Религиозно-этнические традиции в современном обществе



 

Традиции являются одним из важнейших факторов стабильности и преемственности жизни общества. Сила традиции проявляется в самосознании, самоопределении представителей этноса. Под традицией понимается сложившаяся устойчивая система норм, действий, которой руководствуется в своем поведении человек или группа людей. Традиции, как правило, не подвергаются критическому осмыслению и не требуют дополнительной аргументации. Устоявшиеся традиции часто воспринимаются без осмысления их начала и их конечности, они воспринимаются как некоторая существующая данность. Наглядным примером являются традиционные общества, в которых через традиции определяется большинство значимых сторон социальной жизни. На бессознательном уровне традиции воспринимаются как элемент коллективной памяти.

Для большинства традиций характерна определенная историческая амбивалентность. С одной стороны, традиции обращены в прошлое, аккумулируя исторический опыт. С другой стороны, они рассматриваются как проекции будущего поведения, акт передачи из прошлого норм, оценок, поведенческих действий, осуществляемых сегодня и передаваемых в будущее. Одним из важных признаков традиций является преемственность – способность передаваться от поколения к поколению, выражая определенный социальный опыт. Для социальной идентификации в рамках больших групп или существующих на протяжении длительного периода явлений необходим выбор идентификационного носителя, позволяющего сохранять и передавать идентифицирующие воспоминания. Повторяемость традиций отражает потребность общества в преемственности необходимых норм поведения, духовных качеств, ценностей, которые позволяют ему сохранять свою целостность. Традиции проявляются в общественной и индивидуальной жизни человека и регулируют взаимоотношения и быт людей.

Тесная связь традиций с политической, бытовой, духовной культурой народа имеет самые разнообразные проявления. Она прослеживается в праздниках и обычаях, словарном фонде, фольклоре и литературе, архитектуре и музыке, поведенческих навыках и моральных нормах. Традиции по-разному действуют в различных областях. В таких сферах, как экономика, политика, система управления, ощутимо влияние традиций на проводимые реформы, но одновременно наблюдается и то, что традиция эволюционирует. Но в сферах, отдаленных от материальных, экономических отношений в большей мере проявляется сила традиций, элементы постоянства. На протяжении веков остаются неизменными этнические и религиозные представления.

Традиции проявляются в самосознании, самоопределении представителей этноса, их отношении к традиционным религиям. В них происходит слияние этнической и социокультурной идентичностей. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, обычно около 20% представителей различных народов России в то же время сознательно относят себя к приверженцам определенных традиционных религиозных объединений. Например, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как культурная среда, национальный образ жизни. В настоящее время наблюдается интерес к религиозной культуре, отношение к религии как важному социальному институту, признание исторического вклада в формирование российской государственности и культуры, усиление внимания государства к интересам верующих различных конфессий, учет их потребностей и интересов. Одной из отличительных особенностей современной религиозной ситуации является разнородность и насыщенность конфессионального пространства в России. Большое значение в современной жизни имеет взаимоотношение различных народов, населяющих Россию. Наша страна имеет вековые традиции толерантного существования, межрелигиозной терпимости, совместной защиты единого отечества и общего труда.

Интерес к религии как хранителю традиций, истории и культуры в России проявляется в обращении к православию, в поиске национальной идеи, в переосмыслении истории страны как истории православного государства. Христианство являет собой одну из основ формирования и эволюции европейской культуры и цивилизации. Распространение православного христианства стало ключевым этнообразующим фактором формирования русского народа. Православие по своим духовным основам имеет тесные связи с социокультурным творчеством нашего народа, с социальной и культурной жизнью всего российского общества на протяжении его многовековой истории. На Руси метафизику не старались передать словами, а делали это личным примером. Поэты, писатели передавали это в образах. Человек, о котором они писали, христианин не в смысле его принадлежности к церкви и даже не в смысле его духовно-нравственного состояния, а в смысле тех ценностей, которые являются для него основными.

Интерес к решению проблем философского характера, общих вопросов бытия природы и человеческого общества не иссякал в русской литературе и в XX веке. В этом отношении русская словесность современной эпохи продолжает развивать давнюю национальную традицию. Можно назвать такие имена, как Л. Леонов, М. Булгаков, А. Ахматова, Б. Пастернак В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. Писателей объединяет напряженный поиск смысла и закона жизни, стремление постичь вечные вопросы бытия. Ими ставятся глубокие философские проблемы, насущная необходимость разрешения которых ощущается в наши дни. Власть духовного и власть физического, в чем призвание и смысл жизни человека, что оберегает целостность личности и определяет достойное место человека в окружающем мире, проблема соотношения научно – технического прогресса и нравственного состояния, вопросы культурной традиции – вот темы, занимающие современных писателей. Милосердие к людям и природе, необходимость выработки нравственного императива, подчинение ему в условиях научно-технического развития – вот ориентиры, обозначенные современной литературой.

Православие на Руси, выступая важной национально-объединительной силой, духовно сплачивало не только русских, но и своей культурой оказывало влияние на иноверцев, перенимавших многие русские обычаи. И если религиозная составляющая более консервативна в отношении сохранения традиций и ритуальных канонов, то светская составляющая более свободна в восприятии нового и развитии старого. Процесс формирования общей культурной среды проходил постепенно, был растянут во времени. Успешным мог быть лишь один путь – путь соседского сближения, обмена полезными навыками в труде, быту, в языковом общении, в схожем уважительном отношении к силам природы. В России языческие верования и языческие культуры всегда были тесно связаны с православной культурой, которая сама обогащалась этнокультурными традициями. Существующие языческие культуры с их народными верованиями – это не ушедший в прошлое пласт, а живая традиция.

Будучи этнически неоднородной, Иркутская область является традиционно переселенческим краем. Здесь издавна оседали представители всех национальностей, религий, рас, культур. Многие из них сумели сохранить элементы этнокультурной идентичности. В Иркутской области проживают более 130 национальностей. Ведущей конфессией в Иркутской области, как и в целом по России, является Русская Православная Церковь (РПЦ, 75 % верующего населения). Религией коренных народов Сибири является шаманизм. Он был распространен среди бурят и эвенков. Его возрождение наблюдается среди бурят, большинство которых сохранило эту веру. В начале 90-х гг. прошлого века началось возрождение шаманских традиций, возникли структуры, объединяющие преимущественно профессиональных шаманов.

Язычество является мировоззрением многих северных народов России. Для языческих культур в религиозном значении характерно многобожие и обожествление природных стихий, животных, растений или даже неодушевленных предметов. Ментальность бурят исторически обусловлена многовековым воздействием шаманизма. Шаманизм – одна из древнейших форм религиозности. Во времена его появления стихийные силы природы приобретали антропоморфные черты. Тогда человеку невозможно было выжить одному, выполнить все необходимые для выживания работы. Поддержка возможна была лишь тогда, когда люди не нарушали сложившихся природных отношений. Отличительными чертами шаманизма можно назвать одушевление или одухотворение всего окружающего мира, всеобщую взаимосвязь во всем окружающем человека мире, включая космос. Отсутствие превосходства человека над природой, родство и единство с ней, доступность небесного и подземного миров. Шаманизм основывается на представлении о сверхъестественном общении служителя культа, шамана, с духами. Как и любая другая религиозная система, шаманизм с помощью символов обеспечивает осмысленность человеческого существования.

Религиозная идентичность сливается с идентичностью национальной и культурной. Российская культура изначально не есть культура индивидуалистическая, а культура соборная, выражающая народное сознание, народное чувствование мира. В основе российской культуры лежат глубочайшие духовные, нравственно-моралистические начала. Современное общество состоит из последователей разных религий и верований, приверженцев разных религиозных традиций и религиозных инноваций. Разнородность и насыщенность в переплетении с многообразием этнического состава населения составляет культурное богатство России. Это непростая ситуация – вступая в общее пространство, разные религиозные универсумы смыслов и практик неизбежно сталкиваются друг с другом. По-новому встает вопрос о том, как обеспечить сосуществование в одном месте и времени людей и целых сообществ с разными, до противоположности, верами и убеждениями, с разным пониманием мира и разными жизненными укладами. Доминирующим является представление о конструктивном диалоге различных религий. Это формирует этноконфессиональное многообразие России, понимаемое как сосуществование различных религиозно-культурных традиций в одном историческом пространстве, а также свободное взаимодействие и передвижение представлений и идей.

 

Список использованной литературы

1.Алагуева Виктория Петровна «Алмазная книга о бурятах». Основы мироздания. Истории, традиции, культура, легенды. Издательство «Республиканская типография». Улан - Удэ, 2007

2.Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2009

3.ИркипедияRU. Режим доступа http://irkipedia.ru.

4.Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. - М.: Икар, 2014

 

 

Авдеева А.В.,

студентка ИГУ

«Лишнее поколение» современной России как следствие общества потребления (на примере современной массовой литературы)

Если взглянуть на современную массовую литературу России, то в ней можно выделить определенный пласт книг, который ориентирован на подростков и людей, который перешагнули рубеж двадцатилетия. То есть на тех, кто родился примерно с 1995 года до начала 2000-х тысячных.

Есть в данной литературе темы, которые так или иначе встречаются в 99% произведений, а именно:

а) тема тотального одиночества

б) тема ненужности

в) тема суицида

г) тема проблем со старшим поколением

Исходя из списка проблем, я сделала предположение о том, что проблема литературоведческая скрывает в себе проблему социальную, так как в каждом из произведений очень явно чувствовались автобиографические черты.

Так что же за поколение пишет на столь близкие романтическому мировосприятию темы – я решила использовать новый термин, который звучит как «лишнее поколение». Данный термин соединяет в себе литературоведческий термин «лишний герой в обществе» и словосочетание, которое каждый из нас слышал – «потерянное поколение».

Многие думают, что термин «потерянное поколение» применим только и исключительно к поколению, представители которого родились и выросли во времена Перестройки, в так называемые «лихие 90-е», однако взглянув на семантику определения, мы поймем, что в общем-то многие поколения можно таковыми считать, а впервые это словосочетание было употреблено в период между Первой и Второй Мировыми Войнами.

Поколение 90-х называют потерянным из-за того, что его представители появились на стыке эпох, они не смогли влиться в общество до Перестройки и не смогли изменить свое мироощущение для постперестроечного периода. Сейчас мы можем наблюдать в чем-то похожую картину.

Многие молодые люди сейчас часто говорят, что хорошо «где угодно, лишь бы не здесь», «да кому я нужен с этим дипломом», «ой, меня все равно нигде не ждут» или «меня никто не понимает», «Да уж где тебе понять меня», «сейчас другое время».

Складывается такое ощущение, что большинство людей, родившихся в начале 2000-х годов, пытаются себя противопоставить миру, выказать ему свою яркую индивидуальность и доказать то, что они личности, однако, сейчас нет условий, чтобы это доказывать. Ведь нет в обществе столь яркого противопоставления между различными слоями населения. Практически каждый из моего поколения воспевает свою индивидуальность и предполагает себя отчасти романтическим героем, который невероятно одинок и «лишний», как всем известные Печорин и Онегин. И это мы можем наблюдать по тому, что в подавляющем большинстве случаев читает данное поколение – Хемингуэй, Ремарк, Брэдбери, Бродский, Берджесс. Книги об людях ярких и одиноких, сильных и непринятых.

Однако взглянем на ситуацию трезво. Каждый ли из этих молодых людей сделал что-либо, чтобы говорить, что его не принимает общество? Многие ли мыслят о чем-то кроме своего одиночества, которого на самом деле нет? Единицы.

У молодых людей сейчас есть все, так называемое «поколение нулевых» выросло в достатке, у них было и есть все для саморазвития. Нет дефицита еды, одежды, а информация в абсолютном избытке. Но что бывает с людьми, когда они переедают? Им становится дурно.

Так и этим людям, которые вроде бы всего уже достигли, у них уже все есть, к чему им стремится? Спросите любого молодого человека о том, что он планирует, практически каждый второй ответит: «Ну квартиру купить, машину свою». И при этом зачастую квартиру помогут купить родители, как собственно и машину.

Говорят, что духовно развиваться можно только на голодный желудок. И это правда, ведь если тебе все уже приелось, то и делать ничего не хочется, наступает настоящая «экзистенциальная пустота». К слову, и происходит сейчас снова взрыв актуализации экзистенциальной литературы.

Заговорив о пресыщении товарами и услугами нельзя не вспомнить об «обществе потребления». Что же за термин такой словно клеймо? В полной своей версии он звучит как «общество массового потребления» и означает «общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок».

Говоря языком более простым и понятным, можно сказать, что в обществе потребления есть «культ вещи». Люди поклоняются вещам и стремятся приобрести больше и больше, чтобы заполнить внутри себя непонятную пустоту, причины которой и объяснить сложно.

Перейдем немного на частные примеры: каждый из присутствующих знает, что за место такое у нас в городе «Модный квартал», а теперь вспомните, кого там больше всего? Именно молодежи. Кто чаще всего участвует в акциях и распродажах? Молодежь. Общество потребления страдает тем, что приобретение новой вещи есть самоцель, неважно что у тебя уже 15 кофточек одного кроя, можно взять еще одну со скидкой. В таком обществе спрос идет именно на дешевые вещи, который может приобрести каждый, чтобы почувствовать себя немножко избранным, собственно и скидки создаются для этого.

Каковы же причины появления общества потребления в современной России? Корни, разумеется, нужно искать во временах перестройки. После того, как времена дефицита прошли, люди начали набрасываться на товары, которые они не видели, им нужно было компенсировать то, чего у них не было. А потом это поколение, которое называется «поколение Х» произвело на свет нас и начало компенсировать недостатки каких-либо вещей с помощью детей. Вы когда-нибудь слышали фразу: «У моего ребенка будет все, чего у меня не было»? Эдакий способ самореализации за счет детей.

Итак, у детей поколения Х есть все для жизни, родители стараются принести «все в дом». Так что же не хватает им? Цели? Смысла? Откуда такая популяризация экзистенциализма и романтизма? И почему наше так походит на поколение 90-х?

Думаю, что мы так же не приспособлены к жизни, как и дети Перестройки. Однако наша неприспособленность вытекает из-за материального достатка и духовного голода.

Лишнее поколение плавно все время ждет чего-то, подарка судьбы или чуда, потому что просто не знает, как добиться желаемого, ведь с детства все это было априори. Но самое главное – чего желать, если в глобальном смысле все есть?

Чтобы не искать ответы на вопросы, но как-то избавиться от тоски и печали в сердце, это же лишнее поколение идет за новыми покупками, чтобы как-то поднять настроение и почувствовать себя лучше, а подобное рождает подобное и дальше мое лишнее поколение плавно вольется в круг общества потребления, и замкнутый круг замкнется.

Противопоставляя себя обществу, нынешние подростки пытаются обратить на себя внимание, сказать, что с ним что-то не так, что они чего-то не чувствуют и не понимают, они пытаются по незнанию и привычки отнести это к романтизму, при этом отрицая слово «инфантилизм», однако из песни его не выкинешь, многие люди за 45 замечают, что вокруг все больше инфантильных представителей обоих полов, которые не видят ничего плохого в своей инфантильности. 

Однако следует сказать, что инфантильность здесь равно бездеятельности.

Нас можно сравнивать с поколением 90-х, потому что мы также потеряны, но мы потерялись в себе из-за времени, а они во времени из-за себя.

Если попробовать перестать ставить самоцелью приобретение дешевых материальных благ, то появится место и время на то, чтобы найти и место в обществе и цель, ведь сейчас даже истинный лишний человек сможет найти уютное место для себя.

 

 

УДК 811.161.1+81`33+81`36

С.Д. Дунаева


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!