Имитационные игровые методы активного обучения



Наиболее «совершенным» видом человеческой деятельности, во- площающей в себе все указанные выше принципы активизации учебно- познавательной деятельности, является ИГРА. Это обстоятельство объяс- няет, что часто все активные методы обучения называют «игровыми». Иг- ра выступает уникальным механизмом аккумуляции и передачи социаль-

 

 

1 От case (англ.) – случай, дело (юрид.).


ного опыта как практического (по овладению средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами пове- дения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения связа- но с требованиями повышения эффективности обучения за счет более ак- тивного включения слушателей в процесс не только получения (добыва- ния), но и непосредственного («здесь-и-теперь») использования знаний.

Игры являются удобной основой для построения имитационной дея- тельности по разрешению различных профессиональных проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи слушателям активной позиции – от роли игрока до соавтора иг- ры.

 

Структурные компоненты игры

Рассмотрение структуры игры целесообразно начать с ответа на во- прос: без чего не может быть игровой ситуации? (Базаров, 2000).

Роль и ее принятие участниками являются важнейшими состав- ляющими (ролевой) игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное, происходящее во внешнем плане воспроизведение деятельно- сти другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Человек может принимать роль через присвоение

ü внешних черт («рисунка») поведения,

ü норм деятельности,

ü социальных задач, стоящих перед ролью.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут за- даваться сценарием, преподавателем, ведущим игру или нормативными документами игры. Но кроме того, игровые действия могут быть сформу- лированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением си- туации, важнейшей детерминантой которого являются ролевые цели и лич- ные интересы участников. Ролевые цели предписываются участникам ус- ловиями игры и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и иг- ровые (Платов, 1991). Первые обусловлены спецификой функциональных обязанностей специалистов, деятельность которых имитируется в игре. Игровые же – характерны только для конкретной игровой ситуации (на- пример, набрать как можно большее количество баллов).

Моделирование в игре – структурный элемент, присущий исключи- тельно ролевым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами (макетами), замещающими реальный объект изучения (Айламазьян, 1989; см. также Растянников // Введение..., 1999). Модель реализуется через правила. Правила игры – это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игру из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально. С точки зрения самостоятельности дей- ствий игроков, а также строгости игровых правил, игры могут быть под- разделены на «жесткие», «свободные» и «промежуточные». К «жестким»


относятся игры, в основе которых лежит формальная модель имитируемых процессов, которая практически полностью задает «рисунок» игровых действий. Она же выступает основой для определения результатов дейст- вий игроков и обоснованности принятых ими решений. Игрокам представ- ляется весь объем обязательной информации. «Свободная» имитация про- исходит, как правило, на базе заранее написанного сценария, в котором за- дается лишь основное направление развития событий. Участникам игры предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут делать. Оценка результатов осуществляется экспертами, благо- даря чему повышается близость игры к реальным условиям деятельности.

Процесс игры отличает этот метод обучения от остальных. Процесс игры предполагает обязательное включение на протяжении ее хода допол- нительных «вводных» (специальной информации или реально происходя- щих событий), которые могут существенным образом повлиять на игровые роли, цели и игровые действия. Участники игры, получая информацию об изменении модели и осознавая результат своей деятельности, в дальней- шем должны действовать с учетом этого.

 

Классификация игр

Из множества возможных и существующих классификаций игр, ис- пользуемых в учебном процессе (начиная от «игр на свежем воздухе» до компьютерных моделей виртуальной реальности), выберем ту, которая ос- новывается на интегральной характеристике игр, включающей время про- ведения, формы и сферы моделирования, позиции ведущего игры, степень заданности ролей участников и т.д. Исходя из этого, все игры можно раз- делить на три основные категории – организационно-деятельностные, де- ловые и ролевые (Базаров, 2000). Их сравнительная характеристика дана в таблице 1.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) являются методом и технологией работы с деятельностью в различных областях практики. Мо- делирование в ОДИ предполагает размышление о деятельности, однако реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствуют. Су- щественным отличительным признаком ОДИ является то, что роли здесь условные. Различие ролевых целей обусловлено главным образом разли- чием личных интересов участников игры.

Ведущий игры в ОДИ является центральной фигурой, организующей коллективную мыследеятельность и выступающей посредником в процес- сах коммуникации и понимания (Попов, Щедровицкий, 1989). Система оценивания участниками друг друга, экспертами, ведущими по ходу игры часто отсутствует. Решения принимаются коллективно. Цель игрового коллектива превалирует над индивидуальными. Организация игры строит- ся по принципу: групповая работа – пленарное заседание – рефлексия по поводу игры.


Таблица 1


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!