IV.2.3. Тренировка работы ног



Без хорошей работы ног нельзя грамотно выйти к мячу, а не выйдя грамот-
но на мяч, нельзя совершить надежный и сильный удар. Поэтому работу ног
нужно "ставить" с самой первой стадии подготовки спортсмена. Изначально
новичок не умеет правильно двигаться у стола и разучиванию техники рабо-
ты ног надо уделять внимания не меньше, чем разучиванию техники ударов.

Во время отработки техники спортсмены разучивают элементы работы ног
в их совокупности с различными ударами. Игрок, разучивший базовые эле-
менты какого-то основного удара, учится проводить этот удар в движении, то
есть учится быстро выходить на оптимальную для выполнения удара пози-
цию.

Во время тренировки игрок должен выходить к каждому мячу, даже если
мяч приходит практически в ту же точку, что и предыдущий и требуется сов-
сем незначительное перемещение корпуса. Только в этом случае приобрета-
ется столь необходимая в реальных игровых условиях готовность реагиро-
вать на каждый мяч и формируется привычка занимать оптимальное исход-
ное положение для нанесения удара. Важно, чтобы привычка готовиться к
каждому удару формировалась постоянно, даже при разучивании элемен-
тов, когда перемещение спортсмена от удара к удару практически не проис-
ходит, например, при обучении приему мяча срезкой или подставкой.

97


Глава IV . Образец образцовый

Начинать разучивание базовых элементов работы ног надо с выпадов в
сторону в ближней зоне у стола. Игрок учится смещаться вправо, шагая пра-
вой ногой и влево - шагая левой. Только после того, как игрок освоит базо-
вую технику шагов с опорой на вторую ногу, он может постепенно приступать
к разучиванию приставных шагов, а еще позже - прыжков. По мере профес-
сионального роста, игрок учится комбинировать различные варианты пере-
движения, необходимые в реальной игровой практике.

Сначала игрок разучивает перемещения в стороны, а затем практически
сразу можно начинать обучение незначительному передвижению вперед и
назад, то есть из зоны 2-3 м в зону непосредственно у стола (1-2 м). Затем,
когда игрок начинает разучивать удары из дальних зон, он учится классичес-
ким перемещениям вперед-назад с большей амплитудой. Особенно важно
освоить технику дальних перемещений к столу и от стола игрокам защитного
стиля.

На определенном этапе спортивного роста теннисист учится использовать
базовые элементы работы ног и их комбинации с учетом своих личных осо-
бенностей и индивидуальной манеры игры, а также разучивает схемы рабо-
ты ног, соответствующие типовым игровым ситуациям. Чтобы правильно по-
ставить работу ног, лучше всего использовать специально разработанные для
этого упражнения. Подобные упражнения должны быть направлены на то,
чтобы обеспечить в типичных игровых ситуациях движение к мячу по опти-
мальной траектории с учетом индивидуальной манеры игры спортсмена. Но
нельзя забывать, что только профессионально владея техникой базовых пе-
ремещений и их комбинациями можно наиболее эффективно "настроить" их
под свой индивидуальный стиль.



 


 


98


настольный ТЕННИС


V . TEXH И KA УДАРА

V.1. Введение


Успехи в настольном теннисе во многом зависят от владения техникой уда-
ра. Хорошая техника позволяет игроку свободнее использовать тактику игры.
Приступая к анализу техники, мы поставили перед собой задачу выделить
наиболее общие структурные элементы, независящие от индивидуальной
манеры игры спортсмена. Техника и тактика очень тесно взаимосвязаны, но
все же техника является базовой основой, на которой строится в том числе и
тактика игры.

Техника ударов в настольном теннисе, как
и в некоторых других видах спорта, разнооб-
разна, но можно выделить ряд базовых эле-
ментов, каждый из которых имеет свое на-
значение и характерное исполнение. Основ-
ные удары в настольном теннисе можно раз-
делить на группы по разным критериям. На-
пример, можно выделить атакующие и за-
щитные удары, удары с вращением и без,
форхэнд и бэкхэнд удары и т.д. Принадлеж-
ность к той или иной группе во многом ус-
ловна. Например, кто-то считает блок ис-
ключительно защитным ударом, а кто-то ви-
дит в нем атакующую составляющую. Поэто-
му мы не стремимся четко разграничить все
типы ударов, однако постараемся выделить
некоторые базовые виды и их основные ва-
риации. Так, например, говоря об атакую-
щих ударах с вращением, мы опишем топ-
спин, быстрый топ-спин и топ-спин с боко-
вым вращением и т.д.

В разделе, посвященном технике удара,
мы разберем следующие основные типы
ударов: атакующие удары без вращения,

а) Схема удара открытой ракеткой

б) Схема удара ракеткой в нейтральной позиции

в) Схема удара закрытой ракеткой


99


Глава У . Техника удара

атакующие удары с вращением, блок, подрезка, срезка, скидка, свеча, пода-
ча. Прием подачи, перекрутка и короткая игра рассматриваются отдельно,
хотя их и нельзя выделить в отдельные группы, поскольку техника их испол-
нения базируется на технике других ударов. Тем не менее, эти удары очень
важны в игре и имеют некоторые отличительные особенности. Для каждой
группы ударов будет рассматриваться пять основных критериев: исходное
положение, замах, удар, момент касания, завершение удара. Кроме того, мы
детально рассмотрим некоторые вариации базовых ударов, наиболее рас-
пространенные в современном настольном теннисе.

Читая описание удара, не стоит забывать, что здесь речь идет лишь о ба-
зовых моментах, и что мы говорим об идеальном положении ракетки, руки,
корпуса и т.п. на различных стадиях выполнения удара. Мы как бы умышлен-
но, для удобства понимания, разбиваем целостное движение на составляю-
щие. Хотя на практике зачастую трудно не только разделить фазы удара, а да-
же провести четкую границу между ударами, следующими друг за другом.
Кроме того, у всех игроков техника выполнения удара несколько различается
и зависит от индивидуальных особенностей спортсмена.

Для описания положения ракетки используются термины "закрытая ракет-
ка", "открытая ракетка" и "нейтральная позиция ракетки". В открытой позиции
ударная поверхность ракетки направлена вверх под углом более 90 граду-
сов; в закрытой позиции ударная поверхность ракетки направлена вниз под
углом более 90 градусов { см . иллюстрацию на стр . 99).

Говоря о технике исполнения удара, мы выделяем несколько фаз. Первая
- замах, то есть отведение руки относительно исходной позиции, вплоть до
отправной точки, когда рука готова начать движение в сторону мяча. Вторая
фаза - собственно удар, то есть движение от отправной точки к точке касания
с мячом. Третья фаза - завершение удара после соприкосновения ракетки с
мячом и возврат в исходное положение. Кроме того, описывая удар, мы от-
дельно останавливаемся на исходной позиции, из которой начался замах, а
также на моменте касания мяча и ракетки.

Когда мы говорим о базовой технике, мы имеем ввиду основные характе-
ристики, лежащие в основе выполнения определенных ударов, то есть харак-
теристики, без которых качественное выполнение удара или, если смотреть
шире, определенного вида двигательной активности, невозможно. В на-
стольном теннисе под двигательной активностью понимается так называемая
"открытая кинематическая цепь", которая включает базовую последователь-
ность действий, но в то же время может содержать индивидуальные особен-
ности выполнения удара, присущие конкретному игроку. В процессе обуче-
ния спортсмен сначала осваивает базовую последовательность действий при
выполнении удара, а потом усложняет ее, осваивает возможные варианты


100


настольный ТЕННИС


V .2. Точка удара

и/или подстраивает технику удара под свои индивидуальные возможности и
способности. Постепенно у теннисиста вырабатывается свой индивидуаль-
ный стиль игры. Впрочем, индивидуальные особенности техники проявляют-
ся прежде всего в фазах замаха и завершения удара. Сам же удар, то есть
движение, непосредственно предшествующее касанию мяча и ракетки,
обычно проводится по общей схеме и здесь влияние индивидуального стиля
минимально.

Между ударами одного типа трудно провести четкую границу. Понятно,
что блок, атакующий удар без вращения и атакующий удар с вращением яв-
ляются разными по сути движениями. Однако определить, где блок становит-
ся атакующий ударом без вращения, а удар без вращения становится ударом
с вращением - практически невозможно. Эти удары плавно переходят один
в другой. И подобная картина наблюдается практически во всех типах уда-
ров. Поэтому так важно в процессе обучения научиться правильной технике
выполнения конкретных ударов. И лишь после усвоения базовых элементов
можно начинать их "настройку" под конкретного спортсмена и/или под осо-
бенности игровой ситуации. При этом надо понимать, что в реальной игро-
вой практике не всегда удается выполнить тот или иной удар так, как того тре-
бует техника.

V.2. Точка удара______________________________

Настольный теннис как двигательная активность состоит из серий различ-
ных движений, которые включают в себя разнообразные элементы, причем
не только движения корпуса и рук, но и работу ног, необходимую для выхода
на оптимальную позицию перед конкретным ударом. Все действия спортсме-
на направлены на достижение одной цели: ударить по мячу ракеткой в нуж-
ное время и в нужном месте. Все, что делает теннисист до момента касания
мяча и ракетки служит только тому, чтобы провести удар, то есть за мини-
мальное время контакта (около 1 /1000 секунды) передать мячу соответству-
ющий импульс, направив его в определенном направлении, с желаемой ско-
ростью, вращением и траекторией полета. Все, что требуется от спортсмена
после того, как мяч коснулся ракетки, - никак не воздействовать на выпол-
ненный удар. Завершение удара уже не относится к выполненному действию,
а скорее предваряет следующий удар и направлено на максимально быст-
рый переход в оптимальную для приема следующего мяча позицию.

Чтобы добиться оптимального контакта между мячом и ракеткой, игрок
должен ударить по мячу, держа ракетку под определенным углом и выполнив
замах и начало удара по заданной траектории и с определенной скоростью.
Кроме того, он должен проследить, чтобы момент касания пришелся на кон-
кретный отрезок траектории полета мяча и движения ракетки. Указанные эле-
менты не имеют каких-либо оптимальных значений и полностью зависят от

101


Глава У . Техника удара

игровой ситуации и тактических задач, стоящих перед спортсменом, то есть,
имея четкий замысел, можно ударить по мячу в различных точках траектории
его полета, с разной скоростью и углом наклона ракетки и т.п. Независимо от
типа удара его надо выполнять так, чтобы акцент всего игрового движения и
максимум ускорения приходился именно на момент касания мяча и ракетки.

Говорить об оптимальном контакте мяча и ракетки можно лишь в ситуа-
ции, когда спортсмен "бьет по мячу ракеткой", а не когда "мяч встречает на
своем пути ракетку". При атакующем ударе без вращения ракетка бьет по мя-
чу под углом 90 градусов или чуть меньше; момент удара можно определить
по характерному звуку, издаваемому ракеткой, выступающей в роли резона-
тора. Атакующие и защитные удары с вращением проводятся по касательной
к траектории полета мяча, при этом точность момента касания также очень
важна, хотя определить точку контакта мяча и ракетки на слух сложнее, чем
при атакующих ударах без вращения.

Чтобы добиться оптимального отскока и хорошего контроля над ударом,
важно ударить по мячу определенной частью лопасти ракетки: мяч должен
попасть в верхнюю часть лопасти ближе к центру; это так называемая "зона
стабильного отскока".

V.З. Отслеживание полета мяча _________________ ____

Правильность удара во многом зависит от умения следить за полетом мя-
ча. Игрок должен постоянно видеть мяч, причем в момент удара его взгляд
должен быть направлен на точку соударения мяча с ракеткой. Игрок должен
следовать взглядом за летящим мячом вплоть до того момента, когда послед-
ний коснется ракетки и/или когда ракетка ударит по мячу. Поступая таким об-
разом, игрок может в полной мере контролировать свой удар, поскольку
каждый мяч имеет отличающуюся траекторию и скорость полета, вращение,
отскок и т.п. и при каждом возврате мяча требуется корректировка удара.

Для наилучшего обзора игрок должен повернуть корпус в сторону прихо-
дящего мяча и осуществлять удар сбоку или перед корпусом, что оптимально
с биомеханической точки зрения. Впрочем, следя за полетом мяча, игрок не
должен забывать о сопернике и, учитывая его движения, предугадывать ве-
роятный ответ и соответственно готовиться к приему мяча.

V.4. Работа неигровой руки____________________

Для успешного выполнения ударов во время игры спортсмен должен
очень быстро возвращаться в исходное положение после завершения удара.
Быстрый возврат в исходное положение возможен лишь в том случае, если
во время удара игрок не теряет равновесие. Свободная (неигровая) рука во

102                                                    настольный ТЕННИС


V.4. Работа неигровой рук

многом служит поддержанию этого равновесия, а также усиливает действия
игровой руки.

Готовясь к выполнению форхэнд удара игрок-правша должен согнуть свою
левую руку в локтевом суставе таким образом, чтобы между плечом и пред-
плечьем образовался угол около 90 градусов, а угол между плечом и корпу-
сом должен составлять приблизительно 45 градусов. При выполнении быст-
рых атакующих ударов с небольшой амплитудой игрок-правша перемещает
ракетку вперед и влево, то есть "внутрь". По закону взаимодействия частей те-
ла неигровая рука при этом автоматически сдвигается либо вперед и вправо,
то есть тоже "внутрь", либо в направлении, противоположном движению иг-
ровой руки, чем придает игровому движению дополнительный импульс. Та-
кая работа неигровой руки будет полезна только при выполнении быстрых
атакующих ударов в непосредственной близости от стола, то есть таких уда-
ров, когда ракетка бьет по быстро летящему мячу на восходящей траектории
его полета после отскока от стола, и при этом игровое движение выполняется
коротко, практически без замаха.

После выполнения быстрого атакующего удара со стола спортсмен должен
быть готов к тому, что следующий мяч ему придется принимать через очень
короткий промежуток времени. Игрок должен очень быстро подготовиться к
новому удару, то есть очень быстро перейти в исходное положение, перене-
ся при этом центр тяжести в оптимальное место. В случае выполнения
форхэнд удара игроком-правшой центр тяжести должен находиться чуть ни-
же и правее центра тела, то есть вес должен быть по большей части перене-
сен на правую ногу. Во время проведения удара центр тяжести смещается
вперед и влево. Чтобы облегчить процедуру возвращения в исходное поло-
жение, спортсмену не следует слишком сильно смещать центр тяжести отно-
сительно стартовой позиции. Достичь этого можно, смещая неигровую руку
"внутрь", то есть в противоположном направлении относительно движения
игровой руки. Поступая подобным образом игрок может придать выполняе-
мому удару стабильность, а также придерживаться оптимального ритма в
движениях. Недостаток таких действий неигровой руки, направленных на
удержание центра тяжести максимально близко к исходному положению, за-
ключается в невозможности выполнить очень мощный удар, в котором долж-
но быть задействовано все тело спортсмена, и центр тяжести существенно
смещается.

Когда у спортсмена есть достаточно места и времени на выполнение за-
вершающего форхэнд удара или топ-спина со средней дистанции, неигровая
рука движется в том же направлении, что и игровая (в случае спортсмена-
правши обе руки идут влево). Такая техника исполнения удара позволяет сде-
лать его более мощным, но одновременно требует больших затрат сил и вре-

103


Глава V . Техника удара

мени на возвращение в исходную позицию, поскольку центр тяжести при
ударе сильно смещается в направлении вперед и влево.

Впрочем, какой бы удар ни проводил спортсмен, неигровая рука должна
работать, а не произвольно "болтаться". Если не следить за движениями не-
игровой руки, то удары будут получаться слабее, чем могли бы, а перенос
центра тяжести в исходное положение будет затруднен. Неправильно также
поднимать неигровую руку во время удара, вместо того, чтобы смещать ее
вправо или влево, в зависимости от особенностей удара. Подъем неигровой
руки затрудняет возврат в исходное положение, поскольку центр тяжести при
этом смещается вверх и влево.

При выполнении бэкхэнд блока или срезки спортсмен отводит неигровую
руку по прямой линии в сторону и при этом сдвигает плечо игровой руки впе-
ред, чем добивается дополнительной свободы и мощи при ударе. При вы-
полнении атакующего бэкхэнда или бэкхэнд топ-спина неигровая рука дви-
жется назад и в сторону корпуса, что помогает сохранить равновесие и при-
дать удару дополнительный импульс. При бэкхэнд подрезках свободная рука
идет в сторону от корпуса и вверх, а при форхэнд подрезках - в сторону кор-
пуса и вниз.

Движения неигровой руки могут либо облегчить, либо усложнить выпол-
нение удара и особенно влияют на скорость возвращения в исходную пози-
цию. Во время обучения базовой технике следует обращать внимание спорт-
смена на ошибки, допускаемые в действиях неигровой руки, особенно если
она просто "фиксируется" и никак не участвует в ударе.

V.5. Атака без вращения__________________ __


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!