Концептуализация роли религии в современных социальных процессах



В данной статье авторами поднимается вопрос о необходимости выявления роли религии в современном российском обществе, поскольку религиозные воззрения оказывают влияние на социальное поведение индивида. Выделяется несколько этапов во взаимоотношениях государства и церкви, характеризующиеся различной степенью влияния на социально-политические процессы. Рассматриваются различные методики изучения индивидуального уровня религиозности. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо дальнейшее изучение не только индивидуальной религиозности, но и изучение влияния религии на социальные процессы, происходящие в обществе.

Ключевые слова: религия, политика, религиозная традиция, социальные процессы, индивидуальное, социальное

 

Moryakina Olga Valeryevna

Stupina Olga Pavlovna

Irkutsk State University,

Irkutsk, Russia

Conceptualizing the role of religion in contemporary social processes

 

The article deals with influence of religion on the social behavior of the individual in the modern Russian society. Much attention is given to stages of the relationship between the state and the church. It is shown that there were different relationship between the state and the church. Further the authors consider different research methods of individual religiosity. The authors come to the conclusion that there is a need to further research not only individual religiosity but also influence of religion to the social process.

Key words: religion, policy, religious tradition, social process, social, individual

 

Наиболее актуальным для сферы интересов социальных наук и гуманитарного знания в целом является концептуализация процессов и феноменов, происходящих в современном российском обществе. Согласно традиционному подходу, наибольшее влияние на развитие общества оказывают политико-экономические процессы. Однако на современном этапе значительно возрастает роль цивилизационных факторов, включающих в себя антропологические, культурные и религиозные характеристики социума. Влияние данных факторов во многом определяет политические процессы и, по мнению ряда исследователей, является достаточным условием для политических действий. Политика и религия сегодня становятся смыслообразующими факторами, оказывающими влияние на социальные процессы. Таким образом, одной из основных тенденций на данном этапе является переосмысление взаимодействия политики и религии.

Религия – это многосложное понятие, затрагивающее различные сферы жизнедеятельности индивида и общества. Сложность научного осмысления данного понятия заключается в том, что оно включает в себя и глубинные психологические процессы индивида, и сложные социальные структуры. Религиозное сознание, уровень религиозной идентичности и религиозный опыт, являющиеся аспектами индивидуального уровня религиозности, только пройдя процесс социализации, через осмысление конфессиональной принадлежности индивида делают его причастным религиозной традиции. Для формирования традиции наиболее важна социализация как процесс объединения, систематизации разрозненных элементов и становление общего смыслового ядра. Религия представляет собой один из фундаментальных факторов, формирующих смысловое ядро культуры, определяющий цивилизационную специфику, более долговременный, чем идеология. Очевидно, что идеологические концепции не могут быть сформированы вне культурной традиции, без учета социальных связей, характерных для данного общества. Однако, данные концепции с неизбежностью трансформируются в связи с изменяющимися политическими интересами государства, способствуя поддержанию его целостности и стабильности, в то время как традиция, в том числе религиозная, менее подвержена влиянию данных факторов.

Генезис русской культуры неразрывно связан с православной христианской религиозной традицией, сформировавшей смысловое ядро. Православие является одним из доминирующих критериев национально-культурной идентичности. В имперский период российской истории православное христианство являлось господствующей религией, объединяющей около двух третей населения. Взаимоотношения государственной и церковной власти строились на принципах симфонии, унаследованной от Византийской империи. Религиозная православная традиция была неотъемлемой частью общественного уклада, фактически церковный календарь с его датами регламентировал быт людей всех без исключения социальных слоев населения. Данный принцип взаимоотношений сохранялся до начала ХХ в, когда Великая Октябрьская социалистическая революция 1917-го года привела к кардинальным изменениям во всех сферах российского общества. В результате принятия декрета СНК Российской Республики от 20 января 1918г «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» РПЦ утрачивает свое значение государственного социального института. На протяжении советского периода атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, активно пропагандировался на всех уровнях государственной власти. Религиозный фактор изымался из концептуально-понятийного поля, что привело к неполной оценке социально-политического процесса. Однако, несмотря на утрату господствующего статуса и гонениям, РПЦ сумела сохранить иерархическую структуру, а православие как религиозное воззрение доминировало в народной среде. Тем не менее, возросший уровень образования, научно-технический прогресс, а также отсутствие возможности регулярно и открыто совершать религиозные ритуальные практики, привело к появлению поколений людей, дистанцировавшихся от религиозной традиции в ее конфессиональности. Изменение политического строя, произошедшее в 90-х гг. ХХ в., привело к тому, что советская атеистическая идеология утратила свой государственный статус. В отсутствии идеологических концептов, необходимых для поддержания стабильности социума, общество вновь обратилось к религиозным ценностям и воззрениям.

По данным различных социологических исследований, количество верующих в нашей стране за прошедшие 30 лет возросло в несколько раз. На данный момент, верующими самоидентифицируют себя более 70% россиян, большинство из них – православные. Однако, по мнению ряда исследователей, проводивших анализ религиозности, причисление себя россиянами к религиозной традиции носит, в основном, формальный характер. Большинство участвовавших в опросах респондентов, декларирующих себя православными, обладают лишь фрагментарными знаниями о догматике и, как следствие, мало причастны к культовой практике.

Таким образом, можно говорить о том, что религиозная идентичность россиян скорее является идентичностью национальной или этнической. Помимо этого, РПЦ рассматривается большинством россиян, как православных, так и иных вероисповеданий, как один из наиболее стабильных социальных институтов, вызывающий высокое доверие и обладающий наиболее авторитетным мнением в вопросах, касающихся морали, культуры и сохранения традиции. Преобладающее число граждан склонно воспринимать православие как национальный идеологический концепт, что в некоторой степени поддерживается политической властью. На фоне возросшего взаимодействия политической и церковной властей, становятся актуальными проведение исследований религиозности, в результате которых можно получить верифицируемые и объективные данные.

Российские исследователи предлагают ряд методик, позволяющих выявить уровень религиозности индивида и степень его включенности в религиозные практики. В 1995 г. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. на базе психологической лаборатории девиантных форм поведения Воронежского государственного университета разработали «Тест для определения структуры индивидуальной религиозности». Исследователи пришли к выводу, что наиболее значимая функция религии в современном обществе – компенсаторная. Индивид в религии ищет, в первую очередь, поддержку со стороны высших сил, в то время как знания догматики и следование моральным нормам определенной религиозной традиции отходит на второй план. Также в 90-х гг. ХХ в. Чеснокова В.Ф. разработала интервью, позволяющее определить степень «воцерковленности» среди православных респондентов, т.е. степень включенности в жизнь православной церкви как социального института. Автор делает вывод о том, что уровень религиозности напрямую связан с уровнем «воцерковленности», главными характеристиками которого являются религиозное сознание и образ жизни православного человека. В 2007 г. Шемет И.С. разрабатывает авторскую методику определения индивидуального уровня религиозности. Целью анкетирования является выяснения вовлеченности респондента в культовую практику, т.к. по мнению автора, религиозность в первую очередь проявляется в поведенческом аспекте.

Помимо авторских методик, разработанных российскими учеными, проводились адаптированные для России исследования религиозности зарубежных авторов. Помимо этого, исследовательские организации, такие как ВЦИОМ и Левада-центр регулярно проводят социологические исследования, направленные в первую очередь на определение численности приверженцев той или иной религиозной традиции. Следует заметить, что все представленные методики выявляют определенный аспект, относящийся, как правило, к индивидуальному уровню религиозности, оставляя за рамками исследования иные структурные компоненты данного феномена.

Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют, по мнению большинства исследователей, изменения подхода в оценке социальных процессов. Необходимо включение в анализ социокультурных аспектов, выявление степени влияния традиционных основ культуры и соотношение их с инновационными процессами. Одним из фундаментальных факторов, во многом определяющих характер культурной идентичности, является религия. Требуется переосмысление восприятия влияния религии на социальные и политические процессы. Для более детального анализа данного явления необходимо учитывать, что оно включает в себя не только индивидуальный уровень как способ персонального бытия, основанный на вере в сверхъестественное, но и социальный, как процесс идентификации себя с определенной религиозной традицией.

Религия проявляется в современном социуме в латентной форме и выполняет функцию маркера цивилизационной идентичности. Искусственное завышение роли религии может привести к идеологизации и клерикализации взаимоотношений между церковью и государством. В то же время, занижение в социальном анализе роли религии, как правило, приводит к недостаточной и однобокой оценке политических процессов. На современном этапе исследований феномена религиозности следует, на наш взгляд, уделить внимание процессам взаимодействия политической, экономической и религиозной сферы деятельности социума, поскольку динамика данного взаимодействия определяет модель дальнейшего развития общества.

 

Список литературы

1. Великий пост и Пасха. 29.04.2016 // Левада-центр: [сайт]. URL: https://www.levada.ru/2016/04/29/velikij-post-i-pasha-2/ (дата обращения 16.11.2017)

2. Великий пост: об ограничениях знаем, но соблюдать не торопимся. 12.02.2010 // ВЦИОМ [сайт]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13190 (дата обращения 18.11.2017)

3. Вера и суеверия. 16.11.2017 // Левада-центр: [сайт]. URL: https://www.levada.ru/2017/11/16/17049/ (дата обращения 16.11.2017)

4. Густова Л.Б. Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными: дис. ... канд./д-ра психол. наук. Костромской. гос. университет, Кострома, 2014.

5. Мчедлова М.М. Религия и политика: возможные интерпретации новых реалий / М.М. Мчедлова // Ценности и смыслы. – 2011 – № 3(12). – . 70-81

6. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе / М.М. Мчедлова // Социологические исследования. – 2009 – № 12. – C. 77-84

7. Религиозность. 18.07.2017 // Левада-центр: [сайт]. URL: https://www.levada.ru/2017/07/18/religioznost/ (дата обращения 16.11.2017)

8. Религия в жизни россиян 10.12.2008 // ВЦИОМ [сайт]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11099 (дата обращения 18.11.2017)

9. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2006. – 624 с.

 

Ступина Ольга Павловна,

аспирантка ИГУ,

г. Иркутск


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!