ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ 19 страница
Выше было отмечено, что в процессе целеполагания можно выделить два момента идеального: объектную и субъектную цель, причем содержание последней сводится к единству преемственности объектных целей. Поскольку же всеобщее есть вещественно выраженное идеальное, постольку в нем процесс целеполагания результируется или относительно того, что идеальное воспроизводит, или относительно того, кто является источником идеального образа мира. Эти объектный и субъектный моменты всеобщего составляют его противоречивость, в которой выражено мышление как процесс. Наличие этих моментов за-
180
ставляет быть осмотрительным в определении различия между человеческим деятельным отношением и природным процессом. Различие это определяется во всеобщей представленности того и другого, но тогда в природный процесс привносится субъектность, а деятельное отношение объективизируется, лишаясь неповторимой индивидуальности того, кто его полагает. Вместе с тем, если всеобщая представленность мира обеспечивается орудийностью человека, а потому опосредствованностью деятельного отношения межиндивидуальным общением, то во всеобщем содержится инвариант того природного процесса, который человек целенаправленно регулирует. Получается, что единичность деятельного человека и единичность взаимодействующих компонентов природного процесса существенным образом отличаются друг от друга. Взаимодействие человеческих индивидов опосредствовано через идеальную цель, через непосредственный обмен деятельностью в процессе общения; опосредствованный же характер взаимодействия единичных компонентов природного процесса выясняется относительно орудийно обнаруживаемого человеком инварианта этого процесса. Таким образом, человек сам оказывается источником всеобщего в целеполагании, сам устанавливает инварианты природных процессов. Инвариантность же взаимодействующих компонентов природных процессов может быть установлена через генетическую соотнесенность одного процесса с другим (содержанием субъектной цели является единство в преемственности объектных целей). В теории природных процессов этот неантропоморфный характер их всеобщности формулируется в виде запрета телеологического конструирования. Значит, если можно говорить об орудийном опосредствовании, присущем самим природным процессам, то оно может быть рассмотрено как основание генетической связи между собой двух природных процессов. Так, например, в биологии инвариантен шифр, поэлементно связывающий нуклеотиды и аминокислоты в белковом синтезе, т.е. собственно химическая основа биологического процесса, или, вернее, основа генетической связи между собой химического и биологического процессов. Подобную же основу в преемственности физического и химического процессов играет соответствие
|
|
|
|
181
между валентностью и атомным весом, с одной стороны, и составом ядра и электронных орбит, с другой стороны, соответствие, инвариантно задающее место каждого химического элемента среди других элементов в таблице Менделеева. Следует предположить, что природность человеческого отношения к миру также опосредствуется через некое основание связи с исторически предшествующим природным процессом. Но суть человеческого отношения к миру сводится не к природной непосредственности, но к орудийной опосредствованности. Значит, инвариантность в природной преемственности человека относительно иных природных процессов исчерпывает его природную непосредственность. Последняя состоит в характере индивидуально-телесной подключенное™ к изменяющемуся орудийному телу культуры.
Процесс человеческой истории принципиально не-природен, и бессмысленно говорить о каком-то скрещивании в человеке двух процессов, например, биологического и социального; природность человека исчерпывается инвариантом биологической жизнедеятельности, свидетельствующим о том, что человеческая предметная деятельность преемственна относительно биологического природного процесса. Представленная инвариантом природного процесса всеобщность не может выступить в роли цели взаимодействующих его единичных компонентов, потому что она является всеобщностью генетически предшествующего процесса: физической всеобщностью химического процесса, химической всеобщностью биологического процесса, биологической всеобщностью человека как субъекта процесса предметной деятельности. Значит, этот инвариант оказывается универсальным способом воспроизведения данного взаимодействия, а не определением его направленности44, способом выражения его всеобщности. Последняя состоит в упорядоченности самого взаимодействия. Каждый из компонентов взаимодействия является результатом прежнего взаимодействия и вместе со своим антагонистом или протагонистом — источником будущего участника взаимодействия. Каждый участник взаимодействия оказывается как моментом, так и результатом его, т.е. особенным определением данного процесса. Любой природный процесс, любое природное взаимодействие
|
|
182
|
|
может быть воспроизведено только в соотношении и преемственности его особенных моментов. Именно таким образом, например, осуществляется взаимодействие биологических живых существ, вбирающих в свою вещественность вещественные результаты других живых существ, сотрудничая и соревнуясь с другими, преобразуясь в этом взаимодействии. Целевое упорядочивание этих моментов возможно лишь относительно соответствующего инварианта, который является универсальной формой выражения для взаимодействия в генетически преемственном относительно данного природном процессе. Так, любые опыты построения теории химической эволюции ориентируются на возрастающую роль катализа в химических реакциях, образцом чего оказывается химия живого организма; любые опыты в определении направленности биологической эволюции так или иначе восходят к человеку.
Присущее человеку природное взаимодействие не разворачивается в природный процесс, поскольку оно опосредствовано через орудийную деятельность. Биологическое по своему происхождению органное действие человеческого тела стабилизируется, становится, так же как и любой инвариант природного процесса, универсальным выражением для генетически преемственного относительно него процесса. В данном случае — для процесса орудийной деятельности45. Биологически инвариантная человеческая телесность сделалась средством выражения идеального — естественным языком человеческой общительной связи. Прежде чем человек обнаружил выразительную функцию инвариантов природных процессов для воспроизведения природного взаимодействия, он сам прошел трудный путь отыскания способов самовыражения с помощью своей собственной природной инвариантности. Неизменно воспроизводимое человеческое тело явилось универсальным средством деятельного общения в форме мимики и жеста. Так, вне всякого сомнения, рука долгое время конкурировала со словесным языком в качестве средства универсальной выразительности, а в какой-то мере она конкурирует и до сих пор, организуя жестикуляционный рисунок всего человеческого тела. В этом смысле словесный язык является дериватом непосредственно телесного выражения общительной связи. Человеческое тело в этой
183
своей выразительной функции уподоблялось орудиям, телесно отделенным от изготовляющих их и действующих с ними людей. Но именно этой орудийности и соответствовала более всего словесная речь: она способна активно воздействовать на других людей, будучи и непосредственно органной (артикуляционный аппарат), и вместе с тем физически отделимой (звук) от человека. Эта непосредственная телесность или природность (естественность) словесного языка, его неотделимость от вполне природного взаимодействия людей друг с другом является источником дивергенции языка, давно по своему механизму уподоблявшейся дивергенции видов в биологическом процессе [18:253-260].
Итак, биологическая инвариантность человека становится вещественной основой символического выражения идеального в непосредственном обмене деятельностью — в общении. Фундаментальную роль среди различных символических средств выражения идеального играет словесный язык (речь) благодаря одновременной слитности с индивидуальной телесностью человека и отделенности от нее — способности сплошного заполнения межиндивидуального пространства общительной связи. Эта связь дискретности и непрерывности позволяет словесному языку воспроизвести подвижность идеального в движении понятия — словесно-символического выражения идеального. Таким образом, всеобщее не утрачивает процессуальности мышления (идеального), но лишь выражает ее. Человеческая деятельность представлена каждому индивиду той или иной эпохи во всеобщем виде, т.е. является предметом исторически конкретного самосознания. Человеческая деятельность, представленная в качестве содержания исторически конкретного самосознания индивида, и является культурой. В это самосознание совершенно не обязательно входит идентификация индивидом самого себя в качестве самосознающего. Подобная рефлексия индивида на себя как на субъект самосознания возникла сравнительно недавно в истории исключительно европейского общества. Любому же обществу присуща эта обращенность деятельного отношения на себя по мере втягивания природных индивидов в процесс мыслительного воспроизведения окружающего мира и своей деятельнос-
184
ти в нем. Рассмотрим же структуру всеобщего, в котором соотнесены символические выражения субъекта и объекта деятельности. Символическая выраженность объекта деятельности представляет собой в качестве наличной ту идеализованную точку действенного схождения орудийной множественности, которая приписывается осваиваемому объекту (природному процессу). Это точка органического единства орудий, с помощью которой данный процесс осваивается, точка, знаменующая, что некоторый набор орудий, которыми пользуется человек, моделирует особенные моменты осваиваемого процесса. Относительно самого факта данной точки впервые можно объективизировать множественность орудий как моментов осваиваемого процесса, орудия впервые могут быть представлены как соотносимые друг с другом элементы множества. Эта идеализованная точка, тем самым, выражает тот необходимый момент любого природного процесса (материального мира), который называется пространством. Определить единство любого природного процесса, сформулировать объектную цель деятельности — это значит определить пространство, в котором орудийно воспроизводится данный процесс, чьи моменты приводятся в соответствие с этими орудиями.
Формулирование объектной цели, ее выбор предполагает объективизацию отношения к другому индивиду в виде некоей преемственности постановки объектных целей. При этом орудийная вооруженность упорядочивается не относительно того или иного природного процесса, но относительно процесса приобщения индивидов к орудийной деятельности, а значит, и к умению ставить цель. Символически выраженный субъект — словесно обозначенный принцип приобщения индивидов к целеполагающей деятельности представляет собой преемственную упорядоченность форм орудийности, соответствующих природным процессам (объектам деятельности), восходящую к орудийности субъекта деятельности. Символическая выраженность субъекта деятельности является выраженностью времени как момента во всеобщем виде определенного материального мира. То, что в вырази-' тельных формах всеобщего объекту соответствует пространственное определение мира, а субъекту — вре-
185
менное, было на идеалистический манер осмыслено еще в диалектике немецкой классической философии. Символическая представленность пространства и времени в конкретном процессе общения составляет предмет теории культуры. Эту символическую представленность пространства и времени в культурологии называют обычно «текстом». Текст конкретно историчен, существует в реальной общительной связи, хотя его единство всегда проблематично, даже если он канонизируется (например, в виде «священного писания» религиозной общности). Процесс мышления, составляющий основу движения понятия, всегда преодолевает канон текста, хотя для любого мыслительного движения точкой отсчета является этот канон. Различные культуры отличаются друг от друга по характеру текста, по тому, как в составе общения выражается источник знания — конкретно-историческое «Ты» для индивидуального субъекта общительной связи («Я»). Реконструкция этого «Ты» в соответствующих текстах является одновременно реконструкцией живого процесса общения, индивидуальных субъектов общительной связи. Вот почему любой текст, представленный как предмет культурологического исследования, вбирает в себя бесконечность процесса общения, воспроизводящего процесс освоения мира. В качестве такового текстуально выраженное «Ты» исторически конкретного субъекта общения является символом предметного содержания общительной связи. Это содержание оказывается достоянием индивида постольку, поскольку в символе открывается то, что он символизирует. Системность символизируемого в составе символа представлена через отношение знаков. Запечатленное в тексте соотношение символа и знака воспроизводит исторически конкретное отношение субъекта и объекта деятельности в теории культуры. Если текст словесноязыковый, то это соотношение составляет содержание понятия. Фундаментальность словесноязыкового выражения общительной связи для ее осуществления подчеркивается принципиальным отличием в исследовании письменных и бесписьменных культур, культур традициональных и нетрадицио-нальных (рефлексивных). В традициональных культурах текст отождествляется с самим идеальным, а потому воспринимается как абсолютизируемый источ-
186
ник мыслительной представленности объекта и субъекта деятельности. В таком случае в этих культурах отсутствует рефлексия на историю культуры, на трансформацию текстов, на целеполагающего индивида как субъекта культуры. Напротив, важнейшей особенностью нетрадициональной культуры является рефлексия на преемственность текстов, на проблематичность единства актуального текста собственной культуры. Подобная рефлексия возможна лишь в том случае, если выражение всеобщего отделяется в самосознании человека от выражаемого: всеобщее в составе самосознания деятельности обнаруживает свою символичность, свою соотнесенность с символизируемым46. Этим символизируемым оказываются природные процессы и природность человека, которая благодаря его орудийной вооруженности превращает самого человека в орудие орудий.
Процесс непосредственного обмена деятельностью составляет то, что Маркс называл духовным производством. Но это производство знания ориентировано на производство человеком самого себя как сообщества живых индивидов вместе со всем своим внеинди-видуальным телом, так называемой «материальной культурой», — совокупностью своих орудий. В этом «материальном производстве» человеком своей телесности, как индивидуальной, так и надындивидуальной, исторические эпохи отличаются друг от друга по тому, в чем обнаруживалось единство этих двух разновидностей телесности, в чем реально состояла вещественная основа человеческой общности. В процессе осваивающей деятельности человека преобразуются его орудия, а значит, преобразуется и вещественная основа связи индивидуального и надындивидуального тела человеческой общности. Поскольку эта вещественная основа сохраняет свою природную непосредственность, овладение ею становится так называемой «предпосылочной» орудийной деятельностью (предпо-сылочной относительно собственно осваивающей деятельности), например, в земледельческую эпоху — военной деятельностью. Необходимость этой дополнительной деятельности присвоения обусловливает характер межиндивидуальных связей в составе осваивающей деятельности. Вещественная основа связи индивидуального и надындивидуального тела общности
187
становится орудием межиндивидуальных отношений — посредником социальной общности. Эта вещественная основа и представляет собой объект социологии как науки. Вещественная основа общности, с одной стороны, играет роль языка — орудия межиндивидуальной связи, с другой стороны, — орудия как такового (единства орудий или орудия орудий), через которое может быть определено единство деятельного субъекта и объекта. В качестве орудия орудий вещественная основа задает границы, в которых индивидуальная деятельность определяется как момент общественной жизнедеятельности, так что индивид низводится до общественного орудия. В качестве средства межиндивидуальной связи эта вещественная основа превращает человека в символ общественной связи — в ее персонифицированную самоцель. Человек тогда оказывается самовыражением этой вещественной основы общности, когда он становится в своей индивидуальной деятельности общественным орудием. Статус этой общественной орудийности человека обеспечивает социальный институт. В рамках социального института орудийные способы осваивающей деятельности приобретают характер общественных норм, в которых прорисована деятельная ориентация человека, персонифицирующего единство общественной связи. Соответственно, нарушение этих норм, приводящее к выходу за пределы общественной жизнедеятельности, карается санкциями. В социальном институте природная единичность человека возводится к субъектности человеческого общественного действия через нормированные способы орудийного действия. Единство этих способов обеспечивается исторически конкретной вещественной основой связи индивидуальной и надындивидуальной (орудийной) телесности человека. В основе каждого социального института лежит военная дисциплинарность приобщения к общественным нормам и руководствования ими. Исследование социальных институтов составляет фундамент социологии как науки.
Социология как наука не могла возникнуть до тех пор, пока природа человека «скрывалась» внутри некоего природного процесса, являвшегося основанием связи индивидуальной телесности человека и его орудийного тела (назовем это основание орудийностью
188
человека). В доземледельческом обществе этой ору-дийностью являлось естественное воспроизводство любых индивидуальных представителей окружающего мира; в земледельческом — естественное плодородие земли. Причем если телесное воспроизводство человеческих индивидов входило в данные природные процессы как их подробность, то органное воспроизводство словесноязыкового общения совпадало с воспроизводством человеческой власти над этими процессами, а значит, в том числе с культурой как таковой (отсюда представление об естественности власти и форм общения). В природно-универсальном капиталистическом производстве человек не выступает от имени какого-либо объектного природного процесса, он впервые обнаруживает орудийность в самом себе в качестве рабочей силы — производителя товаров (вещественных результатов орудийной деятельности). Правда, единство этой орудийности, становясь здесь предметом научного изучения в социологии как конкретной науке, сохраняет значение естественной предпосылки деятельности (географическая, демографическая, расово-антропологическая и другие школы социологии). Собственно теоретическое основание социологии в эту эпоху закладывает политэкономия, рассматривающая человеческую деятельность как исключительно материальное производство, как орудийное приведение объектного природного многообразия к человеческой природности. Следы этой социологической фундаментальности политической экономии сохранились до сих пор в отсутствии дифференциации понятий политэкономии и исторического материализма, признаваемого в настоящее время основой марксистской социологии. В эту эпоху орудийность в своей основе сохраняет характер приводимых в действие человеком непосредственных природных сил, поэтому телесное воспроизводство индивидов лежит в основе воспроизводства рабочей силы. Существенно преображается характер орудийности в современном капиталистическом обществе. Основу орудийности здесь составляют различного рода системы управления природными процессами, т.е. средства общительной связи между людьми. В таком случае основой воспроизводства рабочей силы становится процесс воспроизводства языкового общения. Поэтому фундаментом
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!