаче достоверности, оказала пагубное влияние на развитие искусства в следующем десятилетии. В первые революционные годы выступили и такие мастера, как И.И. Бродский, М.Б. Греков, С.В. Малютин, но наиболее прославившие их произведения этим художникам предстояло создать в следующее десятилетие [3, с. 115].

В 1930-е гг. художники продолжают развивать революционную тему. Стоит отметить картину, написанную П.В. Вильмсом. Триптих «Штурм Зимнего» 1930 г. написан в тёмных тонах, где изображены все главные лица революции. Красный цвет здесь не сильно выделяется, а наоборот работа передаёт холодное движение людей, которые разрушают Зимний дворец. Лица людей не чётко прорисованы. Всё внимание направлено на В.И. Ленина. Развивает тему «Взятие Зимнего дворца» (1939) в своём творчестве П.П. Соколов-Скаля (1899—1961) — советский живописец и график, педагог, профессор. В картине действующие лица весьма чётко изображены в движении. В арке видны Александровская колонна на дворцовой площади и свет прожектора, освещающий в тот день набережную Петрограда. Другая его известная работа «Штурм Зимнего дворца» (1947) также показывает события великого октября. «Штурм Кремля в 1917 г.» пишет художник К. Юон в 1947 г. Константин Фёдорович Юон (1875—1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Он удачно выбрал место для показа своего сюжета. Тем самым подчеркнул важность происходящего события и роль Москвы в это время.

В 1950-е годы революционные события описывал в свих работах известный русский художник В.А. Серов. Его произведения «Да здравствует Октябрьская революция!» (1951 г.) и «Зимний взят» (1954 г.) символизируют о тех давних событиях. В первой картине изображён В.И. Ленин со своими последователями, которые призывают всех взять в свои руки власть и изменить её. Картина написана в ярких и тёплых тонах, где больше превалирует красный. Флаги и факела такого цвета придают свет картине. Хотя на самом деле изображена пасмурная, тёмная погода. Свет борется с темнотой. И в конечном счёте побеждает свет. На второй картине изображены участники взятия Зимнего дворца. Этот сюжет подчёркивает важность простого класса – рабочих и солдат в создание нового государства. Именно народ создаёт историю. Художнику удалось с точностью передать исторический момент – участники, интерьер дворца и т.д.

Также создаются работы с взятием Зимнего дворца И. Вламирова, где те же самые солдаты и рабочие протыкают портреты членов семьи Романовых. «Штурм Зимнего дворца» пишет в 1950 г. известный график, живописец, иллюстратор, заслуженный художник РСФСР – Н.М. Кочергин. Умение свободно разбираться в эпохах и стилях, привычка просматривать альбомы, справочники, знакомясь с которыми художник постоянно пополнял свои знания, подтолкнули Кочергина к собиранию книг. За несколько десятилетий им была собрана богатая библиотека по изобразительному искусству, одна из наиболее значительных в частных коллекциях Ленинграда. В 1959 г. создаётся работа К. Аксёнова «Приезд Ленина в Петроград. Апрель 1917 г.». Создают свои картины А.А. Осмёркин «Красная гвардия в Зимнем дворце», Г.К. Савицкий «Первые дни октября» и А.Н. Самохвалов «В.И. Ленин на II Всероссийском съезде Советов», М. Соколов. «Приезд В. И. Ленина в Петроград 16 (3) апреля 1917 г» [1, с. 35].

Изучая историю, художники легко могли понять и изображать любое событие. Это говорит о высоком опыте, профессионализме художников, которые занимались революционной темой. Все они подчёркивали важность происходящих событий и объясняли историю февральской и октябрьской революций своими методами.

 

Список использованной литературы

1. Ленин В.И. Сборник произведений В.И. Ленина. Для учащихся сред. Школ и сред. Спец. Учеб. Заведений. Изд. 3-е. - М.: Политиздат, 1975.                        

2. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для бакалавров / Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 473 с.                                                                                                               

3. Маджаров А.С. История России в теории цивилизации: монография / А.С. Маджаров ; [под ред. Л.М. Дамешека]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. – 211 с.

 

Информация об авторе

Ткачев Виталий Викторович — бакалавр, кафедра истории России, Иркутский государственный университет, г. Иркутск; e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru.

Author

Tkachev Vitaliy Viktorovich - Bachelor's Degree, Department of Russian History, Faculty of History, Irkutsk State University, Irkutsk; e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru.                                                            

 

 

УДК 372.8

Хохлова Анастасия Вячеславовна,

Восточно-Сибирский филиал

Российского Государственного

Университета Правосудия,

юридический факультет, студентка 1 курса

Научный руководитель:

Хохлова Ольга Михайловна, к.ф.н., доцент


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!