Бэкхэнд топ - спин по подрезке



1) В исходном положении спортсмен зани-
мает нейтральную позицию (ноги стоят па-
раллельно концевой линии стола), правое
плечо повернуто влево и опущено. Игро-
вая рука практически выпрямлена и опу-
щена, ракетка в закрытой позиции нахо-
дится ниже уровня коленей. Кисть согнута
в запястье.

2) Игрок бьет по мячу перед корпусом. В
ударе участвует вся рука: поднимается и
поворачивается плечо, идет вверх пред-
плечье, разгибается кисть.

3) В завершающей фазе удара игровая ру-
ка выпрямляется справа перед корпусом,
ракетка находится в закрытом положении
приблизительно на уровне головы.


Некоторые спортсмены, предпочитающие атакующую игру со средней
дистанции и владеющие как форхэнд так и бэкхэнд ударами, при выполне-
нии бэкхэнд топ-спина подключают не только руку и кисть, но все тело, как
при форхэнд топ-спине.

V.6.5.4. Точка удара

Обычно момент удара приходится на верхнюю точку траектории полета
мяча. Впрочем, это правило уместно лишь на фазе разучивания удара. В иг-
ровой практике в зависимости от ситуации спортсмен может ударить как по
поднимающемуся, так и по опускающемуся мячу.


140


настольный ТЕННИС


V.6. Атакующий удар с вращением — топ-спин

V.6.5.5. Завершающая фаза удара

На завершающей фазе удара спортсмен распрямляет игровую руку, ракет-
ка поднимается приблизительно до уровня головы и находится перед корпу-
сом спортсмена. После этого игрок возвращается в исходное положение.

Обучение бэкхэнд топ-спину производится после того, как спортсмен уже
освоил все основные технические приемы, используемые в настольном тен-
нисе, то есть на последнем (третьем) этапе обучения игрока. Бэкхэнд топ-
спин относится к технически сложным ударам. Он применяется в качестве до-
полнительного, когда игрок атакующего стиля не может "закрыть" весь стол
форхэнд топ-спинами. В этом случае теннисист продолжает атаку бэкхэндом
и ждет удобного момента для очередного форхэнд топ-спина. Бэкхэнд топ-
спин также применяется для прекращения острой атаки с вращением и пере-
хода к другим атакующим действиям.

Поскольку бэкхэнд топ-спин осуществляется без активного участия ног и
корпуса, этот удар не имеет столь "разрушительной" силы, как форхэнд топ-
спин. Главное преимущество бэкхэнд топ-спина заключается не в силе, а в
возможности в последний момент благодаря работе запястья изменить на-
правление удара. Кроме того, по внешнему виду удара сопернику очень
трудно определить степень вращения мяча.

В процессе обучения базовой технике бэкхэнд топ-спина, равно как и
форхэнд топ-спина, может возникнуть масса трудностей и ошибок. Обычно
это не очень грубые ошибки, поскольку разучивание бэкхэнд топ-спина про-
изводится на завершающем этапе освоения техники настольного тенниса. Иг-
рок уже владеет форхэнд топ-спином, понимает, какие компоненты удара не-
обходимы для придания мячу вращения и не повторяет простых ошибок.

Впрочем, несколько специфических ошибок при обучении бэкхэнд топ-
спину выделить можно.

V.6.5.6. Ошибки

- Ракетка недостаточно закрыта

Эта ошибка характерна как для бэкхэнд, так и для форхэнд топ-спина. Ракетка
может быть недостаточно закрыта уже в исходном положении, а может открыться
по ходу выполнения удара. Из-за этого касание приходится не на верхнюю часть
мяча, а, что называется, "в лоб", перпендикулярно траектории полета мяча.

- Перед ударом лопасть ракетки не опущена и не отведена назад

Если спортсмен при замахе не опускает лопасть ракетки вниз и не сгибает
кисть, то во время удара мяч не получит дополнительного импульса за счет
движения кисти.

141


Глава У . Техника удара

- Недостаточный замах

Расстояние от крайней точки замаха до предполагаемого места удара по
мячу недостаточно велико. В этом случае следует обратить внимание спортс-
мена на то, что замах должен быть шире, и что крайняя точка замаха соотно-
сится с точкой контакта мяча и ракетки: чем ниже и дальше от стола произой-
дет касание, тем ниже и дальше надо отвести ракетку при замахе.

- Удар осуществляется только кистью

Некоторые спортсмены при выполнении бэкхэнд топ-спина не подключа-
ют руку и плечи, а работают исключительно кистью. Подобная техника суще-
ственно снижает силу удара.

- Удар осуществляется "от плеча"

Вместо того, чтобы использовать локоть в качестве оси вращения, спортс-
мен делает широкое движение "от плеча". Подобная техника требует много
места и времени, равно как и обязательного перехода в левостороннюю стой-
ку. При атакующей игре, ориентированной на форхэнд топ-спины, такая тех-
ника исполнения ударов весьма затруднительна. Разучивать бэкхэнд топ-
спин надо с тренировки движения кисти, и только потом подключать к удару
всю руку и плечевой пояс.

V.6.5.7. Виды бэкхэнд топ-спинов

По большому счету, разновидности бэкхэнд и форхэнд топ-спинов одина-
ковы. Это, собственно, удар с верхним вращением, быстрый топ-спин, топ-
спин со стола, контр-топ-спин, топ-спин с боковым вращением. Характерис-
тики разновидностей ударов справа и слева также близки.

В игровой практике среди бэкхэнд топ-спинов чаще всего применяется
контр-топ-спин и топ-спин со стола. Первый вариант удара используют, ког-
да спортсмен ведет нападающую игру и не успевает выйти на позицию для
форхэнд атаки. Топ-спин со стола обычно применяют как первый удар для
начала атаки; после этого нападение продолжается другими атакующими
ударами.

V .6.6. Прием ударов с вращением

Естественно, не существует какого-то одного специального способа для
приема любых ударов с вращением. Однако, можно вести речь об особенно-
стях приема таких ударов в целом, а также о необходимой корректировке
техники выполнения базовых ударов при приеме мячей с вращением. По-
скольку в современном настольном теннисе вращение применяется очень ча-
сто, на каждом турнире и в каждой встрече спортсмен различными способа-


142


настольный ТЕННИС


V.6. Атакующий удар с вращением — топ-спин

ми принимает множество мячей, имеющих вращение. И хотя все эти мячи
принимаются одним из ударов, входящих в арсенал базовых элементов тех-
ники настольного тенниса, своя специфика все же существует.

Есть масса способов приема ударов с вращением. Среди наиболее рас-
пространенных - блок или подрезка; кроме того, часто используется пере-
крутка, контрудар, смэш или так называемая защита высокими свечами. Спо-
соб приема мяча с вращением зависит от манеры игры спортсмена и от того,
в каком месте площадки он находится в данный момент. Теннисист, предпо-
читающий защитный стиль, регулярно принимает мячи, приходящие от со-
перника с вращением, при помощи подрезки. И было бы странно, если бы
защитник для приема таких мячей подбегал к столу, выполнял блок, а затем
вновь отходил в привычную для себя зону. Точно также спортсмен остроата-
кующего стиля не может для приема ударов с вращением всякий раз отхо-
дить от стола, чтобы выполнить подрезку. Поэтому основным способом при-
ема ударов с сильным вращением у атакующих спортсменов является блок, а
у защитников - подрезка. Впрочем, среди спортсменов, которые предпочи-
тают играть из средней зоны мощными топ-спинами, широко распростране-
на перекрутка вместо блока.

Обучение приему мячей начинается на той же стадии, что и разучивание
выполнения ударов с вращением. Но если технику атакующих ударов с вра-
щением до совершенства следует доводить лишь той части спортсменов, для
кого этот прием является одним из основных, то принимать мячи с вращени-
ем должны уметь все, независимо от стиля игры. Не существует способа за-
ставить соперника играть без вращения, поэтому надо уметь, действуя в ло-
гике своего стиля, принимать удары с вращением. В начале обучения спорт-
смен должен понять, как в принципе следует принимать удары с вращением,
и лишь потом освоить разнообразные способы приема таких ударов, наибо-
лее подходящие для конкретных и зачастую нетипичных ситуаций (напри-
мер, спортсмен защитного стиля может оказаться в ситуации, когда после
приема укороченного мяча из ближней зоны у него не будет времени для от-
хода от стола, и тогда ему придется принимать топ-спин соперника при помо-
щи блока).

При разучивании техники приема мячей с вращением перед тренерами
зачастую встает следующая проблема: и принимать, и выполнять удары с
вращением на разных сторонах стола учатся спортсмены, толком не владею-
щие базовой техникой. Соответственно, подающий игрок делает ошибки и
посылает мячи с разным вращением и не слишком точно, а его партнер из-за
этого делает еще больше ошибок на приеме. Поэтому мы настоятельно реко-
мендуем использовать спарринга (игрока лучшего уровня, который легко мо-
жет выполнять точные удары с одинаковым вращением) хотя бы на первой

143


Глава V . Техника удара

стадии обучения. Применение роботов для обучения приему ударов с вра-
щением также весьма полезно и существенно облегчает задачу тренера.
Впрочем, следует понимать, что робот подает мячи с абсолютно одинаковым
вращением и скоростью, что в реальной игровой практике не встречается.
Тренируясь с роботом спортсмен действительно быстро разучивает базовую
технику приема мячей с вращением, однако при игре с реальным партнером
у него возникают трудности: например, большинство мячей может попадать
в сетку, поскольку у спортсмена есть сложившийся стереотип приема мячей с
определенным вращением. Исходя из всего сказанного, при обучении при-
ему мячей с вращением можно рекомендовать чередование занятий с робо-
том (около 5 минут) и с реальным партнером (около 10 минут), потом снова
с роботом и т.д. Таким образом, спортсмен получит применимые на практи-
ке знания. Если же долгое время играть только с роботом, процесс обучения
будет долгим и малоэффективным.

V.6.6.1. Блок против топ-спина

Базовая техника блока против топ-спина практически повторяет технику
обычного блока, за единственным исключением: при приеме мяча с враще-
нием спортсмен практически не использует движение кисти. Блок осуществ-
ляется исключительно за счет работы плеча и корпуса, которые как бы "амор-
тизируют" удар соперника, а кисть и предплечье в движении участвуют мало.
Такой способ выполнения удара позволяет лучше контролировать отскок мя-
ча после топ-спина соперника.

В начале обучения топ-спин соперника следует принимать исключительно
"пассивным" блоком, играя закрытой ракеткой. Игровое движение направле-
но немного вверх, но не вперед. Со стороны это выглядит так, как будто ра-
кетка движется вокруг мяча. Удар производится практически без участия ки-
сти и без движения в локтевом суставе.

Постепенно, по мере того как спортсмен осваивает базовую технику, мож-
но переходить к более активному выполнению блока, позволяющему менять
ритм топ-спинов соперника. Но даже при выполнении активного блока про-
тив топ-спина спортсмен не должен слишком сильно включать в движение
кисть, поскольку на приеме ударов с сильным вращением движение кистью
приводит к резкой потере контроля над отскоком.

Движение кистью при блоке против топ-спина есть смысл применять толь-
ко игрокам очень высокого класса. В этом случае кисть сдвигает ракетку в на-
правлении, не совпадающем с направлением вращения мяча: то есть, по мя-
чу с верхним вращением бьют не прямо, а слева направо или наоборот. Та-
кой способ удара по топ-спину существенно нейтрализует вращение прихо-
дящего мяча.


144


настольный ТЕННИС


V.6. Атакующий удар с вращением - топ-спин


Благодаря особенностям отскока вращающегося мяча от ракетки, возмож-
но выполнение блока против топ-спина в направлении вперед и вниз. Име-
ющий верхнее вращение мяч как бы "отталкивается" от накладки и поэтому
летит выше, чем можно ожидать. Такой прием часто используют "перовики",
выполняющие бэкхэнд блок сверху вниз против топ-спина. После такого бло-
ка мяч теряет лишь часть исходного вращения и, из-за смены направления
движения мяча, вращение из верхнего становится нижним. Следует иметь
ввиду, что если выполнить подобный блок по удару без вращения, то мяч от-
скочит в сетку.

Резаный блок - это один из весьма специфичных ударов, который удоб-
нее всего выполнять длинными шипами, но многие спортсмены делают его и
гладкими накладками. Удар по мячу, имеющему верхнее вращение, выпол-
няется над столом, сразу после отскока мяча от столешницы. Удар представ-
ляет собой короткое кистевое движение сверху вниз и таким образом сочета-
ет характеристики блока и подрезки. Отскок после такого удара получается
такой же, как после блока, но при этом мяч имеет сильное нижнее вращение
и буквально "падает" прямо за сеткой на стороне соперника. Такой удар осо-
бенно эффективен для "укорачивания" игры после топ-спина соперника.

V.6.6.2. Прием топ-спина подрезкой

Игроки защитного стиля как правило принимают топ-спины соперника
при помощи подрезки. При обучении приему подрезкой мячей с верхним
вращением в первую очередь надо обратить внимание на два основопола-
гающих момента:

а) Очень важно, чтобы при замахе ракетка находилась выше точки пред-
полагаемого касания с мячом. Только при соблюдении этого условия игровое
движение будет направлено сверху вниз. Такая техника позволяет нейтрали-
зовать вращение приходящего мяча, благодаря чему мяч будет направлен
вперед. При замахе ракетка должна быть явно выше точки предполагаемого
удара, при этом не важно, в каком месте траектории полета мяча после отско-
ка - на подъеме или на спуске - будет проведен удар. Если вы планируете
ударить по мячу в высшей точке после отскока, ракетку при замахе надо под-
нять еще выше. Если вы намереваетесь ударить по мячу в одной из нижних
точек траектории его полета, то ракетка все равно должна находиться выше
предполагаемой точки удара. То, насколько высоко надо поднять ракетку в
момент замаха зависит исключительно от расположения предполагаемой
точки удара. И чем выше эта точка, тем выше надо поднимать ракетку, при
этом "зазор" между точкой удара и ракеткой всегда должен оставаться одина-
ковым!


145


Глава У . Техника удара

б) В начале обучения подрезке надо обращать внимание на то, что при
выполнении удара ракетка быстрым движением переводится в позицию для
начала удара (замах), а затем плавным и сравнительно медленным движе-
нием направляется к точке касания с мячом. Такая техника выполнения под-
резки делает возврат мячей с верхним вращением наиболее простым. Под-
резая, спортсмен усиливает вращение приходящего мяча: мяч приходит с
верхним вращением, а затем меняет направление движения, но при этом на-
правление вращения остается прежним, только из верхнего оно становится
нижним. Впрочем, увеличение вращения усиливает и взаимодействие мяча
и ракетки, и мяч сильнее отскакивает в верхнем направлении. Чтобы спра-
виться с этой проблемой, надо корректировать угол наклона ракетки и на-
правление движения, что не всегда под силу начинающим спортсменам. Для
упрощения задачи следует учить спортсменов сразу после завершения удара
поднимать ракетку для замаха, чтобы оставалось время на подготовку к сле-
дующему удару и опусканию ракетки к точке касания. В этом случае можно
добиться такого выполнения удара, когда ракетка при ударе идет практичес-
ки только вниз (а не вперед), а само движение достаточно медленное (бла-
годаря чему не усиливается вращение мяча!). Если же спортсмен будет зама-
хиваться медленно, то он не успеет вовремя начать удар и, чтобы вовсе не
пропустить мяч, будет вынужден выполнить быстрое движение подрезкой
вниз. Тем самым он усилит вращение приходящего мяча, но при этом потеря-
ет контроль над ударом.

V.6.6.3. Перекрутка

Спортсмены, предпочитающие выполнять серии топ-спинов со средней
дистанции, используют этот удар в том числе и для приема топ-спинов сопер-
ника. Игра топ-спином против топ-спина называется перекруткой. Технически
это более сложный удар, чем собственно топ-спин, поскольку игрок должен не
просто послать мяч с сильным верхним вращением, но в дополнение к этому
он должен нейтрализовать вращение приходящего мяча. То есть при приеме
топ-спина спортсмен должен четко рассчитать, каков будет эффект от вращения
приходящего мяча при отскоке его от ракетки, и в зависимости от этого выбрать
угол наклона ракетки и выполнить мощный удар по касательной, диаметраль-
но противоположный направлению вращения приходящего мяча.

Перекрутке надо учиться на третьем этапе тренировочного процесса, ког-
да базовая техника топ-спина уже доведена до совершенства. Техника пере-
крутки практически идентична технике топ-спина. Единственное существен-
ное отличие заключается в том, что в момент удара ракетка находится в более
закрытом положении, а удар направлен скорее строго вперед, чем снизу
вверх и вперед, как это бывает при обычном топ-спине. Кроме того, важно
чтобы касание пришлось на верхнюю часть мяча.


146


настольный ТЕННИС


V .7. Блок___________________________________________________________

V.6.6.4. Контратакующий удар против топ-спина

При удачном стечении обстоятельств по топ-спину соперника можно вы-
полнить мощный атакующий удар без вращения. Его техника ничем не отли-
чается от техники обычного атакующего контрудара. Важное условие успеш-
ной контратаки заключается в том, чтобы момент удара пришелся на точку,
предшествующую максимальному подъему в траектории полета мяча.

V.6.6.5. Защита высокими свечами против топ-спина

В качестве возможного выхода из трудной ситуации против топ-спина со-
перника можно выполнить свечу. Обычно к этому приему прибегают игроки,
опоздавшие к мячу и играющие со средней дистанции или спортсмены,
предпочитающие перекрутку, но по каким-либо причинам не успевшие ее
выполнить.

V.7. Блок____________________________________

V .7.1. Определение

Главной чертой блока является то, что точка удара по приходящему мячу
близка к точке его отскока от стола. Мяч на восходящей траектории ударяет-
ся о ракетку и отскакивает на половину соперника. Блок можно применять
только против атакующих ударов соперника, то есть по атакующим ударам
без вращения или по топ-спинам, поскольку при блоке для отскока мяча от
ракетки используется энергия удара соперника, а не энергия собственного
удара. Поэтому блок не применяют против подрезок или толчка, поскольку в
этом случае мяч отскочит в сетку.

По перечисленным выше причинам блок следует отнести к защитным уда-
рам. Впрочем, это утверждение верно лишь в отношении пассивного блока,
когда спортсмен просто подставляет ракетку под приходящий мяч; активный
блок отнести к защитным ударам нельзя. В последнем случае спортсмен не
просто подставляет ракетку под мяч, а вкладывает в удар некоторое усилие
и/или сдвигает при ударе ракетку вперед. Надо отметить, что между актив-
ным блоком и атакующим ударом нет четкой границы: чем сильнее при бло-
ке выполняется замах, тем скорее этот удар можно назвать атакующим, и на-
оборот, чем меньше замах, тем ближе атакующий удар к активному блоку.
Исходя из вышесказанного, дать четкое определение для блока нельзя.

Как самостоятельный удар, блок выделился в начале 1950-х годов, когда
появились накладки с губкой. Спортсмены, играющие "классическими" жест-
кими накладками без губки, и в наши дни не могут применять блок, посколь-
ку отскок от ракетки без губки получается слишком медленный, и одной лишь
силы удара соперника недостаточно для быстрого возврата мяча. Только с по-

147


Глава У . Техника удара

явлением накладок со слоем губки применение блока стало возможно, и со
временем этот удар стал одним из базовых элементов техники настольного
тенниса для спортсменов атакующего стиля. В наши дни такие спортсмены
применяют блок для игры из ближней зоны (1-2 м от стола), в ответ на ост-
роатакующие удары соперника, когда нет времени на поворот, замах и вы-
полнение контратакующего удара.

Как правило, применяется бэкхэнд блок, поскольку, принимая мяч с этой
стороны, у игрока в запасе есть меньше времени на подготовку к контратаку-
ющему удару. Кроме того, большинство спортсменов тяготеют к форхэнд уда-
рам и предпочитают атаковать именно с этой стороны, а для игры с противо-
положной стороны применяют блок.

В современном настольном теннисе блок часто используется для смены
ритма. В принципе, при блоке мяч должен отскочить тем быстрее, чем силь-
нее был собственный удар соперника. Но это положение верно лишь для пас-
сивного блока, когда спортсмен просто подставляет ракетку под мяч. Хорошо
технически и тактически подготовленный теннисист может при блоке как за-
медлить скорость полета мяча, так и усилить, применив пассивный или ак-
тивный блок или вовсе сыграв движением в свою сторону (при этом скорость
мяча упадет очень сильно).

V .7.2. Бзкхэнд блок

V.7.2.1. Исходное положение

Теоретически, наиболее правильным исходным положением для выпол-
нения бэкхэнд будет такая стойка, когда спортсмен (правша) стоит по диаго-
нали к концевой линии стола, его правая нога выдвинута вперед, левая - от-
ведена назад. Из этого положения спортсмену легче всего повернуться к мя-
чу, но подобную стойку очень неудобно применять в реальной игровой ситу-
ации. Как правило, при розыгрыше мяча спортсмен решает использовать
блок, когда находится в непосредственной близости к столу. Таким образом,
если спортсмен-правша выполняет бэкхэнд блок из левосторонней стойки, а
следующий мяч он вынужден принимать форхэнд блоком, то он должен
встать в правостороннюю стойку (то есть выдвинуть левую ногу вперед, а пра-
вую отставить назад). В реальной ситуации при быстрой игре у стола на это
просто нет времени и перейти из левосторонней в правостороннюю стойку
можно только прыжком, да и то подобное действие негативно скажется на
контроле за ударом и едва ли уложится в отрезок времени, имеющийся в
распоряжении спортсмена.


148


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


V.7. Блок

Чтобы интегрировать бэкхэнд блок в структуру игры и/или связать не-
сколько ударов в единое целое, бэкхэнд блок выполняют из параллельной
или "обратной" стойки, т.е. из стойки, удобной для форхэнд удара.

При параллельной стойке воображаемая линия, соединяющая ступни
спортсмена-правши, располагается параллельно концевой линии стола, пра-
вое плечо и верхняя часть корпуса сдвинуты вперед. Из такой стойки после
выполнения бэкхэнд блока игрок легко может перейти в положение, удобное
для продолжения игры форхэнд ударом: для этого ему всего-навсего нужно
одновременно с замахом отвести правую ногу назад; левая нога при этом ос-
тается на прежнем месте, рядом со столом. Спортсмены атакующего стиля,
особенно "перовики", которые предпочитают играть форхэнд ударами, часто
прибегают к параллельной стойке.

И параллельную, и обратную стойку можно рекомендовать для выполне-
ния бэкхэнд блока, поскольку этот технический элемент не требует большого
замаха и с его выполнением больших проблем не возникнет, а вот переход к
форхэнд атаке из этого положения вполне удобен. При обучении бэкхэнд
блоку спортсмена-правши оптимально сначала разучивать этот удар из па-
раллельной стойки (а никак не из левосторонней), а затем пробовать обрат-
ную стойку. Хотя некоторые тренеры считают, что обучение надо сразу начи-
нать из обратной стойки.

V.7.2.2. Замах

При замахе перед выполнением удара спортсмен поворачивает правое
плечо вперед, сгибает игровую руку в локте, который находится напротив
корпуса, локоть при этом не должен терять подвижность; предплечье практи-
чески параллельно концевой линии стола, ракетка находится в нейтральном
или немного закрытом положении на высоте, близкой к поверхности стола,
практически над концевой линией.

V.7.2.3. Удар

Удар производится за счет предплечья и дополнительного движения кис-
ти. При полностью пассивном блоке ракетка просто подставляется под мяч,
тогда как при активном блоке движение предплечья вперед и несколько
вверх, а также дополнительный импульс, придаваемый удару кистью, отчет-
ливо выражены. Локоть является осью, вокруг которой, если посмотреть со
стороны, движется ракетка, описывая дугу слева направо. Если наблюдать за
ударом сбоку, то видно, что ракетка перемещается в направлении вперед и
вверх. По мере выполнения удара ракетка из нейтральной переходит в за-
крытую позицию. При этом верхняя часть руки и плечевой пояс не принима-
ют участия в ударе.

149


Глава V. Техника удара

V.7.2.4. Точка удара

При блоке спортсмен бьет по мячу на его восходящей траектории после
отскока, максимально близко к столу. Таким образом энергия мяча, послан-
ного соперником, используется в максимальном объеме. Сам удар осуществ-
ляется перед корпусом спортсмена.

V.7.2.5. Завершение удара

Движение предплечья заканчивается в направлении вперед, вправо и не-
много вверх, ракетка при этом закрыта. В конце удара локоть находится в ес-
тественном положении, а предплечье перестает быть параллельным конце-
вой линии стола, образуя с ней угол. Ракетка находится выше уровня стола.
При активном блоке, близком по свойствам к атакующему удару, угол между
концевой линией и предплечьем может достигать 90 градусов и более. Если
в момент удара кисть придавала мячу дополнительный импульс, то она раз-
гибается вправо, ракетка поворачивается вместе с кистью. В последней фазе
ракетка петлей через низ возвращается в исходное положение.

Бэкхэнд блок относится к базовым ударам, которым обучают на первой
стадии тренировочного процесса. С технической точки зрения этот удар очень
прост, поэтому новички его легко осваивают. Сначала разучивается пассив-
ный блок, а затем к нему добавляются элементы активного движения пред-
плечья и кисти, зависящие от направления полета мяча. Новички играют по
сильным мячам соперника пассивным блоком, а по простым мячам - актив-
ным блоком; постепенно соотношение сдвигается в сторону активного блока,
независимо от характера приходящих мячей. Следующим этапом может стать
обучение атакующему бэкхэнд удару. Для этого спортсмену просто надо сде-
лать замах и позволить мячу отскочить дальше от стола.

При разучивании активного блока против топ-спина соперника сначала
нужно играть только за счет предплечья, без участия кисти, поскольку в этом
случае контроль на вращением приходящего мяча выше.

В процессе обучения технике бэкхэнд блока наиболее часто встречаются
такие ошибки:

V .7.2.6. Ошибки
- При замахе ракетка расположена ниже поверхности стола

Когда при замахе спортсмен опускает ракетку ниже уровня стола, первое,
что он вынужден делать в фазе удара, - это "поднимать" ракетку. Поступая
подобным образом, игрок лишает себя возможности выполнить уверенный
активный блок с движением вперед. Кроме того, спортсмен теряет на подня-
тие ракетки выше уровня стола время. Тренер должен обратить внимание


150


настольный ТЕННИС



 



эра

Глава V . Техника

Бэкхэнд блок

1) Вначале спортсмен-правша принимает
правостороннюю стойку, его лева нога рас-
положена ближе к столу, а правая - дальше
от стола. Ракетка находится в несколько за-
крытой позиции перед корпусом, кисть со-
гнута, что в дальнейшем позволит придать
удару дополнительный импульс.

2) Удар выполняется перед корпусом за
счет движения предплечья вперед и не-
много наружу, а также за счет выпрямле-
ния запястья. Ракетка при ударе по мячу
находится в несколько закрытом положе-
нии.

3) В завершающей фазе удара кисть с ра-
кеткой поднимается до уровня шеи и по-
прежнему остается перед корпусом.


спортсмена на то, чтобы он следил за концевой линией стола и не опускал ра-
кетку ниже этой линии.

- При замахе ракетка слишком сильно поднимается выше уровня стола
Если при замахе ракетка расположена выше предполагаемой точки каса-
ния, то игровое движение будет направлено вперед и вниз, что, в большин-
стве случаев, приведет к попаданию мяча в сетку. В этом случае также следу-
ет ориентироваться на концевую линию стола. Спортсмен должен распола-
гать ракетку непосредственно над линией, так, чтобы ракетка практически ка-


152


настольный ТЕННИС



V .7. Блок__________

Резаный бэкхэнд блок

1) При замахе спортсмен-правша занима-
ет правостороннюю стойку. Лопасть ракет-
ки повернута вверх, локоть не зажат и на-
ходится на уровне бедра. После этого ра-
кетка поднимается приблизительно до вы-
соты точки предполагаемого удара.

2) Движение предплечья направлено
сверху вниз. Ракетка находится в закрытой
позиции, удар производится перед корпу-
сом.

3) Игровое движение заканчивается опус-
канием ракетки до уровня стола перед
корпусом спортсмена.


салась ее нижней частью лопасти. Впрочем, по мере обучения удару, тенни-
сист должен перестать обращать внимание на концевую линию.

- При замахе ракетка излишне закрыта

На стадии разучивания базовой техники удара часто случается так, что
спортсмен не переводит ракетку в нейтральное положение, а оставляет ее за-
крытой. Часто встречается ситуация, когда на протяжении нескольких первых
ударов игрок переводит ракетку в нейтральное положение, а потом начинает
"забывать" и оставляет ее закрытой, что приводит к попаданию мяча в сетку.

153


Иными словами, ракетка остается закрытой после того, как при первом игро-
вом движении спортсмен правильно закрыл ее в конце удара, а во время
возврата ракетки в исходное положение он не перевел ее в нейтральное или
немного закрытое положение, а оставил полностью закрытой. В этом случает
тренеру следует обратить внимание игрока на то, чтобы ракетка, после ее за-
крытия в конце игрового движения, во время возврата в исходное положе-
ние переводилась в нейтральную позицию.

- Локоть прижимается к корпусу

Во время выполнения удара локоть прижимается к корпусу, что ограничивает
свободу движения. Очень часто спортсмен прижимает локоть к корпусу, если
приходится принимать сильный мяч, и ракетка при этом хочет "отскочить" назад.
Однако, лучше если ракетка сдвинется назад, чем локоть будет прижат к корпусу.

- При замахе локоть поднимается вверх

Новички нередко пытаются корректировать замах относительно траекто-
рии движения приходящего мяча, поднимая локоть или сдвигая его при уда-
ре вперед. Такая техника резко снижает степень свободы движения при уда-
ре, поэтому для коррекции замаха следует использовать движение предпле-
чья, а локоть должен выступать в роли оси.

- Удар выполняется только за счет кисти

Спортсмен выполняет удар только за счет движения кисти, без участия
предплечья. Такая техника не позволяет выполнить энергичный и активный
блок, а также снижает контроль над ударом.

- Удар выполняется только за счет предплечья

Спортсмен выполняет удар, сдвигая предплечье вперед и вверх, при этом
кисть в движении не участвует. Такая техника не позволяет выполнить неожи-
данный для соперника удар, а также теряется дополнительное ускорение мя-
ча, которое можно придать ему кистью.

- Удар выполняется всей рукой

Спортсмен выполняет удар всей рукой, и предплечьем и плечом. При этом
угол сгибания в локтевом суставе не меняется. В результате происходит не
удар, а "толкание" мяча на половину соперника, а активный блок становится
и вовсе невозможен.

- Удар выполняется тогда, когда мяч практически достиг высшей точки
траектории полета

На первой стадии обучения спортсмены часто не успевают вовремя подго-
товиться к удару и бьют по мячу практически в высшей точке после отскока. В


154


настольный ТЕННИС


V .7. Блок______________________________________________________ __

этом случае, во-первых, снижается контроль над ударом, а во-вторых, неэф-
фективно используется энергия мяча, посланного соперником.

- Удар производится слишком близко к месту отскока мяча от стола

Когда новичкам объясняют, что бить по мячу надо сразу после его отскока
от стола, некоторые игроки начинают ставить ракетку настолько близко к ме-
сту отскока, что мяч ударяется не в середину лопасти, а в ее нижний край, из-
за чего теряется контроль над ударом.

- При ударе нижняя часть лопасти сдвигается вперед

На первой фазе обучения блоку, когда спортсмен принимает простые мя-
чи, вместо того, чтобы закрыть ракетку некоторые новички наоборот откры-
вают ее. Это приводит к вылетанию мяча за пределы стола, как только удары
соперника становятся сильнее.

V.7.2.7. Виды бэкхэнд блока

- Активный блок

Спортсмен не просто подставляет ракетку под приходящий мяч, а делает
короткое движение предплечьем и кистью. Это наиболее распространенный
способ выполнения блока, поскольку позволяет теннисисту в необходимой
степени усиливать игру.

- Пассивный блок

Спортсмен подставляет ракетку и ждет, когда мяч от нее отскочит. Такой
блок используется лишь в начальной фазе обучения технике удара и в безна-
дежных ситуациях, когда теннисист не успевает ничего сделать, кроме как
подставить ракетку. Пассивный блок плох тем, что в ответ на него соперник
легко может усилить атаку.

- Амортизирующий блок

Чтобы сменить темп игры спортсмен может прибегнуть к амортизирующе-
му блоку, при котором ракетка движется не навстречу мячу, а в обратном на-
правлении, благодаря чему при ударе об нее мяч сильно теряет скорость. По-
сле такого блока мячи "падают" сопернику прямо под сетку, имеют меньшую
скорость и более короткую траекторию полета, чем можно было бы ожидать.

- Резаный блок

Один из видов блока, представляющий собой короткую подрезку рядом с
поверхностью стола. Этот удар достаточно труден для исполнения. Он приме-
няется для смены ритма (мяч резко замедляется!) и/или для выполнения
укороченного удара.

155


Глава У . Техника удара

У.73. Форхэнд блок

V.7.3.1. Исходное положение

Как правило, при форхэнд блоке спортсмены-правши применяют
правостороннюю стойку, когда левая нога расположена ближе к столу, чем
правая. Теннисист стоит близко к столу, чтобы успеть ударить по мячу на
восходящей траектории, сразу после отскока от стола. Спортсмены, которые
часто используют блок при игре у стола, нередко стоят в параллельной
стойке, удобной как для выполнения форхэнд, так и бэкхэнд ударов.
Параллельную стойку нельзя рекомендовать для тренировки базовой
техники удара, но в дальнейшем, на этапе технического совершенствования
спортсмена, она вполне подходит.

V.7.3.2. Замах

В исходном положении левое плечо спортсмена-правши смещается
вперед, локоть не зафиксирован и находится сбоку от корпуса на высоте
стола, ракетка расположена в нейтральной или немного закрытой позиции,
приблизительно на высоте стола и напротив боковой линии стола.
Предплечье игровой руки расположено под небольшим углом к концевой
линии стола, а угол между плечом и предплечьем составляет 90 градусов.

V.7.3.3. Удар

Основной импульс при ударе мяч получает за счет движения предплечья,
а дополнительный - за счет запястья. Локоть играет роль оси, вокруг которой
происходит движение. Плечо не принимает участия в ударе. При ударе
ракетка движется вперед, вверх и влево. Во время игрового движения
ракетка плавно переходит в закрытую позицию. Если смотреть на удар со
стороны, то он будет выглядеть так: локоть является осевой точкой, вокруг
которой по плавной кривой справа налево (у правшей) перемещается кисть
с ракеткой; заканчивается движение перед корпусом.

V.7.3.4. Точка удара

Ракетка всегда бьет по восходящему мячу, сразу после его отскока от стола,
справа от корпуса спортсмена.

V.7.3.5. Завершение удара

Игровое движение завершается над столом, кисть с ракеткой доходит до
уровня груди. В конце удара ракетка переходит в закрытое положение.
Величина движения запястья зависит от того, активный или пассивный
выполнялся блок. Впрочем, при форхэнд блоке запястье в любом случае
принимает меньшее участие, чем при его бэкхэнд варианте.


156


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


V .7. Блок___________________________________________________________

По большому счету, форхэнд блок относится к неосновным техническим
приемам, и его имеет смысл разучивать на второй или третьей стадии
тренировочного процесса. Техника форхэнд блока во многом представляет
собой зеркальное отражение бэкхэнд блока.

Как правило, спортсмены сначала осваивают технику атакующего форхэнд
удара, а затем, сокращая замах и приближая точку удара к месту отскока
мяча от стола, быстро осваивают технику блока. И по сравнению с бэкхэнд
блоком, где сначала разучивается блок, а потом уже удар, здесь ситуация
обратная. В этом есть своя логика, поскольку форхэнд удар и бэкхэнд блок
часто встречаются в игровой практике, а вот бэкхэнд атакующий удар или
форхэнд блок применяются эпизодически, в каких-то конкретных ситуациях.
Однако, не следует забывать, что есть ряд спортсменов, часто использующих
атакующий бэкхэнд удар и форхэнд блок.

При выполнении форхэнд блока по топ-спину соперника, удар следует
проводить всей рукой, без дополнительного движения в запястье и без
изменения угла в локтевом суставе, поскольку при такой технике улучшается
контроль над мячом с сильным вращением.

Как правило, к моменту разучивания техники форхэнд блока спортсмены
уже не допускают ошибок, свойственных новичкам, поскольку к этому
времени они уже владеют базовой техникой атакующего форхэнд удара без
вращения. Если же форхэнд блок разучивается на первой стадии
тренировочного процесса, ошибки будут аналогичны тем, что встречаются
при разучивании бэкхэнд блока.

Среди ошибок, встречающихся при разучивании форхэнд блока, бывают:
V.7.3.6. Ошибки

- При замахе ракетка излишне закрыта

Часто при замахе спортсмен излишне закрывает ракетку, что снижает
скорость отскока мяча и ведет к попаданию мяча в сетку. Излишняя
закрытость ракетки при замахе обычно является результатом неправильного
возврата ракетки в исходное положение после удара: заканчивая
предыдущий удар теннисист закрывает ракетку, а при возврате в исходное
положение не открывает ее.

- Локоть прижимается к корпусу

Чтобы получить при ударе "дополнительный упор", новички во время
замаха или по мере выполнения удара нередко прижимают локоть к корпусу.
В обоих случаях это приводит к потере свободы при выполнении удара и
снижает контроль над отскоком мяча.

157



Глава У . Техника удара

Форхэнд блок

1) Готовясь к приему мяча, спортсмен-
правша немного поворачивает корпус
вправо. Ракетка находится в закрытой по-
зиции, на высоте пояса и на таком же отда-
лении от концевой линии стола, как и кор-
пус.

2) Спортсмен выполняет удар при помощи
предплечья; движение направлено вперед
и немного вверх.

3) По мере выполнения удара ракетка за-
крывается, спортсмен несколько выдвигает
вперед правое плечо.

4) В конце игрового движения плечи
спортсмена находятся параллельно конце-
вой линии стола, кисть с ракеткой находит-
ся перед корпусом на уровне шеи.


158


настольный ТЕННИС


V .8. Подрезка

- При ударе рука вытянута

Спортсмен выполняет удар вытянутой рукой. Угол между плечом и
предплечьем явно меньше 90 градусов, что сводит на нет возможность
придать мячу импульс при помощи предплечья, когда локоть выполняет роль
оси движения.

- При замахе ракетка находится ниже уровня поверхности стола

Спортсмен при замахе опускает ракетку ниже уровня поверхности стола,
как будто собирается выполнить движение вверх, а не вперед.

V.7.3.7. Виды форхэнд блока

Существуют три вида форхэнд блока: активный, пассивный и
амортизирующий; характеристики этих видов аналогичны характеристикам
соответствующих видов бэкхэнд блока.

V.8. Подрезка________________________________

V .8.7. Определение

Подрезкой называется защитный удар против атаки соперника. Кроме того,
подрезкой также называется ответ на удар, когда соперник не атакует, а сам про-
изводит удар с нижним вращением (подрезает мяч). Такой удар также может
называться "толчком", и он осуществляется совсем близко к столу или непосред-
ственно над столом. Для удобства, далее по тексту, такой удар мы будем назы-
вать "толчком"; подрезкой же мы будем называть исключительно защитный удар
против атаки соперника. Цель подрезки - смягчить удар соперника и затруд-
нить продолжение атаки, благодаря приданию мячу нижнего вращения. При
подрезке мяч приобретает нижнее вращение, снижающее скорость полета мяча.
При этом во время контакта с ракеткой соперника мяч стремится отскочить вниз.

За редкими исключениями подрезка выполняется не над столом, а за его
пределами. В большинстве случаев защитные действия бэкхэнд подрезкой
выполняются из дальней зоны, с расстояния 3-5 м от стола: именно в этой зо-
не обычно располагаются классические защитники.

Несмотря на то, что инвентарь атакующих игроков позволяет достичь очень
большой скорости и сильнейшего вращения, и не взирая на отличную подго-
товку спортсменов атакующего стиля, защитники до сих пор занимают достой-
ное место среди игроков в настольный теннис. В этом защитнику помогают со-
временные накладки, облегчающие прием топ-спинов (анти-спин и накладки
с длинными шипами) и дающие возможность изменять интенсивность враще-
ния, особенно благодаря переворачиванию ракетки по ходу игры. Впрочем,
классических защитников становится все меньше, и ситуация 1950-х годов,
когда их было большинство, вряд ли повторится.

159


Глава У . Техника удара

Долгое время в технике азиатских и европейских защитников существо-
вала ощутимая разница. Игровое движение у игроков европейской школы
было существенно короче, чем у азиатов. В настоящее время превалирует
азиатская техника, позволяющая возвращать сильные атакующие удары и
лучше контролировать мяч при быстрых ударах с вращением. Ведь при
широкой амплитуде движения у игрока всегда остается возможность по
ходу выполнения удара скорректировать характер движения. Отличие
укороченного удара от длинного в основном заключается в величине за-
маха: европейские защитники "старой закалки" никогда не поднимают ра-
кетку выше точки удара, тогда как у азиатов в большинстве случаев это
движение ярко выражено.

V .8.2. Бэкхэнд подрезка

V.8.2.1. Исходное положение

Игрок (правша) располагается по диагонали к столу, правая нога выстав-
лена вперед, левая - отстоит по диагонали назад; угол между линией, со-
единяющей ступни, и концевой линией стола не превышает 45 градусов. В
исходном положении игрок находится приблизительно в 1 м от стола.

\/.8.2.2.3амах

В первой фазе удара игрок наклонен вперед, его правое плечо также вы-
двинуто вперед, игровая рука согнута в локте, расслаблена и находится перед
корпусом, так что локоть располагается на уровне пояса, а ракетка - на уров-
не плеч или головы. Ракетка находится в нейтральной или слегка открытой
позиции; верхняя часть лопасти ракетки выдвинута вперед.

V.8.2.3. Удар

Удар осуществляется благодаря движению предплечья и дополнительно-
му импульсу, исходящему от кисти. Плечо не принимает участия в выполне-
нии подрезки, однако игрок усиливает удар, смещая вперед верхнюю часть
корпуса и перенося вес тела с левой ноги на правую. Общая траектория уда-
ра направлена сверху вниз и одновременно вперед и вправо. Чем сильнее
верхнее вращение принимаемого мяча (после топ-спина соперника), тем су-
щественнее смещение вниз; чем меньше вращение - тем более выражено
движение вперед. Во время удара ракетка из нейтральной или немного от-
крытой позиции постепенно переходит в полностью открытую.

V.8.2.4. Точка удара

Момент удара приходится на высшую точку траектории полета мяча после
отскока от стола или немного позднее. Ракетка бьет по нижней половине мяча
(относительно направления полета мяча). Во время обучения подрезке лучше


160


настольный ТЕННИС


V.8. Подрезка



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 692; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!