Сравнительная характеристика игр, применяемых в учебном процессе



Основные признаки игры

Тип учебной игры

 

Деловая игра

Оргдеятельностная

игра

Ролевая игра
Характеристики времени проведе- ния Дискретность

Дискретность

Непрерывность
Форма моделиро- вания или степень имитации Реальное проигры- вание.

Мыследеятельность

(размышление о дея- тельности).

Реальное проигры- вание.
Роль ведущего Активное вмеша- тельство в ход со- бытий, лидирова- ние.

Организатор коллек- тивного процесса, посредник коммуни- кации. Активная по-

зиция.

Позиция «за ка- дром», контролиру- ет опосредованно игровыми метода- ми.
Степень заданности ролей Заданность ролей, их явная представ- ленность.

Условность ролей, их незаданнность. Самоопределение участников, исходя

из личной позиции.

Заданность ролей, их явная представ- ленность.
Сфера (типичная) моделирования Управление соци- ально- экономическими системами.

Социально- производственная сфера, деятельность

в различных облас- тях практики.

Социальная и куль- турная сфера, соци- ально- экономические сис- темы.
Форма выработки решения участни- ками игры Коллективная.

Коллективная.

Коллективная или индивидуальная.
Система оценива- ния по ходу игры Присутствует.

Часто отсутствует.

Отсутствует.
         

В ходе проектировочных игр, как правило, решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформированием су- ществующих организационных структур. Для этих целей привлекаются те сотрудники, которые имеют соответствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач.

Проблемно-ориентированные игры нацелены прежде всего на по- становку и поиск решения проблем. Найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре. Иногда игра может быть использо- вана в качестве практического руководства для решения сложных, ком- плексных проблем с объединением усилий специалистов различных на- правлений.

Исследовательские игры отличаются направленностью на вскрытие новых закономерностей в социальных науках, в том числе и в психологии. Через этот тип игр, как правило, осуществляется внедрение «системных новообразований» в различные сферы общественной практики, изучение функционирования различных организаций в научных целях, решение ис-


следовательских задач, прогноз, апробирование намечаемых инноваций, а также диагностика участников игры.

Деловые игры (ДИ) в общем виде определяются как метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем проиг- рывания по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам (Хруцкий, 1991). Поэтому нередко деловые игры называют

«имитационными управленческими играми». Основной сферой приложе- ния деловых игр является принятие управленческого решения в социально- экономических ситуациях2.

Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия участников. Существенным признаком де- ловой игры является то, что она многотактна (предполагает множество ходов). Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной ин- формации, воздействует на модель объекта управления. Сведения об изме- нениях состояния объекта управления через систему оценивания действий участников поступают к игрокам. На основе полученной информации иг- роки вырабатывают решение на следующем такте управления, которое имеет целью новое воздействие на объект.

Роли и ролевые цели участников в ДИ часто смешаны – для части участников они строго заданы, прописаны и неизменны в течение игры, другая часть игроков определяют свои роли и формулируют цели, исходя из личного опыта. Из-за несовпадения ролевых целей участников (функ- циональных и игровых) при их взаимодействии происходит столкновение интересов, возникает конфликтная ситуация, что способствует созда- нию управляемого эмоционального напряжения.

Роль ведущего деловой игры отчетливо активна. Он является органи- затором, следит за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Система оценивания в ДИ часто довольно разветв- ленная. Она реализует две основные функции: обеспечение обратной связи игрокам для формирования ролевых целей и активизации участников на каждом этапе игры; воздействие на участников, отклоняющихся в своей игровой деятельности от предписанных ролей (процедурное средство). Под системой оценивания понимается система поощрений и наказаний, балльная оценка, которая может быть групповой или индивидуальной3.

 

2 В качестве исторической справки необходимо опровергнуть распространенное заблу- ждение, что деловые игры как форма учебного моделирования производственных си- туаций являются открытием американского менеджмента. Первая ДИ на тему «Пере- стройка производства в связи с резким изменением производственной программы» бы- ла разработана в 1936 г. Ленинградской промышленной академией для тренировки сту- дентов и руководящего фабрично-заводского персонала (Емельянов, 1985).

3 В Приложении 5 приводится примерный сценарий деловой игры и системы оценива- ния в ней результатов действий команд-участников.


Ролевые игры (РИ). Одно из важных отличий этих игр от рассмот- ренных выше состоит в том, что сферой моделирования РИ являются не только социально-экономические, но и культурные и социально- психологические системы. Часто в РИ присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает ее к повседневной реальности.

В ролевых играх в отличие от деловых отсутствует система оценива- ния. Действия игроков стимулируются здесь самим игровым комплексом, в который включаются элементы внешней среды. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, им в этом никто не помогает. Тем самым достигается высокий уровень самоорганизации уча- стников. Игроки, получая игровую реакцию других участников, сами де- лают выводы относительно собственного продвижения к игровой цели.

Руководитель РИ, как правило, не является непосредственным уча- стником игровой ситуации. Его место «за кадром», его задача состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реаль- ность. Ролевые игры непрерывны, т.е. игра не прерывается на обсуждение самой игры. Средства контроля за игровой ситуацией участникам известны заранее и представлены в виде игровых элементов среды. Все это обеспе- чивает определенную естественность и большую погруженность участни- ков в игровой процесс (пример сценария РИ см. в Приложении 6).

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!