II.7.7. Длинные шипы против накладок анти- спин



Оба типа накладок - длинные шипы и анти-спин - используют враще-
ние приходящего мяча, тогда как сами придать мячу вращение не могут.
Поэтому если оба спортсмена играют длинными шипами или анти-спи-
ном, никто из них не сможет начать игру с вращением, если только на дру-
гую сторону ракетки у теннисистов не будут наклеены обычные гладкие на-
кладки, пригодные для создания вращения. Впрочем, если бы игра велась
исключительно анти-спином против длинных шипов, то обладатель анти-
спина имел бы определенное преимущество. Дело в том, что очень мед-
ленные мячи без вращения проще контролировать анти-спином, чем
длинными шипами. С длинных шипов медленный мяч в буквальном смыс-
ле слова "сваливается".

II.8. Основание ракетки________________________

Свойства основания заметно влияют на характеристики готовой ракетки.
Основание может быть быстрым или медленным, легким или тяжелым, же-
стким или мягким, может иметь различные по форме ручки, разное число
слоев древесины и других материалов (карбон и т.п.). По форме лопасти ра-
кетки также существенно отличаются друг от друга, поэтому очень важно по-
нимать, где у ракетки находится пятно однородного отскока и каков его раз-
мер.

Медленные основания обычно применяются защитниками, средние по
скорости основания предназначены для универсальной игры и атакующих
ударов с вращением. Быстрые основания обычно применяются спортсмена-
ми атакующего стиля. Скорость основания мало влияет на удары с сильным
вращением, поскольку при таких ударах ракетка бьет по мячу по касательной,
а в этом направлении все основания практически не деформируются.

Вес основания главным образом зависит от сортов древесины, использо-
ванных в производстве ракетки, и частично - от свойств клея, которым со-
единены слои шпона. Большинство оснований имеют вес в пределах от 70 до
95 граммов, хотя можно встретить и гораздо более легкие или тяжелые осно-
вания. Чем легче основание, тем меньше у него инерция и тем проще его пе-
ремещать. Тяжелое основание более инерционно, но, в то же время, вес ос-
нования не влияет непосредственно на его скоростные характеристики.

Существуют более мягкие и более жесткие основания. Как правило, чем
основание жестче, тем оно быстрее. Обычно основания состоят из несколь-
ких слоев. В большинстве случаев это 5-7 слоев, хотя бывает и 3,4,6 или 9
слоев или даже 1 слой. Для однослойных ракеток используется редкая поро-
да древесины - сердцевина японского кипариса. В соответствии с правилами

70                                                      настольный ТЕННИС


II.8. Основание ракетки

настольного тенниса (в части, ограничивающей процентное соотношение и
соотношение по толщине деревянных и других материалов, используемых
при производстве основания), основание может включать в себя два очень
тонких карбоновых слоя или два слоя других аналогичных материалов, даю-
щих основанию дополнительную прочность и т.п. Существенное значение для
качества основания имеет качество клея, которым соединены слои: клей дол-
жен быть нанесен очень тонким слоем, а его структура должна быть абсолют-
но однородной.

Среди всего многообразия толстых, тонких, длинных или коротких ручек
для теннисных ракеток можно выделить четыре основных вида рукояток.
Встречаются ракетки с прямой, анатомической, конической и расклешенной
ручкой (так называемый "ласточкин хвост").

Расклешенные рукоятки, как правило, дают меньше возможностей для из-
менения хвата или поворота ракетки во время игры. Поэтому спортсмены,
которые переворачивают ракетку во время розыгрыша мяча, обычно исполь-
зуют ракетки с прямой ручкой. Анатомическая ручка, равно как и расклешен-
ная, ограничивает возможности изменения хвата ракетки, но тем не менее
ракетки с такой ручкой распространены очень широко. Коническая ручка
представляет собой нечто среднее между прямой и расклешенной и исполь-
зуется достаточно редко. Многие модели оснований вовсе не имеют такой
модификации.

Выбирая ракетку с той или иной рукояткой, важно обратить внимание на
толщину ручки. Толщина должна соотноситься с размерами кисти спортсме-
на. Ракетку со слишком толстой ручкой тяжело держать, что приводит к пере-
напряжению кисти. Особенно важно учитывать этот фактор, занимаясь с де-
тьми. При необходимости следует использовать специальные детские ракет-
ки с более тонкой ручкой и уменьшенной площадью лопасти.

В наши дни многие производители делают ракетки со специальными на-
сечками на ручках или набирают ручку из разных материалов, благодаря че-
му в момент удара ручка резонирует особым образом и оптимизирует ис-
пользование зоны однородного отскока.

Форма и размер лопасти ракетки не оговариваются правилами, однако
высота и ширина игровой поверхности лопасти обычно колеблются в пре-
делах от 1 5 до 18 см. Форма лопасти обычно близка к кругу, но бывают и
другие. Например, было изобретено основание по форме напоминающее
скрипку. Согласно лабораторным исследованиям такая форма основания
обеспечивает лучший резонанс в момент удара и, соответственно, создает
лучший контроль, увеличивает зону однородного отскока и, кроме того,
несколько усиливает скоростные характеристики основания.

71


Глава II . Ракетка для настольного тенниса

Виды шпона, используемого для производства оснований, существенно
отличаются по своим характеристикам: от мягких и легких сортов до очень
жестких и тяжелых. В зависимости от предназначения ракетки применяют-
ся различные комбинации слоев шпона с разными характеристиками. Та-
ким образом, основания различаются по последовательности смены мяг-
ких и жестких слоев шпона и по числу этих слоев.

Основания хорошего качества производятся из специально отобранных
пластин древесного шпона. Этим пластинам придается нужная форма и
они аккуратно склеиваются между собой в особых условиях специальным
клеем. Только тщательно соблюдая технологию производства можно ожи-
дать от основания требуемых характеристик. Важно отметить, что для про-
изводства оснований используются натуральные материалы, поэтому ра-
кетки одинаковой модели могут несколько отличаться друг от друга. С на-
туральностью материалов связан и тот факт, что со временем основание
меняет свои характеристики: через 10 лет службы основание будет иметь
свойства, существенно отличающиеся от исходных. Именно поэтому мно-
гие спортсмены играют одним и тем же основанием долгие годы и катего-
рически отказываются менять его на новое. Ведь даже основание той же
модели будет отличаться от того, к которому они привыкли!

Из-за того, что основание изготовлено из натурального материала, оно
реагирует на сырость. В сырой атмосфере лопасть может "повести" и она
станет непригодна для игры, поэтому ракетку всегда надо держать в сухом
месте.

Производители и продавцы инвентаря для настольного тенниса обычно
указывают некие цифры, соответствующие скорости основания, а также
контролю. Характеристики ракетки оцениваются в процессе тестирования
инвентаря профессиональными игроками, которые дают свое заключе-
ние. И хотя подобное тестирование не является в полной мере объектив-
ным, оценки, вынесенные профессионалами, помогают подобрать наибо-
лее подходящее для конкретных целей основание.

II.9. Как выбрать ракетку для настольного тенниса

Понятно, что существует великое множество накладок и моделей осно-
ваний, и современному любителю настольного тенниса есть из чего вы-
брать наиболее подходящую для себя ракетку.

Ракетка - это абсолютно индивидуальный инвентарь, и очень важно,
чтобы она соответствовала запросам игрока. И совершенно не важно, ес-
ли кто-то другой говорит, что эта ракетка хорошая или плохая, что он ею
может или не может играть! Это только ваша ракетка, и только сам спортс-
мен может подобрать для себя то, чем ему действительно удобно играть.


72


настольный ТЕННИС


II .8. Как выбрать ракетку для настольного тенниса

Подбирая ракетку надо учитывать все, начиная от свойств различных на-
кладок и оснований до нюансов собственной манеры игры, своих воз-
можностей и способностей. Только разобравшись со всеми перечислен-
ными моментами можно подобрать действительно подходящий инвен-
тарь. Некоторую помощь в выборе инвентаря может оказать описание ха-
рактеристик накладки и основания, сделанное производителем. Начина-
ющим спортсменам мы еще раз напоминаем, что на свойства ракетки вли-
яет не только резина на поверхности накладки, но и толщина губки, и, ко-
нечно же, характеристики основания. Выбор той или иной формы ручки
определяется прежде всего удобством для спортсмена. Особенности ручек
мы обсуждали ранее.

Показатели размера и формы ракетки очень важны, поскольку они не-
посредственно соотносятся с манерой игры спортсмена.

Тренер может лишь проконсультировать игрока относительно выбора
той или иной ракетки. Тренер не должен навязывать спортсмену собствен-
ное мнение. И если теннисист не чувствует, что какая-то конкретная ракет-
ка ему подходит, то не следует играть такой ракеткой. У каждого спортсме-
на есть свое, субъективное чувство инвентаря и навязывать игроку "не-
удобную" по той или иной причине ракетку - неправильно.

Выбирая накладку, не обязательно идти, что называется, только прото-
ренными дорогами. Каждый игрок должен опробовать максимальное ко-
личество моделей инвентаря во всех возможных сочетаниях. При таком
подходе найти себе действительно подходящую ракетку проще и надеж-
нее. С другой стороны, не следует делать из инвентаря культа: ни основа-
ния, ни накладки сами по себе играть не умеют! Кроме того, даже если
кто-то играет одной и той же моделью накладок на протяжении долгого
времени, это совсем не значит, что пробовать другие виды накладок неце-
лесообразно.

На соревнованиях каждый спортсмен высокого класса должен иметь
запасную ракетку, идентичную той, которой он собирается играть. Потому
что ракетки имеют свойство ломаться или пропадать в самый неподходя-
щий момент. И если под рукой будет запасная ракетка, уже опробованная
и привычная спортсмену, то при проблемах с инвентарем игрок легко смо-
жет перейти на запасной вариант и продолжить матч в исходном ключе.
Если же запасной ракетки нет, то матч с очень большой вероятностью мож-
но считать проигранным.

Ракетки с классической ручкой для европейской хватки предназначены
для игры с обеих сторон лопасти, поэтому часто на них наклеиваются на-
кладки разных видов. Благодаря этому теннисист может точнее подобрать

73


Глава II. Ракетка для настольного тенниса

характеристики накладки под свой удар справа и слева. Кроме того, пере-
ворачивая ракетку по ходу розыгрыша и выполняя похожие удары разны-
ми по своим свойствам накладками, спортсмен усложняет прием мяча для
соперника, поскольку при отскоке от отличающихся друг от друга накладок
мяч получает разное вращение и скорость.

Использование на ракетке двух видов накладок усложняет жизнь не
только сопернику, но и самому игроку, поскольку требует от последнего
умений и технических навыков, необходимых для игры каждым из видов
накладок. При игре разными накладками спортсмен чувствует себя менее
уверенно и должен постоянно думать, какой накладкой в конкретной ситу-
ации ударить выгоднее. А во время розыгрыша мяча этот выбор не так уж
просто сделать!

В современном настольном теннисе используются три основных типа
комбинированных ракеток:

1. Комбинированная ракетка с накладками одного типа, но с разными
характеристиками. Обычно это ракетки с двумя гладкими накладками на
обеих сторонах лопасти, но одна накладка более быстрая, а другая - луч-
ше вращает, но медленнее первой. Такую ракетку во время розыгрыша мя-
ча обычно не переворачивают.

2. Комбинированная ракетка с накладками разного типа, предназна-
ченная для активной игры. Практически всегда это сочетание гладкой на-
кладки (справа) и шипов (слева). Обычно такую ракетку переворачивают
только при выполнении подачи.

3. Комбинированная ракетка с накладкой для активной игры с одной
стороны и накладкой, призванной разрушать игру соперника, облегчая
прием мячей с вращением и т.п., - с другой стороны. В большинстве слу-
чаев это сочетание гладкой накладки и накладки анти-спин/длинные ши-
пы. Такую ракетку спортсмен переворачивает не только во время выполне-
ния подачи, но и на протяжении розыгрыша мяча, чтобы запутать сопер-
ника.

Чтобы грамотно использовать преимущества и нивелировать недостат-
ки, получаемые от подобного сочетания накладок (гладкая с одной сторо-
ны и анти-спин/длинные шипы - с другой), игрок должен в совершенстве
владеть техникой переворота ракетки во время розыгрыша мяча. Только в
этом случае он сможет вовремя использовать нужную сторону ракетки,
сменив темп и ритм игры и запутав соперника неожиданным ударом.

Отметим, что спортсмен, использующий комбинированную ракетку
третьего типа, должен уметь играть гладкими накладками как справа, так

74                                                       НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


II.8. Как выбрать ракетку для настольного тенниса

и слева. Иногда начинающие теннисисты слева играют только длинными
шипами или анти-спином, потому что это кажется им проще. Поэтому, до
полного освоения базовых технических элементов следует на обеих сторо-
нах ракетки использовать гладкие накладки, предназначенные для актив-
ной игры с вращением. И лишь потом можно переходить к упражнениям с
длинными шипами или накладками анти-спин (сначала играя этими на-
кладками слева, а потом переворачивая ракетку и играя справа). После то-
го, как техника игры с обеих сторон будет освоена, можно начинать обу-
чение перевороту ракетки во время розыгрыша мяча: сначала на трени-
ровке, и лишь на самой последней стадии - на соревнованиях. Переворот
ракетки во время подачи можно осваивать на более ранней стадии.

75



 


III . ВИДЫ ХВАТОК

За всю историю развития настольного тенниса было перепробовано множест-
во способов держать ракетку. Когда игра только зарождалась, ручки у ракеток бы-
ли гораздо длиннее, и их держали так, как сейчас держат ракетку для большого
тенниса. Потом появлялись все новые и новые варианты хватки ракетки, и каж-
дый из них имел своих сторонников, среди которых попадались люди, достиг-
шие серьезных успехов в настольном теннисе.

В настольном теннисе нет ограничений на способ держания ракетки. Но неко-
торые варианты оказывались удобнее, а некоторые со временем пропадали. На-
пример, была так называемая "хватка форхэнд", при которой ракетку держали
непосредственно за лопасть и все удары выполняли только справа. Долгое время
была популярна хватка под названием "югославская" и ее использовали игроки
мирового уровня, например, Миха Маринко или Зарко Долинар. Эта хватка бы-
ла похожа на современное "перо", но при этом вся кисть находилась с одной сто-
роны ручки, то есть пальцы не обхватывали ручку. Также был распространен спо-
соб хватки, когда два или три пальца располагались на одной (форхэнд) стороне
лопасти. У всех этих способов держания ракетки были свои слабые стороны, по-
этому они не дожили до наших дней.

В современном настольном теннисе распространены всего две хватки: евро-
пейская и "перо". Каждый из способов имеет свои вариации. Кроме того, у хват-
ки "перо" есть две базовые модификации, сильно отличающиеся друг от друга.
Европейская хватка подобных модификаций не имеет.

Когда заходит разговор о степени распространенности каждого из двух спосо-
бов держания ракетки, очевидной становится разница между европейской и ази-
атской традицией. Среди спортсменов Старого Света практически нет "перови-
ков", тогда как в Азии долгое время это был более распространенный тип хватки.
Впрочем, за последнее десятилетие ситуация в азиатских странах стала меняться
и там появилось много теннисистов, предпочитающих европейскую хватку.

III.1. Европейская хватка____________________________

При европейской хватке ( в буквальном переводе английское shake - hand grip
означает " хватка - рукопожатие " - прим . пер .)
лопасть ракетки зажимается между
указательным и большим пальцами, тогда как другие пальцы обхватывают ручку.
Большой палец своей верхней частью лежит на игровой поверхности основания
(с форхэнд стороны), а указательный расположен вдоль нижнего края накладки
на противоположной стороне лопасти (с бэкхэнд стороны). Средний палец, бе-
зымянный и мизинец обхватывают ручку, при этом средний палец подушечкой

77


Глава III. Виды хваток



 


Европейская хватка

касается ладони. Ракетка берется так, как можно было бы взять руку другого чело-
века при рукопожатии (отсюда и название "shake-hand grip"). Игрок должен дер-
жать ракетку так, чтобы она не болталась в руке, но в то же время не сжимать ее с
силой и не перенапрягать кисть. Проверить, как новичок держит ракетку, просто:
надо попробовать вынуть у него ракетку из кисти и при этом оценить приложен-
ное усилие. И если спортсмен слишком плотно сжимает кисть и рука его напря-
жена, с этим следует бороться.

Если спортсмен предпочитает держать ракетку в несколько закрытой позиции
(хватка более удобная для форхэнд ударов), то лопасть наклоняется в сторону
большого пальца. Указательный палец на противоположной стороне лопасти ка-
сается игровой поверхности только крайней фалангой, большой палец, в свою
очередь, расположен практически на краю ракетки. Если спортсмен держит ра-
кетку в открытой позиции (хватка более удобная для бэкхэнд ударов), то лопасть
наклоняется в сторону указательного пальца и последний касается поверхности
накладки всей длиной.

При ярко выраженной хватке форхэнд выполнять удары справа становится
проще, однако удары слева представляют определенные трудности; при ярко вы-
раженной противоположной хватке бэкхэнд проблемы полностью зеркальны. В
современном настольном теннисе многие спортсмены изменяют стиль хватки
прямо во время игры, в зависимости от того, какой стороной ракетки



 


 


78


настольный ТЕННИС


III . 1 . Европейская хватка____________________________________________

производится удар. Конечно, это не значит, что теннисист после каждого удара за-
ново перехватывает ракетку, однако легкие изменения присутствуют.

Когда новичок понимает основные принципы, как правильно держать ракет-
ку, он старается держать ее так, как говорит тренер; однако, во время занятий
хватка может вновь стать неправильной. И задача тренера, особенно на раннем
этапе освоения техники настольного тенниса, следить, чтобы его подопечный
держал ракетку правильно. С другой стороны, надо помнить, что не бывает иде-
альной хватки, что она в той или иной мере индивидуальна, и постепенно спорт-
смен вырабатывает свою манеру держания ракетки. Если переусердствовать с
коррекцией хватки, то можно задержать спортивный рост игрока.

Основные ошибки в способе держания ракетки, которые надо исправлять:

- Слишком большой угол между указательным пальцем и краем лопасти ра-
кетки

Такая манера держания ракетки характерна для спортсменов, которые пред-
почитают играть форхэнд ударами и поэтому поворачивают ракетку под наибо-
лее удобным углом. В результате, указательный палец направлен не вдоль края
лопасти, а практически в ее центр. При такой хватке удобно выполнять атакующие
форхэнд удары закрытой ракеткой, но вот бэкхэнд выполнить гораздо сложнее
из-за неправильного наклона лопасти ракетки и ограничения подвижности кис-
ти. Поэтому как только указательный палец уходит от края в сторону накладки, на-
до немедленно исправлять ошибку. Чем позже взяться за исправление, тем слож-
нее это сделать.

- Подушечка большого пальца смещается в центр лопасти ракетки, большой
палец располагается параллельно ручке

Типичная ошибка, которую совершают новички, изучающие бэкхэнд удар, за-
ключается в том, что подушечка большого пальца смещается к центру лопасти ра-
кетки. Указательный палец при этом касается края основания всей длиной. При
такой хватке ракетка оказывается в закрытой позиции, относительно удобной для
бэкхэнд ударов с верхним вращением, однако кисть не имеет нужных степеней
свободы, что ограничивает как удары бэкхэнд, так и форхэнд. Кроме того, при
атакующих форхэнд ударах ракетка оказывается в слишком открытом положе-
нии.

- Указательный палец крайней фалангой цепляется за край лопасти ракетки

Цепляясь указательным пальцем за край лопасти ракетки, игрок частично раз-
гружает запястье и может действовать более свободно при выполнении ударов.
Однако в этом случае указательный палец находится слишком низко и слишком
близко к ручке, и между ним и лопастью ракетки теряется надежный контакт. Из-
за этого теряется контроль и снижается сила удара, особенно при форхэнд атаке.

79


- Ракетка держится в манере большого тенниса

Игрок обхватывает ручку ракетки всеми пальцами; ни большой, ни указатель-
ный пальцы не опираются на лопасть ракетки. Такой способ держания ракетки да-
ет дополнительные степени свободы запястью, но не обеспечивает нужного кон-
троля и силы удара, которые во многом зависят от положения большого и указа-
тельного пальцев.

- На тыльную сторону ракетки опирается не только указательный, но и сред-
ний палец

Спортсмены, предпочитающие атаку справа, часто упираются в тыльную сто-
рону ракетки не только указательным, но и средним пальцем, чтобы усилить
мощь удара. Такая хватка действительно хороша для атакующих форхэнд ударов,
но совершенно не подходит для бэкхэнд ударов, потому что ракетку держать ста-
новится просто неудобно. Кроме того, два или даже три пальца, опирающиеся в
лопасть, закрывают существенную часть игровой поверхности накладки, чем так-
же затрудняют удары.

- Большой палец упирается в край лопасти

Иногда спортсмены держат ракетку так, что подушечка большого пальца упи-
рается в край лопасти ракетки. Такой способ хватки можно назвать приемлемым
лишь для выполнения подрезок, поскольку в этом случае он дает лучший кон-
троль. Однако этот способ совершенно не подходит для атакующих ударов, по-
скольку в этом случае ракетка зафиксирована ненадежно и затруднен контроль за
выполнением удара.

- Ракетка слишком глубоко зажата в кулаке

Нередко игроки держат ракетку так, что кисть буквально "наползает" на осно-
вание. Такой хват увеличивает стабильность системы рука-ракетка, однако он от-
рицательно сказывается на подвижности кисти, ограничивая свободу выполне-
ния удара.

- Игрок держит ракетку слишком далеко от нижнего края лопасти

Игрок держит ракетку так, что только кончик указательного пальца достает до
края лопасти, а остальные пальца обхватывают ручку. Такая хватка дает дополни-
тельные степени свободы запястью, однако контроль над положением ракетки
ухудшается, так что страдают даже форхэнд удары без вращения.

- Игрок держит ракетку слишком крепко

Когда спортсмен держит ракетку слишком крепко и его кисть напряжена, то,
несмотря на правильность хватки, подвижность запястья заметно снижается. При
закрепощенном запястье очень сложно выполнить тонкий и аккуратный удар.


80


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


III .2. Хватка " перо "___________________________________________________

III.2. Хватка "перо"____________________________

В хватке "перо" можно выделить две основные модификации: японскую и
китайскую, которые существенно отличаются друг от друга.

а) Китайская хватка

Кисть удерживает ракетку в трех точках. Большой и указательный палец
подобно "клешне" ( англ . " wide tweezers " - букв , " широкий пинцет " - прим.
пер.) обхватывают ручку, при этом указательный палец согнут в сторону боль-
шого. Пальцы расположены достаточно широко и между ними, как минимум,
остается пространство шириной в ручку ракетки. Третья точка, за которую
удерживается ракетка, находится на обратной стороне лопасти: там ракетка
прижимается средним пальцем, тогда как безымянный палец и мизинец
прижаты к среднему и не касаются поверхности ракетки.

При такой хватке лопасть ракетки опущена вниз и как бы продлевает пред-
плечье. Подвижность кисти практически не ограничена, поскольку ракетка
фиксируется всего в трех описанных выше точках. Отрицательная сторона та-
кого "минимального" контакта кисти и ракетки заключается в том, что при
сильном ударе ракетка может сместиться и удар получится неправильным.

б) Японская хватка

Спереди ракетка удерживается так называемым "кольцом" (англ. "narrow
tweezers" - букв, "узкий пинцет", прим. пер.), когда подушечки большого и
указательного пальцев, обхватывающих ручку ракетки, соприкасаются. При
этом указательный палец, образующий кольцо с большим пальцем, отходит
от ручки раньше (дальше от начала лопасти), чем большой палец. На тыль-

81


Глава III . Виды хваток

ной стороне основания оставшиеся три пальца один за другим упираются по-
душечками в лопасть.

Такая хватка не позволяет ракетке "болтаться" в кисти игровой руки, обес-
печивает лучший контроль при сильных ударах, однако запястье отчасти те-
ряет свободу движения. Кроме того, при японской хватке трудно произво-
дить бэкхэнд удары, поскольку кисть оказывается согнутой под неудобным
углом.

с) Различия между китайской и японской хватками

Китайская хватка отличается от японской в первую очередь тем, что ракет-
ка держится гораздо более свободно и не фиксируется в кисти, что обеспечи-
вает максимальную свободу движений. Но за эту свободу приходится пла-
тить недостатком контроля над положением ракетки, что особенно чувствует-
ся при сильных топ-спинах.

Китайская хватка позволяет сыграть слева закрытой ракеткой, для чего
большой палец как бы "толкает" вперед свой край лопасти и фиксируется на
срезе ракетки.

При японской модификация хватки "перо" ракетка держится в кисти гораз-
до стабильнее, облегчая выполнение сильных форхэнд ударов, особенно
ударов с вращением. Однако, при бэкхэнд ударе спортсмен принципиально
не может закрыть ракетку, и действия большого пальца, которые обсужда-
лись для китайской хватки, здесь невозможны. Впрочем, китайская хватка
также не обеспечивает достаточной подвижности кисти при ударе слева. При
японской же хватке удар слева и вовсе приходится наносить "через локоть",
то есть удар производится за счет движения в локтевом суставе, а кисть и за-
пястье при этом не работают.

Спортсмены, предпочитающие японскую хватку, играют движениями с
большой амплитудой, и поэтому обычно действуют на удалении от стола. По
мячам, направляемым соперником в левый угол стола, они стараются все
равно играть ударами справа. Теннисисты, использующие китайскую хватку,
играют более короткими движениями и очень близко к столу. Во время игры
они активно используют движение запястья.

В современном настольном теннисе классическая японская модификация
хватки "перо" практически не встречается. С другой стороны, китайская хват-
ка трудна, особенно на первых стадиях обучения. Новичку порой сложно
удержать ракетку всего за три точки так, чтобы она не ходила из стороны в
сторону. Хотя это относится в первую очередь к европейцам: в азиатских стра-
нах, где дети с раннего возраста привыкли есть палочками и поэтому у них


82


настольный ТЕННИС


III .3. Основные различия между европейской хваткой и хваткой " перо "___

хорошо развита мелкая моторика руки, процесс привыкания к такой сложной
хватке как китайская проходит гораздо проще.

Впрочем, существует и промежуточный вариант хватки "перо", который
лежит где-то между японской и китайской модификацией. Когда спортсмену
требуется больше свободы - он держит ракетку по-китайски, когда нужно по-
высить контроль над положением ракетки при сильном ударе, китайская
хватка сменяется японской.

В Европе хватка "перо" встречается редко. Новички смотрят, как держат ра-
кетку их старшие товарищи, и начинают им подражать. В ряде европейских
школ настольного тенниса тренеры стараются показывать своим воспитанни-
кам технику спортсменов мирового класса, держащих ракетку "пером". Но в
большинстве случаев, когда юных европейских спортсменов просят поиграть
непривычной для нашей традиции настольного тенниса хваткой, они встре-
чают подобные предложения в штыки. Возможно, пока хватка "перо" не заво-
евала в Европе достаточной популярности, есть смысл заставлять молодых
спортсменов тренироваться этим способом, по крайней мере чтобы они по-
нимали, как играть против "перовиков".

Если же среди европейцев встречается теннисист, играющий "пером", то,
как правило, он не использует классическую китайскую хватку, а предпочита-
ет нечто среднее между китайским и японским стилем. При ударах справа
большой и указательный пальцы сжаты, средний, безымянный и мизинец
уперты подушечками в ракетку; при ударах слева большой и указательный
пальцы разжимаются, а остальные пальцы собираются один на другой.

III.3. Основные различия между европейской хваткой и
хваткой "перо"_______________________________________

Самое яркое отличие заключается в том, что при хватке "перо" можно иг-
рать только одной стороной ракетки, а при европейской хватке - двумя. Кро-
ме того, "пером" очень сложно играть слева, потому что трудно должным об-
разом закрыть ракетку, к тому же область, закрываемая ударом слева, мень-
ше чем при европейском хвате. Еще одна проблема хватки "перо" по сравне-
нию с европейской связана с неудобством защиты подрезками.

Главное преимущество китайской хватки "перо" заключается в большой
подвижности запястья при любых видах ударов, что особенно заметно при
подаче и игре на столе. Еще одно его преимущество характеризуется отсутст-
вием так называемой "зоны живота"; то есть когда мяч летит строго в корпус
спортсмена, "перовик" может не думать, вправо или влево ему лучше повер-
нуть ракетку. Однако, эта проблема возникает, если хватка "перо" не вполне
корректна и способ держания ракетки для форхэнд удара справа отличается
отбэкхэнда.

83


Глава III. Виды хваток

Преимущества европейской хватки ярко проявляются при игре, построен-
ной на вращении. При помощи хватки "перо" гораздо сложнее выполнить
бэкхэнд удар с вращением - только выполнив неестественный поворот ракет-
ки и сыграв тыльной стороной. При форхэнд ударах европейская хватка дает
больше возможностей для нанесения сильного удара с вращением, чем ки-
тайская модификация хватки "перо"; японская хватка не уступает европей-
ской при форхэнд ударе, но при этом не имеет многих преимуществ, свойст-
венных китайской хватке, а также абсолютно неудобна при игре бэкхэнд. Во
время форхэнд удара с вращением запястье лучше всего работает при евро-
пейской хватке, что позволяет добиться наилучшего качества удара.

Главная проблема европейской хватки заключается в недостатке подвиж-
ности запястья, поскольку ручка ракетки сжимается в кулаке практически по
всей ее длине. Кроме того, существует проблемная для приема мяча "зона
живота", поскольку прямо перед корпусом спортсмен не может грамотно сы-
грать ни справа, ни слева.

Рассмотрев все "за" и "против" разных способов держания ракетки, отме-
тим, что европейская хватка дает больше возможностей для самых разных
стилей игры, чем хватка "перо". "Перовики", как правило, предпочитают аг-
рессивно-атакующий стиль. Сторонники китайской хватки в основном игра-
ют у стола, атакуя ударами без сильного вращения и применяя блок. Сторон-
ники японской и/или комбинированной хватки стараются во всех возмож-
ных случаях играть со средней дистанции форхэнд ударами с мощным вра-
щением.

"Перовики" очень редко атакуют бэкхэнд ударом, а бэкхэнд удар с верх-
ним вращением выполняют и того реже. Защитники среди сторонников хват-
ки "перо" практически не встречаются.

Европейская хватка используется для всех стилей игры, в том числе и для
скоростной атакующей игры у стола. Однако у нее есть очевидный недостаток
- трудность с приемом мяча, когда тот летит в корпус спортсмена.

Итак, оба способа держать ракетку - европейский и "перо" - имеют свои
достоинства и недостатки. И дать однозначный и объективный ответ, какая
хватка лучше - нельзя. Поэтому каждый спортсмен должен выбирать ту хват-
ку, которая больше подходит для его стиля игры.

III.4. Какую хватку использовать_____________________

Можно констатировать, что в современном настольном теннисе два вида
хватки - европейская и "перо" - существуют параллельно. В Европе, как пра-
вило, к хватке "перо" относятся пренебрежительно даже начинающие спорт-
смены. Начинающим теннисистам из Старого Света не предлагается альтер-

84                                                       НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


III .4. Какую хватку использовать

нативы в способе держания ракетки: всех в обязательном порядке учат евро-
пейской хватке. Наверное, полезно было бы обучать новичков обоим видам
хватки, и найти разумное объяснение, почему так не делается, нельзя. Ведь
человек, не знакомый с техникой настольного тенниса и не имеющий стерео-
типов, может испробовать разные варианты, а потом уже решить, что для не-
го предпочтительнее.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Начинающим спортсменам полезно показывать оба способа держания
ракетки.

- На первых этапах подготовки стоит тренировать обе хватки, позволяя
юным спортсменам менять одну на другую.

- В Европе существует проблема воспитания "перовиков", поскольку тре-
неры в большинстве своем не знакомы с особенностями техники и тактики,
связанными с такой хваткой.

- Независимо от того, какой способ держания ракетки изберет для себя
начинающий спортсмен, важно, чтобы хватка выполнялась правильно. По
мере роста спортивного мастерства возможны отклонения от "эталонной"
хватки (например, может меняться угол наклона ракетки, расположение
пальцев на внешней и внутренней стороне ракетки, то, насколько плотно к
лопасти игрок держит ракетку). Однако, всегда существует опасность, что от-
клонения станут слишком существенными и негативно отразятся на развитии
спортсмена. По мере роста мастерства теннисиста, тренер должен обращать
внимание на то, как его подопечный держит ракетку, поскольку вероятность
постепенного, но весьма сильного отклонения от нормы велика. А когда
спортсмен привыкает держать ракетку неправильно, переучить его очень
трудно.

85


IV . CTO Й KA И РАБОТА НОГ

IV . 1. Основная стойка

В настольном теннисе каждый удар осуществляется из соответствующего
исходного положения. Впрочем, ожидая прихода конкретного мяча, игрок
точно не знает, как он будет его принимать и поэтому находится в основной
стойке, из которой удобно начать движение по направлению к мячу и выйти
на исходное положение для нанесения конкретного удара.

В основной стойке обе ступни и корпус игрока направлены в сторону мяча,
т.е. к той точке, из которой будет произведен удар. Поскольку игрок точно не
знает, какой удар он сделает следующим, он ожидает прихода мяча в основ-
ной стойке. Однако, основная стойка, в которой ожидают подачи игроки ата-
кующего и защитного стиля, несколько различается: атакующий игрок стоит
близко к столу и его предплечье немного повернуто в сторону большого паль-
ца (пронировано), защитник стоит дальше от стола и его предплечье с ракет-
кой несколько повернуто в сторону мизинца (супинировано) и т.п. Поэтому
описание основной стойки, когда ступни игрока стоят параллельно боковым
линиям стола, имеет скорее теоретическое, чем практическое значение.

87


Ноги игрока в основной стойке находятся на ширине плеч или немного
шире, колени присогнуты. Верхняя часть туловища немного наклонена, голо-
ва и шея устремлены вперед. Рука с ракеткой согнута в локте приблизительно
на 90 градусов. Предплечье игровой руки направлено в сторону стола и на-
ходится в нейтральном положении между закрытой и открытой позицией,
основной вес тела перенесен на переднюю часть ступни. Локоть игровой ру-


____ Глава IV . Стойка и работа ног

Исходное положение игрока - правши ,
атакующего справа из левого угла :

Фото1) Игрок ожидает мяча в секторе,
продолжающем левую зону стола, при
этом он находится в правосторонней стой-
ке, левая нога несколько ближе к столу.

Фото 2) Игрок сместился в исходное поло-
жение для начала правосторонней атаки
из левого угла стола: спортсмен занял ха-
рактерное для форхэнд удара положение
левее боковой линии стола, его плечи раз-
вернуты таким образом, что они парал-
лельны боковой линии стола.



ки расположен от тела приблизительно на расстоя-
нии сжатого кулака. Спортсмен находится на таком
расстоянии от стола, когда он может дотронуться до
концевой линии стола кистью игровой руки, держа-
щей ракетку.

Чем шире расстояние между ступнями в основ-
ной стойке, тем выше устойчивость игрока, но одно-
временно тем сложнее начать движение в любом
направлении. Поэтому в тренировочном процессе
начинающему игроку можно рекомендовать ис-
пользовать стойку, при которой ноги находятся на
ширине плеч или несколько шире. В дальнейшем,
по мере профессионального роста спортсмена, рас-
стояние между ступнями в стойке и, соответственно,
устойчивость может варьироваться в зависимости от
стиля игры конкретного теннисиста. Например, иг-
рокам защитного стиля, использующим вращения
со значительной амплитудой удара со средней дис-


88


настольный ТЕННИС


IV. 1. Основная стойка

танции, необходима высокая устойчивость, поэтому расстояние между ног
должно быть большим. В то же время, при быстрой игре непосредственно у
стола можно пожертвовать устойчивостью в пользу скорости перемещения
(тогда расстояние между ступнями может быть уже ширины плеч).

Вес тела игрока должен приходиться на передне-внутреннюю часть стопы,
что обеспечивает наиболее рациональное начало движения по направлению
к мячу.

Вес спортсмена приходится на переднюю часть стопы, когда корпус не-
сколько наклонен вперед, а колени чуть согнуты. При этом пятки не должны
висеть в воздухе, иначе ноги будут находиться в постоянном напряжении и
устанут раньше времени.

Чтобы вес приходился на внутреннюю часть ступни, колени игрока долж-
ны быть немного сведены.

В основной стойке ступни расположены параллельно или немного развер-
нуты друг от друга. Если пятки излишне сведены, а носки - разведены, то из
такой позиции труднее начинать движение, и, кроме того, центр тяжести на-
ходится в неправильном месте. Удобнее двигаться, когда центр тяжести нахо-
дится над передне-внутренней частью стоп, что достигается благодаря парал-
лельному расположению ступней. В японской школе настольного тенниса
распространена стойка, в которой носки игрока сведены, пятки разведены, а
колени практически касаются друг друга. В такой позиции центр тяжести мак-
симально направлен на внутреннюю часть стопы. Впрочем, это крайняя сте-
пень, и в реальной игровой практике такая стойка практически не встречает-
ся.

В основной позиции ноги должны быть немного согнуты в коленях. Боль-
шинство европейских и китайских спортсменов играют именно в этой пози-
ции. В то же время, в японской школе принято сгибать колени сильнее обыч-
ного, что позволяет игрокам очень быстро начинать движение, однако требу-
ет огромной физической подготовки, поскольку на ноги приходится большая
нагрузка.

Свободная рука, также как и игровая, согнута в локте под 90 градусов и не
напряжена. Спортсмен, ожидающий мяча, не должен находиться в напряже-
нии, но при этом должен быть готов мгновенно отреагировать на игровую си-
туацию.

Для каждого удара и приема подачи существует свое исходное положе-
ние/о чем мы будем говорить отдельно, обсуждая конкретные удары и/или
прием подач.

89



Глава IV . Стойка и работа ног

Техника работы ног атакующего игрока
( правши ) при перемещении в боковых
направлениях ( Ленгеров ):

1) Игрок занимает исходную позицию для
атаки из правого угла стола, вес тела пере-
несен на правую ногу, правое плечо отве-
дено назад, ракетка опущена до уровня ко-
лена.

2) Игрок ударяет по мячу ракеткой на
уровне талии; плечи спортсмена располо-
жены параллельно концевой линии стола.

3) После завершения удара справа из пра-
вого угла игрок переносит вес тела на ле-
вую ногу.

4) Для атакующего удара справа из левого
угла стола игрок делает шаг в сторону ле-
вой ногой, корпус развернут в правую сто-
рону, ракетка находится в исходной пози-
ции на уровне колена.


90


настольный ТЕННИС



IV.2. Работа ног

5) Игрок бьет по мячу немного закрытой
ракеткой, ракетка находится на уровне та-
лии.

6) Игрок заканчивает удар, поворачивая
корпус вслед за движением руки, и пере-
носит вес на левую ногу.

7) Оттолкнувшись левой ногой, игрок де-
лает шаг правой до центральной линии
стола и возвращается в основную стойку
для форхэнд атаки.


IV.2. Работа ног

Правильная работа ног позволяет игроку, во-первых, своевременно вый-
ти к мячу и занять оптимальную позицию для нанесения удара, а во-вторых,
- вложить в удар больше энергии и сделать его мощнее. Нельзя сделать тех-
нически правильный удар, не заняв правильную позицию по отношению к
приходящему мячу.

Благодаря работе ног игрок перемещается в выгодное для нанесения
конкретного удара положение. Перемещаясь у стола, спортсмен постоянно

91


Глава IV . Стойка и работа ног

следит за тем, чтобы оказываться в "идеальной" позиции для приема того
или другого мяча. Иными словами, теннисист разворачивает корпус ли-
цом по направлению к приходящему мячу, встает на оптимальном рассто-
янии от места соударения мяча с ракеткой, принимает позицию, удобную
для выполнения удара т.д. Понятно, что в такой быстрой игре как настоль-
ный теннис, когда на протяжении встречи ситуация меняется молниеносно
и часто непредсказуемо, невозможно каждый удар выполнить из опти-
мального исходного положения. Это всего лишь идеал, к которому надо
стремиться.

Движения игрока, обеспечивающие выход на оптимальную исходную по-
зицию во время розыгрыша мяча, должны быть очень быстрыми. При этом
игрок должен выдвигаться на позицию для следующего удара не только быс-
тро, но и максимально "экономно", не совершая лишних движений. Специ-
фика работы ног зависит от того, в какой игровой зоне преимущественно иг-
рает спортсмен. Для зоны 1 -2 м от стола характерны перемещения с малой
амплитудой, в основном в боковом направлении: слева направо и обратно.
Для зоны 2-3 м от стола характерны перемещения со средней амплитудой в
боковом направлении и по диагонали. Для зоны 3-5 м характерны переме-
щения по диагонали и вперед-назад.

Наиболее общее правило для любых перемещений перед столом - пе-
редвигаться надо короткими шагами, что позволяет лучше удерживать
равновесие и дает возможность занять устойчивую исходную позицию для
удара. Во время движения центр тяжести должен смещаться в боковых и
передне-заднем направлениях, благодаря чему он все время находится в
одной плоскости. Двигаясь подобным образом, игрок не теряет времени
на перемещения корпуса вверх-вниз и ему легче выйти на исходное поло-
жение для выполнения удара. Все шаги или прыжки должны выполняться
в очень быстром темпе, начало движения должно быть мощным, "взрыв-
ным", а торможение - моментальным. Любые дополнительные шаги в из-
начальном направлении после выполнения удара ведут к потере времени
и делают возврат в основную стойку весьма проблематичным. Для хоро-
шей работы ноги игрока должны быть достаточно сильными. Поэтому
прыжки со скакалкой, бег на короткие дистанции, прыжки из приседа и
тому подобные упражнения должны занимать определенное место в тре-
нировочном процессе.

Схема работы ног, которую выбирает игрок, зависит от конкретной игро-
вой ситуации, умений и индивидуальных возможностей спортсмена. На
практике игроки применяют не только разные схемы работы ног, но зачастую
используют комбинации из двух или более схем.


92


настольный ТЕННИС


IV.2. Работа ног


IV .2.1. Схемы работы ног

В настольном теннисе существует пять базовых схем работы ног, все ос-
тальное представляет собой их различные комбинации.

В качестве основных схем работы ног можно выделить следующие:

а. Движения одной ногой (шаги и выпады с опорой на вторую ногу)

б. Одношажный способ передвижения (приставные шаги в сторону или по
диагонали)

в. Прыжки

г. Скрестный шаг

д. Бег

IV.2.1.1. Движения одной ногой

В рамках этой схемы работы ног иг-
рок движется в любом направлении
(влево, вправо, вперед, назад), делая
шаги одной ногой (правой или левой).
При этом центр тяжести тела спортсме-
на значительно смещается. Удар осу-
ществляется сразу после того, как иг-
рок сделал шаг; после удара спортс-
мен немедленно возвращается в ос-
новную стойку. Такая схема работы ног
позволяет "закрывать" относительно
небольшое пространство вокруг
спортсмена, но при этом дает возмож-

ность быстро возвращаться в основную стойку, поэтому ею удобно пользо-
ваться для выполнения ударов по мячу, направленному в сторону корпуса
спортсмена. Например, для выхода из основной стойки и приема короткого
мяча у стола или для приема мяча, идущего близко к корпусу игрока, подрез-
кой или атакующим форхэнд или бэкхэнд ударом и т.п.

IV.2.1.2. Приставные шаги

Приставные шаги - одна из наиболее распространенных схем работы ног
в настольном теннисе. Игрок смещается влево, отводя левую ногу в сторону,
а затем "подтягивает" правую (при смещении вправо - сначала отводится
правая нога, а за ней подтягивается левая). Эта схема работы ног использует-
ся как при игре в защите, так и в нападении. При движении вперед игрок
продвигает одну ногу ближе к столу, переносит на нее вес тела и затем "под-


93


Глава IV . Стойка и работа ног


тягивает" вторую ногу. При движении
назад - то же самое в обратном на-
правлении. Во время движения рас-
стояние между ступнями не должно
быть слишком большим. Если необ-
ходимо сместиться на значительное
расстояние, лучше сделать несколько
шагов.

Изредка используется такая схема,
когда "вторая" нога не подтягивается
к первой на исходное расстояние, а продвигается дальше по направлению
движения игрока, то есть ближе к первой ноге, и следующий шаг начинается
уже со "второй" ноги.

Шаги в сторону обычно используются для перемещения в ближней зоне у
стола и часто комбинируются с другими схемами работы ног.

IV.2.1.3. Прыжки

Игрок может перемещаться прыжками вправо или
влево. Во время прыжка положение центра тяжести те-
ла не должно значительно смещаться. В таком случае
игрок может быстро двигаться, но в то же время его не
"ведет" при приземлении, благодаря чему удар выпол-
няется из стабильного исходного положения. Особенно
часто прыжки используют игроки атакующего стиля при
игре у стола.



Прыжок влево


а) Приставные шаги влево

б) Приставные шаги вправо

IV.2.1.4. Скрестный шаг

В перекрестных шагах "дальняя" по направлению
движения нога идет первой. "Дальняя" нога переме-
щается ближе к приходящему мячу, затем следует шаг
второй ногой, которая перемещается в направлении
приходящего мяча и останавливается еще ближе к не-
му, чем "дальняя". Подобная схема работы ног исполь-
зуется в ситуациях, когда игроку необходимо достать
косо посланный мяч. Скрестный шаг часто использует-
ся в комбинации с другими схемами работы ног.


 


 


94


настольный ТЕННИС


IV.2. Работа ног


 

IV.2.1.5. Бег

Игрок может перемещаться бегом
в любом направлении. При этом ша-
ги должны быть достаточно коротки-
ми, а центр тяжести во время движе-
ния не должен существенно сме-
щаться относительно горизонталь-
ной плоскости.

Наиболее часто перемещаются
бегом игроки защитного стиля, когда
им требуется принять короткий мяч у стола. Впрочем, бег используется и в
других ситуациях, когда игроку, чтобы достать мяч, нужно преодолеть значи-
тельное расстояние. Этот способ передвижения обычно используется в ком-
бинации с другими схемами работы ног.

IV.2.2. Работа ног в нападении

В современном настольном теннисе при атакующей игре у стола чаще все-
го используются приставные шаги. Спортсмен атакующего стиля, играющий у
стола, вынужден постоянно перемещаться вправо или влево, чтобы принять
мяч. При этом смещение к столу или от стола у такого рода спортсменов бы-
вает незначительным. Атакующие теннисисты, играющие со средней дистан-
ции, чаще вынуждены перемещаться по диагонали, а в некоторых игровых
ситуациях - вперед и назад.

Для того, чтобы перемещаться параллельно концевой линии стола, атаку-
ющие спортсмены, играющие в ближней зоне, используют прыжки и при-
ставные шаги. В ситуации, когда требуется незначительное смещение относи-
тельно предыдущей позиции, обычно используются приставные шаги. Когда
нужно преодолеть большее расстояние, например, от одного края стола до
другого, также как и при игре на более далеком расстоянии от стола, исполь-
зуются скрестные шаги, иногда в сочетании с бегом. Атакующие спортсмены
в зависимости от игровой ситуации применяют различные комбинации схем
работы ног. Чаще всего встречаются следующие комбинации: скрестный шаг
и шаг одной ногой; приставной шаг и шаг одной ногой; бег и приставной шаг
или шаг одной ногой.

При передвижении к коротко поданному в правый угол мячу и выходе на
атакующий форхэнд удар у спортсмена-правши впереди оказывается правая
нога; если мяч идет по центру или в левый угол стола и спортсмен выходит на
удар слева, впереди может оказаться как правая, так и левая нога. Для спорт-
сменов-левшей наблюдается обратная ситуация.

95


Глава IV . Образец образцовый

IV.2.3. Работа ног в защите

Схема работы ног спортсмена защитного стиля, играющего подрезками,
отличается от схемы работы ног атакующего теннисиста, причем это касается
как перемещений вперед-назад, так и в сторону.

Спортсмен, играющий подрезкой с дальней дистанции, то есть из зоны 3-
5 метров от стола, перемещается влево или вправо, делая шаг в сторону со-
ответствующей ногой. При незначительном перемещении вторая нога не от-
рывается от пола, а при большом перемещении сдвигается, но при этом рас-
стояние между ступнями остается больше, чем в основной стойке. Это обус-
ловлено тем, что устойчивость при выполнении удара для защитника гораздо
менее значима, чем для игрока атакующего стиля. Атакующий игрок вклады-
вает в удар не только силу руки, но и инерцию корпуса, который поворачива-
ется в направлении удара, в то время как корпус защитника при выполнении
подрезки смещается вверх-вниз и лишь незначительно - вперед, а такое
движение не требует большой устойчивости.

Вообще, движение вперед и назад можно назвать основным элементом
во всех перемещениях игрока защитного стиля, играющего в зоне 3-5 метров
от стола. Защитник постоянно находится в ситуации, когда он должен прини-
мать короткий мяч у стола, а через мгновение - отходить назад для приема
мощного атакующего удара соперника. Для перемещения к столу и от стола
защитник обычно использует короткие беговые шаги, но может также приме-
нять шаги с опорой на одну ногу (выпады). Доставая короткий мяч, игрок за-
щитного стиля старается завершить свое перемещение (будь то бегом или
выпадами) так, чтобы его правая нога была ближе к столу, если он играет
правой рукой (соответственно, у спортсмена, играющего левой рукой, впере-
ди должна быть левая нога). Причем, последний шаг делается правой ногой
по направлению к столу (если игрок правша; если левша - то левой) незави-
симо от того, справа или слева принимается мяч. Происходит это потому, что
защитник должен начать движение, как только он обнаружит, что соперник
собирается послать короткий мяч, еще до того, когда станет ясно, в правый
или левый угол он будет направлен.

В идеале, принимая короткий мяч, защитник (правша) должен сделать
последний шаг правой ногой, если он отвечает ударом слева и левой ногой,
если он отвечает ударом справа. Иными словами, начиная движение до того
момента, когда станет понятно, куда (вправо или влево) будет направлен
мяч, спортсмен должен выдвинуться к столу, а затем понять направление по-
лета мяча и, соответственно, выступить вперед правой или левой ногой. Но
это практически невыполнимо, поскольку смена шага во время движения к
мячу чревата потерей скорости и нарушением целостности движения. Поэто-
му игрок должен начать движение, не учитывая то, в какую сторону придет


96


настольный ТЕННИС


IV.2. Работа ног

мяч, завершить перемещение шагом правой (правша) или левой (левша)
ноги и сыграть форхэнд или бэкхэнд ударом, невзирая на то, "удобная" нога
находится впереди или нет. Если же игрок-правша завершит движение ша-
гом левой ноги, то он будет находиться в идеальном положении для выпол-
нения удара справа, а вот удар слева у него вряд ли получится хорошим.

Поскольку бэкхэнд удар играется накрест, как бы "через корпус", то, сделав
выпад левой ногой, спортсмен-правша сокращает зону, в которой он может
принять мяч, идущий слева, и вообще делает удар слева затруднительным.
Соответственно, заканчивать движение к короткому мячу защитник должен
шагом правой ноги. В этом случае он находится в идеальном положении для
удара слева и, в то же время, может вполне успешно сыграть подрезкой спра-
ва. Причем для этого не нужно проявлять чудеса ловкости и скручивать пле-
чи и корпус. При форхэнд ударе корпус сдвигается незначительно, но при
этом зона приема мяча остается достаточно большой.

Движение по диагонали представляет собой комбинацию движения в сто-
рону и вперед или назад, в зависимости от того, куда перемещается спортс-
мен.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 597; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!